консультация для педагогов
консультация

Палочкина Елена Витальевна

Консультация на тему "Социо - игровая технология в работе с детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultats_sots_-igrov_tehnolog.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Косультация для педагогов на тему

«Социо - игровая технология  в работе с детьми».

Ориентируясь на современные требования стандарта дошкольного образования, на смену традиционным подходам обучения и воспитания приходят новые, где ребёнок выступает как субъект воспитания, партнёр по совместной деятельности.  Таким образом, социо-игровой стиль работы с детьми становится более актуальным. Рассмотрим идею, методы и приёмы работы социо-игровой технологии.

Современному педагогу необходим взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Сущность социо-игрового стиля работы его основатели определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Социо-игровая технология – это эффективный метод повышения

воспитательного потенциала занятия, который способствует

непринуждённо в игровой форме привлечь ребенка к обучению и

получению знаний при помощи общения со взрослым, как равноценным

партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками, учит не бояться ошибиться.

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой  ребёнок хочет заниматься и в которой он:  делает, слушает, смотрит и говорит.

        Основатели социо - игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов вывели следующие законы общения:

 -  не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

 -  не ворчать, не ныть, не бурчать;

 -  умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

 -  будь  взаимно вежлив, терпелив и сдержан;

 -  относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

 -  поддержи, помоги подняться и победить;

 -  задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

 -  не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

 -  дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.                  

         Цель применения социо-игровых  технологий в развитии детей дошкольного возраста - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

Задачи использования социо-игровых  технологий в развитии детей дошкольного возраста:

  • Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.

  • Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.

  • Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.

  • Развитие  у  детей с   умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.

  • Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

             Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения  дошкольников . Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.

Принципы организации социо-игровой технологии:

  • Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.

  • Движение и активность.

  • Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

                 Формы организации социо-игровой технологии .

  • Игры с правилами.
  • Игры-соревнования.
  • Игры-драматизации.
  • Режиссёрские игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Сказкотерапия.
  • Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

  • Тренинги.
  • Самопрезентация.

          Авторы социо - игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

1.         Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

2.         Игры для социо - игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий

3.         Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4.         Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.

5.        Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.

Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста:

  • У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.

  • Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.

  • Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.

  • Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.

  • У детей нет чувства страха за ошибку.                                

Основные правила и условия.

1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:

 - по цвету волос, глаз, одежды;

 - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

- кто на каком этаже живет;

 - кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т.д.                      

2 правило: «смена лидерства».                                                  

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.

Дети  не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.

4 правило: смена темпа и ритма.      

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.  

6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

 • на самом первом этапе - учить детей правилам общения, культуре общения

   (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,  

   развивается собственная речь);

 • на втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,  

   как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить  

   учебную задачу;

 • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение  обучать дошкольников.

В заключение отмечу, что использование социо – игровой технологии позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным. Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества и самостоятельности, потому что дети слушают, делают, говорят!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....