Взаимодействие старших и младших дошкольников в театрализованной деятельности
статья (подготовительная группа)

Толокнова  Елена Геннадьевна

В современном образовании остро стоит вопрос о социализации детей, которая происходит, в первую очередь, через общение. Освоение детьми опыта сотрудничества, содействует формированию доброжелательного и заботливого отношения к младшим, уважения к старшим, а также умение понимать состояние и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. Все это без сомнения поможет детям в дальнейшем легко строить отношения с другими людьми, как со сверстниками и детьми младшего возраста, так и с взрослыми.               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие старших и младших дошкольников в театрализованной деятельности.

«Театр это - волшебный мир,

в котором ребёнок радуется,

а играя, познаёт окружающее…»

О.П.Радынова

В современном образовании остро стоит вопрос о социализации детей, которая происходит, в первую очередь, через общение.

С учётом реализации новых ФГОС в системе ДОУ, индивидуализации образования становится актуальным построение образовательной деятельности на основе личностных особенностей каждого ребенка. Сам ребенок становится активным в выборе вида деятельности.

В   дошкольном   возрасте   игра   является   ведущим   видом  деятельности. Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях.

Наш многолетний опыт работы с детьми коррекционной группы показал, что у детей  имеет место системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. У этой группы детей наблюдаются двигательная расторможенность, отвлекаемость, повышенная утомляемость. Дети обычно не умеют ограничивать свои желания, отличаются негативизмом, импульсивностью, робостью, неуверенностью в себе, застенчивостью.  Используя в своей работе разнообразные методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками, мы пришли к выводу, что   театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Вместе с тем, мы отметили, что у детей нашей группы недостаточно опыта совместной деятельности и общения с представителями другого возраста. В детском  саду ребенок имеет дело с детьми своей возрастной группы, дома – с взрослыми людьми, а в редких случаях со своими братьями и сестрами. А если ребенок в семье единственный, он не имеет реальных навыков общения с детьми другого возраста, что и порождает развитие многочисленных конфликтов между ними. Перед нами  встала задача  научить детей  активно и результативно сотрудничать как со сверстниками, так и с малышами. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального сотрудничества разновозрастных детей.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы применяем игру – драматизацию. Осенью у  нас проходила лексическая тема «Овощи» и, как итоговое мероприятие   по лексической теме в группе была поставлена  сценка по русской    народной сказке «Репка». Дети самостоятельно выбирали для себя роли, подбирали маски и костюмы. Поскольку сюжет сказки детям давно знаком, у воспитанников была возможность импровизировать. Почувствовав себя настоящими артистами, ребята захотели  показать эту сказку малышам. Во время действия сказки спонтанно  возникло неформальное общение между актёрами и маленькими зрителями. Наши воспитанники осознали свой новый статус, и это придало им в глазах малышей большую значимость. Это послужило началом для дальнейшей совместной театрализованной деятельности старших и младших дошкольников.

Малыши побывали в волшебном мире таких  народных сказок, как: «Колобок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь». А так же  авторских сказок: В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок».

Дети нашей группы с удовольствием опекают малышей, обучают их, организуют совместную деятельность, а  малыши подражают поведению старших дошкольников.  К сожалению, иногда при непосредственном контакте у детей возникают конфликтные ситуации. Именно поэтому, рассматривая совместное сотрудничество детей разных возрастных групп, необходим поиск эффективных методов и приёмов сплочения детского коллектива. Мы активно ведём работу в этом направлении.  

 Освоение детьми опыта сотрудничества, содействует формированию уважительного отношения к педагогу, симпатии к другим детям, доброжелательного и заботливого отношения к младшим, уважения к старшим, а также умение понимать состояние и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. Все это без сомнения поможет детям в дальнейшем легко строить отношения с другими людьми, как со сверстниками и детьми младшего возраста, так и с взрослыми.                



Предварительный просмотр:

Взаимодействие старших и младших дошкольников в театрализованной деятельности.

«Театр это - волшебный мир,

в котором ребёнок радуется,

а играя, познаёт окружающее…»

О.П.Радынова

В современном образовании остро стоит вопрос о социализации детей, которая происходит, в первую очередь, через общение.

С учётом реализации новых ФГОС в системе ДОУ, индивидуализации образования становится актуальным построение образовательной деятельности на основе личностных особенностей каждого ребенка. Сам ребенок становится активным в выборе вида деятельности.

В   дошкольном   возрасте   игра   является   ведущим   видом  деятельности. Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях.

Наш многолетний опыт работы с детьми коррекционной группы показал, что у детей  имеет место системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. У этой группы детей наблюдаются двигательная расторможенность, отвлекаемость, повышенная утомляемость. Дети обычно не умеют ограничивать свои желания, отличаются негативизмом, импульсивностью, робостью, неуверенностью в себе, застенчивостью.  Используя в своей работе разнообразные методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками, мы пришли к выводу, что   театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Вместе с тем, мы отметили, что у детей нашей группы недостаточно опыта совместной деятельности и общения с представителями другого возраста. В детском  саду ребенок имеет дело с детьми своей возрастной группы, дома – с взрослыми людьми, а в редких случаях со своими братьями и сестрами. А если ребенок в семье единственный, он не имеет реальных навыков общения с детьми другого возраста, что и порождает развитие многочисленных конфликтов между ними. Перед нами  встала задача  научить детей  активно и результативно сотрудничать как со сверстниками, так и с малышами. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального сотрудничества разновозрастных детей.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы применяем игру – драматизацию. Осенью у  нас проходила лексическая тема «Овощи» и, как итоговое мероприятие   по лексической теме в группе была поставлена  сценка по русской    народной сказке «Репка». Дети самостоятельно выбирали для себя роли, подбирали маски и костюмы. Поскольку сюжет сказки детям давно знаком, у воспитанников была возможность импровизировать. Почувствовав себя настоящими артистами, ребята захотели  показать эту сказку малышам. Во время действия сказки спонтанно  возникло неформальное общение между актёрами и маленькими зрителями. Наши воспитанники осознали свой новый статус, и это придало им в глазах малышей большую значимость. Это послужило началом для дальнейшей совместной театрализованной деятельности старших и младших дошкольников.

Малыши побывали в волшебном мире таких  народных сказок, как: «Колобок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь». А так же  авторских сказок: В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок».

Дети нашей группы с удовольствием опекают малышей, обучают их, организуют совместную деятельность, а  малыши подражают поведению старших дошкольников.  К сожалению, иногда при непосредственном контакте у детей возникают конфликтные ситуации. Именно поэтому, рассматривая совместное сотрудничество детей разных возрастных групп, необходим поиск эффективных методов и приёмов сплочения детского коллектива. Мы активно ведём работу в этом направлении.  

 Освоение детьми опыта сотрудничества, содействует формированию уважительного отношения к педагогу, симпатии к другим детям, доброжелательного и заботливого отношения к младшим, уважения к старшим, а также умение понимать состояние и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. Все это без сомнения поможет детям в дальнейшем легко строить отношения с другими людьми, как со сверстниками и детьми младшего возраста, так и с взрослыми.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности»

Статья опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2014-2015 учебного года...

План-конспект занятия по формированию коммуникативных навыков младших дошкольников в театрализованной деятельности

План-конспект занятия по формированию коммуникативных навыков младших дошкольников в театрализованной деятельности Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста коммуникативных навыков ...

Буклет " Речевое развитие младших дошкольников через театрализованную деятельность"

Буклет "Речевое развитие младших дошкольников через театрализованную деятельность"...

"Развитие младших дошкольников в театрализованной деятельности".

Доклад о театрализованной деятельности с детьми....

Взаимодействие старших и младших дошкольников в театрализованной деятельности

В современном образовании остро стоит вопрос о социализации детей, которая происходит, в первую очередь, через общение. Освоение детьми опыта сотрудничества, содействует формированию доброже...