Методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Игра-квест «Что? Где? Почем?»
методическая разработка (старшая группа)

Никифорова Светлана Геннадьевна

Предварительная работа: беседы с детьми о том, что такое бюджет, доходы, расходы, элементарные понятия экономии, посещение с родителями магазинов, рынка, сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара (овощей), д/и «Совместные покупки, разработка сценария коллективной игры, атрибуты, раздаточный материал. Оформление игрового места

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dlya_publikatsii.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки мероприятий по финансовой грамотности

для детей дошкольного возраста

Игра-квест «Что? Где? Почем?»

Материалы к игре: интерактивная доска, презентация «Профессии», детские деньги , 2 кошелька, листы бумаги А-4 , цветные карандаши, пластилин, конструкторы «Лего», «Тико», бросовый материал, клей, макеты «Банк», «Магазин игрушек», мяч, мешочек с бочонками.

Время игровой деятельности: 30- 40 мин.

Предварительная работа: беседы с детьми о том, что такое бюджет,

доходы, расходы, элементарные понятия экономии, посещение с родителями

магазинов, рынка, сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара

(овощей), д/и «Совместные покупки, разработка сценария коллективной игры,

атрибуты, раздаточный материал. Оформление игрового места.

Методические рекомендации организаторам игры:

Участники делятся на 2 команды по 7-8 человек (участники- дети одного

возраста). Команды располагаются за рабочими столами.

Цель для команд – за определённый промежуток времени (30 мин.) набрать

как можно больше игровых баллов (денег) и пройти все этапы игрового сюжета.

Игра состоит из 5 этапов :

I. «Финансовый бурелом» (Заработай умом!)

II. «Профессии» (Выбери и обучись).

III. «Банк» (Выгодно вложи!)

IV. «Счастливый случай» (выигрыш в лоторею)

V. «Бюджет» (Потрать с умом!)

В завершении конкурсной программы, обе команды отправляются в магазин

и сами распоряжаются своими денежными средствами (участники сами решают,

приобрести командную покупку, либо разделить заработанную сумму между

участниками команды и купить какой- либо товар каждым игроком). Каждую

команду сопровождает взрослый.

Ожидаемый результат: в результате квест - игры, дети закрепляют

полученные ранее знания в области финансов, приобретают умения

зарабатывания денег, рационального распределения своих доходов, навыки

командной игры в условиях соревнования.

Ход игры

Ведущий. Ребята, я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру - «Что?

Где? Почем?», она напоминает веселые и увлекательные телевизионные игры КВН

и «Что? Где? Когда?». Для игры нужно разбиться на две команды, выбрать

капитана и назвать свои команды. Помните: капитан должен быть самым

внимательным, находчивым и сообразительным.

5

Дети разбиваются на две команды (подбрасывают монетку и делятся по

принципу «орел» или «решка»), выбирают капитана и название.

Ведущий. Команды, поприветствуйте друг друга и гостей.

Ведущий. Представляю вам жюри, которое будет «платить» вам за

выполненные вами задания.

Сегодня я предлагаю вам самим заработать деньги. А как можно их

заработать?

Сегодня я предлагаю вам 4 варианта для вашего заработка - это 4 станции:

1.«Финансовый бурелом» (Заработай умом!)

2.«Профессии» (Выбери и обучись)

3. «Банк» (Выгодно вложи!)

4.«Счастливый случай» (Выигрыш в лотерею)

Вы должны пройти эти 4 этапа по заданному маршруту, а на 5 этапе -

«Бюджет»(Потрать с умом!) вы сможете потратить ваши заработанные деньги.

Сейчас вы будете работать командой и поэтому сейчас капитаны команд

получат путевые листы. Вы должны успеть пройти все задания в течение 30 минут

и заработать максимальную сумму денег.

На каждой станции вы будете зарабатывать деньги. По истечении времени,

30 мин., обе команды должны прибыть на станцию «Бюджет», где вы сами

распорядитесь своими заработанными денежными средствами. Итак, начинаем

нашу игру!

Дети следуют по своим путевым листам в сопровождении взрослого.

Задания по станциям:

1 станция «Финансовый бурелом». (Вопросы на закрепление изученного

материала). За каждый правильный ответ команда получает 1 руб.

1. Зачем люди ходят на работу?

2. Для чего нужны деньги? (для покупок, для оплаты за квартиру, телефон,

поездку)

3. Что такое профессия? (Главная работа человека, которой надо

специально учиться, чтобы устроиться на работу).

4. Где учат профессиям? (Институт, училище, колледж, академия, лицей,

техникум, университет).

5.Что такое зарплата? (Деньги, которые получают люди за выполненную

работу).

4. Что такое семейный бюджет? (Все деньги, которые получают члены

семьи).

5. На что тратятся деньги с семейного бюджета? (Деньги, потраченные на

какие –нибудь нужды, потребности).

6. Как называются иностранные деньги? (Валюта).

7. Можно ли в чужой стране платить деньгами своей страны? (Нельзя). Где

их обменивают? (В отделе валютных операций в банке).

8. Когда мы получаем деньги, то это как называется? (доход)

9. А когда тратим? (расход)

10. Как называются бумажные деньги? (Купюры).

11. Как называются металлические деньги? (Монеты).

6

12. Где впервые появились бумажные деньги? (в Китае)

13. Как называют бумажные деньги? (банкнота)

Ведущий. А пока жюри считает ваш заработок, мы поиграем в игру «Доходы

и расходы». Я буду называть действие и бросать мяч, а вы должны назвать, доход

это или расход.

- Папа получил зарплату – доход

- Заболела бабушка – расход

- Мама выиграла приз – доход

- Сестра потеряла кошелек – расход

- Заплатили за квартиру – расход

- Сын получил стипендию – доход

- Купили телевизор – расход

- Бабушка продала пирожки – доход

- Брат порвал куртку – расход

- Купили путевку на море – расход

Ведущий. Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или

расходов? Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно)

Жюри объявляет, сколько «заработала денег» команда и капитану

выдаются выигранные «деньги» (итого, команда на этом этапе может

заработать 13 руб.)

2 станция - «Профессии»

Ребятам предлагается выбрать одну из профессий и каждый ребенок должен

по выбору произвести какой- то продукт по данному направлению. Детям

предлагаются профессии: кондитер, художник, конструктор и «самоделкин», где,

выбрав профессию кондитера, ребенок должен слепить из пластилина какое- либо

кондитерское изделие. Выбрав профессию художника - нарисовать картину. Если

выбрали профессию конструктора, то нужно соорудить какую- нибудь постройку. А

«самоделкины» могут собрать фантастическую модель из бросового материала.

(Все атрибуты предлагаются детям на их выбор)

Жюри оценивает каждое изделие по 5- бальной системе. Критерии

оценивания: аккуратность, оригинальность, эстетичность, сложность выполнения.

Пока жюри подсчитывает результат, дети играют в игру: «Профессиядеятельность»

На экране появляются изображения с людьми разных профессий.

Ведущий. Скажите, человек какой профессии на экране, и что он

производит? (строитель строит дома, доктор лечит больных, швея шьет одежду,

продавец продает товар, водитель возит грузы, горняк добывает руду и т.д.)

(На этом этапе команда из 8 чел. может заработать 40 руб.)

3. Этап - «Банк» (Выгодно вложи).

Ведущий. Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги? (Ответы детей).

Оказывается, что можно деньги не просто копить в копилке, но и преумножать. Для

этого деньги можно положить в банк. Для вас там создают специальный

депозитный счет, на котором будут находиться ваши деньги. Депозит – это

банковский вклад, то есть сумма денег, которую вы храните в банке с целью

получения дохода в виде процентов. И за то, что вы принесли свои сбережения,

7

через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё какую-то

сумму денег, то есть начисляет проценты.

Я вам предлагаю вложить в банк ваши заработанные деньги, чтобы через

какое-то время вы смогли получить небольшую прибыль. Я вам предлагаю 3

варианта: если вы положите деньги на 1 минуту, то к вашей сумме добавится 1

руб., на 2 мин.-добавится 2 руб., на 3 мин.-3 рубля.

Но, за выбранное вами время вы будете решать задачки, и можете еще

подзаработать. За каждую правильно решенную задачку вы получите по 1 баллу,

т.е. 1 рублю. (Задачи в приложении)

4 этап - «Счастливый случай»

Ведущий. Если вы хотите испытать себя на удачу, то предлагаю вам сыграть

в лотерею. Для этого каждый из вас с закрытыми глазами должен достать из

мешочка один бочонок (из киндер-сюрприза). В мешочке лежат 20 бочонков и

только в одном из них находится приз - 10 руб. Если этот бочонок достанет один из

участников команды, то ваш заработок увеличится на 10 рублей!

Дети по одному достают бочонки из мешочка

Ведущий. А сейчас я предлагаю вам поиграть: я буду называть слова – если

это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте.

Общая игра «Что нельзя купить за деньги»

Книга, конфеты, ум, машина, планшет, вежливость, компьютер, семья,

здоровье, дружба

То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое

богатство человека, которое мы должны беречь.

5 этап- «Бюджет» (Потрать с умом).

Ведущий: Мы с вами заработали за свой труд деньги, мы их приумножили и

настала пора их потратить. Надо рассчитать бюджет. Вспомните, что такое

бюджет? (Ответы детей).

Ведущий: Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

Перед вами магазин «Детский мир», в котором вы можете на заработанную

командой сумму купить предложенный товар (это могут быть настольные игры,

канцтовары, игрушки и сладости)

Ведущий предлагает командам решить, как бы они поступили с деньгами:

поделят их поровну, или дети примут какое – либо другое решение. Ведущий

поощряет детей за самостоятельное, справедливое решение.

Проводится сюжетно- ролевая игра «Магазин» ( в роли продавца- ведущий)

Дети на заработанные деньги приобретают товар

Заключительная часть.

Ведущий. Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями! Сегодня

вы были одной сплоченной командой, и мне очень понравилось, что вы вместе

принимали решения, были дружными, умели договариваться между собой, и

выполнили все задания в условиях соревнования.

8

Приложение

Занимательные задачи-шутки на развитие логического мышления у детей

старшего и подготовительного к школе возраста

1. Заяц приготовил к ужину 23 морковки. Все морковки съели, кроме пяти.

Сколько морковок осталось? (5)

2. На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 4. Кот подкрался и

схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (Нисколько,

остальные улетели).

3. Плавали 6 уток на пруду. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько

уток осталось на пруду? (1, остальные улетели).

4. Однажды Лебедь, Рак и Щука

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе все в него впряглись.

Сколько героев в басне? Сколько в басне рыб? Тронулся ли воз с места?

Почему?

5. Когда цапля стоит на одной ноге, она весит 6 кг. Сколько будет

она весить, если встанет на обе ноги? (Ее вес не изменится).

6. Росли 2 вербы; на каждой вербе по три ветки. На каждой ветке по 2 груши.

Сколько всего груш? (На вербе груши не растут).

7. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у

бабушки внуков? (Одна – Маша).

8. На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш на иве? (на

иве груши не растут).

9. На столе лежало 7 яблок. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок

на столе? (7).

10. На столе стояло 3 стакана сока. Костя выпил один стакан сока. Сколько

стаканов осталось? (3).

11. Горело 9 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2,

остальные свечи сгорели).

12. Что произошло 30 февраля 2015 года в Москве? (30 февраля не бывает).

Загадки на сообразительность.

1. Какой самый короткий день в году? (По количеству дней- февраль, по

количеству букв – май).

2. Какой год продолжается один год? (Новый год).

3. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Нет, дни разделяет ночь).

4. Какое время года бывает 2 раза в год? (зима).

5. Кто говорит на всех языках? (эхо).

6. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)

7. Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько варятся 2 яйца? (3 минуты, они

варятся одновременно).

8. 4 ушка, 2 брюшка Что это? (подушка)

9. Может ли петух назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить).

10. У кого шапка без головы, а нога без сапога? (у гриба).

9

11. Когда автомобиль едет, какое колесо у него не вертится? (запасное)

12. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)

13. Под каким деревом прячется заяц во время дождя? (под мокрым) .

14. Каких камней нет в море? (сухих).

15. Кто становится выше, когда садится? (собака).

16. Что становится легче, когда его наполняют? (шар)

17. Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги? (стол)

18. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)

19. Если белый платок опустить в Черное море, каким он будет? (мокрым)

20. 3, 3, 3, 3. Что будет? (дырка)

21. Женщина несла в корзине 5 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в

корзине? (0, дно упало- все разбились).

22. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг, овал)

23. Что идет не двигаясь с места? (время)

24. По чему девушки в лес ходят? (по дороге).

25. Маленький, серенький, на слона похож. Кто это? (слоненок).

26. Сидит на окошке, но не кошка. Кто сидит на окошке? (кот)

27. Как разделить 4 сваренные картофелины на 5 человек? (пюре).

Задачи – смекалки.

1. Волк, Лиса, Еж участвовали в соревнованиях по бегу. Какое место занял

каждый, если Волк был одним из первых, а Лиса пришла предпоследней? (1 Волк, 2

Лиса, 3 Еж).

2. Две девочки, Маша и Даша, договорились сесть в пятый вагон электрички.

Даша села в пятый вагон от начала, а Маша в пятый вагон от конца. Встретились

ли девочки, если в электричке 10 вагонов? (нет)

3. Среди всех мячей, красный мяч тяжелее синего. Синий тяжелее зеленого.

Какой мяч самый тяжелый, а какой самый легкий?

4. Лестница состоит из 9 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы

быт на середине лестницы? (5).

5. На столе стояло 3 бочонка с медом. Винни – Пух съел 1 бочонок и

поставил его на стол. Сколько бочонков на столе? (3).

6. Шел человек в город. Навстречу ему 3 знакомых. Сколько человек шло в

город? (1).

7.Принесла ежиха в корзинке 5 яблок и говорит ежатам: «Вас пятеро.

Разделите эти яблоки между собой так, чтобы каждый получил по яблоку, и одно

осталось в корзинке». Как ежатам разделить яблоки? (одному дать вместе с

корзинкой).

8. Три девочки, Варя, Галя, Оля, пришли на праздник в платьях белого,

красного, желтого цвета. Оля была не в красном и не в желтом платье, Варя – не в

красном. Какого цвета было платье на каждой девочке.

9. Маша живет на 3 этаже. Когда она идет на улицу, то спускается по

лестнице с этажа на этаж за одну минуту. Сколько времени надо Маше, чтобы

спуститься вниз? (2)

10. Карлсон разрезал батон на три части. Сколько разрезов он сделал? (2)

10

11. У 7 братьев - гномов по одной сестре. Сколько всего сестер? (1)

Сколько детей в семье? (8).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Методическое пособие педагогических мероприятий по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Новизна данной работы заключается в приведении изучаемого материала в систему, в разработке конспектов педагогических мероприятий, в использовании инновационных технологий, сценариев, которы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, показывает, что одним из средств формирования знаний у старших дошкольник...

Методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности для детей 6-7 лет «Жизнь и финансы»

quot;Жизнь и финансы". Цель: формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий при выполнении финансовых логических головоломок и создание мотивации для...

Методическое пособие педагогических мероприятий по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Фи...

Сборник методических материалов «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?Согласно последним исследованиям в области образовательногоконсалтинга современный конкурентно способный ребенок – этосубъект образовательно...

Сборник методических материалов «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных игровых образовательных технологий»

    Использование игровых педагогических технологий  с применением игрового комплекта «Коврограф.Ларчик», «МиниЛарчик», «Игровизоры», игрового...