Методы обучения дошкольников, их своеобразие.
статья (младшая, средняя группа)

Зотикова Ирина Михайловна

Метод – способ деятельности, достижения цели.

Метод обучения – способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию учебно-воспитательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_obucheniya_doshkolnikov.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методы обучения дошкольников, их своеобразие.

Метод – способ деятельности, достижения цели.

Метод обучения – способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию учебно-воспитательных задач.

Приём – структурная единица метода, соотносятся – как часть к целому. Одни и те же приёмы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приёмы. Это обусловленные методом конкретные действия учителя и ученика, которые характеризуются завершённостью и ведут к достижению ближайших задач.

Связи между методами и приёмами  подвижны, в одном случае может быть метод, в другом – приём (беседа  - метод и беседа – приём при рассматривании картинки).

Классификаций методов много:

  • По источнику передачи информации и характеру её восприятия – наглядные, словесные и практические (Е.Я.Голант, Н.М.Верзилин и др.).
  • По ведущим дидактическим задачам – методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М.А.Данилов, Б.П.Есипов).
  • По логике изложения и подачи материала – индуктивные и дедуктивные (А.Н.Алексюк).
  • По характеру познавательной деятельности учащихся – информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).
  • Целостный подход, отражающий единство целей, содержания обучения, характера познавательной деятельности: организации уч/позн деятельности, стимулирования и мотивации уч/позн д-ти, контроля и самоконтроля в процессе обучения (Ю.К.Бабанский).

В дидактике детского сада принята традиционная классификация методов - по источнику передачи информации и характеру её восприятия – наглядные, словесные и практические (Е.Я.Голант, Н.М.Верзилин и др.).

Наиболее рациональной на сегодня признаётся классификация обучения М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера (Пидкасистый П.И., Краевский В.В. и др.), так как разработана в соответствии с концепцией содержания образования – каждому элементу содержания образования соответствуют собственные методы. Методы – система последовательных действий педагога, организующих познавательную деятельность ученика.

Метод обучения

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Информационно-рецептивный – экономный путь передачи информации

Предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения

Восприятие знаний, осознание, запоминание.

Распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, рассказ воспитателя и детей, чтение.

Репродуктивный – многократное повторение ребёнком способа деятельности

Предъявление заданий на воспроизведение знаний и способов деятельности, руководство их выполнением

Актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание.

Подражательно-исполнительские упражнения,  катехизическая беседа.

Проблемный (Проблемного изложения) – педагог ставит проблему и показывает путь её решения.

Постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений и др.

Восприятие знаний, осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание

Рассказ воспитателя, воссоздающее наблюдение (идёт применение знаний на основе воображения), рассматривание картин и разрешение коллизии.

Эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части в решении которых принимают участие дети (применение знаний в новых условиях).

Постановка проблем, предъявление заданий для выполнения отдельных этапов решения проблем, планирование шагов решения, руководство деятельностью детей

Восприятие и осмысление задания, актуализация знаний, самостоятельное решение части задачи, запоминание.

Упражнения конструктивного характера, дидактическая игра (информация является продуктом деятельности), моделирование, эвристическая беседа (основной).

Исследовательский метод – творческое применение знаний.

Составление и предъявление проблемных задач

Восприятие проблемы, составление плана её решения, поиск способов, контроль и самоконтроль.

Творческие упражнения, элементарный опыт, экспериментирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ как метод обучения дошкольников

В данной консультации представлен  материал о методе обучения решению логических задач в детском саду....

формы и методы обучения дошкольников правилам дорожного движеия

      Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выр...

Активные методы обучения дошкольников

Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ, внедряющих активные методы обучения. В материале содержится описание методов, их характеристика, использование....

Методы обучения дошкольников

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели», путь к чему- либо . Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод ...

Презентация «Организация и методы обучения дошкольников развитию связной речи – обучение рассказыванию»

Семинар - практикум "Формирование связной речи у детей дошкольного возраста"...