консультация для воспитателей
консультация

Жукова Светлана Владимировна

как знакомить дошкольников  с физическими явлениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Как знакомить детей с явлениями неживой природы».

Воспитатель по экологии:

Жукова С.В.

Дошкольная педагогика достигла значительных успехов при разработке теорий, методик и систем ознакомления дошкольников с явлениями живой природы, общественной жизни, в области эстетического воспитания и т. д. Значительно хуже обстоит дело с разработкой систематизированных знаний о неживой природе, а именно с формированием у детей исходных физических представлений и понятий, которые являются предпосылкой у них ориентировки в сфере физических явлений.

Программа воспитания в детском саду содержит в себе некоторый физический материал. Этот материал входит в раздел «Ознакомление с окружающим». С сожалением приходится констатировать, что ознакомление с явлениями неживой природы в практике детских садов ограничивается, как правило, весьма поверхностным объяснением сезонных изменений. Вот почему исключительно важным для развития мышления ребенка является ознакомление с явлениями неживой природы, в процессе которого он познает новое об окружающей действительности.

Ознакомление с явлениями неживой природы должно происходить на занятиях. При проведении занятий изучаемые предметы и явления должны быть видимы и ощущаемы, дети должны производить действия с изучаемым предметом или наблюдать изучаемое явление. При выполнении этих требований внимание детей окажется сосредоточенным на объекте изучения.

Ознакомление с физическими явлениями дает наиболее оптимальные результаты только при целенаправленном оперировании ребенком предметами изучения, т. е. при постановке простейшего физического эксперимента. В процессе такого эксперимента внимание ребенка акцентируется на изучаемом физическом свойстве. Это приводит к приобретению навыка строго выполнять указания воспитателя, к овладению новыми средствами усвоения знаний и умений. Особенно важно, что в процессе экспериментирования ребенок приучается самостоятельно анализировать явление, находить его причину и производить простейшие умозаключения. Кроме вышеуказанного эксперимент, проведенный ребенком в процессе занятий, позволит: дать более полную информацию об изучаемом явлении или предмете; повысить наглядность и доступность материала, который при обычных способах изложения недоступен дошкольникам; сделать наиболее эффективным процесс ознакомления; наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.

Понять физическое явление или физические свойства предмета, значит выяснить связи, отношения и зависимости данного предмета с другими предметами. А это связано с выявлением новых признаков или качеств явления (или предмета). Таким образом, изучаемый предмет или явление выступают перед ребенком самыми разнообразными свойствами. А это оказывает положительное влияние на мыслительный процесс. При этом эксперимент, производимый ребенком, представляет собой преобразующее действие, позволяющее выяснить не только скрытые связи и свойства, но и познать объекты в их динамическом взаимодействии. Кроме того, в процессе экспериментирования получают развитие пробующие действия ребенка, совершенствуется анализ этих действий. Эксперимент учит дошкольника определенным приемам правильного решения задачи, позволяет производить многократное опробование познаваемого объекта, дает возможность познать новую область действительности. При этом познание происходит не путем навязывания ребенку какого-то объема знаний, а становится такой же творческой формой его жизнедеятельности, как и игра. Немаловажно и то, что в процессе экспериментирования развивается самостоятельность ребенка. В настоящее время вопросы самодеятельной деятельности ребенка в основном связаны с самообслуживанием. Выполнение детьми несложных обязанностей в бытовом труде, бесспорно, влияет на развитие детского самосознания. По мере овладения трудовыми навыками воспитывается самостоятельность ребенка. Однако, эта самостоятельность не в меньшей мере будет воспитываться и при решении экспериментальных задач.

Однако необходимо отметить следующее: знакомство дошкольников с явлениями неживой природы должно коренным образом отличаться от обучения школьников. Прежде всего, необходимо ознакомить детей с теми фактами действительности, которые так или иначе станут их достоянием в процессе стихийного опыта. Задача в этом случае заключается в том, чтобы эти знания у них формировались правильными и по возможности объективными. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребенка и выступать для него в виде таких занятий, которые были бы не менее увлекательны, чем игра. Введение ребенка в мир неживой природы должно происходить без каких бы то ни было теоретических обобщений.

День и ночь, почему они меняются?

Предложите малышу подумать, почему на Земле происходит смена дня и ночи. Для разговора приготовьте глобус (можно заменить мячиком или воздушным шариком) и лампу. Направьте на глобус лампу и спросите, можно ли осветить его одновременно со всех сторон. Лампочка освещает только ту половину глобуса или мяча, которая обращена к свету. Другая половина остается темной. Спросите, где сейчас день на планете, а где ночь. Пусть ребенок выскажет свое мнение. Даже самые фантастические версии нужно одобрить, а потом объяснить, что на той части глобуса, которая освещена, день. А другая часть находится в тени, значит, там ночь. Но как в природе происходит смена дня и ночи? Почему у нас то светло, то темно?

 

ОПЫТ Поставьте пластилинового человечка на глобус — на ту территорию, где расположена наша страна. И начните медленно его вращать. А ребенок пусть наблюдает за фигуркой и сообщает, когда наступил день, а когда ночь. Можете спросить, что нужно делать человечку: ложиться спать или вставать и идти умываться? Затем поставьте его куда-нибудь в другое место. Например, в Африку или в Австралию. Может быть, там не меняются день и ночь? Снова повращайте глобус. Возьмите другого человечка и отправьте его в США. Объясните, что когда в Украине день, то в Америке ночь. Можно присвоить каждой фигурке собственное имя. Например, мальчика из Украины назовем Богданом, а американца — Бобом. Крутите глобус, а малыш пусть говорит, что нужно делать мальчикам: Бобу спать, а Богданчику — играть, и наоборот.

Везде на Земле происходит смена дня и ночи, потому что наша планета вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.