Мотивационная готовность к обучению в школе
консультация (подготовительная группа)

 Гладкова Любовь Ивановна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gladkova.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивационная готовность к обучению в школе

Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Готовность к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием,в котором можно выделить следующее:

а) интеллектуальная готовность (предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности).

б) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем.

в) мотивационная (личностная) готовность (включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика

Мы остановимся лишь на одной позиции - мотивационной готовности детей к школе, что входит в это понятие и какие методы мы используем для того, чтобы повысить эту готовность у детей.

Мотивационная готовность к обучению в школе развивается постепенно.

Когда спрашиваешь детей- хотят ли они пойти в школу, подавляющее большинство ответят, что хотят. Следовательно, можно сделать вывод, что мотивационная готовность у них есть.

Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышали, что попасть в школу очень важно, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки.

Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», которая является основой готовности к школе.

Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам. Однако, если ребенок часто слышит разговоры о том, что в школе не интересно, что это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще.

Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже 5 летним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.

Таким образом, первым этапом является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.Исследования мотивов учения старших дошкольников показали, что мотивы,связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. Отношение старших дошкольников к учению связано с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Это - познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в процессе познания,проявлять интеллектуальную активность. Здесь особенно важно различать интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо занятиям.

Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

Новая деятельность не возникает сразу во всей своей структурной целостности, а складывается постепенно. При этом одни ее компоненты появляются раньше, другие — позже. В дошкольном детстве учебная деятельность формируется, опираясь на ведущую деятельность данного возраста — игру, последовательно включая в нее элементы учения.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН работы с детьми 6-7 лет по волевой и мотивационной готовности к обучению в школе

Современная школа требует от детей, поступающих в 1 класс, более сложных форм умственной деятельности, более высокого уровня развития нравственно-волевых качеств, способности к управлению своим...

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе

Мотивационная готовность складывается из:- положительных представлений о школе;- желания учиться в школе;- сформированной позиции школьника;- адекватной самооценки....

«Азбука общения» Программа формирования мотивационной готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов.

Программа формирования мотивационной  готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов....

Конспект занятия с использованием сказкотерапии и песочной терапии для повышения уровня мотивационной готовности к обучению в школе.

Мной на базе МБДОУ «Детский сад №14» п. Н. Свет был опробован интегрированный метод сказкотерапии и песочной терапии в работе с детьми подготовительной группы для повышения уровня мотиваци...

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего возраста.

Предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников....

Рекомендации для педагогов по формированию у детей подготовительных групп мотивационной готовности к обучению в школе.

Даны рекомедации по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у будущих первоклассников....

Проект «Здравствуй, школа!» как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6 -7 лет

Актуальность исследования заключается в том, что поступление в школу является одним из важнейших этапов в жизни каждого ребенка. Происходит резкая смена условий и режима жизни ребенка. Школьное обучен...