Презентация на тему: Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасного поведения.
презентация для интерактивной доски

Нагина Зарина Абдусаторовна

Презентация на тему: Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасного поведения.

Подробный разбор о обучении сказками правил поведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасного поведения Подготовила: воспитатель Нагина Зарина Абдусаторовна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №31» г . Воронеж 2021

Слайд 2

Актуальность темы Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания . Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта безопасного поведения в быту , в социуме, в природе.

Слайд 3

Цель : -способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности через чтение художественной литературы. Задачи : - развивать познавательные способности, творческие способности, - сформировать основные правила личной безопасности; воображение, мышление, коммуникативные навыки; - воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту.

Слайд 4

Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы.

Слайд 5

Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм , очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы . Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев . На примере литературных персонажей анализируя их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. Через загадки, стихотворения, поговорки, чтение сказок, рассказов дети с сталкиваются с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта. Поэтому художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. В работе с дошкольниками используются литературные произведения разных жанров : сказки, рассказы, стихи, пословицы, потешки , загадки.

Слайд 6

Особое место среди них занимает сказка. Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности » в том числе и противопожарной. В сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности , которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит , что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила . Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. Возьмите любую сказку - и вы найдете в ней массу полезных советов, напоминаний по технике безопасности . Вот некоторые сказки , которые можно прочитать и обсудить с детьми:

Слайд 7

• В сказке «Гуси – Лебеди» ребенок научится быть готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо. • «Кот, петух и лиса» если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум. • «Волк и семеро козлят» научит ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет. К сожалению, есть люди, которые не хотят работать. Они очень хитры, могут кем-то притвориться, даже переодеться, например, в форму полицейского.

Слайд 8

• Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» объяснит ребенку, что выход найдется из любой ситуации , нужно лишь хорошенько подумать. • В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко.

Слайд 9

• Шарль Перро сказка «Золушка» героиня была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. • А. Н. Толстой «Приключение Буратино» кот Базилио и лиса Алиса были очень приветливы, но оказались коварными и злыми. Внешность человека может быть обманчивой. Интересные авторские сказки Татьяны Андреевны Шорыгиной называются «Осторожные сказки» , эти сказки помогут научить осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где подстерегают опасности, например такие сказки :

Слайд 10

• Сказка «Умный наперсток» - безопасность в нашем доме • Сказка «Муха- грязнуха в гости пришла» - опасно ли быть неряхой • Сказка «Золотая рыбка» - безопасность на воде • Сказка «Осколок стекла» - пожар в лесу • Сказка «Советы лесной мышки» - безопасность в лесу и т . д.

Слайд 11

При ознакомлении с правилами пожарной безопасности в произведениях : • К. Чуковский «Путаница» , С. Маршак «Кошкин дом» , М. Шереметьева «Заячья елка» , Р. Салихова «Валины неприятности» , Г. Х. Андерсен «Девочка со спичками» дети понимают, что «спички детям - не игрушка» .

Слайд 12

В произведениях : • С. Маршак «Пожар» , «Рассказ о неизвестном герое» , С. Михалков «Дядя Степа» (отрывок, О. Смирнов «Степной пожар» , С. Г. Полеев «О силе огня» , Г. Цыферов «Жил на свете слоненок» - также показывают о возможных неприятностях связанных с неаккуратным обращением с огнем. • Л. Куклин «Сталевар» , А. Фетисов «Куда спешат красные машины» , М. Дмитриева «Тетя Варя – электросварщица» О. Иоселиани «Пожарная команда» - в этих произведениях рассказывается о профессиях, связанных с огнем и огонь не всегда, враг, но может быть помощником, если с ним правильно обращаться . • В рассказе М. Ф. Янкина «Случай с телевизором» повествуется о причине небрежного обращения с электроприборами, вследствие чего, случился пожар.

Слайд 13

Иллюстрации в книгах служат средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности , так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии , серия книг «Я познаю мир» , «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис ; «Учимся вежливости» ; «Уроки Айболита» Г. Зайцев, произведения Чугая «Сказки по безопасности » . Вместе с героями любимых произведений ребёнок будет точно знать, от чего следует ожидать опасности, выучит правила безопасного поведения и узнает последствия их нарушения, усвоит , как поступить в том или ином случае. Просмотр или прослушивание сказок. Аудиосказки- добрые поучительные произведения , в которых не используются прямые наставления. При этом воспитательный эффект таких сказок достаточно высок. Обычно в них описываются знакомые жизненные ситуации, в которых нужно сделать выбор или произвести правильное действие . Героями могут являться люди, животные, птицы и даже насекомые. Слушая аудиосказки дети учатся на примерах, как вести себя в разных случаях, и делают соответствующие выводы. К . Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету ». Ребенок, глядя на рисунки, воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.

Слайд 14

Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры. Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример: Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку: К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета. Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций. Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате , обозначает либо одно слово, либо простое предложение. Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов , изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории. Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками . Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки , только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации. Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах , очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Слайд 16

Преимуществ от данной техники множество, например: -Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия. -Развивается речь, увеличивается словарный запас. -Представления об окружающем мире расширяются. -Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект. -Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию. -Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру. При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность. Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга, а также раскрываются творческие способности детей.

Слайд 17

Для закрепления и усвоения большей информации в работе необходимо использовать разнообразные игры. Детям предлагаются множество вариантов настольно- печатанных игр, дидактических игр . В свободное вечернее время мы стараемся играть в сюжетно-ролевые игры, например «Светофор» , «Вылечи больного» , «Доставка груза» , « Безопасность на стройке » , театрализованные игры. Детям нравятся игры- соревнования, где они с радостью собирают разнообразные пазлы , преодолевают препятствия, спасают героев из разных сказок, вспоминают названия произведения и содержание , разгадывают загадки, конструируют. Допустим строят новый теремок для животных, чтобы все поместились. По сказке «Гуси-лебеди» преодолевают препятствия.

Слайд 18

В работе с родителями воспитателям необходимо останавливаться на вопросах пожарной безопасности , и безопасности на улицах . Вместе с напоминанием об опасностях, нужно обращать внимание родителей на необходимость постепенного обучения детей навыкам, нужным в повседневных делах. Чтобы получить большего результата усвоений правил безопасности предлагаются для домашнего чтения множество художественных произведений , домашний просмотр мультипликационных фильмов, сказок, прослушивание аудиозаписей, аудио-сказок в вечернее время, так же, чтобы дети развивали усидчивость и слуховое восприятие. Родители принимают участие в конкурсах, в изготовлении разнообразных макетов, активно заполняют анкеты. Таким образом, можно прочитать книгу и обсудить вместе с детьми множество различных ситуаций, связанных с опасностью для жизни. Вместе с героями любимых произведений ребенок будет точно знать, от чего следует ожидать опасности, выучит правила безопасного поведения и узнает последствия их нарушения, усвоит , как поступить в том или ином случае. Целенаправленное и системное использование произведений и разнообразных приемов способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях.

Слайд 19

Игра для воспитателей: В стране сказок А сейчас, уважаемые коллеги, я вам предлагаю отправится в путешествие " В страну сказок". Давайте мы с вами разделимся на группы по 2 человека. Со своим напарником возьмите листочки и отгадайте какая сказка там зашифрована. 1. Сильные птицы, яблоки, кисель. (Гуси – лебеди) 2. Лес, дорожка, мука. (Колобок) 3. Слезы, Петух, коса. ( Заюшкина избушка) 4. Горох, лес, гусли. (Кот, петух и лиса) 5. Брат, лужа, ножи булатные (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) 6. Мать- одиночка, овраг, волк. (Волк и 7 козлят) 7. Подружки, высокое дерево, лиса. ( Снегурушка и лиса) 8. Масло, кузнец, зерно. (Петушок и бобовое зернышко) 9. Дорога, угощение, больная родственница. (Красная шапочка) 10. Бедные родственники, коза, герань. (Кошкин дом) 11. Поле, полено, долгожительница. (Буратино) 12. Лес, медведь, тяжелая ноша. (Маша и медведь) 13. Семья животных, поломанная мебель, девочка. (Три медведя)

Слайд 20

А теперь скажите, какие принципы безопасности нарушили герои вашей сказки? 1. Оставила братца без присмотра, ушла в лес одна. 2. Укатился гулять без разрешения, разговаривал с незнакомыми людьми 3. Пустил в дом постороннего. Не мог постоять за себя. 4. Брал чужое угощенье, не слушал умного кота, открывал и выглядывал в окно. 5. Не слушал сестру, пил грязную воду. 6. Открыли дверь незнакомцу с ласковым голосом. 7. В лесу нельзя отходить далеко от родных, нельзя всем доверять. 8. Нельзя спешить и разговаривать во время приема пищи. 9. Пошла одна в лес, разговаривала с незнакомцами, назвала адрес бабушки. 10. Оставили камин без присмотра. 11. Совал нос куда не следует, разговаривал с чужими людьми, не пошёл в школу, не мог различить добро и зло, был очень доверчив. 12. В лесу нельзя уходить от взрослых, нельзя оставаться у чужих людей. 13. Нельзя заходить в чужие дома, есть незнакомую пищу.

Слайд 21

Спасибо за внимание! Список литературы : Н.Н.Андреева , О.Л.Князева , Р.Б.Стеркина «Безопасность», О.Р.Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» Ю.В. Полякевич , Г.Н. Осинина «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет» К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина , Л.В. Куцакова «Как обеспечить безопасность дошкольников» Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-7 лет» Ф.С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

Консультация для воспитателей: "Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности"...

Консультация для воспитателей «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелет...

Доклад "Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности"

quot; Роль детских произведений в усвоении  дошкольниками правил  пожарной безопасности"...

Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности.

Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы....

Консультация для воспитателей « Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подгото...

Круглый стол «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»

Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности.Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев - те самы...