Консультация для родителей: «Как наказывать и как хвалить ребенка.»
консультация (младшая группа)

Урцмиханова Мадина Сеидгусейновна

Похвала и наказание — две стороны медали, две основные составляющие воспитательного процесса. Можете ли вы сказать, что важнее? Что скорее даст нужный результат? Есть ли какие-то общие правила наказания и поощрения, или каждый родитель волен выбирать способы по собственному разумению? Наконец, существует ли разумный баланс между тем, как часто нужно хвалить и наказывать ребенка?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_hvalit_i_nakazyvat_rebenka.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей:

«Как наказывать и как хвалить ребенка.»

Похвала и наказание — две стороны медали, две основные составляющие воспитательного процесса. Можете ли вы сказать, что важнее? Что скорее даст нужный результат? Есть ли какие-то общие правила наказания и поощрения, или каждый родитель волен выбирать способы по собственному разумению? Наконец, существует ли разумный баланс между тем, как часто нужно хвалить и наказывать ребенка?

Начну с того, что же такое наказание?     Наказание - средство управления, состоящее в сознательном причинении неприятностей подвластному существу, с целью изменения нежелательного поведения или образа мыслей.

 Чаще всего наказание это не эффективная воспитательная мера, а шаблонная, малообдуманная агрессия или месть, расплата за содеянное, Обычные последствия таких шаблонных наказаний - испорченное у всех  настроение, нарушение контакта, а результат - никакой.

Нормальные родители не любят своих собственных детей наказывать. Как-то глупо: мечтал о детях, хотел любить, а тут только и делаю, что ругаюсь и наказываю. Возникает вопрос: ребенок не уродился или во мне что-то ни так? Ответ: даже если "ребенок не уродился" (такое тоже бывает), начинать нужно с себя. Итак, если ребенок не ангел и наказаний регулярно заслуживает, что может быть в арсенале родителя, кроме наказаний

Первое: с детьми  нужно   разговаривать.

Дети, особенно когда сильно расшалились, не всегда понимают разговор по хорошему, но, с другой стороны, если их только наказывать и с ними не разговаривать, они никогда нормальных разговоров понимать и не будут. Как бы вы ни сердились на ребенка, как бы это (вдруг!) не было для вас непривычно, с детьми нужно - разговаривать! 

Нормальным отношениям с людьми, отношениям без крика и ругани, дети учатся, в первую очередь, в своей семье.

 Второе: возмещение ущерба

Предлагается подумать: а можно ли в ситуации проступка вместо наказания решить вопрос исправлением ситуации? Всем хочется, чтобы плохое было исправлено или возмещено. Например, сломал ребенок колеса у машины – дать возможность ему подумать, как исправить эту ситуацию. Это и есть то замечательное, что может быть вместо наказания: требование, чтобы ребенок исправил испорченное или возместил поломанное.  

   Третье: позитивный вклад

К этому виду наказания мудрые взрослые делают важную добавочку: мало поправить ситуацию, за происшедшее нужно еще внести свой позитивный вклад! Кажется действительно справедливым, что человек, разрушающий отношения или вещи, должен не только исправить сломанное, но и внести позитивный вклад. Если ты испортил кому-то настроение – нужно не только извиниться, но и сделать что такое, что ему настроение поднимет (развеселить, поиграть вместе, помочь с делом). Если устроил в комнате беспорядок – не только ликвидируй его, но и сделай что-то улучшающее  вид комнаты. Это правило полезно соблюдать не только детям, но (иногда) и самим родителям  

И так, вместо наказаний должна быть нормальная, разумная организация жизни. Вначале приучите своих детей вас слышать и слушаться: если вы в собственной семье не являетесь авторитетом, то кто вы здесь вообще? Вместо уговоров формулируйте четкие убедительные просьбы.

Не помогает - предупредите о наказании. Не поверил - выполните.

Самое лучшее наказание - то, которого не было.

Лучший педагог не тот, кто эффективно пользуется наказаниями, а который умеет обходиться без них. В его арсенале: контакт, игра, вовлечение, поддержка, положительное подкрепление, рассказ, беседы, внушения. А еще ситуация наказания – это хороший повод для того, чтобы дать учебные, развивающие или другие полезные задания.  

Столько места уделили   наказаниям — когда же хвалить-то? Некоторые родители почему-то считают, что частые похвалы могут избаловать ребенка. А, между прочим, похвала – куда более важное и значимое воспитательное действие, чем наказание. Чем чаще хвалишь, тем реже приходится наказыватью.

Как же хвалить ребенка? - Щедро!  

Мнение психолога: ребенка нужно хвалить очень-очень много. Много больше, чем наказывать. Если взять приблизительную схему, то в соотношении «пять к одному»: пять раз    похвалил — один раз наказал. Одним словом, чтобы родителям не нужно было наказывать ребенка, они должны его хвалить. Чем чаще хвалишь, тем реже приходится наказывать, потому что ребенок усваивает позитивные модели поведения.

Каждому ребенку необходима такая оценка его деятельности, почти как воздух. Нужно, чтобы он слышал подобные фразы как можно чаще, чтобы он мог быть довольным собой.

Похвала может быть разной. Делайте ее разной!

Под похвалой ребенку мы понимаем обычно предложения со словом «Ты»: «Ты такой смелый!» «Ты молодец!» «Ты мне так помог!»

 Похвала - это искреннее одобрение, информирование о правильности совершенного действия и положительная оценка этого действия.

Вот несколько советов, как нужно поощрять детей дошкольного возраста:

1. Оценивать поступок, а не личность!

 2. Давать особо почетные поручения (когда ребенку поручается нечто большее, чем обычно).

3. Поощрять не только за результат, но и за попытку достигнуть результата, за старание сделать хорошо.

4. Удачно подобранные слова и фразы могут служить поощрением.

 5. Использовать минимальные вознаграждения, как символ успеха и достижения.

6. Если вы хотите чего-то добиться от ребенка, стоит начинать с похвалы      !

 И еще один главный принцип воспитания: «Хвалить при всех – наказывать наедине!»