Что должен знать родитель о гиперактивности
методическая разработка

Куренис Тамара Евгеньевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_dolzhen_znat_roditel_o_giperaktivnosti.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание дошкольников. Знакомство с искусством

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит постоянно, начиная с 2-летнего возраста, что прописано во всех прграммах ДОУ. Изобразительное искусство имеет большое значение в формировании эстетического вкуса. Знакомство детей с изобразительным искусством происходит в игровой форм, что помогает привить ребенку любовь к творчеству, чувство формы, цвета, фактуры, пространства, совершенствовать координацию. Также такие игры развивают исследовательское и творческое мышление. Воспитатель и родители должны проводить игры с художественными материалами.

Ребенок заинтересован во всем, что его окружает: запахи, краски, звуки. Исследуя разнообразными способами материалы, ребенок знакомится с их свойствами и качествами. В двухлетнем возрасте полезны игры, позволяющие тренировать пальцы ребенка, умение проводить целенаправленные линии. Можно использовать в работе с детьми игры «Дорожки» (игровая задача – провести линию по нарисованной дорожке от одного конца до другого, например: завести машину в гараж; провести кораблик по волнам, не выходя за «берега» нарисованной реки; помочь велосипедисту добраться до дома по извилистой дороге и т.д.), «Догонялки» (в этой игре карандаш взрослого убегает, а карандаш ребенка догоняет, можно и наоборот), «Дорисуй» (игровая задача – нарисовать линии, пропущенные по сюжету, например: нужно дорисовать ниточки к воздушным шарикам, стебельки к цветам, иголки на елочке и т.д.) В этом возрасте можно детям предложить «Обводилки», «Трафареты», раскраски для самых маленьких. Полезны и занимательны для малышей занятия нетрадиционными художественными техниками, как «пальцеграфия», рисование ладошками, ватными палочками, соломинкой и т.д. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо сделать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности.
В игровой форме можно познакомить детей с композицией, чувством ритма, цвета.
Дидактическая игра «Курочка и цыплята».
Цель: ознакомление детей с жанром иллюстрации, приемами композиционных решений.
Материалы. Альбомный лист бумаги, один большой и несколько маленьких кружков из цветной желтой бумаги, клей, фломастеры или цветные мелки.
Ход игры. На альбомный лист бумаги положите самый большой кружок и скажите ребенку, что это курочка-наседка, а маленькие кружочки – ее цыплята. Прочитайте стихотворение про курочку-наседку:
Курочка - наседка
Помогает деткам:
Хочет, чтоб цыплятки
Были все в порядке!
Жёлтые комочки
Радуются квочке.
Все за мамой ходят,
Червячков находят!
Зих Е.
Проиллюстрируйте стихи на листе бумаги с помощью желтых кружков. Покажите, как курочка-наседка «помогает деткам», как цыплята-«желтые комочки радуются квочке», как они «все за мамой ходят», «червячков находят». Располагая кружочки на листе бумаги в разных местах согласно тексту, малыши в игровой форме «иллюстрируют стихотворение». После этого предложите детям приклеить силуэты на лист бумаги. Затем переходите к оформлению «иллюстрации», предложите с помощью фломастеров или цветных мелков нарисовать недостающие детали: глазки, клювики, гребешок и хвост курочке, крылышки и лапки. Нарисуйте травку, червячков. В этой игре малыши знакомятся не только с жанром иллюстрации, но и начнут осваивать приемы композиционных решений.
Дидактическая игра «Узоры из фигур».
Цель: ознакомление с орнаментом, развитие чувства ритма, цвета и композиции.
Материалы: несколько узких полосок бумаги и разноцветные геометрические фигуры.
Ход игры. Покажите ребенку, как на одной полоске – «скамеечке» сидели квадратики, а на другой – кружочки. Скажите ребенку, что они познакомились и подружились. Попросите малыша рассадить фигурки на скамеечках так, чтобы все кружочки познакомились с квадратиками. Попробуйте по-разному «рассаживать» фигуры. Играя в такую игру, ребенок обязательно ощутит чувство ритма и цвета.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, воспринимать язык искусства, соотносить содержание искусства с собственным жизненным опытом. Для правильного восприятия искусства необходимо умение чувствовать. Разнообразие впечатлений, удивление лежит в основе познавательного интереса и исследовательской активности малыша. Рассматривание привычного под новым углом зрения ведет к развитию творческого начала. В этом деле поможет игра, она доставит удовольствие как детям, так и педагогу.
Знакомство с искусством в раннем возрасте происходит через народное искусство. Трудно придумать более прочное основание для развития художественного вкуса и эстетического развития малыша.
Детей этого возраста знакомят с народной игрушкой, игрушкой — забавой из дерева (пирамидка, матрешки, мисочки, богородская игрушка), глиняными игрушками (птички, лошадки, барышни, козлики и барашки), дают малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать). Обыгрывая ситуацию звукоподражаниям, стихами и прибаутками взрослый привлекает внимание ребенка к игрушке. Игры с рассматриванием игрушек и предметов быта помогают визуально детям почувствовать радостную гамму, симметричную и свободную форму композиции, чередование простых элементов.
Тяга к книгам появляется у малышей во многом благодаря искусству иллюстрации. Иллюстрации подготавливают ребенка к восприятию художественного образа. В детском саду знакомят детей с иллюстрациями Ю.Васнецова к русским народным песням и сказкам: «Сорока-белобока», «Петушок», «Ладушки», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», с образами животных, созданных Е.Чарушиным: «Детки в клетке» С.Маршака, «Теремок», «Про зайчат», «Курочка», иллюстрациями Е.Рвачева к сказкам «Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», с книгами В.Сутеева.
Не менее важно и интересно рассматривать с малышами репродукции. Как показывает практика, для работы с малышами удобно хранить репродукции по темам, например: «Времена года», «Море», «Цветы», «Герои», «Животные» и т.д. Можно выделить в группе место для уголка, где будет размещаться «картина дня», позже можно вывешивать небольшую тематическую группу произведений. При таком обучении маленькие зрители не только узнают художника по стилю, но и знают имена и фамилии художников, а также некоторые сведения их жизни и творчества. Для этого достаточно всего несколько раз в день показывать малышу репродукции картин и сообщать при этом нужную информацию.
Увлекательным и полезным занятием для детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста послужат игры и игровые задания по восприятию художественных произведений. Эти игры тренируют навыки зрительного восприятия и внимания.
Дидактическая игра «Найди лишний цвет»
Материалы: репродукции с четко выраженной цветовой гаммой (теплой – холодной) и цветные карточки с соответствующим цветным тоном (теплый – холодный).
Игровая задача: выбрать карточки определенного цвета, соответствующие цветовой гамме репродукции. Предложите ребенку произведения, выполненные в холодной гамме, и карточки двух цветов: синяя и красная, ребенок должен выбрать карточку с подходящим цветом. Постепенно количество цветов можно увеличивать. Малыш должен найти цвет, близкий к изображенным цветам на репродукции, и лишний для этой картины цвет.
Для детей старшего дошкольного возраста можно предложить дидактическую игру «Художники-реставраторы».
Игровая задача: собрать картину из отдельных фрагментов.
Картины нужно бережно хранить, поэтому в музеях всегда поддерживается определенная температура и влажность воздуха, а окна закрываются от ярких солнечных лучей. Но со временем на картинах могут появиться трещины, от них даже могут отколоться кусочки. Помоги «отреставрировать» этот натюрморт (пейзаж, портрет). Найди подходящие фрагменты. Что такое натюрморт (пейзаж, портрет)? Что ты видишь на этом натюрморте (пейзаж, портрет)? Дети из разрезанных кусочков под музыку («Песня о картинах», сл. А.Кушнера, муз. Г.Гладкова) восстанавливают картину. По окончании работы называют её жанр. Проводится подсчет цветных карточек, заработанных каждым ребенком, и на чистом листе с именем ребенка записывается количество набранных очков. (Заработанные ребенком очки помогут воспитателю в диагностике знаний и умений по изобразительной деятельности.)
Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Если дидактическая игра используется в процессе обучения изобразительной деятельности, то она не только дополняет, но и совершенствует сам процесс обучения (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладеть обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, научиться самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой).
Игры могут быть включены практически в любое занятие. Желательно сопровождать их загадками, потешками, стихами, музыкальным сопровождением - это помогает эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, способствует формированию эстетических чувств, развитию образного мышления, воображения, творческих способностей.


Одним из путей развития творчества дошкольников является расширение их художественно-эстетических представлений. Этому способствуют яркие культурные события, которые обязательно должны быть в жизни ребенка. К ним относятся:
- Посещение музыкального театра. Музыкальный театр в силу яркой зрелищности, праздничности, синтеза различных видов искусства способен оказать на ребенка огромное влияние, пробудить в нем интерес к музыке, желание вернуться в театр снова.
- Посещение музея. Музей как культурно-образовательный центр, оказывает значительное развивающее воздействие. Раннее приобщение детей к культурным ценностям помогает развивать воображение, зрительную память, грамотную речь, усваивать правила этикета.
Посещение театра и музея оказывают на ребенка огромное впечатление, активизируют интерес к искусству, дают мощный стимул его творческой деятельности. На ребенка воздействуют различные виды искусства: архитектура, скульптура, музыка, художественное слово.
Такие культурные события в жизни дошкольника должны быть тщательно подготовлены и продуманы. При подготовке детей к посещению музея, театра, можно выделить ряд факторов:
- Регулярность посещений;
- Беседа или литературно-музыкальная композиция, предваряющая восприятие концерта, спектакля, художественной экспозиции;
- Беседа о творческих профессиях (хореограф, режиссер, актер и т.д.)
- Ознакомление детей с культурой поведения в театре, музее, концертном зале.
- Обсуждение спектакля, театра, экспозиции.
- Различные творческие задания на основе услышанного и увиденного.

Не отрицая важности общей дидактики, регулирующей учебно-воспитательный
процесс, создатели педагогики искусства выдвинули следующие новые принципы,
принципы художественной дидактики:
- ассоциативность, исходящая из присущей искусству особенности порождать в
сознании человека явления, производные от воспринимаемых идей, образов, смыслов;
- импровизационность как неожиданная и творчески преобразующая сторона
организации процесса обучения;
- образность, помогающая раскрыть явления художественной действительности в
их глубине и целостности;
- вариативность как последовательное изменение замысла при воплощении
художественных образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что должен знать родитель"

Консультация для родителей "Что должен знать родитель"...

Статья "Что должен знать родитель о гиперактивности"

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка или СДВГ – это самая распространенная причина нарушения поведения и проблем в учебе у детей дошкольного возраста и школьников.РЕБЕНОК С...

Консультация для родителей «Что должен знать родитель о гиперактивном ребенке»

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следс...

Что должен знать родитель о гиперактивности ребенка.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка мли СДВГ- это самая распространённая прчинанарушения поведения и проблем в учёбе у детей дошкольного возрастаи школьников....

Консультация для родителей "Что должен знать родитель о ФГОС ДО"

Консультация "Что должен знать родитель о ФГОС ДО"...

Что должен знать родитель о гиперактивности

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"23105475","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]  Что должен знать родитель о гиперактивности....