Главные вкладки

    Деловая игра для педагогов по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»
    материал

    Анастасия Юрьевна Аликина

    Деловая игра для педагогов по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»

    Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    1.Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности;

    2.Создать в коллективе обстановку творческого поиска;

    3.Познакомить с нестандартной формой проведения методической работы в ДОУ.

    Вступление.

    Воспитатель: Наших детей надо учить любить природу. Наша природа – таинственная книга жизни – содержит в себе ещё очень много интересного. Сегодня мы собрались здесь поговорить, поделиться опытом. Начинаем нашу деловую игру.

    1.Разминка.

    Педагоги стоят в кругу, под музыку передают друг другу корзинку с листочками. Как только музыка закончилась, у кого в руке корзинка, тот достает листочек и читает вопрос!

    Вопросы:

    * У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

     

    * Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

     

    * Наука о животных. (Зоология)

     

    * Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

     

    * Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

     

    * Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

     

    * Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

     

    * Какую траву любят кошки? (Валериана)

     

    * Самая высока трава? (Бамбук)

     

    * Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дупле)

     

    * Где у кузнечика уши? (На ногах)

     

    * Лесной петух. (Глухарь)

     

    * Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

     

    * Наука о растениях. (Ботаника)

     

    * Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

     

    * Трава от 99 болезней. (Зверобой)

     

    * Пингвин птица или животное? (Птица)

     

    * Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

     

    * Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

     

    * Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет –

     

    сигнал опасности).

    Воспитатель: справились неплохо, проходите на места.

    Сегодня мы с вами постараемся закрепить знания об экологическом воспитании. Давайте поговорим.

    2.Теоретическая часть.

    -Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

    Педагоги вместе с воспитателем отвечают.

    (Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»).

    -Что такое экологическое воспитание?

    Педагоги отвечают.

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – это познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

    -Какова на ваш взгляд, цель экологического воспитания в ДОУ?

    Ответы педагогов.

    Цель экологического воспитания дошкольников- становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

    Воспитатель:

    - А теперь предлагаю разделиться на две группы. Задание для первой группы обсудить и записать на доске формы работы с детьми по развитию экологических знаний, а второй группе – формы работы с родителями.

    -Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний:

    (педагоги используют доску и мел)

    1. НОД по экологии;

    2. Беседы;

    3. Чтение художественной литературы;

    4. Экологические экскурсии;

    5. Викторины, конкурсы;

    6. Проблемные ситуации;

    7. Экологические выставки;

    8. Неделя экологического творчества;

    9. Экологические праздники;

    10. Дидактические игры экологического содержания;

    11. Экологические сказки;

    12. Наблюдения;

    13. Поисково-исследовательская работа;

    14. Мини-музеи;

    15. Проектная деятельность;

    16. Прогулки;

    17. Презентации, мультфильмы;

    18. Слушание звуков природы.

    -Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

    1. Родительское собрание;

    2. Консультации;

    3. Тематические папки-передвижки, информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета

    4. Досуги и развлечения;

    5. Проектная деятельность;

    6. Туристические походы;

    7. Интерактивные игры.

    Воспитатель:

    Хорошо справились.

    3.Практическая часть.

    Педагоги поочереди подходят к разносу, на котором листочки с экологическими проблемами. Читают, обсуждают, скручивают в трубочку и клеют к солнышку, которое по завершению улыбается.

    Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми. Задачи для каждого участника, например:

     

    1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает:

     

    «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»

     

    *Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

     

    2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

     

    - Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

     

    - Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

     

    *Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

     

    3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

     

    *Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?

     

    4. Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

     

    - Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

     

    *Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

     

    5. Как-то у берега реки целая ватага мальчишек «охотилась» на нырка, которого волны гнали к берегу. Едва только птица появлялась, в неё летели камни. Нырок быстро скрывался под водой, а едва всплывал, повторялось то же самое.

     

    Проходивший мимо мужчина пристыдил и прогнал их от берега. И мальчишки досадовали, что он появился не вовремя. А один мальчик украдкой даже пытался ещё раз бросить камень в обессилевшего, вероятно, подбитого нырка.

     

    *Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек? Как бы вы поступили, если бы оказались рядом?

     

    6. Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков: сажают их в коробку,

     

    привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

     

    *О чём нужно говорить с детьми?

     

    7. Девочка принесла в детский сад котёнка. Воспитатель в ответ: «Зачем принесла такого доходягу? Выбрось его сейчас же! » Девочка плачет, умоляет оставить котёнка.

     

    *Ваши действия?

     

    8. В детском саду произошёл случай: группа детей увидели кузнечика, кричали

     

    «саранча», прыгали, играли с ним. Один ребёнок раздавил ногой кузнечика

     

    на глазах у остальных. Дети в недоумении.

     

    *Ваша реакция на действия детей?

     

    9. Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику наблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появились завязи, как они стали расти, меняться по форме и окраске. Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов.

     

    *Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода?. Что это дает?.

     

    Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

    Музыкальная пауза.

    Воспитатель: Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют: ромашки, лес, птицы, вода, береза.

    Педагоги вспоминают и поют.

    Заключительная часть.

    Воспитатель:

    В завершении предлагаю ответить на вопросы и собрать слово.

    Воспитатели по заданию выкладывают на ковре буквы и собирают слово «здоровье».

    1. В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. (зверобой) – первая буква этого слова – З

    2. Это лекарственное растение растет у дороги, его листья заживляют раны. (подорожник) – третья буква этого слова – Д

    3. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (ромашка) – вторая буква этого слова.

    4. Какую лекарственную траву и слепой узнает? (крапива) – вторая буква этого слова.

    5. Золотой и молодой на неделю стал седой, а денечка через два облысела голова. (одуванчик) – первая буква этого слова.

    6. Какая ягода заменяет лимон? (клюква) – пятая буква этого слова.

    7. Верхняя сторона листа зеленая и холодная, нижняя – светлая, мягкая и теплая. Что это за растение? (мать-и-мачеха) – четвертая буква этого слова.

    8. В простонародье это растение называют бородавником. Что это за растение? (чистотел) – седьмая буква этого слова.

    Какое слово получилось?

    Ответы педагогов: здоровье.

    Главное всем здоровья!

    Рефлексия.

    Наша игра закончилась, надеюсь вам понравилось, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогут вам в работе с детьми!

    Прошу на солнышке оценить нашу игру (лайк/дислайк).

    Всем спасибо!

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл delovaya_igra_dlya_pedagogov_po_teme.docx19.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Деловая игра для педагогов по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»

    Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    1.Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности;

    2.Создать в коллективе обстановку творческого поиска;

    3.Познакомить с нестандартной формой проведения методической работы в ДОУ.

    Вступление.

    Воспитатель: Наших детей надо учить любить природу. Наша природа – таинственная книга жизни – содержит в себе ещё очень много интересного. Сегодня мы собрались здесь поговорить, поделиться опытом. Начинаем нашу деловую игру.

    1.Разминка.

    Педагоги стоят в кругу, под музыку передают друг другу корзинку с листочками. Как только музыка закончилась, у кого в руке корзинка, тот достает листочек и читает вопрос!

    Вопросы:

    * У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

    * Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

    * Наука о животных. (Зоология)

    * Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

    * Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

    * Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

    * Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

    * Какую траву любят кошки? (Валериана)

    * Самая высока трава? (Бамбук)

    * Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дупле)

    * Где у кузнечика уши? (На ногах)

    * Лесной петух. (Глухарь)

    * Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

    * Наука о растениях. (Ботаника)

    * Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

    * Трава от 99 болезней. (Зверобой)

    * Пингвин птица или животное? (Птица)

    * Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

    * Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

    * Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет –

    сигнал опасности).

    Воспитатель: справились неплохо, проходите на места.

    Сегодня мы с вами постараемся закрепить знания об экологическом воспитании. Давайте поговорим.

    2.Теоретическая часть.

    -Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

    Педагоги вместе с воспитателем отвечают.

    (Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»).

    -Что такое экологическое воспитание?

    Педагоги отвечают.

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – это познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

    -Какова на ваш взгляд, цель экологического воспитания в ДОУ?

    Ответы педагогов.

    Цель экологического воспитания дошкольников- становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

    Воспитатель:

    - А теперь предлагаю разделиться на две группы. Задание для первой группы обсудить и записать на доске формы работы с детьми по развитию экологических знаний, а второй группе – формы работы с родителями.

    -Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний:

    (педагоги используют доску и мел)

    1. НОД по экологии;

    2. Беседы;

    3. Чтение художественной литературы;

    4. Экологические экскурсии;

    5. Викторины, конкурсы;

    6. Проблемные ситуации;

    7. Экологические выставки;

    8. Неделя экологического творчества;

    9. Экологические праздники;

    10. Дидактические игры экологического содержания;

    11. Экологические сказки;

    12. Наблюдения;

    13. Поисково-исследовательская работа;

    14. Мини-музеи;

    15. Проектная деятельность;

    16. Прогулки;

    17. Презентации, мультфильмы;

    18. Слушание звуков природы.

    -Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

    1. Родительское собрание;

    2. Консультации;

    3. Тематические папки-передвижки, информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета

    4. Досуги и развлечения;

    5. Проектная деятельность;

    6. Туристические походы;

    7. Интерактивные игры.

    Воспитатель:

    Хорошо справились.

    3.Практическая часть.

    Педагоги поочереди подходят к разносу, на котором листочки с экологическими проблемами. Читают, обсуждают, скручивают в трубочку и клеют к солнышку, которое по завершению улыбается.

    Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми. Задачи для каждого участника, например:

    1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает:

    «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»

    *Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

    2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

    - Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

    - Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

    *Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

    3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

    *Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?

    4. Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

    - Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

    *Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

    5. Как-то у берега реки целая ватага мальчишек «охотилась» на нырка, которого волны гнали к берегу. Едва только птица появлялась, в неё летели камни. Нырок быстро скрывался под водой, а едва всплывал, повторялось то же самое.

    Проходивший мимо мужчина пристыдил и прогнал их от берега. И мальчишки досадовали, что он появился не вовремя. А один мальчик украдкой даже пытался ещё раз бросить камень в обессилевшего, вероятно, подбитого нырка.

    *Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек? Как бы вы поступили, если бы оказались рядом?

    6. Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков: сажают их в коробку,

    привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

    *О чём нужно говорить с детьми?

    7. Девочка принесла в детский сад котёнка. Воспитатель в ответ: «Зачем принесла такого доходягу? Выбрось его сейчас же! » Девочка плачет, умоляет оставить котёнка.

    *Ваши действия?

    8. В детском саду произошёл случай: группа детей увидели кузнечика, кричали

    «саранча», прыгали, играли с ним. Один ребёнок раздавил ногой кузнечика

    на глазах у остальных. Дети в недоумении.

    *Ваша реакция на действия детей?

    9. Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику наблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появились завязи, как они стали расти, меняться по форме и окраске. Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов.

    *Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода?. Что это дает?.

    Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

    Музыкальная пауза.

    Воспитатель: Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют: ромашки, лес, птицы, вода, береза.

    Педагоги вспоминают и поют.

    Заключительная часть.

    Воспитатель:

    В завершении предлагаю ответить на вопросы и собрать слово.

    Воспитатели по заданию выкладывают на ковре буквы и собирают слово «здоровье».

    1. В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. (зверобой) – первая буква этого слова – З

    2. Это лекарственное растение растет у дороги, его листья заживляют раны. (подорожник) – третья буква этого слова – Д

    3. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (ромашка) – вторая буква этого слова.

    4. Какую лекарственную траву и слепой узнает? (крапива) – вторая буква этого слова.

    5. Золотой и молодой на неделю стал седой, а денечка через два облысела голова. (одуванчик) – первая буква этого слова.

    6. Какая ягода заменяет лимон? (клюква) – пятая буква этого слова.

    7. Верхняя сторона листа зеленая и холодная, нижняя – светлая, мягкая и теплая. Что это за растение? (мать-и-мачеха) – четвертая буква этого слова.

    8. В простонародье это растение называют бородавником. Что это за растение? (чистотел) – седьмая буква этого слова.

    Какое слово получилось?

    Ответы педагогов: здоровье.

    Главное всем здоровья!

    Рефлексия.

    Наша игра закончилась, надеюсь вам понравилось, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогут вам в работе с детьми!

    Прошу на солнышке оценить нашу игру (лайк/дислайк).

    Всем спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов на тему: "Экологическое воспитание дошкольников посредством опытов и экспериментов"

    Формирование экологического сознания и культуры природопользования начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования....

    Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

    В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

    Самообразование педагога на тему "Экологическое воспитание дошкольников"

    Самообразование педагога старшей группы на тему "Экологическое воспитание дошкольников"...

    Консультация для педагогов на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством игры».

    Тема доклада:«Экологическое воспитание дошкольников посредством игры».   Подготовила: воспитатель группы «Карапузики»Ферафонтова О.А. г. Долгопрудный29.05.2...

    План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

    План самообразования педагога по теме:«Экологическое воспитание  дошкольниковв различных видах деятельности»...

    Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

    Отчет по  самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание  дошкольниковв различных видах деятельности»...

    Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

    Отчет по  самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание  дошкольников  в различных видах деятельности»...