Консультация для воспитателей
консультация

Ионова Ольга Ивановна

Консультация для ознакомления воспиталей с опытом работы по данной теме и систематизацией полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл timbilding_kak_sredstvo_splocheniya_det_kollektiva.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Шойбулакский детский сад «Колосок»

Медведевского муниципального района Республики Марий Эл

        

«Тимбилдинг

как средство сплочения детского коллектива»

(Консультация для воспитателей)

Подготовил  

воспитатель:

Ионова О. И.

                                                                                                                         

с. Шойбулак

2020

На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Не являются исключением в этом плане и наши дети. Коммуникативные умения нужны практически в любой жизненной ситуации: успешность во многом связана с нашим умением общаться, понимать других.  Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформулированными коммуникативными навыками, умеющую работать в «команде», брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, практической самооценки. На формирование и развитие подобных навыков и направлена технология Тимбилдинга.  

Как правило, все новое – это хорошо забытое старое. Мероприятия, нацеленные на повышение организованности команды, впервые начали проводиться еще в 40-е годы прошлого столетия. И все мы помним, что организация детских мероприятий была очень распространена в Советском союзе. Это были пионерские лагеря, многодневные выездные походы, туристические слеты и различные праздничные мероприятия.

Тимбилдинг – это прежде всего инструмент построения команды, который необходим каждому человеку. В истории немало примеров, когда именно помощь близких товарищей помогала совершать невообразимые открытия. Одному достичь успеха чрезвычайно сложно, и навык работы и построения общения в коллективе необходим каждому из нас, в том числе и ребёнку.

Существует множество психотипов детей. Кому-то общение дается легко, и дети быстро находят общий язык со сверстниками, даже попадая в новый коллектив. Порой, эти дети не боятся сцены и публичных выступлений, и им нужно лишь задать правильное направление, чтобы общение носило конструктивный характер. Но есть категория детей, которым общение дается намного сложнее. Как правило, трудности в общении не говорят о каких-либо отклонениях, а лишь отражают психотип и темперамент ребенка. Таким детям нужна определенная помощь в интеграции в коллективе, чтобы в дальнейшей, взрослой жизни трудности в общении не сформировали комплексы и коммуникационные барьеры. Помочь им можно, создав искусственную ситуацию взаимодействия с коллективом, где ребенок смог бы раскрыться и почувствовать себя частью коллектива, ощутить себя в безопасности. Важно как можно раньше избавиться от социальных барьеров и научиться адаптироваться в любом коллективе – отстаивать свою точку зрения, не бояться общения, показать свои личностные качества и интересы.

Отношения в коллективе влияют на все стороны жизни. Конфликтные отношения между детьми часто ведут к страху ответить на вопросы воспитателя, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития коллектива, но и для успешного усвоения знаний.

Детям необходимо научиться понимать друг друга и выполнять сложные задачи сообща, рассчитывая на эффективность. Для того, чтобы команда заняла первые позиции, необходимо дружно и слаженно пройти все испытания.

Тимбилдинг проводится как для детей, так и для взрослых. Детский тимбилдинг обладает рядом специфических и отличительных черт по сравнению с проведением тимбилдинга для старших возрастных групп. Тимбилдинг для дошкольников, как правило, проходит в игровой атмосфере, где все участники проявляют не только ловкость и физические навыки, но и развивают творческие способности, интеллектуальные качества, умение работать в команде.  В структуру тимбилдинга входят: игры, тренинги, упражнения.

Тимбилдинг необходим в детском коллективе, так как:

- с помощью тимбилдинга ребенок сможет избежать серьезных трудностей в общении и даст надежный фундамент для успешной реализации себя в будущем.

- с помощью моделирования ситуации все члены одной команды нарабатывают полезные навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, обретают удовлетворение от активного обмена эмоциями, побеждая скрытые комплексы.

Составляющие процесса командообразования:

  •   развитие сплоченности коллектива;
  •   оценка роли каждого «игрока» в команде;
  •   выявление лидеров;
  •   оттачивание навыков решения нестандартных задач;
  • повышение мотивации на достижение коллективных целей;
  • развитие стрессоустойчивости;
  • возможность для членов команды попробовать себя в новой роли.

Цели и задачи проведения Tимбилдинга:

— создать и поддержать дружеские отношения в коллективе;

— адаптировать новых детей в коллективе;

— снять психологическое напряжение, снять конфликт;

— повысить уровень доверия и взаимопомощи в коллективе;

— повысить уровень личной ответственности за результат;

— перевести мышление детей из состояния конкуренции к сотрудничеству.

 Результаты, достигаемые с помощью качественно проведенного тимбилдинга.

— нормализация атмосферы и отношений внутри коллектива, продуктивное разрешение конфликтных ситуаций;

— получение детьми навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык;

— верное понимание распределения ролей в команде, умение использовать ресурсы каждого участника команды;

— повышение уровня инициативности обучающихся;

— повышение уровня доверия в коллективе.

        Существует множество видов тимбилдинга.

Творческий тимбилдинг - от создания музыкальных групп до рисования картин и постановки спектаклей. Например, участники могут поставить пьесу или спектакль по мотивам известного произведения. Для максимального перевоплощения в роль потребуются костюмы и реквизит для воссоздания соответствующей обстановки на сцене.  

        Одной из форм проведения творческого тимбилдинга является коллективное создание картин – Арт тимбилдинг.

Интеллектуальный тимбилдинг – мозговые штурмы, викторины, квесты и другие интеллектуальные игры.

Социально-экологический тимбилдинг подразумевает субботники и благотворительные акции. К примеру, сотрудники могут заняться облагораживанием участков, посадкой деревьев и другими социально-полезными работами.

Спортивный тимбилдинг, который предполагает игры в команде: футбол, эстафеты, подвижные квесты, полосы препятствий, а также может включать такие игры, как волейбол, пейнтбол, лазертаг и т. п.  

Задачи спортивного тимбилдинга:

1. Способствовать повышению интереса детей и взрослых к занятиям физической культурой, используя упражнения и игры на командообразование.

2. Организовать и провести ряд мероприятий с участием детей и взрослых, посредством новой формы проведения - тимбилдинг.

3. Обучить детей эффективно взаимодействовать между собой.

4. Сплотить команду, вывести «командный дух» на более высокий уровень.

Чтобы провести большую часть предлагаемых далее игр, инвентарь практически не требуется. Кроме этого, можно провести тимбилдинг на природе, в помещении, на детской площадке для большого количества детей. И конечно, проводить его нужно в развлекательной форме, используя какой-нибудь яркий сюжет.

После окончания каждой игры с детьми стоит обсудить, что каждый из них делал для достижения цели. Пусть дети сами разбираются в сути заданий, не нужно превращать игровой формат в лекционный.

Психологический тимбилдинг  подразумевает тестирование, выполнение заданий, связанных с психологией. Такой вид тимбилдинга позволяет выявить неформальных лидеров в команде и понять роль каждого участника в коллективе путем создания непринужденной атмосферы. В ходе таких мероприятий формируются навыки правильного общения и умение находить компромисс.

        Корпоративный тимбилдинг. Этот вид тимбилдинга может осуществляться в самых разных форматах. Он может быть активным, творческим, в виде квеста или конкурса.

Таким образом, сплочение детского коллектива – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет педагога, особенно для детей  дошкольного возраста, чрезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в одну группу, дружный коллектив. Тимбилдинг – позволяет найти в ребятах данного конкретного коллектива скрытые возможности: их желания, потребности, интересы, способности и воплотить их в социально значимую деятельность, где и происходит сплочение детского коллектива.

Участвуя в подобных мероприятиях, дети учатся контактировать со своими сверстниками, находить с ними общий язык. Здесь он сможет выработать столь полезные в современной обстановке лидерские качества, научатся брать на себя ответственность, преодолевать свои комплексы и страхи, работать плечом к плечу со своими сверстниками. Это позволит им гораздо увереннее вести себя в окружении своих сверстников, даст навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.

Тимбилдинг  превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.

 

 

 Игры и эстафеты для тимбилдинга:

1. Малоподвижная игра «Обруч»

Из инвентаря нужен будет только обруч. Попросите чтобы дети встали тесным кругом, при этом одна рука должна быть внутри круга, приподнята на уровень головы. Объясните детям, что нужно вытянуть один палец той руки, которая поднята. На эти пальцы сверху положите обруч.

Разъясните, что тянуть обруч и цеплять его пальцами нельзя.

Следующим заданием будет опустить обруч на пол. Дайте детям возможность разобраться, как это сделать. Они примут свое решение, не подсказывайте.

Когда игра закончится, попросите детей рассказать, с каким сложностями они столкнулись.

2. Игра «Переход через болото» (проводится в помещении)

Каждому члену команды раздают лист бумаги, это «кочка» на болоте. Каждый участник должен, наступая на свою кочку, перейти через болото. Но в болоте живет ужасный и голодный крокодил, который утягивает к себе кочки, остающиеся пустыми. Поэтому игрок всегда должен стоять на «кочке».

Вся команда должна перейти болото по одному, соблюдая полную тишину. Казалось бы, это просто, но на практике требует больших усилий, особенно если человек в команде много. Бывает, что перейти получается только с 5 попытки, когда команда становится единым организмом.

3.«Косичка» (можно использовать на празднике 8 марта, вызвав 3 мамы)

Участникам дается три веревки (ленточки). Их задача - не отрывая рук от веревок, сплести ровную косичку путем перемещения. В плетении принимает участие вся команда.

4. Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

5. Игра «Гигантская скакалка»

Команда прыгает через 10-ти метровую скакалку

6. Игра «Хвостики»

Каждому участнику команды крепятся верёвочные «хвостики». В ходе игры необходимо оставить соперников «без хвоста».

7. «Перетягивание каната»

Классическое перетягивание каната – побеждает команда, вытянувшая центр каната из обозначенной зоны.

8.«Сиамские близнецы»

Дети разбиваются на пары, становятся плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они – «сросшиеся близнецы».

Предложите им походить по помещению, присесть, повернуться, лечь, встать, порисовать, вырезать что-нибудь из бумаги, завязать шнурки.

9.«Поводыри» (с помощью этой эстафеты дети сопереживают тем кто не видит)

Игроки разбиваются на пары.

Один стоит впереди, другой встает на расстоянии вытянутой руки с закрытыми глазами.

Первый, поводырь, сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться.

Игрокам предстоит пройти по мосту, проползти через пещеру, перепрыгнуть через речку.

Подсказывая и поддерживая партнера, игроки преодолевают все препятствия.

Затем траектория и скорость движения увеличиваются.

Взрослый следит за тем, чтобы игрок с открытыми глазами заботился о своем напарнике, аккуратно водил его между препятствиями.

10.«Пьедестал»

Дети должны уместиться все вместе на скамейке ограниченной площади или на любой другой возвышенной поверхности (например, на нескольких стульях, кубах, задача каждого участника – поддержать другого, а не устоять самому.

11.«Обруч»

Всё должны встать в круг и сцепиться за руки. Несколько обручей находятся между сцепленными руками нескольких участников. По сигналу начинают пролезать в обруч не расцепляя рук.

12.«Коршун и наседка»

Играющие становятся в затылок друг за другом и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает «наседку», все остальные - «цыплята». Один из играющих - «коршун». Он старается схватить «цыпленка», стоящего последним в цепи, «наседка» же всячески мешает этому, преграждая «коршуну» путь разведенными в сторону руками. Все играющие помогают «наседке», перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от «коршуна».

Если «коршуну» удается схватить «цыпленка», игра прекращается. «Коршун» идет в начало цепи и становится наседкой, пойманный «цыпленок» становится новым «коршуном».

13.«НОГА В НОГУ»

Участникам команды последовательно друг с другом связываются ноги. Задача – перешагнуть всем вместе через препятствия и не сбить их.

14.«Тачка»

Команды делят игроков на пары. Один из участников «пары» должен лечь на землю, а другой взять его за ноги (получается своеобразная тачка). После этого «пары» передвигаются к старту: первый игрок на руках, а другой обычным шагом, но держа своего партнёра за ноги. «Пары» обеих команд выстраиваются перед стартовой линией шеренгой и, по сигналу судьи, бегут к финишу. Побеждает команда, которая первая собирается у финиша в полном составе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...