Выступление на педагогическом совете "Музейная педагогика как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Посещение музея  - событие в жизни ребенка.  Музей является тем художественным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности  к отчему дому, малой родине, Отечеству.

Музей  в детском саду, с точки зрения исследований Н.А. Рыжовой,  - «интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом собственных интересов и возможностей». Использование музеев в работе с детьми ведется по двум основным направлениям, которые формируют систему ценностей ребенка, способствуют патриотическому, духовному, нравственному воспитанию детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете.

Тема: «Музейная педагогика как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Кинолента «Ночь в музее»  (Слайд 2)

Эпилог к выступлению

Оказывается, быть ночным сторожем в музее — не такая простая работа. Ведь самое главное — не только не дать никому войти в музей, но и не позволить никому и ничему из музея выйти… (Слайд 3)

Вопрос к педагогам: В каком музее проходили съемки фильма  «Ночь в музее»? (Американский музей естественной истории) (Слайд 4)

Посещение музея  - событие в жизни ребенка.  Музей является тем художественным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности  к отчему дому, малой родине, Отечеству.

Музей  в детском саду, с точки зрения исследований Н.А. Рыжовой,  - «интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом собственных интересов и возможностей». Использование музеев в работе с детьми ведется по двум основным направлениям, которые формируют систему ценностей ребенка, способствуют патриотическому, духовному, нравственному воспитанию детей. (5 слайд)

1-е направление – сотрудничество детского сада с краеведческим музеем города. Взаимодействие с музеем способствует нравственно – патриотическому воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.

Вопрос к педагогам: Какие музеи есть в городе Оренбурге? (Музей истории города Оренбурга, Мемориальный музей-гауптвахта Тараса Шевченко, Мемориальный музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных, Дом памяти, Дом памяти, Музей "Космонавтики", Оренбургский народный музей защитников Отечества, Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей, Мемориальный музей-квартира семьи Ростроповичей, Выставочный Комплекс "Салют, Победа!", Оренбургский областной музей изобразительных искусств, Музей истории и трудовой славы ООО "Газпром Добыча Оренбург", Музей милиции КЦ УВД по Оренбургской области, Галерея выдающихся оренбуржцев, Музей истории образования Оренбургской области) За каждый правильный ответ дается жетончик-пуговица. (6-20 слайд)

Хочется отметить, что в настоящее время можно посетить многие мировые музеи и музеи России не выходя из дома, в формате виртуальной экскурсии. В нашем ДОУ тоже ведется дистанционная образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию, в форме виртуальных экскурсий. Например, виртуальная экскурсия в музей «Как прекрасен этот мир!» с беседами о творчестве

художников - пейзажистов И. И. Шишкина и И. И. Левитана. Виртуальная экскурсия в цирк на цветном бульваре «Цирк, цирк, цирк!»

2-е направление – создание и использование музеев и мини-музеев в дошкольной организации с целью образования, воспитания и просвещения воспитанников. В дошкольной организации мини-музеи организуются с учетом возрастных особенностей дошкольников, ориентированы на уровень сформированности их познавательных интересов. В мини-музее проводятся тематические занятия, занятия-посиделки, викторины, конкурсы загадок, экскурсии, семейные путешествия, отмечаются календарные даты, связанные с обрядами и традициями русского народа, экологические праздники. Тематика выставок разнообразна и ориентирована на детей разного возраста. (21 слайд)

Вопрос к педагогам: Какие мини-музеи есть в нашем ДОУ? За каждый правильный ответ дается жетончик-пуговица. (слайд 22-30 мини-музеи в группах)

В нашей группе в 2020 г. создан мини-музей «В гостях у Пуговки» Почему именно мини-музей пуговиц?

Учитывая заинтересованность детей пуговицей и важность проблемы по развитию моторики пальцев рук, возникла идея создания мини-музея  «В гостях у Пуговки».  В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно: "В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка".

С чего же начать? Застежка, украшение, амулет и даже знак отличия – все эти функции выполняет обычная вещь, хорошо знакомая всем пуговица. Аккуратно застегивая свою одежду или, порой, расстраиваясь, обнаружив потерю этой маленькой детали, вряд ли кто-то интересовался историей происхождения этой нужной вещи или задумывался о многообразии ее применения. Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать «декоративный» бросовый материал. (слайд 31)

Задача воспитателя, показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы, где ее можно использовать. Воспитывать навыки коллекционирования, интерес к исследовательской деятельности. Развивать мелкую моторику (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильную чувствительность.

Цель мини-музея

Формирование первичных представлений о пуговицах для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.

Задачи:

 - Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о пуговицах.

- Дать представления о пуговице, об истории возникновения пуговицы, о материалах из которых они могут быть сделаны.

- Развивать художественно-творческие способности детей, мелкую моторику рук.

- Развивать познавательную активность, фантазию, творческие способности, образное мышление, коммуникативные навыки.

- Воспитывать у детей усидчивость, умение работать в коллективе, прививать бережное отношение к поделкам.

- Воспитывать интерес к пуговице, развивать любознательность.

- Активизировать совместную деятельность родителей и детей. (слайд 32)

Как мы поставили  проблему перед детьми? (создание интригующего начала, обозначение воспитателем проблемы).

На полу в группе мы нашли пуговицу, а вот хозяина никак не получалось найти. С ребятами решали, что же  делать с этой пуговичкой? Предположили, что пуговица волшебная и решили её оживить.  Чтобы этой пуговичке не было скучно в ожидании хозяина, мы принесли еще несколько красивых пуговиц. Предложили детям и их родителям  помочь в создании  мини-музей «В гостях у Пуговки» и  пополнения его коллекцией пуговиц.

Отделы мини-музея «В гостях у Пуговки»

 «Коллекция пуговиц»

Оформлена в виде коробки, разделенной на секции, заполненных пуговицами, классифицированными: по материалу (пластмассовые, деревянные, железные, стеклянные и др.); количеству отверстий (пуговицы с двумя, четырьмя отверстиями). Здесь собраны образцы пуговиц, сгруппированные по видам: «Детские пуговицы», «Декоративные», «Специальные». Пуговицы, сгруппированные по цвету, размеру, форме. (слайд 33) Предложить коллегам посмотреть коллекцию пуговиц.

 «Мастерим из пуговиц»

Создан альбом с коллекцией творческих работ детей, созданных совместно с родителями, воспитателями. (слайд 34)

 «Библиотека»

Здесь собраны загадки, стихи, сказки и авторские произведения о пуговицах. Материал может быть использован в процессе совместной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Книга «Потерянная пуговица» Г. Шалаева, «Парад пуговиц» Е. Калининская (слайд 35)

«Игротека»

Подобрана картотека дидактических игр с пуговицами для детей 3-4 лет. Дидактические игры дети могут использовать в совместной со взрослым деятельности.  Созданы дидактические игры: «Подбери дереву листья», «Заполни картинку пуговицами», «Продолжи ряд из пуговиц», «Найди лишнюю пуговицу», «Мозаика из пуговиц» (слайд 36-38)

Имеется хозяйка мини-музея Пуговка, созданная при помощи родителей, и её домик – пальто Пуговки. (слайд 39)

Вопрос педагогам: Какие виды пуговиц вы знаете? (с ножкой, с ушком, с проколами, большие, маленькие, детские, в брошке, в пряжке, на лацкане пиджака, в заколке для волос)  (слайд 41)

Шуточная игра - конкурс между двумя командами

 «Пуговкобанк»

Каждая команда должна сосчитать общее количество пуговиц на одежде членов своей команды. У какой команды пуговиц больше?

«Пуговичная эстафета»

Эстафетной палочкой, конечно же, является пуговица. Эту эстафету можно сделать сидячей: пуговицу, расположенную на внешней стороне руки, передают по кругу, сидя за столом. Второй рукой помогать нельзя. Кто быстрее передаст и не уронит?

Подводя итог, можно сказать, что задача педагога  помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.  Музей в дошкольной образовательной организации  позволяет в полной мере осуществлять работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Академия воспитания внуков" - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Третий областной образовательный Форум: открытость, качество, развитие. Киров, 2009г.

Проект посвящен вопросам обновления воспитательной работы через взаимодействие с ветеранми ЗАО "Омутнинский металлургический завод"...

"Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста."

Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного во...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...

Программа "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Реализуемая цель:     Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств личности средствами музейной педагогики....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Представлена консультация для воспитателей о понятии музейная педагогика, о ее формах, принципах....

Выступление на педсовете "Роль игры в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - яркая, непревзойденно благодатная пора, когда под влиянием окружающего общества ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способность...