«Формирование мотивов двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста».
статья (старшая группа)

Захарова Елена Михайловна

Сегодня мы будем говорить о двигательной активности, а именно о формировании мотивов к этой самой активности ведь потребность в движении дана человеку природой. Растущий организм особо нуждается в движении. Полноценное всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей старшего дошкольного возраста и не только.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование мотивов двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Захарова Елена Михайловна

МДОУ «Детский сад комбинированного вида

                           № 19 п. Разумное»

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня мы будем говорить о двигательной активности, а именно о формировании мотивов к этой самой активности ведь потребность в движении дана человеку природой. Растущий организм особо нуждается в движении. Полноценное всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей старшего дошкольного возраста и не только.

Что же такое двигательная активность и мотивация?

Двигательная активность - это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависят уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.

Мотивация - это психофизиологический процесс, который под действием внешних или внутренних факторов, стимулирует у детей желание заниматься той или иной деятельностью.

Следовательно, мотивы регулируют двигательную активность. Для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо наличие у ребенка соответствующего эмоционального опыта. Наиболее успешно эмоции формируются в игре. Именно поэтому двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям.

Методика формирования мотивационно-потребностной сферы дошкольника при организации физкультурной деятельности основана на эмоциональной регуляции двигательной деятельности ребенка. Для того чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо наличие у ребенка соответствующего эмоционального опыта. Наиболее успешно эмоциональные переживания формируются в игре. В физическом воспитании игровой метод используется в виде игровых упражнений. 

Основными мотивами двигательной активности у детей на этапе начальной спортивной подготовки являются: общение с товарищами, положительное отношение к инструктору по физической культуре, внетренировочные факторы (разнообразие досуговой деятельности). Чтобы общение с товарищами было для детей значимым на мотивирующем уровне, необходим хороший, «теплый», благоприятный микроклимат в группе.

Отношение дошкольников к инструктору по физической культуре определяется его личностными качествами (доброта, понимание) и поведением (двигательная активность во время занятий, поступки, важные личностные качества). Таким образом, поведение и деятельность инструктора по физической культуре является важнейшим фактором формирования у детей устойчивой мотивации к занятиям спортом.

С целью укрепления здоровья детей, формирования у них устойчивой потребности в регулярной физкультурной деятельности особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития ребёнка. Необходимы новые формы работы с дошкольниками, способствующие стимуляции активности и самостоятельности в двигательной деятельности ребёнка, которые, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создают стойкий интерес к физкультурной деятельности и положительно влияют на оптимальное развитие ребёнка.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна слабая мотивация к занятиям физическими упражнениями и низкий уровень физической подготовленности. Кроме того, «изнеженное» воспитание в семье и низкая мотивация родителей к двигательной активности вместе формируют отставание в развитии двигательных способностей, быструю утомляемость при физической нагрузке. С позиций гуманистического подхода следует учитывать, что собственная мотивационная система ребенка совершенствуется только к 6 годам, когда происходит становление II сигнальной системы, поэтому вокруг дошкольника необходимо создавать активную, модифицирующую, физкультурно-оздоровительную среду.

Для формирования устойчивой мотивации к занятиям физической культуры у детей также необходимо:

– Повышать эмоциональную насыщенность (например, включать большее количество подвижных игр и соревнований), актуализировать положительные эмоции у дошкольников, поскольку радость и удовольствие – одни из наиболее значительных факторов привлечения детей к двигательной активности.

При формировании мотивационной сферы старших дошкольников необходимо учитывать следующее:

– ставить многолетние перспективные цели;

– подчеркивать его более высокие возможности при реализации этапных целей и ориентировать на цели следующего этапа;

– развивать спортивное честолюбие;

– стимулировать дошкольников поощрениями;

– развивать положительные спортивные традиции группы;

– отражать в наглядной агитации успехи воспитанников детского сада;

– привлекать спортсменов для передачи и воспитания спортивного духа

– показывать пример активного и добросовестного отношения;

– раскрывать связи между достижениями и направленной тренировочной работой;

Очевидно, что для развития двигательной активности старших дошкольников, прежде всего, необходим мотивационно - эмоциональный компонент, который является главным формообразующим, так как развитие потребности в физической активности и мотивации двигательной активности напрямую определяют и самостоятельность в двигательной деятельности.

Эмоциональная составляющая мотивационно - эмоционального компонента двигательной самостоятельности (активности) выражает отношение, интерес, избирательность к предмету действия; формирующееся на основании инициативы и инициирующая собственную деятельность. Мотивационно-эмоциональный компонент реализуется через систему воспитательных и образовательных мероприятий, через развитие интереса к физкультуре и спорту. Данный компонент направляет и усиливает двигательную и познавательную, формирует потребность в развитии активности и самостоятельности в двигательной деятельности, установку на успехи в выполнении физических упражнений, спортивных достижений. Мотивационно-эмоциональный компонент превалирует, так как развитие потребности в двигательной деятельности и мотивации двигательной активности напрямую определяют и самостоятельность в двигательной деятельности. Мотивационно-эмоциональный компонент отражает активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, волевых усилий, направленных на практическую и познавательную деятельность.

Таким образом, формирование у детей интереса к двигательной активности является очень важным и ответственным делом родителей и педагогов. Использование всех форм занятий физической культурой, гибкость в применении методических приемов, правильный подбор пособий, оборудования, музыки активно влияют на формирование у детей потребности ежедневно выполнять физические упражнения в достаточном объеме для поддержания здоровья растущего организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные ...

Презентация для родительского собрания в старшей группе по теме "Развитие двигательной активности для детей старшего дошкольного возраста"

      Актуальность данной проблемы заключается в том, что в последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, мышечная нагрузка у детей уменьшае...

Саморегуляция двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Проблема формирования саморегуляции двигательной активности очень актуальна для практических психологов дошкольных учреждений, и особенно в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка активно развива...

Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста через организацию музыкально-ритмических игр и упражнений

Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста через организацию музыкально-ритмических игр и упражнений...

Методическое пособие "Работа с тренажерами как средство развития двигательных качеств и потребностей в ежедневной двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Методические материалы по работе с детскими спортивными тренажерами подготовлены в рамках реализации гранта «Развитие двигательных качеств, потребностей в ежедневной двигательной активности, осознанно...