Индивидуальная консультация для педагога на тему: «Гиперактивный ребенок»
консультация

Искандерова Самира Сабировна

В материале описаны основные признаки и особенности гиперактивных детей, даются советы педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-giperaktivnost.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная консультация для педагога на тему:

«Гиперактивный ребенок»

                                                                                     

Материал подготовил

педагог-психолог

МБДОУ № 2 «Аленький цветочек»

Искандерова С.С.

г. Корсаков, 2014 г

"Гипер" - составная часть сложных слов, указывающая на  превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского, что означает "действенный, деятельный". Первоначально этот термин употребляли только в коммерческом смысле (начало 19 века).

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют такие моменты, как недостаточная концентрация внимания, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности: в ее основе могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста, физические и психические травмы.

Основные признаки:

  • Отвлекаемость внимания.
  • Двигательная расторможенность.

Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Самая большая проблема гипердинамичного ребенка - его отвлекаемость.

  • Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно  дел не доводит до конца.
  • Ребенок слышит, когда к нему обращаются, но не может   сфокусировать себя.
  • Имеет трудности в организации.
  • Часто теряет вещи.
  • Часто бывает забывчив.
  • Он любопытен,  но не любознателен, ибо  любознательность   предполагает некоторое постоянство интереса.

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития.

•        Проявляет  беспокойство (барабанит пальцами,  двигается в    кресле, трудно неподвижно сидеть на месте, бегает на перемене, залезает куда-либо...)

Поступление в школу создает серьезные трудности для гиперактивных детей, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому эти дети не в состоянии удовлетворительно справиться с требованиями школы. Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатком побуждений.

Специалисты выделяют следующие особенности гиперактивных детей.

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
  2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
  3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4.        Нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игры и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии   и т. д.).

  1. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. Сложности  (не  связанные с  негативным    поведением   или     недостаточностью понимания) при выполнении предложенных    заданий.
  3. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
  4. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
  5. Неумение играть тихо, спокойно.
  6. .Болтливость.
  7. Мешает другим, пристает к окружающим   (например, вмешивается в игры других  детей).
  8. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает   обращенную к нему речь.
  1. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг и т. д.).
  2. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). Наличие у ребенка по крайней мере 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для   диагноза синдром дефицита внимания.

Советы педагогам/родителям.

  • В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной  модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это   поможет укрепить уверенность   ребенка в собственных силах.
  • Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя".
  • Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную   стимуляцию.
  • Поощряйте   ребенка за все   виды   деятельности, требующие   концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  • Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на   ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
  • Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к   снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

•        Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

•        Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с    синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность,   которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.