Методы интерактивной педагогики в дошкольной организации в условиях ФГОС
методическая разработка

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие. Это общение  не только с воспитателем, но и друг с другом,  доминирование активности дошкольников в процессе обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методы интерактивной педагогики в дошкольной организации  

в условиях ФГОС

«Квик – настройка»

Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют. А  если   вы   хотите   нравиться   людям как можно дольше – улыбайтесь!  

Улыбка,  солнечный    лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему в дошкольном учреждении в условиях ФГОС ДО используются методы интерактивной педагогики. 

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие. Это общение  не только с воспитателем, но и друг с другом,  доминирование активности дошкольников в процессе обучения.

Дети дошкольного возраста психологически готовы стать такой личностью. Но проблема в поведение взрослого, чрезмерно опекающего ребенка, ограничивающего выбор и зачастую принимающего за него решения, лишает его права на самостоятельность.

Поэтому приоритетом в своей работе, отдаем интерактивным методам обучения, как с детьми, так и с родителями, коллегами. Уверенна, что данные Интерактивные формы и методы  используют многие в своей работе.

Приём «Большого круга» оптимально используется,  когда необходимо быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно  разрабатывать детские инструкции по обеспечению безопасности жизнедеятельности, порядок работы творческо-поисковых групп.

Одной из  эффективных интерактивных форм работы с педагогами является  тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение).

Круглый стол – проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.

Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака» (brainstorming) – процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени. Этот метод может активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсов, методических объединений и др.

Метод «Кейсов» (Casestudy) – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов – участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику образовательной деятельности или сотрудничества с родителями воспитанников.

Диспут (от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему

      Коучинг-сессия» или «коуч-сессия» – интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос – ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает рекомендаций,   а   только   отвечает   на   вопросы,   которые   ему   задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».

Что же представляют собой методы интерактивного обучения для детей?

Наиболее известные из них:

- метод проектов;

- case-study (анализ конкретных, практических ситуаций);

- интерактивные и ролевые игры: «мозговой штурм»; дискуссии и дебаты; метод ассоциаций.

Интерактивные технологии используемые в работе
с детьми 3-7 лет

- младшая группа – работа в парах, хоровод;

- средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

- старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

- подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках),   аквариум, большой круг, дерево знаний.

Эти формы/методы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

В своей работе с дошкольниками мы часто используем метод проектов.

Проектная деятельность  предполагает творческую деятельность. При помощи взрослого дети учатся выделять проблему, формулировать задачу, актуализировать свой опыт, отвечая на примерные вопросы: «Что я знаю об этом?»,  «Что хочу узнать?», «Что нужно сделать для этого?». При этом дети проявляют максимум самостоятельности, инициативы, творчества. В ходе совместной проектной деятельности у детей формируются знания, умения, навыки и «через совместный поиск  решений» предоставляется ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Результаты работы показали, что:

- дети научились экспериментировать, у них сформировались творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Яркий пример тому победы детей в таких конкурсах: «Дошкольник года», «Я - исследователь»;

- дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей. У них  сформировалась способность  оценивать результативность предпринятых действий, что является ростком рефлексии, т.е. готовит ребенка к учебной деятельности (конкурсы Мисс Осень, Дед Мороз и Снегурочка….)

Интерактивный метод «Мозговая атака», «Мозговой штурм» – это метод, при котором принимается любой ответ на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого. Эту форму работы можно применять для получения обратной связи.

Для   младших дошкольников более подходящими методами обучения являются игры. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

- подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия);

- дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

Предлагаю провести небольшой эксперимент. Каждый педагог берёт небольшие квадраты бумаги, лежащие на столе, закройте глаза, и, следуя указаниям, выполните следующие действия (задавать вопросы при этом нельзя):

1. Сложите лист пополам и оторвите у него левый верхний угол

2. Ещё раз сложите пополам и оторвите правый нижний угол.

3. Ещё раз согните пополам и оторвите левый нижний угол.

После выполнения всех действий откройте глаза, разверните листы бумаги и сравните их. Что получилось? У кого - то в середине листа отверстие, у кого – то по бокам, у кого – то вообще ни одного. Листы отличаются и по форме.  

Почему это произошло? Ведь все педагоги слышали одинаковый текст, но результат их действия оказался различным.

Предполагаемые ответы педагогов – не было предварительной договорённости, как именно сгибать лист, как его поворачивать  и т.д. Вот так же и мы иногда не понимаем друг другу.

Поэтому, детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

По окончании игры анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Интерактивная игра:  «Фрукты в вазе»

Цель: научить детей анализировать и классифицировать объекты, выделяя их свойства.

Задачи: закреплять знания фруктов и овощей, их названия.

Игры на классификацию хороши тем, что они учат детей искать соответствия, анализируя имеющийся предметный ряд, что способствует развитию аналитического и образного мышления.

Сначала ребенку дается инструкция к игре, затем он сам выполняет  задание в своем рабочем темпе.

Ход игры: Из предложенных картинок воспитатель предлагает выбрать нужную и переместить ее в вазу. Ребёнок выделяет выбранный предмет и перемещает его в вазу. Если выбор правильный,  слышен звук аплодисментов и картинка перемещается в вазу. Если картинка не подходит, то слышен звук звонка и картинка остается на месте. Игру можно повторять несколько раз и ребенок может сам проверить правильность выполнения задания.

Готовясь к конкурсу, мы изготовили книгу: «Зимующие птицы Белгородской области», загадки в которой можно разгадывать, используя как бумажный вариант, так и презентацию:

Для средней группы интересной будет игра Домашние животные.

Цель: Закреплять и расширять представления детей о домашних животных: внешний вид, особенности питания, жилища. Дети могут  отгадать загадки, найти детенышей и даже угостить животное. Игра помогает решить задачи: развивать монологическую, связную речь; умение рассказывать последовательно: отвечать на вопросы развернутым предложением; формировать и активизировать словарь домашние животные: корова, лошадь, овца, коза, собака, кролик, кошка; воспитывать дружеские взаимоотношения, умение выслушивать товарища, планировать свою работу в коллективном творчестве; любознательность самостоятельность детей.

В Интерактивной игре «Что лишнее?»

Дети учатся  классифицировать объекты по общему признаку.

Игра помогает думать, делать правильный выбор между предложенными картинками, быть внимательным и аккуратным.

Сначала ребенку дается инструкция к игре, а потом ребенок выполняет задание сам в рабочем режиме. Нужно выбрать из четырех предложенных картинок одну лишнюю и поместить в кружок вместо знака вопроса. Если выбранная картинка закрыла вопрос, то предмет выбран правильно. Если картинка не переместилась в кружок и знак вопроса так и остался сверху, нужно выполнить задание еще раз.

Мы видим, что в этих играх еще одним эффективным методом интерактивного обучения является презентация – это наглядный вариант лекционного и практического материала. Им можно пользоваться для совместной деятельности не только  детей, но и  педагогов, родителей.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ФГОС. 

Обучение с применением компьютера способствует формированию у детей рефлексии. Учебные программы дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана. 

При помощи компьютера были созданы презентации для педагогов: «Развитие  познавательной активности дошкольников через проектную  деятельность как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании», «Огород на окне»  в рамках эколого- исследовательского проекта; презентации для детей: « КВН «Умники и Умницы»,  « Страна Светофория».

Внедрение Интерактивных  методов дает положительные результаты и в приобщении родителей к участию в жизни детского сада. Например, кто побывал на нашем КВН «Безопасность в наших руках», совместно с родителями, могли убедиться, что работа, проводимая нами,  дает положительные результаты.   Дети с родителями показали хорошие знания о правилах дорожного движения, проявили смекалку, силу воли, а также физическую подготовку.

В начале  учебного года  на родительском собрании мы  предоставили провести  мастер класс «Кукла – оберег из ниток» педагогу станции юннатов,  родительнице Федиевой  Анне Андреевне. Такая форма проведения собраний родителям особенно понравилась, поэтому в марте  на собрание «Семья — что может быть дороже!»  мы использовали   творческую мастерскую «Дом, который построим мы! ». Результатом стали книжки: «Моя семья».

Таким образом, в  детском саду используемые методы интерактивной педагогики способствует не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрытию его творческих возможностей.  Нововведения не проходят без результатов, и как показала практика, грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами-приводит  к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплачивает  коллектив педагогов.

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПУТИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Человек как личность формируется в дошкольном возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В дошкольном возрасте закладывается личностная культура, мален...

«Методы интерактивной педагогики в дошкольном учреждении в условиях ФГОС ДО»

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую о...

Дополнение к консультации « Интерактивная педагогика в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО"

Сегодня очень эффективен и широко используется новый подход в обучении дошкольников – интерактивное обучение. Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру непосредственной...

Формы работы с педагогами дошкольных организаций в условия ФГОС ДО

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития общества возлагаются очень ответственные социальные задачи — обучать, воспитывать и готовить педагого...

Семинар "Современные технологии в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС" Выступление на тему: "ИКТ компетенции воспитателя в условиях ФГОС в дошкольном образовании"

Актуальность обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный ...