Консультация для педагогов «Организация работы по профилактике безнадзорности и беспризорности»
консультация (подготовительная группа)

Подпригорчук Ольга Сергеевна

Консультация для педагогов

«Организация работы

по профилактике

безнадзорности и беспризорности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»

                                                                                                  141613, Московская область,                    

                                                                                                  г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                   тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                   fediukina.nadejda2012@yandex.ru

                                                                                                                                                       

Консультация для педагогов

«Организация работы

по профилактике

безнадзорности и беспризорности»

                                                                                          Подготовила:                                                                        

Подпригорчук О.С.

г. Клин

Московская область

21 февраля 2018 г

Организация работы по профилактике безнадзорности и беспризорности.

Детская беспризорность является одной из наболевших проблем, с которой столкнулось государство и общество в последнее время.

Политические, социальные, экономические изменения, начавшиеся в нашей стране в 90-е годы, привели к усилению экономического и духовного расслоения общества, разрушили государственную инфраструктуру социализации и воспитания подрастающего поколения, снизили возможности семьи и государства по жизнеобеспечению и развитию детей. Результатом этого стало резкое увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей и подростков.

В настоящее время проблема детской безнадзорности и беспризорности приобрела поистине угрожающий характер. Экспертные оценки масштабов беспризорности в России существенно различаются. Максимальная оценка дана Комитетом Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны – от 2 до 5 млн. беспризорников, минимальная – Министерством образования Российской Федерации – от 100 до 500 тыс. безнадзорных и беспризорных детей.

Возможно, отсутствие точных данных о количестве безнадзорных и беспризорных детей вызвано смешением данных понятий. Безнадзорность и беспризорность действительно схожие, близкие термины, характеризующие определенные социальные особенности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» даются следующие определения данных явлений: «безнадзорный – несовершеннолетний», контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

Таким образом, безнадзорность и беспризорность – это две ступеньки одной лестницы, ведущей вниз: безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности; беспризорность, в свою очередь, является крайним проявлением безнадзорности.

Кроме того, состояние безнадзорности помимо перечисленных в вышеприведенном определении признаков характеризуется отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, их заменяющими. Постоянный контроль за ребенком практически невозможен, главное, чтобы подросток, оказываясь без родительского надзора, соотносил свои действия и поступки с тем, как к ним отнесутся его родители (воспитатели). Правильно понимаемый надзор за несовершеннолетними не сводится только к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком, такой связи, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора приводит ребенка в такую ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми способами и средствами.

Жизнь беспризорных и безнадзорных детей оборачивается тяжелыми для них и общества последствиями. Установлено, что безнадзорность вызывает значительные изменения личности человека, часто необратимые, которые могут выступать как фактор, затрудняющий процесс социальной реабилитации. Часто дети оказываются в положении безнадзорности в возрасте, когда активно развиваются умственные и психологические процессы, физические и интеллектуальные способности, различного рода умения и навыки, ценностные ориентации. Упущенное время впоследствии очень сложно восстановить.

Большинство безнадзорных детей имеют различной степени выраженности эмоциональные расстройства, отмечается наличие страхов, тревожность, замкнутость, агрессивность, низкая самооценка, нарушение доверия к окружающим людям. В подростковой группе особенности поведения, эмоционального реагирования, интеллектуального развития безнадзорных детей очень разнообразны, но почти для всех детей в той или иной степени типична педагогическая запущенность.

Многие безнадзорные дети не имеют навыков счета, письма, чтения, объем знаний и общий кругозор их чрезвычайно скудны. В силу неблагоприятных жизненных обстоятельств эти дети не приучились к учебной деятельности и умственной работе. На первый план выходят поиск способов выживания, страх перед насилием, стремление его избежать. Такие подростки конформны, имеют низкий уровень развития социального интеллекта и коммуникативных способностей.

Безнадзорный ребенок, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты с другими людьми поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно требует внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним обращались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. Предоставленные сами себе, безнадзорные дети бросают учебу, отдают себя улице.

 Безнадзорность детей часто является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, преступности. Судя по статистическим данным и  данным правоохранительных органов, в последние годы резко обострилась криминальная ситуация в подростковой среде, отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних приобретает все более организованный и групповой характер. Основную массу правонарушителей составляют беспризорные, безнадзорные и подростки, относящиеся к категории социальных сирот. Подавляющее большинство брошенных без попечения родителей детей вынуждены идти на преступления, чтобы хоть как-то выживать без поддержки взрослых. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками.

Одной из главных причин расширения масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков в нашем обществе является ослабление позитивного, а в некоторых случаях, и негативное влияние различных институтов воспитания и, прежде всего, семьи и школы.

Семья – основополагающая база развития ребенка. В семье ребенок получает первые необходимые социальные навыки, в семье закладываются жизненные ценности и ориентации.  Там, где родители – первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, – ребенок никогда не станет безнадзорным. Именно семейное неблагополучие дает толчок развитию детской и подростковой безнадзорности.

Можно выделить следующие факторы семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей:

1.        социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия;

2.        медико-санитарные факторы: хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, антисанитария;

3.        социально-демографические факторы: неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми;

4.        социально-психологические факторы: семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным, культурным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;

5.        криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира.

Что касается школы, то в последнее время она практически утратила, свою, когда-то основную, социализирующую роль, и это является дополнительным фактором, способствующим увеличению количества безнадзорных и беспризорных  детей. По сути, реформы привели к тому, что школа стала только учить и перестала воспитывать. Практически утрачены связи школы с семьей, бывшие когда-то эффективным механизмом выявления и предотвращения детской безнадзорности и беспризорности. В создавшихся условиях воспитывающая, социально-педагогическая миссия школы не должна ликвидироваться, а, напротив,- значительно усиливаться. Нужно помнить, что в стенах школы ребенок не только учится, а проживает тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности.

Еще одним фактором, толкающим детей на улицы, является их незанятость. Реформы последних лет привели к разрушению государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Значительно сократилось число, выросла оплата и, как следствие, снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Получается, что дети и подростки не имеют в настоящее время достаточных возможностей для пробы сил в разных, значимых для них видах деятельности, для освоения необходимого социального опыта.

Очевидно, что проблема безнадзорных детей – это комплексная социальная проблема, основным направлением решения которой является система профилактических и предупреждающих мероприятий. Согласно статье 1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – «система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении».

Следовательно, профилактика безнадзорности и беспризорности должна  базироваться на интеграции воспитательных ресурсов всех институтов социума и быть нацелена на предотвращение и коррекцию асоциального поведения подростков. В качестве институтов социума выступают: семья, учреждения образования, районные и городские центры психолого-педагогической, социально-педагогической, социальной и медицинской помощи, учреждения социальной защиты населения, специализированные подразделения правоохранительных органов.

Исходя из положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» приоритетная роль в сохранении, укреплении физического, психического здоровья подрастающего поколения, решении таких острых проблем, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность принадлежит образовательному учреждению. И это не случайно. Ведь именно в школе дети проводят значительную часть дня, именно воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами образовательного учреждения, может обеспечить наиболее полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, именно школа имеет большие возможности по координации усилий всех организаций, ведомств и специалистов по профилактике различных деструктивных явлений в подростковой среде, включая  безнадзорность и правонарушения.

Основной целью профилактики безнадзорности и правонарушений в образовательной среде является организация  комплексной работы по созданию благоприятной среды для воспитания и общения, предупреждающей коррекции семейных отношений, поиску видов занятости обучающихся в свободное время.

Комплексное сопровождение должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности, таких как:

·           Правовая защита и правовой всеобуч.

·           Педагогическая поддержка.

·           Социальная помощь.

·           Психологическое сопровождение.

·           Обучение навыкам социальной компетентности.

Для осуществления взаимодействия и координации действий субъектов профилактики целесообразно создание на базе школы  Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоящего из участников учебно-воспитательного процесса и представителей  различных органов, служб, ведомств.

При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления и ОУ. Такими документами являются:

·           Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетни» от1999 г.

·           Закон «Об образовании» РФ от 12.10.96 г.

·           Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетни» от1999 г.

·           Конвенция о правах ребенка.

·           Национальная доктрина образования в РФ 2000-2025 г.

·           Конвенция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ МНО РФ № 619 от 28.02.00 г.

·           Федеральный закон об ограничении курения табака от 10.06.01 г. № 87-03.

·           Приказ МНО РФ «Об экстренных мерах по решению проблем детской безнадзорности» 29.01.02 г. № 237.

·           Городские и районные  программы гражданского – патриотического воспитания учащихся, программы по профилактике правонарушений и беспризорности среди несовершеннолетних и др.

·           Устав ОУ.

·           Воспитательные программы ОУ.

·           Положения о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета, о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности.

Участниками реализации программы профилактики безнадзорности и правонарушений являются все субъекты образовательной системы:

Работа по профилактике безнадзорности включает в себя решение ряда задач:

- формирование просоциального поведения несовершеннолетних, стимулирование социально одобряемых и коррекция асоциальных поведенческих реакций безнадзорных детей;

- формирование у несовершеннолетних умений и навыков самоорганизации свободного времени, включение безнадзорных детей в социально значимые виды деятельности, создание «ситуации успеха» и условий для нормальной реализации потребностей в общении и самоутверждении;

- обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка, укрепление физического и психического здоровья детей, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

- улучшение показателей социального здоровья и благополучия безнадзорных детей и членов их семьи, содействие в установлении гармонических внутрисемейных отношений, создание условий для организации семейного отдыха и досуга на базе школы с целью преодоления эмоциональной отчужденности членов семьи и безнадзорного ребенка;

- консультативная работа с неблагополучными семьями с целью повышения психолого-педагогической и правовой культуры родителей, обеспечения оптимальных условий для жизни и воспитания детей;

- организация системы профориентационной работы;

- поиск различных форм взаимодействия с учреждениями, организациями, имеющими возможность помочь в воспитании и обучении безнадзорных детей, установление контактов с благотворительными организациями, способными оказать неблагополучным семьям разного рода помощь.

Профилактику детской безнадзорности необходимо проводить, руководствуясь следующими принципами:

1.        принцип субъектности социально-психолого-педагогической помощи безнадзорному ребенку, предполагающий восприятие несовершеннолетнего как активного участника процесса взаимодействия специалистов и ребенка, способного самостоятельно адекватно оценивать свое поведение и осуществлять его самокоррекцию;

2.        принцип активизации позитивного потенциала ребенка, заключающийся в том, что в ходе оказания ему социально-педагогической помощи постоянно поддерживается и стимулируется его позитивное поведение и сводятся к минимуму предупредительно-карательные меры в ответ на различные отклонения в его поведении;

3.        принцип информационного сопровождения профилактической работы, предусматривающий глубокое изучение как причин безнадзорности конкретного ребенка, так и его личностных особенностей, на основе которых строится система помощи детям;

4.        принцип преемственности  в работе с детьми разного возраста;

5.        принцип педагогизации микросоциума, означающий формирование педагогической среды микрорайона, взаимодействие педагогов образовательного учреждения с семьей, другими учреждениями образования, общественными организациями

Исходя из вышесказанного, работа школы по профилактике безнадзорности и правонарушений должна включать в себя:

- создание в школе единого банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, состоящих на профилактическом учёте в школе, опекаемых подростков, детей-инвалидов;

-мероприятия, направленные на изучение обучающимися, родителями, педагогами нормативно-правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- мероприятия по разработке и внедрению новых форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в т.ч. по развитию и поддержке волонтерского движения в молодежной среде, проведению общественных акций по профилактике наркомании, алкоголизма в подростковой и молодежной среде, по раннему предупреждению и выявлению социального неблагополучия в семьях;

- мероприятия по организации досуга и занятости несовершеннолетних, создание новых и поддержка существующих кружков, клубов по интересам, коллективов самодеятельного художественного творчества, в т.ч. нравственной, историко-патриотической и краеведческой направленности для детей и подростков;;

- мероприятия, направленные на усиление информационно-методического обеспечения деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- мероприятия по организации летнего отдыха и оздоровления детей школы;

- организацию профессиональной ориентации школьников, оказание содействия в трудоустройстве обучающихся и незанятых подростков, обращающихся в центры занятости в летний период;

- организацию психологической поддержки подростков.

Основными формами профилактики являются диагностическая и информационно-просветительская работа с учащимися и, особенно, с их родителями, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.

Социально-психолого-педагогическая диагностика родителей проводится с целью исследования типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Результаты диагностической работы не только дают информацию о возможных неблагополучиях  в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.

Диагностическая работа с учащимися  направлена на своевременное выявление детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиации поведения, а также особенностей аномального развития детей.

Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы являются лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.)

Целью информационно-просветительской работы с учащимися является, прежде всего, формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой; углубление и конкретизация знаний о предупреждении правонарушений и преступлений несовершеннолетних; профилактика вредных привычек и негативных отклонений в поведении, формирование у ребенка на всех этапах его развития правильного представления об их социальных последствиях.

Наиболее продуктивными являются интерактивные формы профилактической работы – тренинг, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, работа в малых группах.

Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что сейчас в большей степени именно от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. Дети - это будущее общества, его богатство, поэтому необходимо и важно уделять повышенное внимание проблемам профилактики безнадзорности и беспризорности, правонарушений и деструктивных проявлений среди детей и подростков.

 

 Список использованной литературы

1.                  Федеральный закон от 24.12.1999 № 120-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "Об основах системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних" // http://mon.gov.ru/dok/fz/vosp/4005/   Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». М., 1999.

2.                  Пудовичкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних. М.:Юридическая литература, 2000.

3.                  Камалдинова, Э. Ш. Безнадзорность и беспризорность/Э.Ш. Камалдинова// Знание. Понимание. Умение. 2004. №1. С. 133-134.

4.                  Кудрявцева Г.А., Мустаева Ф.А., Орлова Г.В. Проблема безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в современной России: Учеб.-метод. пособие. Магнитогорск, 2001

5.                  Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

6.                   Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

7.                  Климантова Г. И., Федотовская Т. А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. № 46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. № 20 (176).

8.                  Поддубная Т. Н. Управление системой социальной защиты детства/ Т. Н. Поддубная, А. А. Поддубный.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

9.                  Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. М., 2001.

10.              Терехина В.В. Безнадзорным детям особое внимание // Социальное обеспечение. 2002. No5. С. 18 – 22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Организация педагогической работы с дошкольниками по обучению ПДД.

В дошкольном учреждении необходима система профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребен...

консультация для педагогов «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга....

Консультация для педагогов ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВВ ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА...

Консультация для педагогов « Организация кружковой работы ДОО»

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам основной образовательной программ...