Консультация для педагогов на тему «Социо - игровая технология в работе с детьми».
консультация

Палочкина Елена Витальевна

Консультация на тему "Социо - игровая технология в работе с детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultats_sots_-igrov_tehnolog.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Косультация для педагогов на тему

«Социо - игровая технология  в работе с детьми».

Ориентируясь на современные требования стандарта дошкольного образования, на смену традиционным подходам обучения и воспитания приходят новые, где ребёнок выступает как субъект воспитания, партнёр по совместной деятельности.  Таким образом, социо-игровой стиль работы с детьми становится более актуальным. Рассмотрим идею, методы и приёмы работы социо-игровой технологии.

Современному педагогу необходим взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Сущность социо-игрового стиля работы его основатели определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Социо-игровая технология – это эффективный метод повышения

воспитательного потенциала занятия, который способствует

непринуждённо в игровой форме привлечь ребенка к обучению и

получению знаний при помощи общения со взрослым, как равноценным

партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками, учит не бояться ошибиться.

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой  ребёнок хочет заниматься и в которой он:  делает, слушает, смотрит и говорит.

        Основатели социо - игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов вывели следующие законы общения:

 -  не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

 -  не ворчать, не ныть, не бурчать;

 -  умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

 -  будь  взаимно вежлив, терпелив и сдержан;

 -  относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

 -  поддержи, помоги подняться и победить;

 -  задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

 -  не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

 -  дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.                  

         Цель применения социо-игровых  технологий в развитии детей дошкольного возраста - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

Задачи использования социо-игровых  технологий в развитии детей дошкольного возраста:

  • Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.

  • Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.

  • Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.

  • Развитие  у  детей с   умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.

  • Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

             Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения  дошкольников . Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.

Принципы организации социо-игровой технологии:

  • Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.

  • Движение и активность.

  • Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

                 Формы организации социо-игровой технологии .

  • Игры с правилами.
  • Игры-соревнования.
  • Игры-драматизации.
  • Режиссёрские игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Сказкотерапия.
  • Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

  • Тренинги.
  • Самопрезентация.

          Авторы социо - игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

1.         Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

2.         Игры для социо - игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий

3.         Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4.         Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.

5.        Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.

Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста:

  • У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.

  • Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.

  • Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.

  • Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.

  • У детей нет чувства страха за ошибку.                                

Основные правила и условия.

1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:

 - по цвету волос, глаз, одежды;

 - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

- кто на каком этаже живет;

 - кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т.д.                      

2 правило: «смена лидерства».                                                  

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.

Дети  не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.

4 правило: смена темпа и ритма.      

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.  

6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

 • на самом первом этапе - учить детей правилам общения, культуре общения

   (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,  

   развивается собственная речь);

 • на втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,  

   как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить  

   учебную задачу;

 • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение  обучать дошкольников.

В заключение отмечу, что использование социо – игровой технологии позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным. Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества и самостоятельности, потому что дети слушают, делают, говорят!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов на тему "Социо-игровая технология как эффективный метод повышения воспитательного потенциала НОД с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов по использованию социо-игровой технологии в организации интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста....

Консультация для педагогов на тему: «Практические приёмы в работе с детьми по воспитанию слухового восприятия и звуковой культуры речи»

Консультация для воспитателей "Практические приёмы в работе с детьми по воспитанию слухового восприятия и звуковой культуры речи"...

Консультация для педагогов «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

Консультация для педагогов  «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» состоит из двух частей - теория и практика (игры)....

Консультация для педагогов на тему: «Использование ковролинографии в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

В последнее время раннее развитие становится неотъемлемой частью воспитания и развития детей как в семье, так и в дошкольном учреждении. Одним из направлений раннего развития является развитие мелкой ...

Консультация для педагогов "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми"

Материал представляет интерес для педагогов детских садов, раскрывает новизну, особенности и составляющие техонологии "образовательное событие"...