Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие социальных навыков и навыков самообслуживания у детей с 1.6 до 3 лет в условиях разновозрастной группы»
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Тарасенко Валентина Николаевна

Цель: показать роль педагога в практическом применении социальных навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рамка с большими пуговицами


Предварительный просмотр:

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»

Мастер-класс для педагогов по теме:

«Развитие социальных навыков и навыков

самообслуживания у детей с 1.6 до 3 лет

 в условиях разновозрастной группы»

 

 

 

Воспитатель:  Тарасенко В.Н.

 

 

 

 

 

 

Цель: показать роль педагога в практическом применении социальных навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Задачи:

  1. развивать навыки самообслуживания, формировать простейшие навыки поведения во время работы с материалом;
  2. передать свой опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
  3. повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

Оборудование.

Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Методическое оснащение: мультимедийная презентация, деревянная рамка с застегнутыми пуговицами, деревянная рамка с застежкой «молния».

Ход

  1. Приветствие. Постановка проблемы.

Добрый день, коллеги! Тема моего мастер-класса «Развитие социальных навыков и навыков самообслуживания у детей с 1,6 до 3 лет в условиях разновозрастной группы».

Завоевание ребенком свободы, независимости начинается с самого рождения.  Монтессори писала в книге «Впитывающий разум ребенка»: «Некая жизненная сила действует в индивидууме и ведет его по ступеням эволюции, маленькое существо растет, совершенствуется и преодолевает препятствия на своем пути… Можно сказать, что младенец рождается с «психологией завоевателя мира». Например, если учитывать, что до шести месяцев жизни ребенок абсолютно зависел от материнского молока, поскольку не был в состоянии переваривать иную пищу, то к шести месяцам им сделан важный шаг в завоевании свободы, словно малыш сказал себе, что «Не стану больше жить за счет мамы! Я живой человек и могу, есть все, что захочу».

Цель нашего мастер-класса показать роль педагога в практическом применении социальных навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Задачи мастер-класса представлены на экране.

Педагог-мастер. Уважаемые педагоги, ответьте, пожалуйста, на вопрос, в раннем возрасте, что является ведущим видом деятельности?

Педагоги-участники в раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность.

Педагог-мастер. Правильно в раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка. Он знакомиться с крупными предметами, получает возможность узнать их с различных сторон. Ребенок учиться ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Большинство задач он решает при помощи практических действий.

Наше дошкольное учреждение в своей педагогической работе использует технологию М. Монтессори. Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребёнку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребёнка к саморазвитию, поместив его в подготовлённую среду, имеющую чёткую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребёнка. Задачей же воспитателя, является помочь ребёнку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путём, реализовать свой творческий потенциал.

Развивающая среда группы поделена на зоны в соответствии с задачами развития и воспитания детей раннего возраста: «Зона упражнений в практической повседневной жизни»; «Сенсорная зона»; «Зона развития речи»; «Зона творческой деятельности».

Весь дидактический материал находится на полках и доступен детям, материал привлекателен, соответствует возрастным особенностям ребёнка, материал расположен по порядку по мере увеличения сложности. Разработан так, что позволяет ребёнку самостоятельно контролировать свои ошибки.

Сегодня мы с вами рассмотрим упражнения в практической жизни.

Основной целью этих практических упражнений, является развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, самостоятельности, привыкание к выполнению множества мелких операций в определенной последовательности. В процессе работы у ребёнка формируется чувство собственного достоинства и независимости, с увеличением независимости растёт уверенность в себе.

Сегодня я представлю вашему вниманию некоторый материал из практической зоны.

Рамка с большими пуговицами

Материал: 

Деревянная рамка, к которой прикреплены две половинки ткани, соединенные вертикально прорезанными петлями и пуговицами.

Цель: самостоятельно научиться застегивать пуговицы на одежде. Тренировка пальцев рук; координация движений, концентрация внимания; освоение последовательности действий; подготовка руки к письму.

Презентация: 

Педагог и ребенок приносят рамку с пуговицами и кладут ее в центр рабочего стола. Педагог начинает медленно, пошагово расстегивать пуговицы сверху вниз. Сначала она оттягивает петлю, потом вставляет в нее пуговицу, а затем вынимает ее из петли. Можно отогнуть расстегнутый уголок ткани, чтобы ребенок убедился, что дело сделано. Если на рамке пять пуговиц, то ребенок продолжает самостоятельную работу под наблюдением педагога после третьего шага презентации. Когда все пуговицы расстегнуты, педагог откидывает в стороны обе половинки ткани, и ребенок убеждается, что первая часть работы сделана. Теперь надо научиться пуговицы застегивать.

Педагог продолжает презентацию. Она складывает в центр обе половинки ткани и сверху вниз, двигаясь от петли к петле, просовывает в них пуговицы – застегивает рамку. Когда и эта работа закончена, можно проверить, точно ли она выполнена. Для этого нужно положить ладони на половинки ткани и растянуть их в стороны.

При работе с рамками желательно не отрывать их стола, чтобы дети не производили лишних, отвлекающих от основных действий, движений.

Новые слова: рамка, ткань, половинка ткани, застегивать, расстегивать. Пуговица большая и пуговица маленькая, петля, петелька.

Рамка с застежкой «молния»

Материал:

Квадратная рамка с половинками ткани, соединенными застежкой «молния».

Цель: застегивать и расстегивать «молнию». Развитие самостоятельности, координация сложных движений, концентрация внимания, развитие мелких движений пальцев рук, подготовка руки к письму.

Презентация:

Педагог предлагает ребенку посмотреть, как можно работать с рамкой, застегнутой на «молнию». Они вместе приносят эту рамку и кладут перед собой на стол так, чтобы замочек был наверху.

- Сначала, - говорит педагог, - я покажу тебе, как «молнию» расстегивают.

И она медленно показывает, как это делается, держа язычок замка двумя пальцами правой руки и опуская сверху вниз. Левой рукой она придерживает ткань, перемещая ладонь рядом с замочком. Когда «молния» расстегнута, половинки ткани откидываются в стороны, а затем вновь соединяются по центру, чтобы перейти к следующему действию.

Теперь «молнию» надо застегнуть. Для этого педагог двумя руками аккуратно соединяет замочек молнии, правой рукой берется за язычок и медленно поднимет его вверх. Левой рукой она придерживает ткань.

В практической зоне есть упражнение:

  • Пересыпание зерен ложкой;
  • Пересыпание из кувшина в кувшин;
  • Перекладывание большим пинцетом;
  • Переливание воды из кувшина в кувшин;
  • Взбивание пены;
  • Сортировка.

Упражнения жизненной практики, начинающиеся примерно в полтора года, продолжаются до тех пор, пока ребенку не исполнится три, когда он полностью удовлетворит свою потребность в «действиях, направленных на работу с материалом». Мы постарались обеспечить ему возможность «обучить» руки и развить скоординированные, целенаправленные движения. Давая ребенку понять, что он сможет теперь внести значительный вклад в жизнь своей семьи, мы в то же время помогаем развитию положительного отношения ребенка к взрослым.

Предоставленный мною материал, надеюсь, поможет вам в дальнейшей работе с детьми раннего возраста

Список литературы

1. Детский сад по системе Монтессори. От 0 до 3 лет: методические рекомендации для педагогов / Е.А. Хилтунен. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016.

2. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6месяцев до 6 лет / В. Дмитриева. – Москва: Эксмо, 2015.

3. М. Монтессори. Помоги мне это сделать самому / Сост., выступ. статья М.В. Богуславский,              Г.Б. Корнетов. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов на тему: "Развитие танцевальных навыков дошкольников через использование нетрадиционной атрибутики (вееров - вейлов)".

Мастер-класс на тему: "Развитие танцевальных навыков дошкольников через использование нетрадиционной атрибутики (вееров - вейлов) План.Теоретическая часть.1.Актуальность.2.Историческая справ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Тема: Современные подходы к формированию навыков безопасного поведения у детей младшей группы

Цель: Совершенствование работы детского сада и семьи в формировании осознанного безопасного поведения дошкольников.Задачи:1. Обеспечить освоение педагогами приемов рефлексивного подхода при обучении д...

Статья на тему Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные об...

Актуализация знаний педагогов по теме "Методы и приёмы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

С первых дней жизни при формировании навыков самообслуживания идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых....