ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Залевская Оксана Вячеславовна

Тесное сотрудничество педагогов и родителей, осознанное решение задач математического развития детей дошкольного возраста, позволят создать единое образовательное пространство развития ребенка, которое поддерживается в детском саду и семье. Обучение детей математике с максимальным использованием ведущего вида деятельности – игры; с учетом развития психических процессов и особенно мышления в соответствии с возрастом и возможностями детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zalevskaya_o.v.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации (далее Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 г. № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Математика является важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России.

 Цель Концепции – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего, предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляет достаточно серьёзные требования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, что бы обучение давало не только практический результат, но и широкий развивающий эффект, развитие математических способностей каждого ребенка.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития предпосылок математической одаренности. Для детей этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У дошкольников хорошо развиты воображение, фантазия, нестандартность мышления, отзывчивость на окружающее.

Для развития способностей детей в детском саду необходимо создавать следующие условия:

- создание атмосферы доброжелательности, заботливости и уважение по отношению к ребёнку, обстановки поощряющей проявление его индивидуальности;

- наличие предметно – пространственной среды, соответствующей ФГОС ДО, необходимой для свободного творческого самовыражения ребёнка в процессе образовательной и поисковой деятельности. И главная задача педагога – сделать все, чтобы увидеть, понять и развить интересы, способности ребенка. Сделать все, чтобы ребенок «хотел», именно с этого и начинается одаренность, по словам Виктории Соломоновны Юркевич, психолога, много лет посвятившего работе с одаренными детьми.

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных методических проблем дошкольной педагогики.

Анализ проведенной в начале учебного года диагностики по выявлению уровня математических представлений показал различный уровень математических способностей дошкольников моей группы.

Задача педагога, «увидеть» логическую основу становления способностей ребенка, проанализировать динамику развития, способствовать дальнейшему развитию.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить развитие математических способностей, отвечающим современным требованиям.

Решение проблемы я вижу в создании единого образовательного пространства, которое включает в себя создание предметно-пространственной развивающей среды и организацию взаимодействия с родителями.

Планируя и проводя работу с детьми, всегда учитываю «уровень актуального развития каждого ребенка» и ориентируюсь на «зону ближайшего развития».

Учитывая актуальность и сложность обучения элементарным математическим знаниям, важно сотрудничество ДОУ и родителей детей.

Я глубоко убеждена, что добиться эффективного результата математического развития детей дошкольного возраста, возникновения у дошкольников потребностей в получении знаний и применения их в практической деятельности возможно только в тесном взаимодействии с семьей.

Мне, как педагогу, работающему с детьми, необходимо было заинтересовать родителей и сделать их своими единомышленниками, создать образовательное пространство для развития математических способностей детей.

Родители предложили свою помощь по оформлению учебной зоны групповой комнаты и сами приняли активное участие в реализации этой идеи.

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому все обучение провожу в игровой форме. С детьми нужно играть в математику. Одной из таких форм является математические игры и упражнения. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Когда внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учиться оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке. В распоряжении детей большая игротека развивающих игр, направленных на обучение количественному и порядковому счету, ориентировке в пространстве и времени, знакомящих детей с величиной и формой, а также игры на развитие мелкой моторики, памяти, классификации и логического мышления.

В распоряжении детей моей группы развивающая стена на магнитной основе с набором развивающих игр, магнитная мозаика, развивающие игры «Танграм», «Палочки Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша», кубики «Хамелеон», конструкторы «Блоки».

В этом учебном году начала обучать своих воспитанников через игры нового поколения. Это игры, используемые в рамках муниципальной опорной площадки «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий (ТРИЗ, развивающие игры В.В. Воскобовича)». В работе с детьми использую игры ТРИЗ - технологии: «Что я знаю?», «Детективные истории», «Занимательная собирайка», «Загадочные прятки», «Где живут маленькие человечки?», «Волшебные звуки», «Найди пару», «Волшебное электричество», «Как это бывает?». Широкие возможности для развития математических способностей представляют кольца Луллия. Играя с детьми, мы называем их волшебные или загадочные круги, они представлены игрой «Учимся считать». Эта игра развивает навыки самоконтроля и самооценки.

Заложенный игровой принцип и необычные приемы способствуют быстрому запоминанию основных понятий, развитию воображения, гибкости мышления, ассоциативной памяти.

Из опыта работы хотелось бы рассказать об играх, которые нашли применение в моей практике работы с детьми:

- на развитие логики, познавательных способностей, зрительного и пространственного восприятия. Это игры типа «Пингвины на льдинах», «Коты и птицы», «Математический планшет»;

- на развитие фантазии, мелкой моторики, концентрации внимания –           «Грузовички», пазл «Животные»;

    - на развитие цветовосприятия, внимания и мышления – «Найди меня»,     «IQ - лото».

        - игры на ориентировку во времени «Часы и минуты».

В создании игротеки огромная роль принадлежит родителям моих воспитанников, которые активно помогали их приобретать. Активность родителей проявлялась в поиске интересных игр на интернет-сайтах, в интернет – магазинах, оказании помощи в заказе игр, решении вопросов с доставкой. Родители обязательно согласовывали со мной выбор игр, учитывая возраст детей и уровень развития математических способностей детей.

Родители, видя мою заинтересованность в развитии математических способностей воспитанников, обращались ко мне за советом по формированию домашней игротеки, учитывая уровень математического развития своего ребенка.

 Начиная работу с воспитанниками младшей группы, меня заинтересовала идея создания в моей группе родительского клуба. В феврале 2020 года на заседании клуба была вынесена тема: «Познавательное развитие младших дошкольников». Цель, которую я поставила перед собой на этом мероприятии – повышение интереса родителей к формированию у детей элементарных математических способностей. Вниманию родителей была представлена презентация на тему: «Учимся, играя», в которой было показано, как дети играют в интеллектуальные игры, позволяющие обучать малышей основам математики в легкой игровой форме во время совместной и самостоятельной игровой деятельности. Родителям было интересно увидеть своих детей в процессе игр. Некоторые родители были удивлены, что их дети могут так увлеченно собирать «Танграм» или изучать «Блоки Дьенеша». Для наглядности весь игровой материал был предоставлен вниманию родителей. Я рассказала о каждом пособии (содержание, цель, результат), ответила на вопросы родителей. На заседании родительского клуба я провела для родителей мастер-класс по изготовлению игрового пособия «Математический планшет «Геоконт» В.В. Воскобовича в домашних условиях. Родители проявили активность и с удовольствием под моим руководством изготовили несколько планшетов. Сделав математические «планшеты», родители пожелали изготовить аналогичные пособия и для игр в домашних условиях. На память о заседании родительского клуба родителям были вручены памятные буклеты по обсуждаемой теме. Родители были заинтересованы данной темой собрания, внимательно слушали мои рекомендации, проявляли активность, задавали вопросы, были высказаны пожелания встречаться и обсуждать интересующие всех темы.

В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что одаренных детей в математике, наверное, не так уж много, но способных детей к математике, проявляющих познавательный интерес к самому процессу обучения математике, решению познавательных математических задач достаточно. И, может быть от нас педагогов всего то и надо, как обратить внимание на этих любознательных, рассуждающих, анализирующих детей и обнаружить, и развить их скрытую, потенциальную математическую одаренность.

    Литература:

  1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013г. № 2506-р. Документ с изменениями, внесенными распоряжением правительства Российской Федерации от 08.10.2020г. № 2604-р.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2015.-96с. (Правовая библиотека образования).
  3. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовой О.В. Математика до школы.- Ч. 2: Игры – головоломки сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе; Худ. И.Н. Ржевцев. - СПб: Акцидент, 2007 – 176с.
  4. Сидорчук Т.А., Лелюк С.В.  Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия: практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.:АРКТИ, 2018 г.
  5. Подгорных О.М. «Формирование целостной картины мира у детей с применением технологии ТРИЗ». Волгоград, Учитель, 2017 г.


     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование проектных технологий по курсу «Здравствуй, мир!» - как условие создания единого образовательного пространства и развития творческих способностей детей» (подг. гр.)

 Работая по комплексной программе «Детский сад –2100», которая является структурным компонентом  образовательной системы «Школа – 2100» реализую курс  «Здравствуй, мир!». Одним и...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию математических способностей старших дошкольников .

"Путешествие Вовки по Лукоморью".  Цель:обобщение элементарных математических представлений у детей старшего возраста. Задачи:Обучающие:Закреплять умение считать и отсчитывать в предела...

Консультация для родителей "Развитие математических способностей дошкольников, используя ЭОР".

Педагог раскрывает пользу и вред компьютерных игр для развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста....

Рекомендации для родителей « Развитие математических способностей дошкольников»

Рекомендации для родителей     « Развитие математических способностей дошкольников»...

Рекомендации для родителей « Развитие математических способностей дошкольников»

Рекомендации для родителей     « Развитие математических способностей дошкольников»...

Консультация для родителей "Счетные палочки Кюизенера, как средство развития математических способностей дошкольников"

Счетные палочки Кюизенера как дидактическое материал в освоении математических представлений детей дошкольного возраста....