праздник "Новруз байрам "
материал (старшая группа)

Мамедова Наталья Каландаровна кзы

Познакомить с традициями и культурой мусульманских народов

 Научить дружбе и уважению друг к другу

обучать детей умению работать в коллективе, в паре;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novruz_bayram_avtosohranennyy.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить детей с традициями малых народов проживающих в   Адыгее. Привить интерес и уважение к традициям разных народов

Задачи: Познакомить с традициями и культурой мусульманских народов

 Научить дружбе и уважению друг к другу

обучать детей умению работать в коллективе, в паре;

продолжать развивать следующие навыки: умение слушать, вести диалог  

развивать все виды памяти

развивать эмоционально-волевую сферу детей (выдержку, усидчивость, умение выражать свои чувства).

Интеграция областей:

 речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое музыкальное развитие; 

Материалы: Презентация, проектор ,дрова ,новогодняя гирлянда ,платочки.

Сценарий праздника Новруз байрам

Ребята  давайте вспомним как называется стране  в которой мы живем? (ответ детей ) Правильно Россия .А в какой  республики мы живем ?(ответ детей) Адыгея( слайд №1)  .Республика Адыгея входит в состав Российской федерации

 У Нашей  солнечной Адыгеи  очень красивая природа(слайд №2)

 горы, реки ,леса

Это флаг нашей России и Адыгеи

Жителей Адыгеи называют – адыгами

Но кроме адыгов, на территории нашей республики проживают более 100 национальностей . . (Слайд№3). таджики ,армяне, белорусы, украинцы, азербайджанцы татары, греки и многие  другие.

У каждого народа свои обычаи ,традиции и интересные праздники .Сегодня я вам рассказу об необычном празднике который называется  Новруз байрам  считалось что в этот день просыпалась природа ,насекомые ,звери, птицы- поэтому его называют еще  Новым годом то есть  Встреча Весны. Этот праздник отмечают  с 21-23 марта в дни   весеннего равноденствия   отмечают не только в Адыгее но и во многих других странах ,И так ребята вам интересно как встречают весну в других странах ? Тогда садимся по удобнее и слушаем внимательно. 

Новруз байрам  (слайд №4)— это самый позитивный праздник ,ритуальные прыжки через костер ,развлекательные игры ,песни ,пляски, огромное количество сладостей, и, конечно, хонча на каждом столе. Хонча — (слайд№ 5)это поднос со сладостями, орехами и сухофруктами, в центре которого стоит  самый главный символ праздника — Сумаляк(Слайд№6)- это пророщенная пшеница  повязанная красной ленточкой. В древности этот обычай носил практический характер — так проверяли, хорош ли будет урожай в этом году , проращивали ее на тарелке в течение 20 дней. Когда наступал байрам пророщенные зерна пшеницы  перемалывали , а затем варили  в большом котле на масле, добавив муку. .(слайд№7) Хотя сахар не добавляют, сумаляк получается очень сладким. Готовится сумаляк 20-24 часа и сопровождается определенным ритуалом: женщины рассаживаются вокруг огромного казана, который стоит на огне, и по очереди помешивают сумаляк, чтобы он не пригорел. Для этого же на дно казана кладут камни. По поверью, если такой камушек попадется кому-то во время еды, нужно загадать самое заветное желание, и оно непременно сбудется

 Перед началом праздника широко отмечаются четыре стихии природы

1. вода

2. огонь

3. Ветер

4. Земля

Первой празднуют стихию воды . (Слайд№8) В водный вторник вода и источники воды обновляются, Рано утром до восхода солнца , все идут к  воде, моют руки и лицо, брызгают друг на друга водой, прыгают в воду, брызгают водой на раны. По народному поверью, те, кто проходит "пресную воду"  в день водного вторника, в течение всего года будут далеки от болезни. В этот день на воде проводятся различные обряды ,гадание,и поются песни .Незамужние девушки ходили на реку за водой  и иногда встечали свою судьбу прям возле реки.Давайте посмотрим как это все происходило

Исполняется «танец с платочками »

Вторая  стихия-огня или огненный вторник . .(слайд№9) По традиции, в этот день разводят костры и, прыгая через пламя, сжигают все нечистоты, которые находятся внутри. Наличие дров, костра означает тепло, а приход весны также является главным показателем того, что погода прогревается. В огненный вторник над очагом людей не должно быть пусто,на столе должны быть сладости, как и во все вторники, Считалось что год будет  сладким и полным радости. А в сельской местности на вершине гор всегда оставляли костры, чтобы напомнить всей деревне о существовании огненного шара. То есть солнца .Ребята а давайте мы тоже соберем свои дрова для костра.

игра собери дрова (дети собирают дрова разбросанные в группе под веселую музыку)

Ребята а наш костер почему то не горит давайте все вместе скажем «Раз ,два ,три наш костер гори!!!»

 И так третья стихия у нас ветер . (слайд №10)Холодные и теплые ветры, дующие во вторник, предвещали  приход весны. Смена ветра несколько раз в течение дня фактически воспринималась  как очищение - воздуха. До этого вторника ,считалось что природа спит, просыпается первым  ветер, кружась над миром, приводя в движение воду, огонь .Согласно древнему обычаю, в этот день нужно  было выпускать на волю птиц и животных, если они были в клетке.

С ветром связаны народные мудрости, пословицы, которые, пройдя испытание годами, дожили до наших дней и оправдали себя.

1.ветер дует беды уходят

2. Кто плюет против ветра — попадает себе в лицо.

    3. За ветром в поле не угонишься.

4. Ветер подул — урожай надул

5. Ветерок сидел на ветке
         и смотрел, играют детки -
         корабли пускают дружно.
         Эх, помочь наверно нужно.
         Среди лужи замер флот,
         ни назад и ни вперёд.
         Чуть подул. И вот удача,
          малыши у лужи скачут
         и кричат " Плывут! Ура!"
         Очень славная игра.

Последняя наша стихия -это земля. (слайд№ 11)Считалось что в этот день  земля просыпается, земля дышит, готова к посеву. В этот день всем  желают счастья,  Во всех домах накрываются праздничные столы, готовятся различные  блюда ,главным блюдом  был плов, из  сладостей: пахлава, шекербура,конфеты а также  крашеные яйца. В этот день люди проводили уборку, проводили массовые гуляния, пели песни. Вечерние гулянья были более бурными.Обязательно разжигали костер  водили вокруг него хоровод прыгали через него  оставляя все беды и болезни гореть в костре ,кто был в соре мирился оставляли все обиды в старом году и встречали новый год.

Ребята скажите мне пожалуйста  мы с вами потанцевали  костер разожгли пословицы поговорки и стихи рассказали ,а кого же не хватает на нашем празднике?(загадка про весну)

Рыхлый снег на солнце тает

 Ветерок в ветвях играет        

 Звонче птичьи голоса

   Значит, к нам пришла(Весна)

Под музыку входит Весна

ВЕСНА: Здравствуйте, дети! Я - Весна - Красна, с собою праздник

принесла! С праздником весенним и с концом зимы всех

поздравляю, быть здоровыми желаю!

На улице светит ласковое солнышко. Оно улыбается и протягивает

свои тёплые лучи, приглашая нас на весенний танец .Я вас всех приглашаю на хоровод вокруг костра

ИСПОЛНЯЕТСЯ «ВЕСЕННИЙ ХОРОВОД»

ВЕСНА: Какие вы молодцы, ребятки! Мне очень понравился ваш танец! А я

к вам пришла не с пустыми руками. Принесла я вам подарки .Эти все сладости для вас!!!

Итоговая беседа закрепления материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре народов мира. Новруз байрам.

Интеграция образовательных областей: «Познание». «Социално -коммуникативной. Задачи: Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу.  Развитие способности к толерантному общению, к кон...

Урта төркөмдә көҙгө байрам

Урта төркөм балалары өсөн көҙгө байрам сараһы....