Картотека игр и упражнений по технологии ТРИЗ
картотека

Шаповалова Светлана Викторовна

игры и упражнения по технологии ТРИЗ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека игр45.96 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений

по технологии ТРИЗ

                                                          Подготовила воспитатель:

                                            Шаповалова С.В.

Игра «Дрессировщики».

Вопросы для вступительной беседы:

– Вы любите ходить в цирк?

– А что в цирке хорошего и плохого?

– Какие цирковые профессии вы знаете?

– Давайте поиграем в дрессировщика. Вы будете понарошку зверятами, которым я

буду давать разные команды. Но вы еще зверята маленькие, не очень послушные, и поэтому

выполняете только те команды, которые произносятся вместе со словом «Пожалуйста…».

Если этого слова нет, то команды вы не выполняете, а делаете, что хотите.

– Зверята, подпрыгните, пожалуйста!..

Воспитатель произносит команды в произвольном порядке и темпе.

Дидактическая игра «Магазин».

Игрушка:– Только это магазин будет не простой, а сказочный. И покупателями в нем будут

сказочные герои, а я буду продавцом.

В: – Наши ребята будут тебе помогать, согласна?

И: – Согласна, только в своем магазине я хочу продавать товары только хорошим ска-

зочным героям, а плохим – не хочу.

В – Давай попробуем, посмотрим, что получится.

Сюжет игры основан на том, что один и тот же предмет («товар») вначале предлагается

«плохому» герою с указанием отрицательных сторон предмета, а затем положительному

герою рассказывается о положительных сторонах. Игра наглядно демонстрирует вывод, что

в каждом предмете есть и хорошее и плохое.

Вариант игры:

Входит в магазин Бармалей.

– Я хочу купить краски.

Игрушка говорит:

– Зачем тебе краски, они плохие! Ты ими испачкаться можешь!

– Не буду покупать.

Затем входит Золушка.

И: – Золушка, купи краски! Смотри какие они хорошие, разноцветные, яркие. Ты ими

любую картину нарисовать сможешь!

– Хорошо, покупаю.

В процессе игры «продаются» конфеты, ножик, будильник, причем воспитатель обес-

печивает организационную сторону игры, а аргументы «за» и «против» покупки высказы-

вают дети.

В конце игры «звенит» будильник, и игрушка вспоминает, что ей пора уходить.

Игра «Простуда».

Приходит игрушка с завязанным горлом – «заболела». Дети начинают ей сочувствовать

(«Болеть – это плохо»), а игрушка начинает доказывать, что хорошего есть в болезни («все

любят, жалеют», «можно телевизор весь день смотреть», «мама всегда рядом» и др.).

Воспитатель предлагает назвать, что же плохого в болезни.

В результате анализа выясняется, что хотя в болезни есть и хорошее и плохое, лучше

все-таки не болеть.

 Вводится роль «простуды» (ребенок, обвязанный шарфом), которая гоняется за детьми («хочет, чтобы они заболели»).

В конце игры желательно обсудить, что нужно делать, чтобы настоящая простуда нико-

гда тебя не «догнала» (чтобы не заболеть)?

У здорового человека жизнь гораздо более разнообразная и интересная, чем у боль-

ного. Игрушка называет различные ситуации («смотреть телевизор», «купаться», «играть на

улице», «рисовать» и др.).

Игра «Большой – маленький».

Приходит игрушка и рассказывает:

– Вчера меня пригласили в гости. Сказали, что нужно прийти в маленький красный

домик. Я пришла на улицу (выставляет разноцветные кубики), зашла в один красный домик

– не тот, в другой – не тот… Так я в гости и не попала…

В: – Ребята, давайте поможем найти игрушке нужный дом. Ваши предложения?

Д: – …

В: – А в этот ты заходила (показывает на большой красный кубик)?

И: – Так ведь это большой дом, а мне сказали, надо в маленький…

В: – А кто тебя приглашал?

И: – Слоненок…

В: – Так ведь это для тебя этот домик большой, а для слоненка он – маленький.

И: – Ой, точно!

В: – А этот красный домик (показывает) тебе кажется маленьким, а для муравья, кото-

рый там живет, он очень большой.

И: – Значит, получается, что одно и тоже может быть и большим и маленьким?

В: – Конечно, смотря для кого.

И: – Как интересно! А сама я какая: большая или маленькая?

В: – И большая и маленькая. Ребята, для кого наша игрушка большая?

Д: – …

И: – А для кого маленькая?

Д: – …

И: – А вы сами какие: большие или маленькие?

Д: – …

Дети идут по кругу. На команду «Большие!» поднимают руки вверх и идут на носочках,

на команду «Маленькие!» – приседают и идут на корточках.

Воспитатель называет команды в произвольном порядке и темпе. Можно указывать

сравнение с другими объектами («для цыпленка», «для динозавра» и др.).

Упражнение «Расставь по порядку».

Воспитатель показывает детям 5–6 карточек с изображением разных животных (напри-

мер: мышка, кошка, собака, конь, слон), нужно их расставить по росту, начиная с самого

маленького.

После этого – обсуждение каждой карточки. Например: «Кошка – большая или маленькая»

Игра «Много – мало».

Приходит игрушка с конфетой.

И: – Вот конфету принесла, хочу ребят угостить.

В: – Но ведь у тебя только одна конфета, а у нас ребят, посмотри, как много!

И: – Разве это много? Вот в цирке действительно детей много, а у вас мало!

В: – Нет, мало, это когда дома: один или два, а у нас их двадцать – это много!

И: – Ребята, а как вы сами думаете: вас много или мало?

Д: – …

В процессе обсуждения дети формулируют вывод: «и много и мало», смотря в срав-

нении с чем: по сравнению с количеством детей в одних ситуациях (указываются) детей в

группе много, по сравнению с другими ситуациями (указывается) – мало.

В: – И конфеты нам одной на всех, конечно, мало!

И: – А может ли быть такое, что этой конфеты для кого-то будет много?

В: – Конечно, может! Ребята, поможем игрушке. Для кого одна конфета – это много?

Д: – …

И: – А один арбуз – это много или мало?

В: – И много и мало. Смотря для кого. Выручайте снова, ребята!

Д: – …

И: – А целая бочка воды?

Д: – И много и мало. Для … много, а для … – мало.

Дети сидят на ковре. Воспитатель называет различные ситуации, дети должны соот-

ветственно реагировать. Если «много» – руки развести широко в стороны, «мало» – ладони

сблизить, «достаточно» – рука на руку.

Желательно вначале отработать сами жесты.

Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия): одно ведро воды для мура-

вья? одно ведро воды для слона? одно солнце в небе? один самолет в небе? одна мама у

ребенка? один ребенок у мамы? один дом для всех людей? одна нога у человека? одна ножка у гриба? Одна змея в квартире? Одна змея в лесу? И др.

Игра «Зима – лето».

Игрушка приходит с пустым большим пакетом от подарка:

– Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник – Новый год, и елку

надо украшать, и дед Мороз подарки дарит! Вот этот пакет я сохранила на память с про-

шлого праздника и жду – не дождусь нового! А еще можно и на санках и на лыжах кататься,

и в снежки играть и крепость строить! Зима – мое самое любимое время года, она такая

хорошая…

В: – И не только ты любишь зиму. Думаю, нашим ребятам она тоже нравится. За что

вы любите зиму?

Д: – …

В: – Согласна с вами, что Новый год и подарки – это хорошо. Но ведь зимой можно

замерзнуть или поскользнуться на льду, а это плохо.

И: – Значит выходит, что и в зиме тоже есть и хорошее и плохое?

Д: – …

И: – Это вы уже знаете, а вот вы сможете ответить, чем зима отличается от лета?

Д: – …

В: – А давай, И, ты с нашими детьми сейчас поиграешь: ты будешь говорить, что бывает

летом, а ребята – что бывает зимой.

И: – Хорошо. Я начинаю. Летом жарко, а зимой – …

Д: – Холодно.

И: – Летом на деревьях листья, а зимой – …

Д: – Листьев нет (или: лежит снег).

Примечание: воспитатель подбирает вопросы так, чтобы дети при ответе могли

использовать антонимы.

Примеры вопросов:

– Летом день длинный, а зимой – …

– Зимой солнце низко, а летом – …

– Летом гуляют на улице много, а зимой – …

– Зимой рябина сладкая, а летом – …

– Зимой птицам голодно, а летом – …

– Зимой земля покрыта снегом, а летом – …

и др. (можно предложить детям самостоятельно придумать аналогичные вопросы)

В: – А сейчас давайте поиграем в игру «Зима-лето» (дети стоят на ковре.)

– Когда я говорю зима – вы должны сесть на корточки и хлопать себя – «греться». Когда

лето – вы встаете и бегаете.

Воспитатель называет не только слова «зима» и «лето», но и характерные признаки

времен года (снег, гроза, холодно, лужи и др.), дети должны соответственно реагировать.

Игра «Назови твердое».

Воспитатель по очереди бросает детям мяч, дети должны называть различные твердые

предметы. Кто ошибся или повторил – выходит из игры.

Нередко дети путают понятия «твердое» (в смысле крепкое) и «твердое» как агрегатное

состояние вещества (в отличие от жидкого и газообразного). Могут быть ситуации типа:

«Нет, бумага не твердая, вот фанерка твердая…». При возникновении подобных ситуаций

воспитатель уточняет задание: твердое – это то, что не жидкое. («Бумага – это не жидкость,

она состоит из твердых человечков, но они, наверное, не очень сильно держаться за руки,

вот почему бумага легко рвется.»)

Инсценирование маленькими человечками.

Воспитатель «превращает» детей в маленьких человечков и предлагает изобразить

проволоку, брусок, спичку (дети становятся в линию, держась за руки).

При этом анализируются свойства этих предметов: почему проволоку можно согнуть,

а брусок нет; почему спичка не гнется, а ломается.

Как показать резинку, почему она растягивается, что происходит, если растянутую

резинку отпустить? продолжать растягивать? (все ответы моделируются).

Игра «Твердое и жидкое».

В: – Оказывается лед – волшебный, он умеет превращаться. Лед – это твердое веще-

ство, в нем человечки крепко держатся за руки. Когда становится тепло, человечки пере-

стают держаться за руки – и получается жидкость, вода. А чем жидкие вещества отличаются от твердых? Что можно делать с водой, а что со льдом?

Желательно ответы детей сопровождать соответствующим показом различных свойств

твердых и жидких веществ: поставить рядом стакан с водой и стакан с кубиками льда (можно заменить обычными кубиками (они тоже твердые, но не тают).

Можно показать следующие опыты: жидкость растекается, она может впитываться,

принимает форму емкости, в которой находится; а твердые вещества сохраняют свою форму в любой емкости; жидкие человечки легко перемещаются (если дотронуться до воды – палец станет мокрым, а если до кубиков, то палец деревянным или пластмассовым не становится),

вода занимает весь стакан, без «пустот», с кубиками так не получается (а в коробку кубики

можно уложить плотно, почему?), если налить воду в тряпичный мешочек – она вытечет, а

кубики останутся и др.

Инсценирование маленькими человечками.

Воспитатель вызывает группу детей и предлагает проинсценировать ситуацию

«Сосулька весной»: Что происходит, когда солнце пригревает? что образуется под сосуль-

кой? что происходит ночью?

Игра «Маленькие человечки».

.

– Что такое ветер?

– Можно ли его увидеть, нарисовать?

– По каким «следам» (признакам) люди узнают, что погода – ветреная?

– Ветер какой: твердый или жидкий?

– Ветер – это сильная струя воздуха. Воздух состоит из человечков газа: эти человечки

очень подвижные, они бегают в разные стороны, кто куда захочет. Если подуть на ладошку,

можно почувствовать газообразных человечков.

– Некоторых «газовых» человечков можно увидеть: когда вода кипит, она превраща-

ется в пар, который хорошо видно (можно вспомнить или показать кипящий чайник).

Во время беседы желательно использовать игрушку, которая дает неправильные, оши-

бочные варианты ответа или сомневается в очевидном.

Инсценирование маленькими человечками.

Воспитатель называет слова «твердые», «жидкие», «газообразные», а дети должны

соответственно реагировать: браться за руки, спокойно ходить или бегать по группе. Поря-

док и темп команд – произвольный.

Упражнение «Волшебная дорожка».

Игрушка «рисует» дорожку из квадратиков разного цвета:

Например:

В: – Какая красивая разноцветная дорожка получилась! А почему ты говоришь, что

она волшебная?

И: – Потому что, когда по ней путешествуешь, – меняешь цвет. Смотрите: вот кружок

– он вначале белый, потом стал красным, затем желтым и т. д. (используется прозрачный

кружок из полиэтилена или целлофана)

В: – А еще, наверное, этот кружок умеет превращаться в разные предметы?

И: – Конечно, если он на белой дорожке – то это одуванчик – ведь он белый и круглый;

на красной – это вишенка или помидор; на желтой – …

В: – Подожди, дай ребятам сказать …

Д: – …

Затем по дорожке путешествуют маленькие человечки.

В: – Первыми будут твердые человечки. Что такое получается: белое и твердое?

Д: – Мел, стена, зубы …

Аналогично – другие цвета, затем «путешествие» жидких и газообразных человечков.

Когда обсуждается сочетание «черные газообразные человечки, что это?» (дым), жела-

тельно проанализировать, что хорошего и что плохого в дыме; высказать пожелание, чтобы

небо было всегда чистым, голубым.

Игра «Разноцветный светофор».

Правила игры: воспитатель называет любой цвет. Дети, у которых этот цвет есть в

одежде, держатся за него и проходят. У кого такого цвета нет – могут присоединиться к кому-нибудь или пробежать, чтобы их не поймали.

Игра «Строим дом».

Приходит игрушка, приносит с собой кубики.

– Я смотрела мультфильм «Три поросенка» и решила построить себе домик из кубиков.

Вот такой (строит только стены «без окон, без дверей»).

В: – А если дождь пойдет?

И: – Ой, я же крышу забыла сделать! (строит)

В: – Как же ты в дом заходить будешь, тоже через крышу?

И: – Нет, для этого дверь нужна (строит).

В: – Подумай, чего еще в твоем доме не хватает?

Д: – …

После постройки «настоящего» дома воспитатель спрашивает, зачем вообще нужны

дома, из каких частей они обычно состоят и для чего нужна каждая из них.

Группа делится на две команды, на полу – кубики. Нужно построить как можно выше дом по принципу «кубик на кубик» за определенное время.

Выигрывают строители, у которых дом выше.

И: – Я все поняла, теперь в моем доме и крыша, и окна, и двери есть. Приходите в

гости, вот мой дом (на столе рисует квадрат – «пол»).

В: – У тебя же в комнате ничего нет!

И: – А зачем что-то надо? Ведь так гораздо лучше: просторно, удобно!

Примерные вопросы для обсуждения.

– Дом, в котором есть только стены и пол и нет никакой мебели, – что в нем хорошего,

что плохого?

– Где люди будут спать?

– Спать на ковре: что хорошего, что плохого?

– Где будут готовить еду и есть?

– Есть на полу: что хорошего, что плохого?

– Зачем нужны: шкафы, стулья, лампа, телевизор и др.?

– Одна комната: что хорошего, что плохого?

– Зачем нужны кухня, коридор, спальня, ванная, туалет; почему нельзя, чтобы всё нахо-

дилось в одной комнате?

– Что должно быть в кухне (коридоре, ванне и т. д.), чего нет в обычных комнатах и для

чего нужны эти предметы?

Вывод:

В: – Дом построить нелегко, нужно много знать. Легче дом нарисовать, но тоже нужно

постараться, чтобы получился хороший, интересный рисунок.

Игра «Лифтовый зверь».

Воспитатель читает детям стихотворение Э. Успенского про лифтового зверя, и затем

предлагает поиграть. На слово «Ночь!» дети должны показывать, как они «по этажам лазают, механизмы смазывают», на слово «День!» зверь сидит и твердит: «Детям без взрослых пользоваться лифтом запрещается!»:

Уж как хочешь –

Верь не верь –

Но живет за лифтом зверь.

Любит он машинный запах,

У него отвертка в лапах.

Ночью чудищем лохматым

Он съезжает по канатам,

По решеткам лазает,

Механизмы смазывает.

Провода, контакты, двери –

Все исправит, все проверит.

Он выходит только ночью,

Он людей пугать не хочет,

А под утро зверь-чудак

Заползает на чердак,

В темноте весь день сидит

И одно себе твердит:

«Детям пользоваться лифтом без сопровождения взрослых строго запрещается!!!»

«Детям пользоваться лифтом без сопровождения взрослых строго запрещается!!!»

Уж как хочешь –

Верь не верь –

Это очень мудрый зверь!

Игра «Системный лифт».

Воспитатель показывает рисунок домика (схема на наборном полотне) и комментирует его:

– Этот трехэтажный дом необычный, в нем живут не люди, а разные предметы. На

втором этаже живут они сами. Например, ручка.

На первом этаже живут отдельные части этих предметов. Назовите, из каких частей

состоит ручка (соответственно показывает). А комнаты – на третьем этаже – это места, в

которых могут быть эти предметы. Где, в каких местах может быть ручка?

Итак, три этажа: места – предметы – части. А быстро передвигаться по этажам поможет

лифт.

– А нашим лифтом мы будем пользоваться очень часто, и ездить нам придется по всем

трем этажам. Вспомним, что находится на каждом из этажей: на втором этаже, посередине,

живут самые разные предметы…

И: – На первом этаже – части, из которых они состоят. А на третьем этаже находятся

места, где эти предметы могут быть.

В: – Представьте себе, что на втором этаже этого домика живет ромашка. (помещает

изображение на схему), что будет находиться на первом этаже?

Д: – Части цветка: лепестки, серединка, стебелек, листочки, корни.

В: – А что будет на третьем этаже, где может быть ромашка?

Д: – Клумба, букет, ваза с цветами, поляна в лесу …

Аналогично рассматриваются «торт», «гитара», после чего еще 2–3 объекта.

Игра «Вперед – назад».

Дети становятся в одну линию и закрывают глаза. Воспитатель дает команды «Впе-

ред», «Назад», указывая количество шагов.

По окончании игры дети открывают глаза и смотрят, насколько согласованно они дей-

ствовали (сохранилась ли линия?)

Упражнение «Назови этаж».

Приходит игрушка:

– Мне очень понравилось кататься на лифте, давайте сегодня снова будем ездить.

Только вначале повторим, на каком этаже что живет.

После этого воспитатель предлагает детям поиграть в игру: называется объект, а дети

(хором или «на пальцах») указывают номер этажа.

Примеры объектов для игры:

– Обивка, сиденье, стул;

– начинка, коробка, конфета;

– хвост, медведь, спина;

– колесо, спица, велосипед;

– буква, страница, книга.

Игра «Первый, второй, третий».

Воспитатель называет номер этажа и дети должны соответственно реагировать: «тре-

тий» – «руки вверх», «второй» – «руки в стороны», «первый» – «руки вниз».

Игра с мячом «Чем было раньше?..»

Воспитатель называет различные объекты, а дети должны называть, чем они были

раньше (как появились).

Примеры объектов: дом, платье, книга, птица, машина, яблоко, молоко, рисунок, хлеб,

дождь и др.

Рекомендуется по возможности выстраивать как можно более длинные цепочки.

Например: хлеб раньше был мукой, мука – зерном, зерно – колосом, колос – зернышком и

т. д.

Вывод: у любого предмета или существа есть прошлое – то, что с ним было раньше.

Упражнение «Что потом?»

Воспитатель называет различные объекты, а дети отвечают, что с ними будет потом,

в дальнейшем.

Желательно подчеркнуть, что возможен не один вариант развития, а множество (цветок

может съесть корова, из него могут сделать украшение или духи, подарить или поставить

в вазу, он может засохнуть и др.). Желательно проводить упражнение в быстром темпе в

форме игры с мячом.

Примеры объектов: мука, яйцо, кирпич, бумага, апельсин, картошка, снег, дерево и др.

Игра «Съедобное – несъедобное».

Игра проводится с воображаемым мячом воспитатель имитирует движение, как бро-

сают мяч, и называет разные слова. Если это съедобное, дети «ловят» (делают такое движение), если несъедобное – не ловят (отталкивающие движения).

Такая игра «понарошку» активизирует внимание детей, позволяет одновременно

играть всем детям, проходит гораздо организованнее, чем при использовании реального

мяча.

Игра «Вверх – вниз – вперед – назад».

Дети стоят в кругу. На команду «Вверх» – поднимают руки вверх, на команду «Вниз»

опускают руки вниз, на команду «Вперед» – делают шаг вперед, на команду «Назад» делают шаг назад.

Команды подаются в произвольном темпе и последовательности, игра может прохо-

дить с выбыванием..

Игра «Хорошо – плохо»

Приходит игрушка с мешком.

И: – Я сегодня целый мешок игрушек принесла: они тоже хотят покататься!

В: – Но ведь их так много, это будет очень долго! Что делать?

Д: – …

И: – А давайте будем катать только те игрушки, которые и хорошие и плохие. А если

игрушка только хорошая или только плохая – ее катать не будем.

В: – Договорились. Итак, ребята – это предмет какой: хороший или плохой, докажите,

почему так думаете?

Примеры предметов: бутылка, конфета, расческа, часы, мыло, качели, лампочка и др.

В результате обсуждения оказывается, что у всех предметов есть что-то хорошее и что-

то плохое в зависимости от конкретной ситуации.

Если воспитатель говорит «Хорошо!» – дети должны хлопать, если «Плохо!» – топать,

«И хорошо и плохо!» – и хлопать и топать.

Команды произносятся в произвольном темпе и последовательности

Игра « Сочинение загадок».

Приходит игрушка, приносит рисунок Колобка и говорит:

– Отгадайте загадку и вы узнаете, с кем дружит Колобок:

Этот зверь вам всем знаком,

ест мышей, пьет молоко.

Но на кошку не похож,

этот зверь – колючий …

Д: – … (игрушка показывает рисунок Ежика)

И: – Правильно, что вы узнали про ежика из загадки?

Д: – …

– Давайте попробуем сами сочинить загадку. Ежик – какой?

– …(дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый …)

– Что еще, кроме ежика, бывает колючим (круглым, маленьким, серым…)?

– …

– Получается загадка: Колючий, а не елка; круглый, а не колобок; маленький, а не мура-

вей; серый, а не волк.

Поздравляю, эту загадку мы с вами придумали сами, ее никто раньше не знал.

На команду «Колючий!» (или «Ежик!») дети пальцы («колючки») расставляют в сто-

роны, на команду «Не колючий!» (или «Гладкий!», или «Колобок») – пальцы сжимают в

кулак.

Темп и последовательность команд – произвольные

Игра «Что изменилось?»

Приходит Игрушка, спрашивает у детей, как они провели лето, чем занимались; рас-

сказывает о себе. Предлагает  поиграть в игру «Что изменилось».

Правила игры: на столе выставляются в ряд 5–7 карточек, нужно запомнить их после-

довательность. Потом дети отворачиваются или закрывают глаза, а воспитатель вносит

различные изменения: переставляет местами, убирает или добавляет новые. Дети должны

назвать, что изменилось.

Игра проводится 2–3 раза, в конце игры остается 4–5 карточек

Игра «Твердое, жидкое, газообразное.»

Когда звучит команда «Твердое!», нужно всем взяться за руки; «Жидкое!» – руки на

пояс и стоять или ходить по группе; «Газообразное!» – нужно бегать.

Воспитатель может называть конкретные названия каких-то однородных объектов

(дерево, молоко, дым и др.), дети должны соответственно реагировать. В конце можно пока-

зать «спектакль» с участием всех человечков. Например, мячик плавает в воде или открытый флакон одеколона.

Игра «Раздели-соедини».

Воспитатель называет различные части тела и команды «дели» или «соедини!». Напри-

мер, «руки – соедини!», «ноги – раздели!», «головы – соедини!», «пальцы – раздели!» и др.

Дети должны указанные части соединить (сблизить, объединить, иногда с кем-то в

паре) или разъединить (показать изолированно, отдельно).

Игра «Да-нетка».

На столе в линию выложено 7 предметов (или картинок), нужно отгадать, какой именно

задумал воспитатель (на вопросы можно отвечать только «да» или «нет».).

Вначале с воспитателем играет игрушка, чтобы показать детям правила игры.

Вариант игры:

Предметы: щетка, арбуз, иголка, краски, ботинок, гвоздь, флажок.

В: Я загадала какой-то предмет. Отгадай его, только вопросы должны быть такие,

чтобы на них можно было ответить «да» или «нет» – игра «да-нетка»..

И: – Это краски?

В: – Нет.

И: – Это справа или слева от красок?

В: – Я не могут ответить на такой вопрос. Спроси иначе.

И: – Это справа от красок?

В: – Нет.

И: – Значит, это слева. Это арбуз?

В: – Нет.

И: Это справа от арбуза?

В: – Да.

И: – Значит, это иголка!

В: – Да. Ты смог отгадать за 5 вопросов. Может быть, ребята смогут быстрее?

И: – Сейчас посмотрим!

Игра проводится 2–3 раза. Как усложнение можно предложить плоскостную да-нетку:

на столе в произвольном порядке 9-10 предметов, с четким разграничением: вверху, внизу,

справа, слева. Нужно отгадать задуманный объект.

Упражнение «Назови признаки.»

Воспитатель оставляет на столе 3–4 предмета, как можно более далеких тематических

групп. Например, гвоздь, ботинок, арбуз…

Нужно назвать как можно больше признаков этих предметов. Можно организовать в

виде соревнования: к какому из предметов получится подобрать больше всего признаков

(подсчитывать по ходу, можно при помощи фишек).

Игра «Прятки».

 Воспитатель сообщает о том, что игрушка где-то спряталась и ее нужно найти. Просто перебирать различные места будет долго и неинтересно, лучше задавать целенаправленные вопросы, ведущие к сужению круга поиска. Можно провести

аналогию, нарисовав дерево с крупными ветками:

– Представьте себе, что на этом дереве нам нужно найти какой-то один листочек.

Можно, конечно, перебирать листочки по одному, пока не найдешь нужный. А можно и дру-

гим способом: по вопросам узнавать, где он находится: Этот листочек слева от ствола? Этот листочек выше большой ветки? Этот листочек справа от маленькой ветки? и т. д. (вопросы воспитатель сопровождает соответствующими показами на рисунке).

После этого предлагается найти игрушку по вопросам, предполагающим деление про-

странства на части.

Желательно, чтобы Игрушка была спрятана в каком-либо шкафу, и тогда нужно еще

задавать дополнительные вопросы на какой полке и с какой стороны она находится.

Игра на переключение внимания «Цвет, вес, размер».

По команде «Цвет» дети поднимают руки над головой, соединив их как крышу (похоже

на карандаш), по команде «Вес» – руки в сторону, показывая чаши весов, по команде «Раз-

мер» – кладут одну руку на другую («линейка»).

Воспитатель называет в произвольном порядке различные свойства и признаки (напри-

мер: цвет, красный, вес, размер, легкий, зеленый, маленький, цвет…), дети должны правильным образом реагировать.

Игра «Теремок».

Приходит Игрушка, напоминает детям сюжет сказки «Теремок» и предлагает поиграть

в «теремок».

Воспитатель раздает всем детям различные картинки или предметы, и все по очереди

«стучатся» в «теремок».

«Зайти» в него можно только, если «гость» докажет, что он чем-то похож на «хозя-

ина» (имеет сходство по каким-то признакам).

Вариант игры:

– Тук, тук! Кто в теремочке живет?

– Я – пчелка. А ты кто?

– А я ножницы!

– А чем вы на меня похожи?

– У тебя жало острое, а у нас – концы.

– Заходите в гости!

и т. д.

Можно игру провести два раза: вначале «хозяином» будет игрушка и все дети должны

доказать сходство с ней, а затем в роли «хозяина» выступает каждый последующий

«гость» (а «хозяин» становится почетным гостем).

Примечание: во второй раз можно детям предложить обменяться картинками или раз-

дать новые.

Игра-театрализация.

Воспитатель называет предметы, изображенные на картинках, а дети должны их изоб-

разить (внешнее сходство или действие с ним или издаваемые звуки и т. д.).

При этом воспитатель не дает пояснений, как выполнять задание, но оценивает лучшие

варианты.

Упражнение «Кляксы».

Игрушка показывает на листе бумаги большую кляксу и предлагает детям придумать,

на что она похожа. При этом кляксу можно поворачивать в разные стороны.

Затем воспитатель предлагает детям самим сделать кляксы: лист бумаги согнуть попо-

лам и на одну сторону капнуть чернил (гуаши). После чего лист складывается и на двух

сторонах получаются отпечатки («кляксы»).

Полученные кляксы нужно дорисовать, превратить в законченные рисунки.

Упражнение «Антонимы».

Возможен необычный «вход» в упражнение, настраивающий детей на то, что все будет

«наоборот». Например, игрушка приходит вверх ногами, говорит «До свидания!», детям

предлагается лечь в кровати и т. п.

В: – Сегодня  у нас будет все наоборот. Вначале потренируемся называть «наоборотные» слова.

Скажу я слово «далеко», вы скажете мне «близко»,

Скажу я слово «высоко», а вы ответьте «низко».

Скажу я слово «потолок», что скажете вы?.. – …

Скажу я слово «потерял», вы скажете?.. – …

Затем воспитатель делит детей на две группы: первая группа называет любые слова,

отвечающие на вопрос «какой?», а вторая должна называть антонимы. Затем группы меня-

ются местами.

Упражнение «Перевертыши».

Игрушка рассказывает стихотворение:

«Ехала деревня мимо мужика,

глядь, из-под собаки

лают ворота.

Лошадь ела кашу,

а мужик овес.

Лошадь села в сани,

а мужик повез».

Обычно, реакция детей – смех. Игрушка читает стихотворение еще раз, затем просит

«перевести» каждую строчку, сказать, как надо говорить.

Затем анализ: в каком случае было смешнее и почему, как «устроены» смешные пред-

ложения.

Воспитатель предлагает детям самим придумать смешинки-«перевертыши», исполь-

зуя прием «наоборот».

Упражнение «Волшебный мешочек».

В один мешочек заранее кладутся 4–5 небольших игрушек – различные животные, в

другой 4–5 игрушек – предметы.

Пара детей достает игрушки из двух мешочков (узнавая предмет на ощупь, а потом

проверяя себя). Затем нужно составить несколько предложений с этими словами. Например,

«слон» и «молоток»: «Хобот у слона похож на молоток.», или «крокодил» и «гитара»: «На

гитаре была наклейка с крокодилом».

Игра «Руки-ноги».

Воспитатель называет различные команды, представляющие собой сочетания слов

«руки», «ноги» и разных предлогов.

Например: «руки под ногами», «ноги на руках», «руки через ноги», «ноги за руками»

и др.

Примеры предлогов: за, над, перед, под, около, в, у, на, без. с, до, к, на, через и др..

Дидактическая игра «Проверка памяти».

Воспитатель показывает детям рисунок с изображением какого-либо отдельного объ-

екта, предлагает внимательно на него посмотреть и все запомнить. Затем рисунок прячется, и дети должны ответить на вопросы по содержанию рисунка.

Например, была нарисована кукла. Могут быть вопросы (желательно использовать

также и вопросы с ловушками): какого цвета волосы? на ногах носки или гольфы? какое

было платье синее или зеленое (а оно красное)? с какой стороны карман (а кармана вообще не было)? и др.

Желательно, чтобы воспитатель фиксировал количество вопросов и правильных отве-

тов на них.

Затем аналогично с другим рисунком (желательно принадлежащим к другой тематической группе).

Игра на внимание «Уши, глаза, нос».

Воспитатель в произвольном порядке называет части тела, «отвечающие» за органы

чувств: уши, глаза, нос, руки, язык.

Дети должны дотронуться или показать эту часть тела.

Желательно, чтобы воспитатель «сбивал» детей, показывая неправильные варианты.

Игру можно провести в кругу на выбывание.

Дидактическая игра «Что изменилось».

Воспитатель вызывает одного из детей и предлагает всем остальным внимательно его

рассмотреть и запомнить.

Затем воспитатель вместе с этим ребенком удаляется в спальню (раздевалку) и помо-

гает сделать различные изменения (в прическе, в одежде, в позе и т. д.). По возвращении

группа должна назвать произошедшие изменения. Игра проводится 3–4 раза.

Игра на внимание «Было, будет и сейчас».

Воспитатель обращает внимание детей на то, какими они были раньше, как показать

«маленького» (ползать, хныкать, сосать палец и др.), затем обсуждается, как ведут себя

взрослые (ходят степенно, важно; гуляют под ручку, работают и др.).

Правила игры: по команде «было» надо вести себя как «маленькие», по команде «сей-

час» – обычное поведение, по команде «будет» изображать «больших».

Воспитатель называет команды в произвольном порядке, иногда вставляя слова типа

«малыши», «взрослые», «пятилетки» и др.

Упражнение «Комплименты».

Приходит игрушка очень нарядная, украшенная и разукрашенная.

В: – Какая ты сегодня красивая! У тебя какой-то праздник?

И: – Да, у меня сегодня день рождения!

В: – Ой, а мы не знали! Что же мы с ребятами можем тебе подарить?

И: – Можно вы про меня будете разные хорошие слова говорить?

В: – Конечно, можно! Ребята, игрушка хочет, чтобы мы ей подарили много комплимен-

тов!

Дети называют разные достоинства игрушки, желательно, чтобы признаки назывались

не только напрямую (с яркими глазами, сообразительная и др.), но и через сравнения (глаза

сверкают как алмазы, умная как компьютер и др.).

И: – Спасибо, мне очень приятно. А друг другу вы умеете делать комплименты?

Дети по цепочке говорят друг другу комплименты.

 Упражнение можно провести в виде соревнования.

Упражнение «Раскраска».

Воспитатель предлагает придумать предложения по картине. Первой вызывается

Игрушка, которая называет несколько предложений, но без прилагательных (типа: мальчик

идет по улице, котенок играет со щенком на крыльце и др.).

В: – Твои предложения правильные, но они похожи на черно-белые рисунки.

И: – Разве предложения можно раскрашивать?

В: – Конечно, можно. Только не красками, а словами. Вот закрой глаза и повтори свои

предложения: ты можешь ответить какой именно это был мальчик, какая была улица, какими были котенок и щенок?

И: – Нет, не получается.

В: – Если я тебе помогу и скажу, что мальчик был маленький, светловолосый, в зеленом

костюме…__

И: – Теперь получается!

В: – Я назвала признаки, описала, каким был мальчик. Слова – признаки как бы рас-

крашивают речь. Попробуйте теперь и ты, и ребята, придумать предложения с признаками.

Воспитатель может называть предложения без прилагательных, дети должны их «рас-

красить»: повторить, вставив как можно больше соответствующих прилагательных.

Упражнение «Определение».

Игрушка приходит с конвертом и рассказывает:

– У меня есть в Африке друзья. Вы их, наверно, видели по телевизору: это мартышка,

удав, попугай и слоненок. Им там живется очень весело и интересно. Но вот я получил от них письмо, где они пишут, что бананы им уже надоели, и им хотелось попробовать что-нибудь вкусное, необычное, например, мороженое. Они его еще никогда не ели. Но мороженое в Африку не пошлешь, оно растает еще по дороге. И поэтому они попросили меня в письме рассказать, что это такое…

Воспитатель предлагает, чтобы дети объяснили, что такое мороженое.

При этом часто возникает ситуация, когда вместо связного определения называются

отдельные признаки. Например, «это белое», «это лед», «это в стаканчике» и др.

На такие ответы Игрушка реагирует контрпримерами типа: «значит, вата – это мороже-

ное, она ведь тоже белая?», «значит, на улице сейчас мороженое?», «значит, если на палочке – это уже не мороженое?» и т. п.

Обсуждение вопросов по приему «эвроритм»:

– что плохого в мороженом?

– что нужно делать, чтобы этого плохого не было?

– какие бывают виды мороженого?

– придумывание новых видов мороженого.

– Представим, что осталось в мире только одно мороженое. Что с ним будут делать?

– Представьте себе, что мороженое есть, но его никто не ест. Почему?

(при анализе причин желательно их группировать: связанные с мороженым, связанные

с человеком, внешние обстоятельства).

Игра на внимание «Бывает – не бывает».

Дети стоят в кругу, воспитатель называет различные виды мороженого и места, где оно

может быть (в том числе и нереальные).

Если такое бывает (мороженое с изюмом, растаявшее мороженое, мороженое в мага-

зине и др.), дети должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши, если «не бывает» (мороженое с

капустой, жареное мороженое, мороженое в скворечнике и др.) – дети машут руками («про-

тестуют»).

Игра проводится в быстром темпе, можно на выбывание.

Игра на переключение внимания.

Воспитатель называет слова «птица», «рыба», «зверь», а дети должны соответственно

реагировать («летать», «плыть», «перемещаться на четвереньках»).

В игре могут быть использованы и конкретные названия («воробей», «щука», «мед-

ведь» и др.).

Игра «Летает – не летает».

Воспитатель называет названия разных живых существ, если оно летает, имитируются

соответствующие движения.

Игра проводится в быстром темпе на выбывание.

Затем аналогично игра «плавает – не плавает», «ползает – не ползает».

Упражнение «Четвертый лишний».

Воспитатель называет четыре слова, среди них одно лишнее. Надо его найти и объяс-

нить свой выбор.

Примеры слов.

– корова, коза, заяц, лошадь;

– ворона, воробей, страус, голубь;

– медведь, волк, лиса, слон;

– гадюка, кобра, гусеница, удав;

– щука, селедка, карась, пингвин;

– бабочка, жук, ласточка, муравей;

– петух, лебедь, утка, гусь;

– поросенок, баран, щенок, котенок;

Примечание: возможно несколько разных вариантов исключения, если дети могут их

обосновать.

Игра «Назови растения».

Проходит в виде игры с мячом или по «цепочке». Нужно назвать как можно больше

различных растений, не повторяясь.

Воспитатель показывает много различных карточек с растениями и предлагает приду-

мать, на какие группы их можно разложить.

Желательно начертить круг и вначале выделять более крупные классы, а затем внутри

них проводить дополнительную классификацию (при этом можно линии деления на круп-

ные классы выделять одним цветом, а на подклассы – другим).

Вариант проведения упражнения:

В: – Здесь нарисован круг, который разделен на 5 частей, а у меня есть карточки: береза,

ромашка, мухомор, капуста, малина…

Давайте придумаем название каждой части круга.

– … (дети называют «деревья», «цветы», «грибы», «овощи», «ягоды» и воспитатель

соответственно раскладывает карточки.)

В: – А эти растения куда надо положить (показывает карточки ель, яблоня, пальма с

бананами, анютины глазки, тюльпаны, подснежник, василек, боровик, морковка, свекла, лук,

черника, клубника)?

Желательно, чтобы дети раскладывали карточки по выделенным пяти группам само-

стоятельно, при минимальной помощи воспитателя.

Игра на переключение внимания.

Когда воспитатель называет слово «фрукты!», дети поднимают руки вверх и стано-

вятся на носочки («фрукты растут на деревьях»). Когда звучит слово «овощи», нужно сесть

на корточки и руками опереться о пол («овощи „сидят“ в земле»). Когда произносится слово

«ягоды», нужно показать, как собирают ягоды, наклоняясь за каждой ягодкой.

В процессе игры воспитатель произносит и конкретные названия (например, слива,

апельсин, картофель, земляника, крыжовник и др.)

5. Упражнение на классификацию (продолжение).

Воспитатель предлагает посмотреть внимательно на круг и подумать, нельзя ли внутри

каждой из пяти частей растения разделить еще на какие-нибудь группы.

В результате выделяются следующие группы (названия условные):

– деревья: «с иголками», «с листьями», «с съедобными плодами – фруктами»;.

– цветы: «выращивает человек», «растут сами» (в лесу, поле, на лугу);

– грибы: съедобные, несъедобные;

– овощи: «подземные» и «наземные»;

– ягоды: «лесные» и «садовые».

Желательно, чтобы дети устно добавляли названия других растений из этой же группы

(«А какие еще цветы, которые растут сами, вы знаете?», «А еще какие-нибудь „подземные

овощи бывают?»).

По желанию воспитатель может выделять дополнительные группы (можно разделить

фруктовые деревья на растущие «у нас» и «не у нас», ввести понятие «комнатные цветы»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с использованием технологии ТРИЗ

(развивает творческое мышление и воображение)...

Картотека игр с использованием технологии ТРИЗ.Игры на формирование умения выделять функции объекта

Картотека игр с использованием технологии ТРИЗ.Игры на формирование умения выделять функции объекта...

Картотека дидактических игр по технологии ТРИЗ

Картотека дидактических игр по технологии ТРИЗ можетбыть использована как воспитателями детского сада, так и родителями....

Картотека творческих заданий по технологии ТРИЗ в ДОУ

Актуальность использования технологии ТРИЗ.Данная технология способствует:развитию творческого воображения,развитию нестардатного мышления,высокому уровню позновательной активности и речи дошкольников...

Картотека опытов с использованием технологии ТРИЗ метод "Моделирование маленькими человечками". Для детей 5-7 лет.

Картотека опытов с использованием технологии ТРИЗ метод «Моделирования маленькими человечками». Для понимания детьми происходящих процессов на микроуровне, рекомендуется провести...

Картотека игр с применением технологии ТРИЗ

Картотека игр с применением технологии ТРИЗ...

Картотека творческих заданий по технологии ТРИЗ

Развитие фантазии, навыков рифмования, обучение рсоставлению рассказов....