Консультация: Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
консультация (старшая группа)

Погоришная Наталья Евгеньевна

Чувство патриотизма так многогранно, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Оно формируется постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, семье, родному краю, традициям, культуре и истории. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы как можно раньше пробудить эти чувства, развить интерес к явлениям общественной жизни, доступных детскому пониманию. Формирование нравственных понятий и патриотических чувств – это сложный и длительный процесс, требующий постоянных усилий. Для достижения результатов необходимо использовать эффективные методы воздействия на ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_did_igry_po_nrav-patr_1.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

   Воспитание нравственности и патриотизма – задача государственной важности. Дошкольное детство – это пора воспитания человека и его души, поэтому особенно важно зародить интерес к истории своего народа, города, своей страны, заложить нравственные основы гражданских чувств.

   Чувство патриотизма так многогранно, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Оно формируется постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, семье, родному краю, традициям, культуре и истории. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы как можно раньше пробудить эти чувства, развить интерес к явлениям общественной жизни, доступных детскому пониманию. Формирование нравственных понятий и патриотических чувств – это сложный и длительный процесс, требующий постоянных усилий. Для достижения результатов необходимо использовать эффективные методы воздействия на ребёнка.

   Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, самостоятельной игровой деятельностью и средством воспитания ребёнка. Дидактическая игра способствует развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению, закреплению и систематизации, расширению уже имеющихся представлений; происходит развитие памяти, внимания, наблюдательности, развитие умения делать выводы и умозаключения. Развивается речь детей: происходит пополнение и активизация словаря. Так же она способствует социально-нравственному развитию дошкольника. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми и взрослыми, развивается умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли ведущего.

   Главная цель любой дидактической игры - обучающая, поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание направленно на развёртывание игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, играя, он выполняет дидактическую задачу. В процессе игры дети знакомятся с достопримечательностями и историей родного края, своей страны, с народными традициями и культурой, воспитываются любовь и привязанность к своей семье, дому, улице, детскому саду, малой родине.

   Предлагаю ознакомиться с дидактическими играми, в которые можно поиграть вместе с детьми. Они помогут не только развить детские способности, но и провести время с ребёнком интересно и познавательно. 

Картотека дидактических игр по ознакомлению с родным краем.

Игра «Почта»

Цель: закреплять знания о городах России.

Игра «Экскурсия по Нижнему Новгороду»

Цель: закреплять знания детей о достопримечательностях Нижнего Новгорода.

Игра «Я живу на улице»

Цель: развивать знание и умение детей узнавать и называть улицы города Нижнего Новгорода.

Игра «Замочная скважина»

Цель: закреплять знания детей об улицах и достопримечательностях родного города.

Игра «Что в родном городе есть»

Цель: расширять и уточнять представления детей о культурных явлениях (цирк, театры, музеи, зоопарки) Нижнего Новгорода.

Игра «Памятники города»

Цель: закреплять знания детей об архитектурных памятниках нашего города.

Игра «Когда-то и сейчас»

Цель: развивать «чувство времени» у детей; формировать элементарные представления об истории человечества через игру.

Игра «Где в городе есть герб»

Расширять и уточнять знания детей о гербе родного города Нижнего Новгорода.

Игра «Наблюдатель»

Цель: развивать у детей наблюдательность, умение видеть интересное и необычное в окружающем мире; уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию.

Игра «Кто, где живёт»

Цель: развивать представления детей о том, что Россия – огромная, многонациональная страна; воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Игра «Пройди по стенам кремля и назови башни»

Цель: систематизировать знания о Нижегородском кремле; закрепить названия башен кремля.

Игра «Кто первым найдёт выход из кремля»

Цель: развивать умение ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги); учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.

Игра «Узнай и назови знаменитых людей Нижнего Новгорода»

Цель: расширять и уточнять знания о людях, прославивших Россию; воспитывать чувство гордости за свой город, любовь к нему.

Игра «Чем прославились эти люди»

Цель: закреплять знания о знаменитых людях – земляках, прославивших наш город.

Игра «С чьим именем связаны эти площадь, улица, парк?»

Цель: закреплять знания детей об улицах, площадях и парках родного города.

Игра «Гербы городов Нижегородской области – узнай и назови»

Цель: развивать интерес к символике Нижегородской области; закреплять знания о гербах городов Нижегородского края.

Игра «Промышленность Нижегородского края» (по типу лото)

Цель: уточнять и систематизировать знания о промышленности Нижегородской области.

Игра «Разложи правильно»

Цель: закреплять знания об архитектуре прошлого и настоящего.

Игра «Чудо – узоры»

Цель: развивать умение классифицировать элементы разных росписей.

Игра «Русский сувенир»

Цель: обобщить и закрепить представления детей о народных промыслах Нижегородской области.

Игра «Художественный музей»

Цель: закрепить знания детей о музеях и их экспонатах.

Игра «Колесо истории – старый Нижний»

Цель: обобщить и закрепить исторические сведения о Нижнем Новгороде, о прошлом Нижегородской ярмарки и Нижегородском кремле.

Игра «Символика России»

Цель: обобщить представления о происхождении и функциональном назначении герба и флага, символическом значении цвета и образов (орёл, всадник), гимне России.

Игра «Жилое – не жилое»

Цель: закрепить знания детей о различных зданиях; развивать умение классифицировать здания по их функциональному назначению.

Игра «Какие растут деревья?»

Цель: закреплять знания детей о природе родного края.

Игра «Какие бывают кустарники» (цветы) 

Цель: закреплять знания детей о природе родного края.

Игра «Зелёная аптека»

Цель: закреплять знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Игра «У кого какой домик»

Цель: закреплять знания детей о животных родного края.

Игра «Узнай по описанию» 

Цель: закреплять знания детей о животных родного края.

Игра «Красная книга Нижегородской области»

Цель: развивать интерес к родному краю; систематизировать знания о животных и растениях Нижегородской области, внесённых в Красную книгу.

Игра «Что правильно»

Цель: развивать внимание, логическое мышление; обогащать словарь.

Игра «Волшебный сундучок»

Цель: закреплять знания о музейных экспонатах. 

Игра «Волшебный сундучок» (2 вариант)

Цель: уточнять и закреплять знания о предметах быта в русской избе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Интерес к родному краю, своей стране, городу нужно прививать ребёнку ещё в дошкольном возрасте. Благодаря дидактическим играм, ребенок, постепенно, знакомится с детским садом, своей улицей, городом, с...

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитан...

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников " Семья"

Цель: -закрепить у детей представления о семье, ее членах;-проявлять заботу о родных людях; -развивать коммуникативные навыки детей; -воспитывать уважение к повседневному труду родителей; -...

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. «Угадай праздник»

Цель: отгадывать загадки, закреплять знания детей праздников, учить распознавать и называть их, рассказывать о символическом значении праздников и связанных с ними традиций. Развивать внимание, н...

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Данная разработка будет востребована для работы воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Консультация "Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников"

Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения за окружающим миром....