Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников через приобщение к природе
методическая разработка (старшая группа)

Татаринцева Алена Павловна

Представлен опыт работы воспитателя МБДОУ «Детский сад № 14» г. Городца Нижегородской области Татаринцевой Алены Павловны по нравственно-экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к природе.

В данной работе раскрывается значение экологического аспекта в формировании нравственных качеств дошкольников, актуальность экологического воспитания подрастающего поколения в целом. Представлены содержание, методы нравственного воспитания, условия, способствующие формированию нравственных качеств посредством экологического воспитания, раскрыты формы, методы и приемы работы с детьми. Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога.

Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной   диагностики, а практический материал, представленный в разделе «Приложение» поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvnno-ekologicheskoe_vospitanie_starshih_doshkolnikov.docx108.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственно-экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к природе»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №14»

Татаринцева Алена Павловна

г. Городец

2019

Информационный лист

Татаринцева Алена Павловна

Воспитатель групп общеразвивающей направленности

Образование высшее НГПУ  диплом АВС 0056175  Преподаватель, педагог-психолог по специальности «Дошкольная педагогика и психология» 1998 г.

Стаж работы 23 года

Квалификационная категория  I (первая) февраль 2019

Удостоверение о повышении квалификации №19378 апрель 2018 г.

Аннотация

Представлен опыт работы воспитателя МБДОУ «Детский сад № 14» Татаринцевой Алены Павловны по нравственно-экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к природе.

В данной работе раскрывается значение экологического аспекта в формировании нравственных качеств дошкольников, актуальность экологического воспитания подрастающего поколения в целом. Представлены содержание, методы нравственного воспитания, условия, способствующие формированию нравственных качеств посредством экологического воспитания, раскрыты формы, методы и приемы работы с детьми. Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога.

Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной   диагностики, а практический материал, представленный в разделе «Приложение» поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.

Содержание

Введение                                                                                4

  1. Теоретическая часть.

 1.1. Содержание, методы нравственного воспитания                                7

 1.2. Условия, способствующие формированию

        нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста                8

  1. Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство

 формирования нравственных качеств                                        9

  1.  Практическая часть

2.1. Содержание работы по нравственно-экологическому воспитанию

  в старшей группе ДОУ                                                                12

2.2. Формы, методы и приемы работы с детьми                                        13

III.Заключение                                                                        16

Библиография                                                                        17

Приложения                                                                                18

   

Введение

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»

В.А.Сухомлинский.

Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. И то, что он постепенно теряет запас доброты, внимательности виноваты мы, взрослые. Наша задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, и «братьям нашим меньшим» – животным, относиться к другому, как к самому себе, понимать и разделять огорчения и радости другого.

Мой опыт работы показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, обижают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорченность? Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим «я», «хочу» ради «мы». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении личности.

В последнее время очень остро стоит вопрос экологии. На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей, как другу, попавшему в беду.

Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.

В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.

  С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, что подразумевает создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

  ФГОС определяет целевые ориентиры, как «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.

Проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать нравственные качества ребенка, именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.  

Формирование нравственных качеств неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во-первых, это комплексное воздействие на формирование отношения дошкольников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во-вторых, собственно нравственные качества в широком смысле в целях формирования у дошкольников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как ее части.

Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Поэтому проблема формирования нравственных качеств личности на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Главной целью моей работы по этому направлению стало создание условий для формирования нравственных качеств личности, таких, как доброта, милосердие и внимательность у детей дошкольного возраста, создание условий для активной познавательной деятельности дошкольников и формирование бережного отношения к природе, а также экологическое просвещение родителей.

Цель может быть достигнута при решении следующих задач :

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания нравственных качеств дошкольников и раскрыть понятия «нравственное воспитание», «нравственное развитие», «нравственные качества», «экологическое воспитание».
  2. Изучить психолого-педагогические особенности развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Провести работу по формированию нравственных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания.
  4. Поощрять и стимулировать желание воспитанников проявлять нравственные качества.
  5. Дать методические рекомендации педагогам и родителям.

В основу данного исследования была положена гипотеза о том, что эффективность формирования нравственных качеств дошкольника может быть обеспечена, если будут созданы соответствующие педагогические условия.

Работа по данной теме проводилась поэтапно:

  1. Организационный – составление плана работы, подготовка развивающей среды, изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Основной – проведение работы с детьми в совместной деятельности с воспитателем, консультативно-педагогическая работа с педагогами и родителями: консультации, анкетирование, беседы, собрания.
  3. Заключительный – систематизация и обобщение результата, формулировка выводов и рекомендаций, оформление результатов исследования.

В процессе работы, в зависимости от этапа, использовались следующие методы:

- теоретический: изучение литературы по заявленной проблеме;

- практический: непосредственные действия воспитанников, контакт с предметами, играми, наблюдение.

При организации познавательной и практической деятельности я использовала наглядные методы, которые способствовали развитию внимательности, сосредоточенности. Одним из наглядных методов, который я использовала чаще всего были сравнительные наблюдения, представляющие особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Такие наблюдения давали ребенку возможность найти в объекте отличия, сходства, сделать соответствующие выводы, установить причинно-следственные связи. Например, сравнение строения березы и одуванчика, или внешнего вида вороны и воробья; планеты и звезды и т. д. Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдения, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не имеющих под собой прочной, чувственной основы. Наиболее яркие наблюдения проводились в живом уголке, на экскурсиях.

Образовательно - воспитательный процесс по формированию нравственных качеств выстраивала с учётом следующих принципов:

  • Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
  • Целостность - формирование у дошкольников целостного представления об экологии.
  • Системность - этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка об экологии в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  • Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.

Для формирования нравственных качеств у дошкольников использовала следующие инновационные методы и приемы:

- методы формирования сознания: беседа, рассказ, внушение;

- методы организации деятельности и формирование опыта поведения: воспитывающие ситуации, общественное мнение, приучение, упражнения;

- методы стимулирования и мотивации поведения: одобрение или осуждение поступков, создание ситуации успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка.

В современном постоянно изменяющемся мире педагогическая наука и образование не стоят на месте. Образовательный процесс должен быть ориентирован не только на усвоение воспитанниками определенной суммой знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Поэтому, я считаю, что данная тема, никогда не устаревает. Каждый педагог ее заново открывает и переосмысливает, начиная работать с новыми воспитанниками.

Теоретическая часть.

1.1 Содержание, методы нравственного воспитания.

Проблеме нравственного развития и воспитания посвящены многочисленные труды зарубежных и отечественных исследователей Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, А.И. Липкина, СВ. Петерина, Т.О. Пономаренко, С.Е. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г. Цуканова, О.А. Шаграева, Э.В. Штиммер, Е.К. Ягловская и другие.

Нравственное воспитание представляет собой чрезвычайно сложное и многогранное воздействие на человека, в частности, на ребенка дошкольного возраста. Это и формирование основ моральных качеств растущего человека, и успешное представление педагогом понятий, на основе которых ребенок совершит поступки, соответствующие нормам и интересам общества, и зарождение глубоких нравственных чувств, и накопление ребенком положительного опыта в поведении с окружающими, и его личное отношение ко всем сферам общественной, духовной и практической жизни на земле.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.).

Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников. Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.

Значения чувств в нравственном формировании личности исключительно велико. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. От направленности нравственных чувств во многом зависит поведение человека.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф..

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств - гуманизм, коллективизм, патриотизм.

Нравственное качество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравственные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни).

Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.

Воспитание личности, понимаемое как формирование определенных нравственных (моральных) качеств, - сложный процесс.

Нравственные качества – это комплексные образования, в которых в едином сплаве присутствуют и представления о нормах морали, и отношения к ним, и внутренняя потребность поступать в соответствии с ними.

На формирование нравственных качеств большое значение оказывает то, какие методы мы используем - способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и нормами общества.

 Рассматривая разные методы нравственного воспитания, мы можем определить способы достижения цели, то есть способы формирования нравственных качеств дошкольников.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания: Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

- методы формирования нравственного поведения: поручение, требование, воспитывающие ситуации;

- методы формирования нравственного сознания: объяснение, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.

Во время образовательной деятельности, в других режимных моментах главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения.

Зарождение высоконравственного поведения ребенка складывается из множества отдельных маленьких поступков: из его слова, действия, бездействия, из его отношения к действиям и словам других. Все эти слова, действия и поступки предвидеть невозможно, но есть поступки и отношения, в которых ребенок должен быть тверд: что можно, что нельзя, как нужно поступать.

Учет этих научно обоснованных принципов, в педагогической работе по формированию нравственных качеств, требует от педагога ещё и установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы среди родителей.

Таким образом, нравственность - основополагающее понятие в воспитании, это форма сознания и поведения, и одновременно вид отношений. Поэтому нравственное воспитание детей-дошкольников в детском учреждении направлено на формирование у них прочных нравственных качеств, навыков поведения и отношений в коллективе, основанных на гуманизме и закрепленных в различных видах деятельности.

           

1.2 Условия, способствующие формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Формирование нравственных качеств человека – сложный процесс, который должен начинаться в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.

Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные качества, представления, понятия и поведение гражданина общества.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

Средствами формирования нравственных качеств являются:

1. Художественные средства - художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др.

Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.

2. Природа (С.Н.Николаева).

Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

3. Собственная деятельность детей - игра, труд, учение, общение.

Повседневная деятельность дошкольников – обучение, игра, детское творчество, труд – имеет свои особенности как функция воспитания нравственных качеств.

4. Атмосфера, в которой воспитывается ребенок.

Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью.

5. Окружающая ребенка обстановка. Окружение (семья, педагоги, воспитатели, сверстники) оказывает огромное влияние на формирование его моральных установок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения.

Условие воспитания нравственных качеств дошкольников:

- высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям.

Воспитание таких достаточно высоких нравственных качеств, влияющих на формирование в дальнейшем сложных черт личности растущего человека, на формирование его истинных представлений о явлениях жизни, о событиях общественной значимости, о судьбах страны и людей, начинается с воспитания в раннем или младшем дошкольном возрасте простых нравственных привычек. Так закладываются начала доброжелательности, предотвращается возможность возникновения равнодушного, безразличного отношения к сверстникам, окружающим взрослым.

Такие нравственные качества как чувства доброты, заботливости, участия, сопереживания, ощущения самой жизни как чуда, воспитываются с раннего возраста в основном в играх и жизненных ситуациях. Игровые интересы в ходе игры вызывают проявление перечисленных нравственных качеств и их последующее расширение. В детских играх дети не только налаживают контакты со сверстниками, приобретают организаторские способности, дружеские отношения и учатся коллективизму, что является важным для совместной деятельности и отношений в условиях детского дошкольного учреждения, но, играя в подобные сюжетно-ролевые игры, выполняя определенные роли, они обретают и сильные чувства, начинают понимать их значимость для себя лично. Постепенно приходит осознание того, что смелость и мужество потребуется в жизни, чтобы быть стойким перед невзгодами и в бедствии, а честность и справедливость, чтобы быть нужным и значимым для людей.

Формирование нравственных качеств (их развитие, изменение, совершенствование) – это серьезная работа, основанная не только на желаниях, определенных усилиях и заботе взрослых, это, прежде всего, педагогическая работа, требующая времени, знания научных принципов, различных форм и методов воздействия и, разумеется, педагогического мастерства.

1.3. Экологическое воспитание дошкольника как средство формирования нравственных качеств.

 Экологическое воспитание – это новое направление в дошкольной педагогике, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранной деятельностью. Человек, животное, растение – все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на наши различия. Педагог должен помочь ребенку осознать это.

В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития личности: «Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

«В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры: осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни» - считает С. Николаева. Очень важно дать детям экологические знания о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, но еще важнее пробудить в маленьком человеке способность замечать прекрасное и наслаждаться таким открытием.

М. Пришвин по этому поводу писал: «Разве я не понимаю незабудку: ведь я и весь мир чувствую при встрече с незабудкой, а спроси, сколько в ней лепестков – не скажу. Неужели вы пошлете меня изучать незабудку?». Как научить ребенка увидеть красоту природы проникновенно и светло, так, чтобы при этом заговорило чувство прекрасного, зазвенел колокольчик в душе ребенка, возвещающий о зародившемся чувстве красоты окружающего мира.

По мнению ученых, взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Эмоционально–чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка, в процессе формирования у него определенного мировоззрения, для развития его личности.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к природе, формируются основы нравственно-экологических позиций. Благодаря этому, именно в этом возрасте, известные педагоги считают необходимо проводить целенаправленную работу по экологическому образованию дошкольника (Виноградова Н.Ф., Николаева С.Н., Иванова А.Н., Рыжова Н.А., Степанова Г. Б.).

Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству нравственного воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Цель экологического воспитания, как составного нравственного воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; нравственного отношения к живому;
  • развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Следует отметить, что одним из важных элементов при создании предметно-развивающей среды является ее правильная организация и экологизация с учетом возрастных особенностей детей. Прежде всего отмечу, что природы в детском саду должно быть много, очень много! Эколого – развивающая среда должна быть обогащенной:

1. цветники (находятся на территории всего детского сада, где посажены разнообразные виды растений и цветов);

2. мини-лаборатория (база для исследовательской деятельности: оборудование и материалы для проведения опытов и экспериментов);

3. уголок природы, где сосредоточен видовой состав комнатных растений с учетом целей обучения и воспитания;

4. мини-огород (используется с целью выработки у детей навыков ухода за растениями; знакомства с культурными и дикими растениями; для наблюдений за условиями произрастания и ухаживают за посаженными цветами на клумбах);

5. уголок нетронутой природы (должен находиться за пределами детского участка, там произрастают различные дикорастущие травы и кустарники);

6. птичий дом (скворечники, кормушки – подкормка птиц);

7. экологическая тропа: это маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющего интересные природные объекты и другое.

Каждое созданное в саду экологическое пространство имеет широкое значение для экологического образования воспитанников.

Работу по экологическому воспитанию дошкольников следует проводить уже начиная с младшего возраста. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного – двух условий для их жизни.

Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты

Со старшими дошкольниками могут быть проведены разные социально значимые мероприятия: «Панорама добрых дел», в которую с декабря по апрель в индивидуальные строчки с фотографией ребенка вносятся все его добрые и хорошие дела, акция «Зеленая елочка – живая иголочка», День Земли и другие. Все эти мероприятия формируют у детей начала экологической культуры, позволяют им правильно ориентироваться и взаимодействовать с ближайшим природным окружением.

Следует отметить, что красота живой природы – это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они себя хорошо чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу. Поэтому очень важно художественно-эстетическое развитие дошкольников. Все яркие моменты и впечатления от общения с природой дети отображают в своих рисунках.

Таким образом, формирование нравственных чувств осуществляется через экологическое воспитание, которое было интегрировано во все образовательные области. Развивая познавательную активность, необходимо стараться не давать готовых знаний, а стимулировать ребенка на их поиск путем создания различных проблемных ситуаций с использованием нравственного выбора.

  1. Практическая часть

2.1 Содержание работы по нравственно-экологическому воспитанию

в старшей группе ДОУ

Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста.

Группа занимается по образовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог». 

Наблюдения показали, что дети имеют различный уровень форсированности нравственных качеств.

В общении со сверстниками, в игре и других видах деятельности осуществляется обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, т.е. все то, что способствует созданию общности детей, ведущих совместную деятельность. Дети выделяют личностные особенности сверстника («хороший», «очень добрый и честный» и т.д.).

Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе.  

Таким образом, дети старшей группы под влиянием взрослых усваивают моральные нормы, учатся подчинять свои поступки этическим эталонам. У детей формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности, происходит интенсивное становление личности, воли. У детей формируются нравственные качества, формы поведения, интерес к познанию окружающего мира (Приложение 1, 2).

С целью определения отношения родителей к формированию нравственных качеств у дошкольников, было проведено анкетирование родителей. Мы исходили из того, что без содружества с семьей невозможно сформировать необходимые в жизни навыки и умения личности ребенка.    

Анализ результатов указывает на то, что на формирование нравственных качеств, всегда обращает внимание 50% родителей; 30 % - редко, в зависимости от случая к случаю; 20% вообще не обращают внимание на нравственное воспитание ребенка.

Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость формирования нравственных качеств осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на это.

Опираясь на принципы контроля и анализа работы с дошкольниками, было принято решение провести экспериментально-исследовательскую работу.

Эксперимент проходил в три этапа:

1) констатирующий этап - изучение уровня сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста;

2) формирующий этап - целью которого является системная работа по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста за счет реализации выделенных педагогических условий;

3) контрольный этап - фиксация результатов проведенной работы в виде повышения уровня сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, активное участие и заинтересованность педагогов и родителей в данной сфере воспитания ребенка.

Разработана система оценки уровней развития нравственных качеств у старших дошкольников (Приложение 3).

Были получены следующие результаты:

- высокий уровень развития нравственных качеств у детей составил 20%, средний уровень- 50%, низкий уровень – 30% (таблица 1 - Приложение 4).

Таким образом, данные, полученные на констатирующем этапе, показали, что не все дошкольники правильно объясняют поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), что и обусловило проведение формирующего эксперимента.     

     

2.2 Формы, методы и приемы работы с детьми

Формирующий этап экспериментально-исследовательской работы был направлен на формирование нравственных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания (Приложение 5).  

Перспективный план включает в себя цикл организованной образовательной деятельности, беседы, обыгрывание ситуаций по сказкам, дидактические игры, практическая деятельность детей по экологическому воспитанию, направленных на формирование нравственных качеств (эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы) побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе. Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, растеньями, птицами, животными. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Поэтому были организованы прогулки, экскурсии.

Образовательная деятельность проводилась в форме наблюдений, беседы, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, труда в уголке природы и на участке детского сада, строилась с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира.

Была организованна выставка художественной литературы и поделок из природного материала сделанных совместно родителями с детьми: «Войди в природу другом». Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребенка, лучше узнать собственных детей.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных качеств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого были частые беседы: «Добро творить — себя веселить», «Что значит быть добрым?», «Без дружбы жить нельзя». В ходе таких бесед дети рассказывали о своих любимых героях и о том, чем они им нравятся о своих домашних питомцах, растениях. Рассуждали о своих добрых поступках и о поступках своих друзей и родных об их хороших качествах характера. При проведении таких бесед у детей сформировался прочный фундамент конкретных знаний о природе нравственных нормах взаимодействия с ней, умения взаимодействовать друг с другом.

Работая над реализацией поставленных задач, я использовала различные формы работы: интегрированные занятия, экскурсии, индивидуальную работу, работу с родителями, занимательные досуги, развлечения, труд на участке.

Известно, что познание окружающего мира осуществляется через наглядные образы (картины, книги, телевизор, экскурсии и т. д.) и практическую деятельность. Все эти формы сопровождались речью (беседы, чтение, обсуждения, рассказ), т. е. параллельно с познавательной и в полном единстве с ней реализовывалась образовательная область «Речевое развитие». Выращивая и ухаживая за растениями, дети усваивают моральные и нравственные ценности, учатся правилам поведения в природе, познают труд.

Особое внимание при формировании нравственных качеств у детей уделялось прочтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей.

Самое большое значение при закреплении нравственного опыта у детей придается ведущей форме деятельности дошкольников - игре (театрализация, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). «Что такое хорошо и что такое плохо», «Благородные поступки», «Мешок плохих поступков», «Цветок добрых дел», «Как я дома помогаю?» в ходе таких игр дети отличали хорошее поведение от плохого вызвало в детях желание совершать добрые поступки. Способствовало пониманию того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради живого. Такие игры способствовали развитию чувства взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

Для формирования внимательности у детей старшего дошкольного возраста немалое значение имеет исследовательская или поисковая деятельность. В качестве основного вида поисковой деятельности хорошо использовать особую детскую деятельность – экспериментирование, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В ней ребенок становится своеобразным исследователем, самостоятельно воздействующим различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Со старшими дошкольниками были проведены опыты по испарению воды при высокой и низкой температуре; превращение воды в лед, в пар; знакомство со свойствами воды, воздуха, почвы, глины, песка, металла, дерева, стекла; рост и развитие семян садовых цветов, отростков комнатных растений.

При организации познавательной и практической деятельностей широко используются наглядные методы, которые способствуют развитию внимательности, сосредоточенности. Одним из наглядных методов, который я использовала чаще всего были сравнительные наблюдения, представляющие особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Такие наблюдения давали ребенку возможность найти в объекте отличия, сходства, сделать соответствующие выводы, установить причинно-следственные связи.

Чтобы повысить эффективность организованной образовательной деятельности, я использовала игры и игровые приемы, такие, как «Путешествие на космическом корабле на Луну» или «Полет на ковре–самолете в Африку», а при помощи цветика – семицветика мгновенно попадали в Антарктиду или в горы. Такие приемы дают возможность в игровой обстановке познать природу разных поясов Земли.

Воспитание доброты, заботы, милосердия помогает чтение художественной литературы: произведения таких популярных писателей, как В. Снегирев, И. Сладков, В. Бианки и экологических сказок Н. Рыжовой.

Еще одно значительное средство для реализации поставленных задач – это проведение экскурсий. Экскурсии – это, прежде всего, предварительная работа по какой – либо проблеме, это колоссальный материал для познания окружающего мира и воспитания доброты, милосердия и внимательности. Именно на экскурсиях развиваются нравственные качества ребенка, познавательный интерес, логическое мышление, расширяется кругозор, активизируется внимание.

Реализация поставленных мною задач осуществлялась с помощью родителей. Вопросы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников посредством экологического воспитания у детей выносились на обсуждение родителей в разной форме: консультации в папках-передвижках, родительские собрания, круглые столы, совместные экологические акции, праздники.

Таким образом, в результате осуществления экологизации различных видов деятельности ребенка, развивающей предметной среды, интегрированной организованной образовательной деятельности, экологического просвещения родителей была проведена работа, направленная на становление осознанно-правильного отношения детей к природе, развитие речи, а также их индивидуальных качеств: доброты, милосердия и заботы; умение видеть неблагополучие в природе, сопереживать слабым существам.

На заключительном этапе эксперимента была осуществлена проверка эффективности проведенной работы по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания. Использовались те же критерии, что и на констатирующем этапе. Полученные результаты представлены в таблице 1,2 (Приложение 4).

Результаты двух этапов исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

 Уровень сформированности нравственных качеств дошкольников на двух этапах исследования

Уровень

Этап

1 этап

       2 этап

В

20%

60%

С

50%

40%

Н

30%

-

По данным таблицы 1 построена диаграмма:

Рис. Уровень сформированности нравственных качеств дошкольников на двух этапах исследования.

Таким образом, в результате проведенных исследований мною были зафиксированы изменения в развитии сформированности нравственных качеств дошкольников: высокий уровень развития нравственных качеств у детей составил 60%, средний уровень- 40%, низкий уровень – 0% таблица 2 (Приложение 4).

Данные показывают, что в результате проведенного формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников значительно улучшились.        

Заключение.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу необходимо отметить, что важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст.

Экологическое воспитание является своеобразным материальным этапом, прежде всего, как воспитание нравственных качеств, ибо в основе отношений человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Проведённая работа по повышению уровня сформированности нравственных качеств в процессе экологического воспитания старших дошкольников показала свою эффективность: уровень развития нравственных качеств и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников повысился. Сформулированная в начале работы гипотеза подтвердилась.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ:

1. систематическое и последовательное использование различных мероприятий экологического содержания в образовательной деятельности и в повседневной жизни способствует формированию нравственных качеств дошкольников;

2. правильное организованное общение детей друг с другом чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности поощрение даже самые незначительные стремления к проявлению гуманных чувств, доброжелательности.  

3. целенаправленно проводить работу по развитию нравственных и эстетических чувств, воспитывать бережное отношение не только к растениям, но и к природе в целом, а так, же воспитывает чувство ответственности.

Библиография

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М., 2001.246 с.
  2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 2000. 244 с.                
  3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании. Педагогика.  2-е изд. М.: Академия, 2005. 130 с.      
  4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СпБ.:       Питер, 2008.  398 с.                  
  5. Буре Р.С. Социально - нравственное воспитание дошкольников.  Методическое пособие.  М.: Мозаика - Синтез, 2012.  80 с.    
  6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. М., 2010. с.170    
  7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. СПб: Питер, 2001.  512 с.
  8. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию (средняя, старшая, подготовительная группы). М.: Вако, 2010. 240 с.    
  9. Жукова Р.А. Трудовое воспитание.  Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. 96с.        
  10. Залкинд Э. И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. И. Залкинд // Дошкольное воспитание.  2010. №1. 110 – 114 с.        
  11. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой.  СПб.: Детство-пресс, 2003.  319 с.        
  12. Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, изд. 2-е. М., 2001. 349 с.        
  13. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. № 7. 31-38 с.
  14. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Издат. центр "Академия", 2002. 336 с.        
  15. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика - Синтез, 2002. 119 с.
  16. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 336 с.
  17. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Система работы в     старшей группе детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2012. 96 с.

Приложение 1

План наблюдения

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Цель: изучение уровня сформированности нравственных качеств.

Продолжительность: неделя.

Предполагаемый результат: проводимое наблюдение позволит нам выявить уровень сформированности нравственных качеств.

Программа наблюдения:

1.Выражает в речи нормы поведения;

2. называет нравственные качества;

3. проявляет заботу о других детях;

4. умеет оказывать помощь и сопереживать;

5. бережное отношение к объектам живой природы.          

Высокий уровень (5 баллов) - охотно выполняет поручения, ответственен. Проявляет активность при общении со взрослым и сверстниками, доброжелателен, спокоен в игре (делится игрушками). Добрый, отзывчивый, веселый охотно помогает другим. Вежливое обращение к взрослым и ровесникам.

Средний уровень (4 балла) – неохотно выполняет поручения. Выполняет правила поведения при условии требовательности и контроля. Ребенок не всегда умеет радоваться чужим успехам и огорчаться из-за чужих переживаний, не всегда оказывают помощь сверстникам. Взаимоотношения избирательные, не всегда доброжелателен, спокоен, добр со сверстниками в игре, иногда проявляют содействие в процессе деятельности. Прост и скромен в присутствии старших.

Низкий уровень (1-3 баллов) - уклоняется от поручений, безответственен, недоброжелателен. Не осуществляют самоконтроль в процессе общения, не выражает готовность помочь сверстникам. Не умеет радоваться чужим успехам и огорчаться из-за чужих переживаний. Часто нарушает дисциплину.

Способ фиксации: протокол.


Приложение 2

Протокол наблюдения

ФИ ребенка

Выражает в речи нормы поведения

Называет нравственные качества

Проявляет заботу о других детях

Умеет оказывать помощь и сопереживать

Бережное отношение к объектам живой природы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 3

Анкета для родителей.

Цель - определение отношения родителей к формированию нравственных качеств у дошкольников.

Материал – стандартизированная анкета, включающая 6 вопросов, адресованных родителям.

1) Обращаете внимание на формирование нравственных качеств у вашего ребенка?

  • да;
  • нет; 
  • затрудняюсь ответить.

2) Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать прививать навыки честности, правдивости, доброты?

________________________________________________________________

3) Объясняете ли вы своему ребенку, какой он должен быть хороший человек?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4) Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?

  • да;
  • отчасти;
  • нет.

5) Как Вы считаете, кто несёт ответственность за нравственное воспитание детей педагоги   или         родители? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема нравственности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


Приложение 4

Таблица 1

Обобщающий лист

(констатирующий эксперимент)

Ребенок

Выражает в речи нормы поведения

Называет нравственные качества

Проявляет заботу о других детях

Умеет оказывать помощь и сопереживать

Бережное отношение к объектам живой природы

Итого

баллов

1.

Ребенок 1

Н3

Н3

С4

В5

С4

С19

2.

Ребенок 2

В5

С4

В5

В5

Н3

В22

3.

Ребенок 3

С4

Н3

Н3

С4

Н3

Н17

4.

Ребенок 4

С4

Н3

С4

С4

Н3

С18

5.

Ребенок 5

В5

С4

С4

В5

С4

С22

6.

Ребенок 6

В5

С4

В5

В5

С4

В23

7.

Ребенок 7

С4

С4

Н3

В5

С4

С20

8.

Ребенок 8

С4

Н3

Н3

С4

Н3

Н17

9.

Ребенок 9

Н3

Н3

С4

Н3

С4

Н17

10.

Ребенок 10

С4

Н3

Н3

С4

С4

С18

11.

Ребенок 11

Н3

Н3

С4

В5

С4

С19

12.

Ребенок 12

В5

С4

В5

В5

Н3

В22

13.

Ребенок 13

С4

Н3

Н3

С4

Н3

Н17

14.

Ребенок 14

С4

Н3

С4

С4

Н3

С18

15.

Ребенок 15

В5

С4

С4

В5

С4

С22

16.

Ребенок 16

В5

С4

В5

В5

С4

В23

17.

Ребенок 17

С4

С4

Н3

В5

С4

С20

18.

Ребенок 18

С4

Н3

Н3

С4

Н3

Н17

19.

Ребенок 19

Н3

Н3

С4

Н3

С4

Н17

20.

Ребенок 20

С4

Н3

Н3

С4

С4

С18

Рис. 1. Диаграмма показателей уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента.

Таблица 2

Обобщающий лист

(контрольный эксперимент)

Ребенок

Выражает в речи нормы поведения

Называет нравственные качества

Проявляет заботу о других детях

Умеет оказывать помощь и сопереживать

Бережное отношение к объектам живой природы

Итого

баллов

1.

Ребенок 1

С4

С4

С4

В5

 С4

С21

2.

Ребенок 2

В5

С4

В5

В5

В5

В24

3.

Ребенок 3

В5

С4

С4

С4

В5

С22

4.

Ребенок 4

В5

В5

С4

С4

В5

В23

5.

Ребенок 5

В5

С4

С4

В5

В5

В23

6.

Ребенок 6

В5

В5

В5

В5

С4

В24

7.

Ребенок 7

В5

С4

С4

В5

В5

В23

8.

Ребенок 8

С4

В5

С4

С4

С4

С21

9.

Ребенок 9

С4

С4

В5

С4

В5

С22

10.

Ребенок 10

В5

С4

С4

В5

В5

В23

11.

Ребенок 11

С4

С4

С4

В5

 С4

С21

12.

Ребенок 12

В5

С4

В5

В5

В5

В24

13.

Ребенок 13

В5

С4

С4

С4

В5

С22

14.

Ребенок 14

В5

В5

С4

С4

В5

В23

15.

Ребенок 15

В5

С4

С4

В5

В5

В23

16.

Ребенок 16

В5

В5

В5

В5

С4

В24

17.

Ребенок 17

В5

С4

С4

В5

В5

В23

18.

Ребенок 18

С4

В5

С4

С4

С4

С21

19.

Ребенок 19

С4

С4

В5

С4

В5

С22

20.

Ребенок 20

В5

С4

С4

В5

В5

В23

Рис.2. Диаграмма показателей уровня сформированности нравственных

 качеств у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента.


Приложение 5

Перспективный план   работы по формированию нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания.

Форма работы

Программное содержание

ОД «Наши друзья - растения»

Воспитывать экологической культуры, стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.  Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними. Воспитывать умения работать сообща, оказывать друг другу помощь.

ОД «Красная шапочка и добрый волк»

Продолжать формировать представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.

ОД «В гости к птицам»

акция по развешиванию кормушек.

Закрепить и расширить представления детей о зимующих птицах. О необходимости подкармливать птиц зимой. Замечать особенности передвижения птиц на снегу.

Обогатить знания детей о том, как ель приносит пользу птицам в лесу" Повторить зимующих и перелетных птиц, их особенности. Воспитать любовь и уважение к птицам, стремиться делать добро. Воспитывать у детей добрые чувства, бережное отношение к зимующим птицам, вызвать желание заботиться о них.

Вовлечение родителей воспитанников. Испытывать радость от сделанного.

Беседы:

«Добро и зло», «Добро творить — себя веселить», «Что значит быть добрым?», «Без дружбы жить нельзя».

Продолжать формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему. Поощрять желание детей рассуждать о нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные. Воспитывать умение справедливо разрешать споры и конфликты, сопереживать успехам и неудачам друзей.

Экскурсии прогулки в лес.

Знакомить с сезонными изменениями

 в жизни животных, растений. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду, различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач. Развивать способности детей правильно вести себя в природе.

Выставка художественной литературы и поделок из природного материала сделанных совместно родителями с детьми: «Войди в природу другом».

Объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребенка.

Путешествие по сказкам «Добрые поступки героев сказок и их последствия»

Уточнение представлений детей о добрых и злых поступках и их последствии.

Труд в уголке природы

Совершенствовать трудовые умения по уходу за животными и растениями; сформировать осознанное отношение к уходу за живыми объектами; воспитать желание совершать добрые поступки по отношению ко всему         живому.

Обыгрывание ситуаций по сказкам:

«Теремок», «Два жадных медвежонка».

Развить умение действовать в той или иной ситуации по-доброму. Формировать умение справедливо разрешать споры и конфликты, сопереживать успехам и неудачам друзей. Воспитывать нравственные качества: вежливость, справедливость, общительность и т.д.

Дидактические игры:

«Что такое хорошо, что такое плохо?», «Благородные поступки», «Мешок плохих поступков», «Как я помогаю животным», «Цветок добрых дел», «Как я дома помогаю?»

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради живого. Воспитывать в детях желание совершать добрые поступки.

Приложение 6

Консультация для воспитателей

Роль семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Татаринцева А.П. воспитатель первой квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад № 14»

«Давайте будем к тому стремиться,

  Чтоб нас любили и зверь, и птица,

   И доверяли повсюду нам,

   Как самым верным своим друзьям»          

И. Мазнин

          Одной из самых актуальных проблем нашего современного технически развитого мира является взаимодействие человека с природой. Важным направлением в решении вопроса сохранения природы является экологическое воспитание всего населения. Когда мы научим людей понимать законы природы, тогда научим сохранять и беречь природу. Важно научить людей понять, что человек не является властелином природы, как это прививали в нём раньше, а лишь является её малой частью. Это означает, что экологическая проблема встаёт не только, как проблема загрязнения нашей окружающей среды, как наличие экологических катастроф, а, как наличие преобразования такого воздействия людей на природу в созидательное, развивающееся взаимодействие человека с природой. Такое взаимодействие можно осуществлять только в том случае, если в каждом человеке будет развит высокий уровень экологической культуры, экологического сознания, которые надо формировать с раннего детства и продолжать на протяжении всей жизни. Чем раньше будет осуществляться целенаправленное общение ребёнка с природой, тем более глубокий след оставит она в душе ребёнка, определяя его гуманистическую направленность и духовное развитие.

     Главный метод экологического воспитания детей – личный пример родителей. В.А. Сухомлинский сказал: «Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сёстры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу». Не согласиться с этим нельзя, так как ни один ребёнок не будет любить природу и бережно к ней относиться, если нет примера в семье. И как бы воспитатели не приучали ребёнка: не ломать ветки, не давить, мучить червячка, он этому не научиться, если родитель на его глазах давит ногой жучка или просто ломает понравившуюся ветку. Поэтому воспитатели ставят в своей работе с родителями по данному направлению следующие задачи:

  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, для того, чтобы объединить общие усилия для экологического воспитания детей;
  • Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Так какую работу можно провести  с родителями на первоначальном этапе? Лучше всего начать с консультации «Любите природу с детства».  На ней рассказать родителям, что истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребёнку увидеть её, научить ценить её. Помочь понять родителям, что дети уже в раннем возрасте должны получать достоверные знания и приобретать практические навыки доброжелательного общения с природой.

     А практические навыки можно приобрести только в исследовательской деятельности. Поэтому следующим этапом работы с родителями можно организовать  обучение на мастер-классе «Как правильно и интересно провести опыты дома». Предварительно, перед практической частью необходимо объяснить родителям, что ребёнок познаёт объекты в ходе практической деятельности и знания, которые он получит во время опытов, запомнятся ребёнку надолго, т.к. ребёнку предоставляется возможность самому найти ответы на вопросы «Как?», «Почему?». Необходимо помочь родителям понять, что любой опыт ребёнок должен делать сам, а не быть в роли наблюдателя, и какими бы интересными ни были действия взрослого, ребёнок быстро устанет наблюдать за ними и потеряет интерес к проводимому опыту. Далее, с целью обучения родителей, как правильно и интересно организовать опыт, можно провести опытническую деятельность «Как очистить воду без фильтра», «Как увидеть воздух».

     Следующим этапом можно провести родительское собрание с использованием мультимедийной установки «Земля – наш общий дом». На нём, опираясь на красочную презентацию, можно научить родителей самим увидеть красоту и разнообразие природы и на мгновенье погрузиться в неё. Раскрыть перед родителями понимание законов Природы и их соблюдение. На следующей презентации раскрыть экологические катастрофы, которые происходят на планете Земля, если человек их нарушает.

     На всех родительских собраниях и консультациях необходимо раскрывать нравственный аспект в экологическом воспитании. Важно помочь родителям научить детей наблюдать за природой, воспитывать нравственное к ней отношение, т.к. бездумное, а иногда жестокое отношение к природе бывает чаще всего результатом нравственной невоспитанности детей, такие дети не умеют сопереживать, не способны понять чужую боль. Наиболее распространённая  причина негативного отношения к природе – это отсутствие знаний о растениях и животных, их потребностях и особенностях развития. Поэтому очень важно, чтобы родители давали ребёнку правильные знания, а в этом может помочь только тесная взаимосвязь воспитателей и родителей. Необходимо организовать заседание круглого стола с изучением специальной и художественной литературы, привлекать родителей к участию в конкурсах и написании проектов с презентациями для дальнейшего использования  в работе с детьми по экологическому воспитанию.

     Если научить родителей, а они на своём примере будут учить своих детей, тогда дети поймут, что Человек – друг Природы. Они поймут, что у всех есть своя «Родина», свой дом: у лягушки и рыбы – озеро с чистой водой, у ландыша – густой тенистый лес, у птички и бабочки – цветущий луг и голубое небо, у человека – дом, в котором он живёт, а для всех вместе – голубая планета Земля.

     Детей, с помощью родителей, можно научить понимать, что в природе всё важно и всё связано в одну биологическую цепь, которая является основой жизни и основой биосферы планеты.

Приложение 7

 План работы с родителями.

1.Консультация «Ребенок и природа».

2.Консультация по экологическому воспитанию «Птичья столовая».

3.Консультация «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

4.Анкетирование по экологии.

5.Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Волшебный сундук осени».

6. Помощь  родителей в изготовлении кормушек.

7.Участие родителей в проектах, акциях, выставках, фотовыставках, конкурсах.

8.Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам.

9.Привлечение родителей  для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.

10.Индивидуальные беседы, консультации.

11.Работа с родителями: привлечение родителей к созданию альбомов «Растения нашего края», «Берегите природу», разработка цветочных клумб  на участке детского сада.

12.Проведение открытых просмотров ОД по экологии .

13.Экологические акции «Мои добрые дела – для твоей пользы, Земля», «Птичья столовая».

Приложение 8

Выступление на семинаре

Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Татаринцева А.П. воспитатель первой квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад № 19»

Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе у дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологическим факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно дело, если ребёнку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу – это «плохо». И совсем другое – когда ребёнок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом (карточки «Дуб и сосна») и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костер, а можно объяснить, что почва – «живая земля», в которой обитает множество живых организмов, корни растений. И многие из них гибнут из-за разведения костров.

Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме «Лес» воспитателю может «помогать» проводить сказочный Лесовичок, по теме «Озеро» – водяной или Русалка. Можно использовать и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составлении сказок, рассказов, наблюдения в природе, и в жилых уголках, зимних садах, – все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями. Очень важно использовать рационально земельные участки. Здесь можно создать экологическую тропу, «живую Красную книгу», клумбу с растениями – часами, растениями – барометрами.

Один из главных принципов составления программ занятий по экологической тематике должен быть интегрированный подход. Экологическое образование дошкольников необходимо проводить на специальных занятиях. Однако элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, и на занятиях по музыке, по развитию речи, трудовому обучению, изобразительному искусству. Для целей экологического образования использую не только рассказы, известные стихи о природе, но и обычные сказки, известные детские произведения. Прекрасными иллюстрациями для объяснения материала могут служить стихи и сказки Б. Заходера. В произведениях именно этого автора прослеживается экологический подход к окружающему миру. У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать руками: коллекции камней, мех животных, кору разных деревьев, определить на ощупь глину и песок. Кроме того, необходимо соединить экологическое воспитание с эстетическим. Например, можно использовать лепку, рисование, вырезание из бумаги. По ходу объяснения дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, «Земной шар», различных животных). Большое внимание отводится и рисованию – дети могут получать специальные знания, помогающие им осваивать материал. На таких комплексных занятиях они усваивают и дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектах. На занятиях по развитию речи используем картины о природе.

Для занятий используем наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

Чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы:

экологические занятия;

уроки доброты;

уроки мышления;

экологические конкурсы;

обсуждение и проигрывание ситуаций;

трудовой десант;

коллекционирование;

экологические праздники;

экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);

экологические сказки;

инсценировки.

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе. Дети очень любят сказки В. Бланки о животных. К ним относятся такие, как «Кто чем поёт?», «Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги», «Лес и мышонок». Яркие образы героев – животных надолго сохраняются в памяти детей. Так, из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» дети узнают о снежной перине, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти, как ни в чём не бывало. Подкрепить можно опытом. Для этого нужно на небольшом участке расчистить снег лопатками, пока не покажется трава. Потом железной лопаткой вырубить пласт травы с землёй, положить в ящик и принести в группу. Через некоторое время пласт зазеленеет. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после чтения воспитателем художественной литературы, проведённых наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Дети просят ответить на многие вопросы. Всё это делает работу с книгой более эффективной, более значимой и целенаправленной.

Интересны сказки О. Иваненко «Спокойной ночи» и «Сосулька», Н. Павловой «Зимняя пирушка», рассказывающие о неповторимой красоте природы, о жизни лесных обитателей. Они помогают детям лучше понять явления природы, научиться, например, зимой распознавать деревья.

После чтения книг можно провести викторину о деревьях: «Как найти зимой в лесу осину?», «Как можно зимой узнать зимой берёзу?», «Как отыскать дуб?». Дети отвечают, цитируя такие сказки: «Берёзку нетрудно найти, с опушки видно, как березнячок белеет», «Дуб большой, толстый да корявый, а на его веточках висят засохшие листья». Такие викторины способствуют обогащению детей знаниями о характерных особенностях деревьях.

Книга И. Акумушкина «Это всё кошки» ценна тем, что в ней автор знакомит детей с животными из семейства кошачьих. Кошку все хорошо знают, но где и когда и для чего она была приручена, им неизвестно, но все её характерные особенности знакомы. Дети получают интересный познавательный материал о родственниках кошки: диком коте, который, «как прыгнет, как выскочит, зафыркает, зашипит – шерсть дыбом, спина дугой, хвост трубой…». Узнают, что родственниками кошки являются рыси. Из книги П. Онесирева «Как животных цвет защищает» дети узнают о необыкновенной приспособленности некоторых животных к природным условиям. Окраска надёжно скрывает животных от их врагов: «Идешь по лесу и слышишь только шорохи да писки, а самих зверей нет».

В работе с детьми используем различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Например, если дождь идёт при солнышке значит, скоро прекратиться, ворона хохлится – к дождю, ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина, Тютчева, Блока.

С самого начала учебного года ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривали растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Мы обращали внимание на форму и окраску листьев, учили по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагали побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли за нами новые слова и старались их запомнить: шелестят, шуршат. Наблюдали, как стаи перелётных птиц – диких уток, гусей – улетали на юг, в тёплые края. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия растений, птиц.

Одновременно проводили работу с родителями: организовывали консультации, на которых объясняли, что нужно рассказывать и показывать детям, как собирать букеты из осенних листьев. В один из пасмурных дней осени, когда, казалось бы, и порадоваться было нечему, мы предложили детям обойти весь участок и рассказать, кому какое дерево больше понравилось. Ответы показали, что ребята стали более наблюдательными, внимательными, научились чувствовать красоту природы.

Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, мы использовали игру «Меню для птиц», целью которой является уточнение представлений о том, чем питаются пернатые и научить составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие заключалось в следующем: воспитатель называл птицу, а дети должны были сказать, чем она питается и где можно найти этот корм. Такие словесные игры как «Птички на кормушках», цель которой – уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются), природоохранительные представления. С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми правил поведения в природе использовали дидактические игры, а именно: «Угадай правило», целью, которой является описание поведения человека по отношению к объектам природы, умение объяснять эти действия; «Выбери правильно дорогу» – цель: уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу).

Экологическое воспитание детей, на наш взгляд, следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях). А активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Кроме того, умение сопереживать и сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны её покровительствовать, беречь и заботиться о ней. Ребята должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и, по мере своих сил и возможностей, уметь противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств, на наш взгляд, является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание художественно-эстетической культуры старших дошкольников через красоту родной природы"

Сообщение из опыта работы об этапах формирования ценностного отношения дошкольников к миру прекрасного средствами изобразительного искусства, живописи,литературных произведений,окружающего мира природ...

Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы  образования в Российской федерации  на значимость организации системного подхода к экологическому о...

опыт работы по теме "Воспитание дошкольников через приобщение к природе"

« Я сорвал цветок, и он завял    Я поймал жука,    И он умер у меня на ладони.   И тогда я понял:   Прикоснуться к природе   Можно только се...

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к народной культуре Тульского края"

На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной русской народной культуры. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в по...

«Патриотическое воспитание младших дошкольников через приобщение к национальной культуре»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспит...

Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников через приобщение их к природе

Процесс нравственного и духовного воспитания – важная задача педагогики в современном мире, где первое место занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, об отношении лю...

Педагогическая концепция "Патриотическое воспитание у дошкольников через приобщение к водской народной культуре"

quot;Патриотическое воспитание у дошкольников через приобщение к водской культуре"...