Применение технологии террейна в режиссерской игре.
методическая разработка

Олейник Наталья Валентиновна

Старший дошкольный возраст - это период расцвета режиссерской игры. Режиссерская игра отличается богатым содержанием, сюжетосложением, качественным исполнением и многократной сменой ролей. Создавая и озвучивая предметный мир в такой игре, ребенок воплощает собственные замыслы. Для этого необходимо ориентироваться на создание среды для таких игр, в которых каждый ребенок сможет создавать игровой сюжет и реализовать его, проявлять индивидуальные особенности.  Поэтому здесь отлично вписывается технология «террейна», которая позволяет  развить  игровую практику детей  умениями дополнять «игровое поле» определёнными аксессуарами и ландшафтами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Технология террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста»

Старший дошкольный возраст - это период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью, так как в младшем возрасте это индивидуальная деятельность.

Режиссерская игра отличается богатым содержанием, сюжетосложением, качественным исполнением и многократной сменой ролей. Создавая и озвучивая предметный мир в такой игре, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Самостоятельное сочинение сказочных историй позволяет ребенку проявлять свое воображение.

Режиссерская игра является важнейшим фактором социализации дошкольника и в тоже время одним из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Таким образом, создание взрослыми пространства культуры игры является одним из условий практики дошкольных образовательных учреждений.  Для этого необходимо ориентироваться на создание среды для таких игр, в которых каждый ребенок сможет создавать игровой сюжет и реализовать его, проявлять индивидуальные особенности.

Но чтобы ребёнок развивался в деятельности, в ней самореализовался, самоутверждался пространство игры должно быть:

-проблемно насыщенным;

-открытым к активному достраиванию ребенком;

-диалогическим по способу функционирования;

-необыденным;

-иметь определенную оформленность предметных источников развития;

-многофункциональность.

Необходимо отметить о том, что в выборе игрового пространства есть некоторые условия, например, взрослые могут создать самое  удобное и подходящее игровое пространство для детей, НО у него будет один недостаток - это сделает не сам ребенок.  

Поэтому здесь самое важное -  наличие свободного пространства, используя которое ребенок сможет создавать свой собственный мир.

Зачастую мы видим, что дети не могут развить сюжет игры. Хотя уже  подобрали сказочных персонажей, игровое пространство. А игра распадается.

Как воспитателю помочь ребенку? Главным мотивом действия в режиссерской игре выступает какая-то история, сюжет. Разворачиваться она не может без игровой среды. Поэтому главными материалами для режиссерской игры должны стать маркеры пространства. Домики, деревья, какие-либо элементы ландшафта способны поддержать разнообразие сюжетных линий.

Поэтому здесь отлично вписывается технология «террейна», которая позволяет  развить  игровую практику детей  умениями дополнять «игровое поле» определёнными аксессуарами и ландшафтами: мостиками, озёрами, полянками и другими важными для игрока многочисленными деталями и необычными элементами.

В переводе с французского «террейн» это:

-антураж, определяющий в широком спектре следующие понятия – окружение, среда, окружающая обстановка;

-это украшение «игрового поля»;

-это разнообразие материалов для обогащения «игрового поля», включая природные, бросовые материалы, а также предметы из развивающей среды группы.

- это оживление, сюжетность, размах.

Преимущество террейна в том, что  «игровое поле» создают и оживляют сами дети. Террейн задаёт фон игры, позволяет ребенку погрузиться в атмосферу игры, в которой разворачивается определённый сюжет, выстроенный воображением ребенка. Период изготовления игрового ландшафта обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети договариваются, каким будет изготавливаемый  объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов друг другу по поводу выбора предметов, материалов, конструирования.

Т.о. это уже не просто взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослым. Это этап – сотворчества детей и взрослых, где каждый показывает новые грани своих творческих возможностей

Ребенок получает ни с чем несравнимое удовольствие – ребёнок творит собственный мир!

Универсальный макет - это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении, совместный поиск предметов-заместителей,  бросового материла для изготовления макетов и игровых атрибутов в предметно-игровой среде группы .

Различный игровой материал, который есть в среде, выступает в роли пускового механизма для детского творчества.

Но здесь есть тоже ряд условий:

1.Для свободной игры детей игрушки и игровые материалы должны быть в открытом доступе. Это необходимо, чтобы ребенок легко по ходу игры мог найти недостающий предмет.

Хорошо, если все игрушки имеют свое место и сгруппированы по понятному признаку: фигурки животных и людей, машинки, природный материал и т.п. Кроме того, можно иметь несколько емкостей, в которые дети могут складывать игрушки, которыми играют сейчас, - режиссерская игра часто продолжается длительный период.

2.Очень важно, чтобы игрушечный набор был неполным и в нем кого-то или чего-то не хватало. Намеренная недостача - важный принцип в организации игровой среды.

Волшебные персонажи (тролль, дракон), а также природные явления (ветер, мороз, солнце) могут создаваться из подручного материала: коряжек, палочек, лоскутов ткани. Намеренный дефицит игрушек, особенно предметной атрибутики, развивает способность к предметному замещению.

Мелкие игрушки, бросовый и природный материалы должны находится в свободном доступе: ребенок сам выбирает, что он будет использовать для террейна, с чем играть и сколько по времени.

Террейн – это украшение игры. Нередко именно такие детали, дополняющие игровое пространство, и привлекают внимание детей, захватывая их интерес.

А каким образом можно помочь ребенку начать режиссерскую игру?

Например, натолкнувшись случайно в волшебном чемоданчике на различные материалы, в том числе бросовый,  ребенок начинает создавать любой игровой персонаж.

А что если, он вдруг увидит  в этом волшебном чемоданчике изображения лиц различных сказочных героев?..... И так появляются герои, придумывается сюжет. Выбрать сказку, в которую попадают герои, задать проблемную ситуацию (Что там случилось? Как мы поможем помочь?) или подсказать нам новый поворот событий в придуманной сказке могут волшебные предметы (волшебный бинокль, веер сказок, волшебный клубок и т.д.), либо уже заданный, но не до конца оформленный макет с каким-либо  предметом из знакомой уже сказки (например, корзинка Красной Шапочки, туфелька Золушки, ступа Бабы Яги и т.п.).  

Воспитателю важно создать условия в предметно-развивающей среде, которые бы вызвали у детей удивление, интерес, любопытство.

Создание взрослыми пространства культуры игры является одним из условий игровой практики дошкольных образовательных учреждений. Тем самым вызвать ребенка на организацию своей игры.  

Таким образом, самостоятельные игры позволяют ребенку овладеть определенными навыками общения со сверстниками. Именно в процессе игровой практики у детей происходит превращение усваиваемых способов действий, эстетических ценностей, нравственных и социальных норм и идеалов во внутренние достижения детской личности. Совместная деятельность взрослого и детей в форме режиссёрской игры интегрирует в себе различные виды детской деятельности: дети играют, познают новое, рисуют, танцуют, изготавливают атрибуты к игре, экспериментируют и учатся общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект:" Применение технологии " Бусоград или волшебные игры феи Бусинки" в системе развития речи детей старшей группы.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность.При работе с бусами  происходит развитие пространственн...

«Применение технологии «Бусоград или Волшебные игры Феи бусинки»

АКТУАЛЬНОСТЬ:Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элем...

Применение технологии «Бусоград или Волшебные игры Феи бусинки» в развитии речи детей средней группы

Вместо красок разноцветныхВ руки бусы мы возьмем,Необычно и красиво Рисовать сейчас начнем!Бусы - это не только элемент украшений для модниц, но и доступный дидактический материал для развития ме...

Проект Применение технологии « Бусоград или волшебные игры феи Бусинки» для творческого развития детей дошкольного возраста

Технология "Бусоград или волшебные игры Феи бусинки "один из инструментов  способностей детей.Это система игр и творческих упражнений с бусами для дошкольников .На основании выше изложе...

Самообразование "Применение технологии БУСОГРАД или волшебные игры феи Бусинки в системе развития речи детей подготовительной группы"

Вид: творческий, развивающий.Продолжительность: 1 год.Сроки проведения: 01.09.2023г. по 31.05.2024 г.Участники проекта: дети, воспитатель. ЦЕЛЬ:Создание условий, способствующих раз...

Применение технологии «Бусоград или Волшебные игры Феи бусинки» М.И.Родиной

Применение технологии «Бусоград  или Волшебные игры Феи бусинки»М.И.Родиной...