Консультация для педагогов: Роль знаний об окружающей действительности в умственном развитии дошкольников
консультация

Павлова Вера Александровна

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Умственное развитие ребенка-дошкольника не сводится к развитию познавательных процессов – восприятия, представлений, мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль знаний об окружающей действительности в умственном развитии дошкольников

   Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

  Умственное развитие ребенка-дошкольника не сводится к развитию познавательных процессов – восприятия, представлений, мышления.  

    У ребенка в норме большое значение в умственном развитие имеет стихийное обучение, которое происходит в повседневной жизни. У ребенка с задержкой развития стихийное накопление знаний и представлений об окружающем мире не становится источником умственного развития, не создает основы для адекватной ориентировки в окружающем. Поэтому обучение имеет ведущее значение в накоплении знаний у ребенка, в их систематизации, в том, чтобы накопление знаний способствовало умственному развитию ребенка. Одним из разделов, обеспечивающих получение дошкольником систематических знаний, является ознакомление с окружающим.  

    Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребенка. И.Г.Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во всё многообразие окружающей природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы…Единственный подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы».

    Особую роль природы в умственном  развитии ребенка подчеркивал К.Д.Ушинский. Он считал: «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».    Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и на которых потом вытекают само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все,  «что есть в речи логического … протекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

    Я.А.Коменский, придавая большое значение воспитанию в дошкольном возрасте, вводит в программу материнской школы стройную систему элементарных природоведческих знаний. Ребенок должен непосредственно изучать окружающий мир: «Чем более знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей,… обучать всему через наблюдение и чувственное доказательство», - гласит знаменитое правило «Великой дидактики» Я.А.Коменского.  

   Разнообразие объектов природы позволяет организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

   Знакомя дошкольников с окружающим миром, перед педагогом встает ряд задач:

  1. Формирование у детей элементарной системы знаний;
  2. Формирование у детей трудовых навыков и умений;
  3. Формирование у детей любви к природе.

   Все перечисленные задачи, стоящие перед педагогом, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

Ознакомление с окружающим миром дошкольников с задержкой

психического развития

    Оценивая интеллектуальную готовность детей к школе, отмечается основная черта – низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности.

   Главная задача в работе с детьми с ЗПР – преодоление задержки развития, подготовка к обучению в школе. Особое место здесь занимает образовательная деятельность по ознакомлению представлений об окружающем мире. Основными целями этой образовательной деятельности являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.

   Система работы образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром связывает воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи.

   Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающем миром состоит не только в создании полных и устойчивых представлений о разнообразии и изменчивости окружающего мира, но главное – в формировании отношения ребенка к тому, что его окружает, поведения в социуме, природе.

   В процессе ознакомления представлений об окружающем мире у детей необходимо продолжать развитие последовательных познавательных установок: «Что это такое?», «Что с ним можно сделать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?».

   Моя задача состоит в том, чтобы подвести детей к пониманию последовательности явлений и установлению некоторых связей между предметами и явлениями природы, например причинных (временных): солнце светит мало, поэтому стало холодно; когда мороз – замерзают лужи; холодно – птицы голодные, их надо подкармливать; а также к простейшим обобщениям.

   Расширяя представления детей о сезонных явлениях природы, я стараюсь привлекать их внимание к признакам наступающего времени года, например, рассказывала, что осенью не так тепло, как летом, на небе тучи, часто идут дожди. Для закрепления использовала мнемотехнику, что помогло детям запомнить признаки того или иного времени года.

   С начала у детей формировались обобщенные представления об основных разновидностях свойств предметов, так называемых «сенсорных эталонов» (цвет, форма, величина, а также варианты расположения предметов в пространстве).

   На базе этих знаний идет формирование разносторонних конкретных представлений о предметах и явлениях.

   Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний, указывает С.Г. Шевченко,  - это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектом.

   Ж.Ж. Руссо, И.Г.Пестолоцци, Р.Оуэн и другие считали, что умственные силы ребенка, его нравственные качества ничто так не формирует, «как наблюдение различных царств естественного мира».

    Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей детей. Среди коррекционных задач выделяются:

  1. Расширение кругозора детей
  2. Воспитание познавательной активности
  3. Обогащение чувственного опыта
  4. Активизация интеллектуальной деятельности путем формирования умственных операций и действий анализа, сравнения, обобщения, группировки и классификации предметов, находящихся в ближайшем окружении ребенка
  5. Обучение построению умозаключений, выявляющих причинно-следственные, пространственные, временные связи в наблюдаемых явлениях и объектах
  6. Развитие речи включающее:

а) обогащение словаря,

      б) обучение построению высказываний,

      в) обучение составлению сюжетных и описательных рассказов.

   Система обучения дошкольников с окружающим миром осуществляется по следующим основным направлениям. Сначала у детей формируются обобщенные представления об основных разновидностях свойств предметов, так называемые «сенсорные эталоны» (цвет, форма, величина, а также варианты расположения предметов в пространстве).

   Исключительно важную роль в этой образовательной деятельности приобретает организация активной продуктивной деятельности детей, включающей выявление различных свойств предметов, а также связей и взаимоотношений между объектами и их частями с помощью широкого использования всех видов продуктивной деятельности: аппликации, рисовании, лепки, работы с природным материалом, конструирования.

   При изучении каждой темы программы необходимо обеспечить взаимосвязь следующих видов деятельности:

   -   непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями;

   - предментно-практической деятельности детей и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).  

   Для формирования элементов учебной деятельности огромное значение имеет сюжетно-ролевая игра, которая отражает, в первую  очередь, сложившиеся у ребенка знания и представления об окружающей действительности. Содержание таких игр являются объекты и отношения социальной среды, близкие жизненному опыту ребенка. Например: «Магазин», «Поликлиника», «Почта» и другие.

    Учиться, играя! Эта идея увлекала многих педагогов. Практически решил эту проблему Ш.А.Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания.  

   Первоначальные представления об изучаемых предметах и явлениях дети получают посредством наблюдений во время целенаправленных прогулок и экскурсий.

Список литературы

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., Международная педагогическая академия, 1994
  2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992
  3. Бобылева Л. Интерес к природе // Дошкольное воспитание №1, 2002
  4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 1999
  5. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. Мн., «Нар. асвета», 1972
  6.  Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателей дет.сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

Игра является деятельностью, которая имеет прямое отношение к потребностной сфере ребенка, а так же важным условием психического развития и становления самосознания......

Консультация для педагогов ДОУ «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей»

Вступивший в силу 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования в жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – челове...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников».

В консультации описаны цель и задачи построения речевой развивающей среды в каждой возрастной группе, а также даны советы по наполнению речевого уголка....

Консультация для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

Одной из важнейших задач в воспитании детей является “создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития спосо...

Консультация для воспитателей. Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника. Игра – основная деятельность дошкольника. Через игру дети постигают мир, учатся взаимодействовать, приобретают знания, умения и навыки.Существ...

Консультация для воспитателей: "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников."

Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников. консультация для воспитателей....

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном и речевом развитии дошкольников».

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном и речевом развитии дошкольников».Подготовила: старший воспитатель Курбанова А.В Одна из важных задач современного д...