Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
консультация (младшая группа)
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материале представлены игры, которые помогут сблизиться воспитателю с детьми, а также наладить контакт между детьми и познакомить их друг с другом. Игры уже взяты, как знакомые, так и придуманные в ходе работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_v_dou._igry_v_period_adaptatsii.docx | 42.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптация детей раннего возраста к условия ДОУ. Игры в период адаптации»
Каждый из нас отдавал свою кроху в детский сад. Вспомните, как же мы волновались за него, как переживали и отчасти стресс испытывали не меньше малыша. Поэтому, насколько грамотно сработает воспитатель и с родителями, и с детьми зависит успешность пребывания ребёнка в саду.
Что же такое «адаптация ребенка в детском саду» и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для малыша?
Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в жизни ребёнка, который изменяет почти все условия жизни малыша: режим дня, длительное отсутствие родителей, новые требования к поведению ребёнка, постоянный контакт со сверстниками, незнакомое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию и обрушиваются на него одновременно. Капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни – с такими трудностями сталкиваются родители малыша в связи с тем, что он переходит из семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть, каждый ребенок по-своему привыкает к детскому саду.
Ребенок раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родителей, более слаб, раним.
В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации.
От того, насколько в семье подготовлены к переходу в ДОУ, зависит и течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда даже в течение полугода.
Для хорошего самочувствия ребенка в детском саду. С первых дней пребывания в яслях необходимо стремиться к единству воспитательных приемов в семье и в группе.
Несколько советов родителям для легкой адаптации деток:
1. Положительный настрой семьи на поступление ребенка в детский сад;
2. Точное соблюдение режима дня дома, его единство с режимом детского сада (одно из самых важных условий);
3. Укороченное пребывание в первые дни посещения ДОУ;
4. Создание спокойной обстановки дома, ласковый тон в обращении к ребенку;
5. Внимательное отношение к проявлению самостоятельности, к возрастным особенностям поведения ребенка;
6. Правильные приемы кормления, высаживания и укладывания.
Обязательно соблюдать график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 1 часа. Давать ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
Можно дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
Поддерживать ребенка в период адаптации, меньше обращать внимания на его капризы, дарить ему свое тепло и любовь. Постараться не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучать от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашать к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Беречь нервную систему ребенка.
Отрицательно для успешной адаптации детей сказывается:
- негативное отношение к ребенку;
- запугивание ребенка детским садом;
- пренебрежение к точному следованию режима;
- несоблюдение гигиенических требований, одежда не по сезону;
- прикармливание по пути в детский сад или в приемной группы;
- вредные привычки: сосание соски, пальцев, укачивание на руках у взрослого;
- необоснованная строгость и излишнее заласкивание при расставании с ребенком;
- невыдержанность взрослых в семейных взаимоотношениях, шум, громкий разговор.
Подготовка ребенка к детскому саду предусматривает:
- выработку радостного отношения к приходу в ДОУ,
- знакомство с воспитателями в присутствии близких людей,
- своевременное привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Воспитание здорового ребенка, легкая адаптация к детскому саду – это в первую очередь совместная работа семьи и воспитателей!
Чтобы более детально и как можно объективнее судить о процессе адаптации, существуют специально разработанные показатели, которые достаточно информативно характеризуют особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу.
I. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому коллективу.
II. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам.
III. Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице.
IV. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно впервые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на новизну. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции.
V. Социальные контакты. Уже в три года малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса.
VI. Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций.
VII. Социальные навыки. Под прессом стресса малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая но-вые.
VIII. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, вплоть до ее потери, но в процессе привыкания речь восстанавливается.
IX. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.
X. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
XI. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем.
Итак, адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу.
Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Цель игр — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период
1. они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
2. не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
3. должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители;
4. всем детям предлагаются одинаковые предметы;
5. инициатором игры выступает взрослый.
Игры, направленные на сближение друг с другом и педагогом
Такими играми мы встречаем ребёнка с утра, тем самым показывая положительный настрой, что мы рады его видеть.
Игра «Привет, дай ручку!»
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не следует подходить слишком близко, слова обращения к ребенку произносятся негромким, спокойным голосом. Лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу, поэтому можно присесть на корточки.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
—Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
—Пока! Пока! (Затем предлагает малышу попрощаться)
—Помаши ручкой на прощание. Пока!
Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Игра «Найди свой шкафчик»
Цель: закрепить знание детьми своих шкафчиков, способствовать знакомству с детским садом и правилами поведения в нем
Ход игры:
Дети стоят возле воспитателя, он напоминает детям, что у каждого есть свой шкафчик. Складывать вещи нужно только в свой шкафчик, чтобы они не перепутались с вещами других ребят.
Затем воспитатель просит малышей найти свой шкафчик и встать около него. Дети по очереди называют предмет, изображенный на картинке, прикрепленной на шкафчике.
Игра «Мой дружок»
Цель: способствовать эмоциональному благополучию детей
Оборудование: коробка с маленькими резиновыми игрушками.
Ход игры:
Воспитатель приглашает детей посмотреть на игрушки, которые сегодня пришли к детям в гости. Затем дети по очереди достают понравившуюся игрушку.
Воспитатель: - Ребята, эти игрушки будут теперь всегда жить в детском саду и ждать вас по утрам, когда вы придете в детский сад. Давайте посадим понравившуюся игрушку к вам на шкафчик. Выберите себе игрушку и встаньте возле шкафчика, а я помогу вам её поставить наверх вашего шкафчика. Теперь у каждого из вас будет свой дружок!
Игра «Хлопаем в ладоши!»
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
—Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Игра «Ку-ку!»
Оборудование: кукла Маша.
Ход игры:
Педагог показывает малышу игрушку (Маша спряталась).
— Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем кукла
показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Маша! Привет!
Маша кланяется, вертится в разные стороны, затем снова
прячется. Игру можно повторить несколько раз.
Игра: «Лови мячик!»
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
- Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
- Кати мячик! Ой! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
Игра: «Петрушка»
Оборудование: кукла Петрушка.
Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.
— Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет!
Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.
—Давай здороваться! Дай ручку!
После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.
-Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
Игра «Котёнок»
Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
— Смотри, какой к нам пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кисуля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
Игра «Шарик»
Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).
Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.
— Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.
После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.
— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!
Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.
Игра «Платочек»
Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).
Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо
сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре.
Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:
— Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!
Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.
—Где же наш Ваня? Ваня, ты где? Ау!
После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.
Игра: «Хлопушки»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет!
Игра: «Киса, Киса! Брысь!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одно игрового действия на другое.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.
—Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят— «Киса! Киса!» — держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» — быстро спрячь ладошки за спину. Вот так.
Киса, киса! Брысь!
Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями.
Игра: «Часики»
Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.
—Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!»— Давай поиграем в часы!
Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов — осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.
— Часики тикают: «тик-так! Тик-так!»
Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, — часики | могут тикать медленно и быстро.
Игра «Ладушки»
Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши.
—Давай похлопаем в ладоши—вот так.
Ладушки-ладушки! Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши.
—Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
—Кашку!
— Что пили?
—Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили!
Ш-у-у-у, полетели,
На головку сели! На последних строчках помашите кистями рук, как
крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша.
Игра: «Сорока-белобока»
Ход игры: Педагог берет руку ребенка в свою руку и начинает читать потешку, сопровождая текст движениями.
Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Ты, сынок, мал,
Нам не помогал,
Тебе каши не дадим.
Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его
ладошке — «мешает кашку». При словах «этому дала» загибайте
поочередно пальчики ребенка, начиная с мизинца. При словах «а этому не дала» поверните большой палец ребенка и пощекочите его ладошку.
Игра: «Коза рогатая»
Ход игры: Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ!
Глазками хлоп-хлоп:
«Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю,
Забодаю, забодаю!»
Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец — получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка.
«Игра» Давайте познакомимся.
Дети с педагогом становятся в круг, взрослый стоит внутри круга. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых он легкий и неприятности при его ловле исключаются; во-вторых, он обычно яркий, красочный, что безусловно, привлекает малышей).
Взрослый бросает мяч и называет имя ребёнка, ребёнок в свою очередь, называет имя взрослого и бросает ему мяч. Когда взрослый пройдет всех детей по кругу, то в круг встаёт ребёнок и также бросает мяч по кругу, начиная со взрослого. Здесь важно участие педагога, так как дети быстрее запоминают его имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но её можно и разнообразить: например. Вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.
Вариантов может быть множество.
Игра с собачкой
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Варе лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!» При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Игра с куклой
Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребенку куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, ноги, живот и т.д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т.д.
Собираем игрушки
Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде:
«Мы игрушки собираем,
Мы игрушки собираем!
Тра-ля-ля, тра-ля-ля, тра-ля-ля
Их на место убираем».
Игра: «Передай колокольчик»
Материал. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).
Игра: «Кати мяч дружку»
Ход игры. Дети садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
Игра: «Домик из кубков»
Цель: формировать навык у детей вертикально накладывать кубик на кубик, понимать слова: сделай, домик: развивать внимание и воспитывать аккуратность действий.
Материал: по 4 кубика одинаковой величины на каждого ребенка.
Ход игры. Воспитатель раздает кубики и сама строит домик, затем предлагает построить домик детям. В конце можно предложить поиграть в кубики всем вместе.
Игра: « Раздувайся, пузырь!»
Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
Игра «Букетик цветов»
Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения, взаимодействию детей
Оборудование: игрушка Гномик, искусственные цветочки, аудиозапись медленной музыки
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые цветочки.
- Гномик приглашает вас потанцевать с цветочками.
Дети берут цветочки и кружатся с ними под музыку.
- А хотите потанцевать с гномиком?
Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.
Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему цветочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.
В заключение гномик благодарит малышей.
Игра: «Иди ко мне»
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов, и манит его к себе, ласково, приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой хороший Коля пришел!»
Игра: «Кто в кулачке?»
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
Воспитатель читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить вперед большой палец).
Игра: «Выдувание мыльных пузырей»
Ход игры. Воспитатель выдувает мыльные пузыри. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
Игра: «Поезд»
Цель: отработка основных движений - бега и ходьбы.
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я - паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Игры с крупами (манкой) или песком
В играх такого рода проявляется естественная активность ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице, именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Песок или крупы (манка) являются прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К.Г.Юнгом. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно это влияет на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Все игры условно можно разделить на три направления:
- обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);
- познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
- проективные (с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
На этапе адаптации ребенка используем обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти несложные упражнения доступны детям и способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Что нужно для реализации методики песочной терапии?
Прежде всего песочница, она может быть любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет – дно песочницы символизирует воду, а борта – небо.
К песку предъявляются определенные требования: он должен быть чистым, просеянным (желательно прокаленным).
Кроме лопаток, формочек, совочков, должна быть собрана коллекция не-больших игрушек и предметов.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становиться возможным.
В процессе игр с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.
Игра «Отпечатки наших рук»
Поверхность песка ровная; песок влажный. Мы берём кинетический песок. Ребенок и педагог по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней сторонами. Необходимо слегка вдавливать руку в песок, прислушиваться к своим ощущениям, песок прохладный или теплый, сухой или мокрый, когда двигаем руками по песку – чувствуем маленькие песчинки.
Делаем такие упражнения:
1. отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко, ежик);
2. скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание – показать, как едет машина, ползет змея, карусель. Тоже, поставив ладонь ребром;
3. шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчи-ком правой и левой рук. Потом двумя руками одновременно;
4. «игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино; движения мягкие, вверх – вниз, движется вся кисть);
5. «следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т.д.
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
Игра «В поисках сокровищ»
Берётся контейнер, в него насыпается манка, в манке прячем либо мелкие игрушки от киндеров, либо яркие камушки. Ребёнок пытается их найти с помощью руки на ощупь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста и «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
Подвижные игры для адаптации детей раннего возраста
Этот материал поможет педагогам быстрее адаптировать детей в первой младшей группе ДОУ...
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Консультация для педагогов «Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду»
Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руко...