Консультация для воспитателей
занимательные факты

Пестова Ольга Сергеевна

Консультация для воспитателей«Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_dlya_vospit.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ “Детский сад №340”

 Консультация для воспитателей

 «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»

Подготовила: ПЕСТОВА О.С.

г.Н.Новгород

2020

Русское  народное творчество – это животворящий неиссякаемый источник песен,

прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается жизнь народа,

его быт, уклад и история.

Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. 

 Фольклор   представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние   фольклора   на развитие ребенка практически невозможно.

Фольклор  – сокровищница народной мудрости. Музыкальный   фольклор   – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении

этих элементов большая сила педагогического воздействия. Сказки, загадки, поговорки, былины, песни, частушки, сказы, легенды, пословицы передавались народом из уст в

уста от поколения к поколению.  Фольклор   является основой нравственного, эстетического и патриотического   воспитания ребенка .   Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми , его образы доступны,   фольклорные   интонации вызывают у детей яркий эмоциональный отклик.

Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками,  пальчиками , подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своим ребенком в "сороку-ворону, которая кашку варила" или в "ладушки-ладушки". Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом "закреплять пройденный материал", ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.

Знакомство с  фольклором   развивает интерес и внимание к окружающему миру,

народному слову, народным обычаям, многому учат.

Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.

Детский  фольклор   является ценным средством   воспитания ребёнка , имеет большое

значение в приобщении его к истокам родного, истинного  русского   народного творчества.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ,  ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА.

Дом и ворота

- На поляне дом стоит  (изображаем "дом")

- Ну а к дому путь закрыт  (изображаем "ворота")

- Мы ворота открываем  (ладони разворачиваются параллельно друг другу)

- В этот домик приглашаем  (изображаем "дом")

Строим дом.

Это домик  (ладошки приставлены друг к другу)

Это крыша  (ладони сцеплены,   пальцы переплетены )

А труба еще повыше (мизинчики или безымянные  пальцы   поднимать то на одной руке,

то на другой, то на обеих одновременно)

МАЛАНЬЯ

У Маланьи, у старушки  (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке  (Сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей,  (Показать семь   пальцев )

Все без бровей  (Очертить брови   пальцами )

Вот с такими ушами,  (Растопыренные ладони поднести к ушам)

Вот с такими носами,  (Показать длинный нос двумя растопыренными   пальцами )

Вот с такими усами,  (Очертить   пальцами длинные   "гусарские" усы)

Вот с такой головой,  (Очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой!  (Показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели,  (Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)

На Маланью все глядели,  (Держа руки у глаз похлопать   пальцами , как ресницами)

И все делали вот так.  (Дети показывают загаданные действия)

РЕПКА.

Репку мы сажали  ( пальцами   как будто роем лунку на детской ладошке)

Репку поливали  (имитируем, как льется вода из лейки)

Вырастала репка  (выпрямляем постепенно   пальчики )

Хороша и крепка!

(ладонь оставить открытой,  пальцы   согнуть как крючочки. Крючочками своих   пальцев   беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)

Вытянуть не можем,

Кто же нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух!  (расцепили руки, потрясли кистями)

ЭТОТ  ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ .

Этот  пальчик хочет спать ,   (загните мизинчик)

Этот  пальчик лег в кровать ,   (загните безымянный   пальчик )

Этот  пальчик чуть вздремнул ,   (загните средний   пальчик )

Этот  пальчик уж уснул ,   (загните указательный   пальчик )

Этот  пальчик крепко спит .   (загните большой   пальчик )

Тише, дети, не шумите,

Пальчики не разбудите.

ДРУЖАТ НАШИ ДЕТИ.

Дружат наши дети,

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие  пальчики .

Во время чтения  пальцы   правой и левой руки соприкасаются и расходятся.

БРАТЬЯ.

Идут четыре брата  (показать четыре   пальца , большой палец прижат к ладони)

Навстречу им старшой.  (показать большой палец)

-Здорово, большак!

-Здорово Васька-указка,  (большой палец соединяется с указательным в колечко)

Мишка-середка,  (большой соединяется со средним   пальцем )

Гриша –сиротка  (большой соединяется с безымянным   пальцем )

И крошка- Тимошка.  (большой соединяется с мизинцем)

ДОЖДИК.

Дождик, дождик, лей-лей-лей!  (барабанить кончиками   пальцев по столу )

На меня и на людей!  (барабанить все сильнее и сильнее)

Дождик-дождик припусти,  (большой, безымянный и мизинец каждой руки поджаты к ладони)

Мы попрячемся в кусты (указательный и средний бегут к краю стола,

руки прячутся под стол)

Дождик, дождик, хватит лить  (снова барабанить   пальцами , все тише и тише)

Малых детушек мочить!  (постепенно перестать)

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК.

Пальчик-мальчик, где ты был?  (все   пальцы , кроме большого сжаты в кулак)

С этим братцем - в лес ходил  (показать указательный палец)

С этим братцем - щи варил  (показать средний палец)

С этим братцем - кашу ел  (показать безымянный палец)

С этим братцем - песни пел.  (показать мизинец)

ГОСТИ.

Стала Маша гостей звать,на блиночки созывать:  (хлопать в ладошки)

-И Иван, приди, и Степан приди, (поочередно загибать  пальцы руки , начиная с большого   пальца )

Да, Андрей приди, да Матвей приди.

А, Митрошечка, ну пожалуйста!

Гости посидели, блиночков поели.  (постучать кулачками друг об друга)

Стала Маша гостей провожать,в путь дорогу собирать:

-Прощевай, Иван!

Прощевай, Степан! (поочередно разгибать  пальцы руки , начиная с большого   пальца )

Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!

А ты, Митрошечка, моя крошечка,  (погладить мизинец другими   пальцами )

Побудь со мной еще немножечко!

 СОНЯ-ПАСТУШОК.

Вышел, вышел пастушок на лужок,

Он созвал, собрал бурёнок в кружок,

Наказал им никуда не ходить,

А коль волк придёт, его разбудить.

Посчитал коров и сладко зевнул.

Да под белою березкой уснул».

Пальчик  ребёнка становится пастушком, ваша ладонь лугом, а   пальцы – берёзками .

Пастушок должен лечь под одну из березок.Березка наклоняется к пастушку и пытается дотронуться до него:  «Не спи!» . Ребёнок должен успеть убрать   пальчик   и положить его у следующего   пальца . Как только пастушок будет разбужен, меняемся ролями.

БАНЬКА.

Над трубою дым поднимается, (сложить ладони вместе и сделать несколько волнообразных движений снизу вверх)

Да по небу дым расстилается  (раскрыть ладони и развести руки в разные стороны)

Не хлебы пекут – банька топится,

А народ спешит к ней, торопится (соединить кончики  пальцев двух рук , а ладони не соединять,   пальцы растопырить )

Прибежал Нафанька:  «Ой, пустите в баньку!»   (хлопать в ритм)

«Не стопилась банька. Обожди, Нафанька!»  (погрозить   пальчиком )

СОРОКА-БЕЛОБОКА.

Ты, сорока-белобока.  (Машем крыльями.)

Научи меня летать,  (Руки вверх.)

Ни высоко, ни далеко –  (Руки в стороны.)

Только море увидать.  (Ладонь козырьком ко лбу.)

ЛАКОМКА.

Стоит на кухне под столом горшок со свежим молоком

(Левую руку сжать в кулак, положить на сток вертикально, слегка приоткрыв сверху.)

Тайком пробралась в кухню кошка отведать молока немножко.

(Средний и безымянный  пальцы   правой руки соединить с большим так, чтобы получилось колечко,- это мордочка кошки; указательный палец и мизинец приподнять - так торчат кошачьи ушки.)

Наклонилась, пьет вершок, сунув голову в горшок.

(Постепенно просовываем правую руку в кулак левой руки.)

А потом - ой-ой-ой!Ай-ай-ай! Не вынуть голову никак.

(Кулак левой руки, сжимая  пальцы правой руки , поднимается вверх.)

Бежит кошка во двор,натолкнулась на забор.

(Передвигаем кулак левой руки с зажатыми в нем  пальцами правой руки .)

Бумс! Бумс! Тук-так-ток! Раскололся тот горшок.

(Разводим руки в стороны.)

Побежала кошка в дом опять за вкусным молоком.

(Средний и безымянный  пальцы   правой руки соединить с большим   пальцем так , чтобы получилось колечко, указательный палец и мизинец приподнять.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...