Главные вкладки

    Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
    консультация (младшая группа)

    Коновалова Татьяна Анатольевна

    Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материале представлены игры, которые помогут  сблизиться воспитателю с детьми, а также наладить контакт между детьми и познакомить их друг с другом. Игры уже взяты, как знакомые, так и придуманные в ходе работы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл adaptatsiya_detey_v_dou._igry_v_period_adaptatsii.docx42.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Адаптация детей раннего возраста к условия ДОУ. Игры в период адаптации»

    Каждый из нас отдавал свою кроху в детский сад. Вспомните, как же мы волновались за него, как переживали и отчасти стресс испытывали не меньше малыша. Поэтому, насколько грамотно сработает воспитатель и с родителями, и с детьми зависит успешность пребывания ребёнка в саду.

    Что же такое «адаптация ребенка в детском саду» и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для  малыша?

    Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в жизни ребёнка, который изменяет почти все условия жизни малыша: режим дня, длительное отсутствие родителей, новые требования к поведению ребёнка, постоянный контакт со сверстниками, незнакомое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию и обрушиваются на него одновременно. Капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни – с такими трудностями сталкиваются родители малыша в связи с тем, что он переходит из семейной среды в среду дошкольного учреждения.

    Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть, каждый ребенок по-своему привыкает к детскому саду.

    Ребенок раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родителей, более слаб, раним.

    В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации.

    От того, насколько в семье подготовлены к переходу в ДОУ, зависит и течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда даже в течение полугода.

     Для хорошего самочувствия ребенка в детском саду. С первых дней пребывания в яслях необходимо стремиться к единству воспитательных приемов в семье и в группе.

    Несколько советов родителям для легкой адаптации  деток:

    1.        Положительный настрой семьи на поступление ребенка в детский сад;

    2.        Точное соблюдение режима дня дома, его единство с режимом детского сада (одно из самых важных условий);

    3.        Укороченное пребывание в первые дни посещения ДОУ;

    4.        Создание спокойной обстановки дома, ласковый тон в обращении к ребенку;

    5.        Внимательное отношение к проявлению самостоятельности, к возрастным особенностям поведения ребенка;

    6.        Правильные приемы кормления, высаживания и укладывания.

    Обязательно соблюдать график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 1 часа. Давать ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.

    Можно дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.

    Поддерживать ребенка в период адаптации, меньше обращать внимания на его капризы, дарить ему свое тепло и любовь. Постараться не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучать от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашать к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Беречь нервную систему ребенка.

    Отрицательно для успешной адаптации детей сказывается:

    - негативное отношение к ребенку;

    - запугивание ребенка детским садом;

    - пренебрежение к точному следованию режима;

    - несоблюдение гигиенических требований, одежда не по сезону;

    - прикармливание по пути в детский сад или в приемной группы;

    - вредные привычки: сосание соски, пальцев, укачивание на руках у взрослого;

    - необоснованная строгость и излишнее заласкивание при расставании с ребенком;

    - невыдержанность взрослых в семейных взаимоотношениях, шум, громкий разговор.

            Подготовка ребенка к детскому саду предусматривает:

    - выработку радостного отношения к приходу в ДОУ,

    - знакомство с воспитателями в присутствии близких людей,

    - своевременное привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

              Воспитание здорового ребенка, легкая адаптация к детскому саду – это в первую очередь совместная работа семьи и воспитателей!

    Чтобы более детально и как можно объективнее судить о процессе адаптации, существуют специально разработанные показатели, которые достаточно информативно характеризуют особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу.

    I. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому коллективу.

    II. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам.  

    III. Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице.

    IV. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно впервые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на новизну. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции.

    V. Социальные контакты. Уже в три года  малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса.

    VI. Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций.

    VII. Социальные навыки. Под прессом стресса малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая но-вые.

    VIII. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, вплоть до ее потери, но в процессе привыкания речь восстанавливается.

    IX. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.

    X. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

    XI. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется  ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем.

    Итак,  адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и  возможно, приводящий к стрессу.

    Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.

    Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,  сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

     Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

    Цель игр — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

            Требования к играм, проводимым в адаптационный период

    1.        они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

    2.        не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

    3.        должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители;

    4.        всем детям предлагаются одинаковые предметы;

    5.        инициатором игры выступает взрослый.

    Игры, направленные на сближение друг с другом и педагогом

    Такими играми мы встречаем ребёнка с утра,  тем самым показывая положительный настрой, что мы рады его видеть.

    Игра «Привет, дай ручку!»

    Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

    —Давай здороваться. Дай ручку!

    Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не следует подходить слишком близко, слова обращения к ребенку произносятся негромким, спокойным голосом.   Лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу, поэтому можно присесть на корточки.

    Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

    —Привет! Привет!

    Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

    —Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

    При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.

    —Пока! Пока! (Затем предлагает малышу попрощаться)

    —Помаши ручкой на прощание. Пока!

    Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

    Игра «Найди свой шкафчик»

    Цель: закрепить знание детьми своих шкафчиков, способствовать знакомству с детским садом и правилами поведения в нем

    Ход игры:

    Дети стоят возле воспитателя, он напоминает детям, что у каждого есть свой шкафчик. Складывать вещи нужно только в свой шкафчик, чтобы они не перепутались с вещами других ребят.

    Затем воспитатель просит малышей найти свой шкафчик и встать около него. Дети по очереди называют предмет, изображенный на картинке, прикрепленной на шкафчике.

    Игра «Мой дружок»

    Цель: способствовать эмоциональному благополучию детей

    Оборудование: коробка с маленькими резиновыми игрушками.

    Ход игры:

    Воспитатель приглашает детей посмотреть на  игрушки, которые сегодня пришли к детям в гости. Затем дети по очереди достают понравившуюся игрушку.

    Воспитатель: - Ребята, эти игрушки будут теперь всегда жить в детском саду и ждать вас по утрам, когда вы придете в детский сад. Давайте посадим понравившуюся игрушку к вам на шкафчик. Выберите себе игрушку и встаньте возле шкафчика, а я помогу вам её поставить наверх вашего шкафчика.   Теперь у каждого из вас будет свой дружок!

    Игра «Хлопаем в ладоши!»

    Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

    —Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

    Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

    —Давай похлопаем в ладоши вместе.

    Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

    Игра «Ку-ку!»

    Оборудование: кукла Маша.

    Ход игры:

    Педагог показывает малышу игрушку (Маша спряталась).

    — Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем кукла

    показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Маша! Привет!

    Маша кланяется, вертится в разные стороны, затем снова

    прячется. Игру можно повторить несколько раз.

    Игра: «Лови мячик!»

    Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

    Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

    - Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

    Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

    - Кати мячик! Ой! Поймала мячик!

    Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

    Игра: «Петрушка»

    Оборудование: кукла Петрушка.

    Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.

    — Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет!

    Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.

    —Давай здороваться! Дай ручку!

    После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.

    -Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

    Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.

    Игра «Котёнок»

    Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

    Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

    — Смотри, какой к нам пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.

    Действие сопровождается стихотворением:

    Киса, кисонька, кисуля! —

    Позвала котёнка Юля.

    Не спеши домой, постой! —

    И погладила рукой.

    Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

    Игра «Шарик»

    Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).

    Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.

    — Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.

    После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.

    — В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!

    Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.

    Игра «Платочек»

    Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).

    Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо

    сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре.

    Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:

    — Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!

    Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.

    —Где же наш Ваня? Ваня, ты где? Ау!

    После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.

    Игра: «Хлопушки»

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.

    Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.

    Детка хлопать так умеет,

    Своих ручек не жалеет.

    Вот так, вот так-так,

    Своих ручек не жалеет!

    Игра: «Киса, Киса! Брысь!»

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одно игрового действия на другое.

    Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.

    —Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят— «Киса! Киса!» — держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» — быстро спрячь ладошки за спину. Вот так.

    Киса, киса! Брысь!

    Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями.

    Игра: «Часики»

    Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.

    —Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!»— Давай поиграем в часы!

    Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов — осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.

    — Часики тикают: «тик-так! Тик-так!»

    Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, — часики | могут тикать медленно и быстро.

    Игра «Ладушки»

    Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши.

    —Давай похлопаем в ладоши—вот так.

    Ладушки-ладушки! Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши.

    —Где были?

    — У бабушки!

    — Что ели?

    —Кашку!

    — Что пили?

    —Бражку!

    Кашку поели,

    Бражку попили!

    Ш-у-у-у, полетели,

    На головку сели! На последних строчках помашите кистями рук, как

    крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша.

    Игра: «Сорока-белобока»

    Ход игры: Педагог берет руку ребенка в свою руку и начинает читать потешку, сопровождая текст движениями.

    Сорока-белобока

    Кашку варила,

    Деток кормила:

    Этому дала, этому дала,

    Этому дала, этому дала,

    А этому не дала:

    Ты, сынок, мал,

    Нам не помогал,

    Тебе каши не дадим.

    Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его

    ладошке — «мешает кашку». При словах «этому дала» загибайте

    поочередно пальчики ребенка, начиная с мизинца. При словах «а этому не дала» поверните большой палец ребенка и пощекочите его ладошку.

    Игра: «Коза рогатая»

    Ход игры: Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями.

    Идет коза рогатая,

    Идет коза бодатая,

    Ножками топ-топ!

    Глазками хлоп-хлоп:

    «Кто каши не ест,

    Кто молока не пьет,

    Того забодаю,

    Забодаю, забодаю!»

    Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец — получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка.

     «Игра» Давайте познакомимся.

             Дети с педагогом становятся в круг, взрослый стоит внутри круга.  Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых он легкий и неприятности при его ловле исключаются; во-вторых, он обычно яркий, красочный, что безусловно, привлекает малышей).

     Взрослый бросает мяч и называет имя ребёнка, ребёнок в свою очередь, называет имя взрослого и бросает ему мяч. Когда взрослый пройдет всех детей по кругу, то в круг встаёт ребёнок и также бросает мяч по кругу, начиная со взрослого.  Здесь важно участие педагога, так как дети быстрее запоминают его  имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.

            Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но её можно и разнообразить: например. Вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.

    Вариантов может быть множество.

    Игра с собачкой

    Материал. Игрушечная собачка.

    Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

    Гав-гав! Кто там?

    Это песик в гости к нам.

    Я собачку ставлю на пол.

    Дай, собачка, Варе лапу!

    Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!» При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

    Игра с куклой

    Материал. Кукла.

    Ход игры. Дайте ребенку куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, ноги, живот и т.д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т.д.

    Собираем игрушки

    Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде:

    «Мы игрушки собираем,

    Мы игрушки собираем!

    Тра-ля-ля, тра-ля-ля, тра-ля-ля

    Их на место убираем».

    Игра: «Передай колокольчик»

    Материал. Колокольчик.

    Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

    Игра: «Кати мяч дружку»

    Ход игры. Дети  садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

    Игра: «Домик из кубков»

    Цель: формировать навык у детей вертикально накладывать кубик на кубик, понимать слова: сделай, домик: развивать внимание и воспитывать аккуратность действий.

    Материал: по 4 кубика одинаковой величины на каждого ребенка.

    Ход игры. Воспитатель раздает кубики и сама строит домик, затем предлагает построить домик детям. В конце можно предложить поиграть в кубики всем вместе.

           Игра: « Раздувайся, пузырь!»

            Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки,  составленные один под другим, как в дудочку. При каждом вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу  со словами:

    Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

    Оставайся такой,  да не лопайся!

    Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

     Игра «Букетик цветов»

    Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения, взаимодействию детей

    Оборудование: игрушка Гномик, искусственные цветочки, аудиозапись медленной музыки

    Ход игры:

    Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые цветочки.

    - Гномик приглашает вас потанцевать с цветочками.

    Дети берут цветочки и кружатся с ними под музыку.

    - А хотите потанцевать с гномиком?

    Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.

    Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему цветочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.

    В заключение гномик благодарит малышей.

    Игра: «Иди ко мне»

    Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов, и манит его к себе, ласково, приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой хороший Коля пришел!»

    Игра: «Кто в кулачке?»

    Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

    Воспитатель читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

    Кто залез ко мне в кулачок?

    Это, может быть, сверчок? (сжать пальцы в кулак)

    Ну-ка, ну-ка, вылезай!

    Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить вперед большой палец).

    Игра: «Выдувание мыльных пузырей»

    Ход игры. Воспитатель выдувает мыльные пузыри.   Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

    Игра: «Поезд»

    Цель: отработка основных движений - бега и ходьбы.

    Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я - паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

    Игры с крупами (манкой) или песком

            В играх такого рода проявляется естественная активность ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице, именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

            Песок или крупы (манка) являются прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К.Г.Юнгом. Наблюдая за играми детей, мы видим, как  положительно это влияет на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

    Все игры  условно можно разделить на три направления:

      -   обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);

      -   познавательные (с их помощью познается многогранность нашего  мира);

       - проективные (с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

    На этапе адаптации ребенка используем обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти несложные упражнения доступны детям и способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

    Что нужно для реализации методики песочной терапии?

            Прежде всего песочница,  она может быть любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет – дно песочницы символизирует воду, а борта – небо.

            К песку предъявляются определенные требования: он должен быть чистым, просеянным (желательно прокаленным).

    Кроме лопаток, формочек, совочков,  должна быть собрана коллекция не-больших игрушек и предметов.

    Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становиться возможным.

    В процессе игр с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.

           

    Игра «Отпечатки наших рук»

            Поверхность песка ровная; песок влажный. Мы берём кинетический песок. Ребенок и педагог по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней сторонами. Необходимо слегка вдавливать руку в песок, прислушиваться к своим ощущениям, песок прохладный или теплый, сухой или мокрый, когда двигаем руками по песку – чувствуем маленькие песчинки.

            Делаем такие упражнения:

    1.        отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко, ежик);

    2.        скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание – показать, как едет машина, ползет змея, карусель. Тоже, поставив ладонь ребром;

    3.        шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчи-ком правой и левой рук. Потом двумя руками одновременно;

    4.        «игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино; движения мягкие, вверх – вниз, движется вся кисть);

    5.        «следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т.д.

    Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности  и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

    Игра «В поисках сокровищ»

    Берётся контейнер, в него насыпается манка, в манке прячем либо мелкие игрушки от киндеров, либо яркие камушки. Ребёнок пытается их найти с помощью руки на ощупь.

      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

    Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

    Подвижные игры для адаптации детей раннего возраста

    Этот материал поможет педагогам быстрее адаптировать детей в первой младшей группе ДОУ...

    Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

    Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

    Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

    С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

    Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

    Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...