Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
материал (старшая группа)

Осовицкая Кристина Андреевна

Речевое развитие дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Приобщение дошкольников к книге»

Чтение сказки Н.Н. Носова «Бобик у гостях у Барбоса»

Задачи

 1. Познакомить детей с творчеством Н. Носова.

 2. Развивать интерес к слушанию литературных произведений.

3. Поощрять проявление интереса к авторским сказкам с нравственным содержанием.

4. Работать над пониманием образности и выразительности языка литературных произведений.

5. Продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения.

 6. Продолжать развивать умение понимать юмор произведения.

 7. Формировать умение эмоционально воспринимать произведение, одновременно закрепляя правила гостеприимства, навыки культурного поведения дома и в гостях.

Предварительная работа Беседа о правилах поведения в гостях и гостеприимстве хозяев. 1.Обыгрывание различных ситуаций и чтение художественной литературы по данной теме. 2.Знакомство со значением слова «гостеприимство» и моделирование речевых ситуаций с использованием этого слова.

3.Проведение цикла этических бесед по книге Н. Богуславской «Веселый этикет».

Материалы: книга со сказкой Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса», иллюстрации к этой сказке;

Ход ситуации

Дети сидят стульчиках в игровой комнате.

-Ребята ,какой сегодня прекрасный и солнечный день!

– Скажите, ребята, вы любите ходить в гости? (Ответы детей)

– А любите ли принимать гостей у себя? (Ответы детей)

– Всегда ли ваши встречи проходили гладко и все ли оставались довольны? (Ответы детей)

 А знаете ли вы, что означает слово «гостеприимство»?

(Ответы детей)

Гостеприимство это желание и умение принимать гостей.

В старину гостей встречали с хлебом и солью, это означает, что хозяин вступил с гостями в дружеские отношения и готов разделить все их беды и заботы. Отказ же от приглашения в гости расценивался как оскорбление.

Сегодня я хочу вас познакомить с произведением , которое , написал Н. Н. Носов. С некоторыми рассказами Н. Н. Носова мы знакомы «Фантазеры», «Заплатка», «Живая шляпа». А еще, он писал не только рассказы для детей, но и сказки. Вот с одной я хочу вас познакомить. Называется она «Бобик в гостях у Барбоса».

Дети садятся полукругом на стульчики, педагог — напротив и начинает читать. По прочтении сказки взрослый предлагает детям подвигаться, поиграть.

Физминутка.

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой.

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

По окончании физминутки педагог предлагает детям снова сесть на стульчики или полукругом на ковре (по желанию) и начинает беседу по содержанию прочитанной сказки.

В о с п и т а т е л ь. Как зовут главных героев?

Д е т и.Бобик и Барбос

В о с п и т а т е л ь. Почему барбос остался один дома?

Д е т и. Дедушка на работу ушел. Никого дома не было

             В о с п и т а т е л ь. Как вы думаете, ему было скучно или весело?

            Д е т и. . Мимо дома бежал Бобик, приятель, вот Барбос и позвал его к себе в гости

В о с п и т а т е л ь.  Что решил сделать Барбос?

Д е т и. Пригласить в гости Бобика.

В о с п и т а т е л ь. Сразу согласился Бобик погостить или чего-то боялся?

Д е т и. Он боялся, что его прогонят.

В о с п и т а т е л ь. Зашел Бобик в дом , что стал делать Барбос? (провел экскурсию по дому.)Правильно это?

Д е т и. Барбос сначала объяснял другу, зачем нужны эти вещи, а потом стал хвастаться перед ним, например, что у них есть телевизор, который играет, поет, картинки сам показывает. Бобик ему, конечно, не поверил.

В о с п и т а т е л ь.  Потом они увидели …что? (холодильник). Стали брать все продукты которые там были.

Д е т и. Бобик есть захотел, Барбос хотел его угостить, открыл холодильник, стал доставать из него пирог и пролил кисель. Пришлось Бобику слизывать кисель у Барбоса со спины. А потом они стали есть пирог, сидя на столе.

В о с п и т а т е л ь. Хорошо так поступать ?  

 Д е т и. Нет, для гостей надо приготовить специальное угощение .

             В о с п и т а т е л ь .Чем бы вы угостили своих друзей?

Д е т и.Чай ,торт

В о с п и т а т е л ь. Что было дальше?. А как бы вы, стали развлекать своих друзей, во что предложили, бы поиграть?

Д е т и. (Разлили кисель, стали по нему танцевать, как на льду). Так они развлекались

В о с п и т а т е л ь. Чем закончилась рассказ?

 Д е т и. Пришёл дедушка и удивился такому беспорядка в доме. Взял плетку и замахнулся на собак. Бобик испугался и убежал, а Барбос забился по кровать. Потом он попросил кота Ваську принести ему колбаски и кот выпросил у дедушки и понёс ему поесть.



Предварительный просмотр:

 «Детское речевое творчество

как проблема речевого развития дошкольников»

Цель: сформировать у слушателей представление о системе работы по обучению дошкольников образной речи.

Модель составления сравнения младшая группа

1.    «Цыпленок»(объект №1);Хочу такой сайт

2.   По цвету (признак)

3.    желтый (значение признака)

4.   Такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как одуванчик (объект №2).

     1.Апельсин (объект №1);

2. по форме (признак);

3. круглый (значение признака);

4. такой же круглый (значение признака) по форме (признак), как мяч.

1.Груша (объект №1);

2. по вкусу (признак);

3. сладкая (значение признака);

4. такая же сладкая (значение признака) по вкусу (признак), как сахар.

(объект № 2).

Модель составления сравнения средняя группа

1)Ель (объект №1);

2)по цвету (признак);

3)зеленая (значение признака);

4)такая же  зеленая (значение признака) по цвету (признак), как кузнечик.(объект № 2)

1)Барабан (объект №1);

 2)по звуку (признак);

3) громкий (значение признака);

4) такой же громкий (значение признака) по звуку (признак), как гром. (объект № 2)

1)Чай (объект №1);

2)по температуре (признак);

3) горячий(значение признака);

4) такой же горячий (значение признака) по температуре (признак), как огонь.

Метафоры

1.Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта). 
Слова для метафорической фразы: "слезы туч"

2. Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом). Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта). 
Словосочетание: "костер вечернего неба".Метафорическая фраза: "За лесом пылал костер вечернего неба".

Загадки

Какой?(ая),(ое)?

Что(кто) бывает таким же?

чёрный

ворона

пушистый

плед

домашний

кролик

игривый

ребёнок

Щенок

Какой?(ая),(ое)?

Что(кто) бывает таким же?

горячее

батарея

круглое

колобок

жёлтое

цыплёнок

светящееся

лампа

Солнце

Что делает?

Что(кто) делает так же?

Колется

кактус

сворачивается

кошка

фырчит

утюг

шипит

змея

Ёжик

Что делает?

Что(кто) делает так же?

Плавает

Подводная лодка

рыбачит

рыбак

ныряет

водолаз

Одевается во фрак

дирижёр

Пингвин

На что похоже?

Чем отличается?

зонт

но толстая ножка

дом

нет окон

парашют

но нет строп

дедушка

но без бороды

Гриб

На что похоже?

Чем отличается?

На кошку

но не домашнее животное

На белку

но не умеет лазить по деревьям

Лиса

Лимерики

ДОМОВОЙ

В уголке, за метлой
Живёт Кузька домовой.
Он весёлый, он лохматый,
Дружелюбный и пузатый.
Любит Кузька порядок, уют. Помоги же ему, приберись скорей тут!

КОШКА

На чердаке поселилась кошка,
Она игривая и хитрая была немножко.
Решила кошка мышонка поймать,
Но он ловчее был, успел от неё убежать.
А кошка наелась сметаны и улеглась на подоконник спать.

 



Предварительный просмотр:

«Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

Цель: совершенствовать умения организации работы по подготовки руки к письму с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Направление

работы

Название задания или упражнения

Описание задания

или упражнения

Источник

Развитие руки

«Скакалочка»

(упражнение для большого пальца). 

«Урожай» 

 (упражнение для большого и указательного пальцев)

«Катаем шарики». Формируем правильный захват орудия письма.

Дети сидят на стульях или стоят. Руки опущены. Ладони сжаты в кулаки, большие пальцы вытянуты, ими производят круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Дети сопровождают словами. Например:

Как у нашей Аллочки

Новая скакалочка.

Вертит быстро Аллочка

Ручки у скакалочки.

Большой и указательный правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.

С помощью ненапряженных больших и указательных пальцев дети изображают репку (образуют контур подземной части овоща). Затем, напрягая пальцы, изображают свеклу. При максимальном напряжении пальцев с расслаблением – морковь. Необходимо чередовать напряжение пальцев с расслаблением. («репка» - «свекла» - «морковка» - «свекла» - «репка» и т.д.).

Выполнение движений можно сопровождать словами.

Вырастала репка

Желтая и крепкая.

И свеколка удалась,

Поедим ее мы всласть.

И морковки урожай,

Сладкой, сочной собирай.

При многократном повторении упражнения можно использовать стишок, позволяющий педагогу контролировать количество выполненных движений.

Эй, ребята, не зевай!

Собираем урожай!

С этой грядки – репку,

С этой грядки – свеклу,

Здесь возьмем морковку.

Положили? И опять

Начинаем собирать.

Здесь возьмем морковку,

За морковкой – свеклу,

А теперь – и репку,

Что сидит так крепко.

Положили? И опять

Начинаем собирать.

Хоть и пальчики устали,

Урожай мы весь собрали.

Упражнение можно повторять несколько раз.

Упражнение проводиться с детьми средней группы с использование шарика, диаметр которого 15 мм (в течение 30 сек.); со старшими дошкольниками – с шариком (горошиной), диаметр которого 1- мм (в течение 1 мин.).

Ребенок катает шарик (горошину) тремя пальцами (щепотью). Работа начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется.

Упражнение можно сопровождать словами. Например:

Маленькие пальчики любят поиграть,

Гладкую горошину любят покатать.

И катают, и катают, и не устают.

Веселятся пальчики и весело поют:

- Катись, катись горошинка!

(Последняя строка произносится несколько раз в течение времени, которое необходимо для выполнения движения в соответствии с возрастной нормой.)

Все! Устали пальчики. Пора им отдыхать.

Кладем свои горошины. Не будем их катать.

Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе»

Подготовка к технике

письма

«Разложи картинки». Для уточнения пространственных взаимоотношений относительно другого предмета

 

«Зеркало». Ориентировка по отношению к человеку

 «Определи расположение деталей на одежде». выяснения представлений ребенка о пространственных взаимоотношениях

 На доску прикрепляются изображения любого дерева, куста (можно нарисовать). Каждому ребенку дают картинку и просят выполнить задание: «Аня (Петя, Катя и т.д.) выйди  доске и прикрепи свою картинку справа (слева) от дерева (куста)».

Детям дают в правую руку флажок (ленту, кубик) и спрашивают: «В какой руке у вас флажок?» Дети должны ответить: «В правой». Затем просят построиться в две шеренги  лицом друг к другу, не перекладывая флажок в другую руку. После построения просят поднять флажок над головой и обратить внимание на то, в какой руке флажки у детей из шеренги напротив. Потом детям предлагают выполнить перестроение так, чтобы шеренги встали рядом одна с другой, и опять акцентируют внимание детей на положение флажков.

Педагог вывешивает перед детьми один из предметов одежды (куртку, рубашку, брюки и т.д.) и предлагает определить (показать), где правый и левый рукав, правый и левый карман и т.п. Предмет предъявляет «лицом» и «спиной».

Аналитико - синтетическая деятельность

«Анализ образа букв» Эта работа включает в себя умения ребенка определять количество элементов в букве, давать их характеристику, объяснять пространственное расположение.

«Синтез образа букв» Ребенок создает образ буквы из необходимых элементов.

«Дифференциация образа букв»Закрепление образа букв

«Подбери такую же»

Например, в печатной букве А три элемента – две длинные палочки и одна короткая.

  1. Воспитатель показывает вырезанную из бумаги букву Н. спрашивает: «Сколько элементов в букве?» (три) Какие элементы? (Палочки.) все ли палочки одинаковые? (Нет. Две палочки длинные, одна короткая.)
  2. Воспитатель предлагает детям убедиться в правильности своих наблюдений. Раздает по одной букве Н. Ребенок ножницами разрезает букву на составляющие элементы и выкладывает их на столе. Воспитатель снова спрашивает детей, сколько и какие элементы они получили.
  3. Воспитатель предлагает собрать из вырезанных элементов букву Н.
  4. Если дети уже познакомились с несколькими буквами, можно предлагать задания на дифференциацию образа букв. Например: «Сложи из получившихся элементов букву…». (В данном случае можно выложить буквы А, П,)

В центре листа изображена печатная буква (строчная и прописная). Вокруг в виде хоровода расположена та же буква, но по-разному изображенная (рис.15). Дети рассматривают буквы и делают вывод: независимо от вида изображения буква всегда обозначает один и тот же звук (одни и те же звуки -  в случае йотированных букв).

Формирование элементарных графических умений

«Дорисуй забор» Формирование графических навыков

«Пчелы» Формирование графических навыков

   «Дорожка» Формирование графических навыков

Нарисуй такой же заборчик, как здесь показано, чтобы оградить котенка от злой собаки» (для убедительности картинки можно предложить детям жалобно помяукать, как маленький котенок, или грозно полаять, как большая собака).

Как называется домик пчелы?

Нарисуй, как пчела летит с цветка на цветок.

Задача ребёнка - точными линями   соединить между собой домики(животных, растения и т.п.)     



Предварительный просмотр:

Тема: Нетрадиционные формы речевой работы с детьми.

Цель: развитие методической компетентности воспитателя ДОО, актуализации его индивидуального опыта.

1.Ситуация общения в старшей группе  «Мы за здоровый образ жизни!»

Цель: Закрепить у детей знания о законах здорового питания; Убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания ; Учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового , рационального питания.

-Ребята сегодня мы поговорим   с вами о здоровье. Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на планете Земля. А как прожить свою жизнь , каждый человек решает по своему.

Доктор Здоровая Пища советует: чтобы правильно питаться, нужно  два условия: умеренность и разнообразие.

Что означает умеренность?

Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть».

Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переварить.

 Что значит разнообразие?

Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают людям энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать – мёд, гречка, геркулес, изюм, масло.

Другие продукты помогают расти организму и делают его более сильным – творог, рыба, яйца, мясо, орехи.

А третьи фрукты и овощи (ягоды ,зелень ,капуста ,морковь ,бананы) -содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться.

Слово «Витамин» придумал американский ученый – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество в оболочке рисового зерна жизненно необходимо людям. Соединив латинские слова «вещество» (амин) и жизнь (вита), получилось слово «витамин».

Загадки:

1.Яркий,сладкий ,налитой,

   Весь в обложке золотой.

  Не с конфетной фабрики-

  Из далекой Африки.(апельсин)

2.Круглое,румяное

   Я расту на ветке.

   Любят меня взрослые

  И маленькие детки.(помидор)

3.Сидит в темнице ,

   А коса на улице.(морковь)

-Какие фрукты вы еще знаете?

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Выберите те продукты, которые едят в стране Здоровячков.

Полезные и неполезные(Рыба,пепси,кефир,геркулес,чипсы….)

Игра «Что за овощ?»(волшебный мешочек)

С закрытыми глазами найти ,описать ,определить овощ на ощупь .Вызванный ребенок на ощупь выбирает один предмет и не вынимая руки из мешочка ,сообщает ,что он нашел («Я нашел мрковку»), затем показывает овощ (фрукт)детям. Если овощ был назван правильно, педагог оставляет его на столе ,при этом ребенок должен сказать ,куда следует положить предмет –на тарелку (к овощам) или в вазу (к фруктам). (Если ребенок ощибся ,овощ кладется обратно в мешочек). Дети рассмаривают овощ ,определяют его цвет ,форму.

«Готовим салат из овощей»(Огурцы, помидоры ,капуста ,лук)

На двух мольбертах располагаются тарелки и детям необходимо из вырезанных из бумаги овощей и фруктов выбрать правильные овощи и приклеить на тарелку своей команды.

«Прежде  чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть»

Собери картинку

Золотые правила питания:

А)Главное не переедайте.

Б)Ешьте в одно и тоже время простую, свежеприготовленную пищу ,которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

В)Тщательно пережевывайте пищу ,не спешите глотать.

Г)Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений ,мысленно поблагодарив всех ,кто принял участие в создании продуктов ,из которых приготовлена пища.

Итог

-Какую пищу любят есть в стране Здоровячков?

2. Ситуация общения в подготовительной группе  «Что такое этикет?»

Цель: Познакомить с понятием «Этикет»; Учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях; Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника ,отвечать на вопросы полными предложениями и фразами упражнять в использовании вежливых слов;воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду.

Люди живут все вместе. И что бы нам друг с другом было удобно и радостно жить, учиться, отдыхать, работать, каждому из нас надо соблюдать правила, называемые этикетом.

 

ЭТИКЕТ – это установленный, принятый порядок поведения, правильное общение.

Хорошо, вот например, вы приходите в гости, в детский сад или другое общественное место, кто первым, или какое первое слово вы должны сказать?

Дети: - Здравствуйте.

Вос-ль:- Конечно же «здравствуйте». Давайте снова вернемся к этому слову – приветствие, ведь это самое главное, самое первое слово, где бы мы не были.

 Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета.

 

Послушайте стихотворение про этикет:

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

(А. Усачёв)

В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение, избавить от боли. Какие это слова? (ответы детей)

Воспитатель: - А давайте мы поиграем в игру «Словарь вежливых слов».

Вы должны хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания).

Молодцы, ребята!

 Благодарность - чувство признательности кому-нибудь за оказанное внимание и добро. К сожалению, мы часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы. Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить другу “ласковое слово”. “Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу подарю.

(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).

Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель помещает на мольберт картинку, на которой изображено, как девочка угощает мальчика мороженым, и спрашивает: “Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка?” (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье; и т. д.). “Как мог ответить мальчик?” (Благодарю; большое спасибо; мне очень приятно, что ты позаботилась обо мне).

Воспитатель предлагает рассмотреть вторую картинку, на которой изображено, как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе, и спрашивает: “ Какие вежливые слова говорит мальчик?” (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) “Что ответил дедушка?” (Большое спасибо, благодарю тебя.)

Детям предлагается рассмотреть третью картинку, на которой изображена встреча двух друзей. Воспитатель спрашивает: “Как друзья приветствуют друг друга?” (Привет, здравствуй.) “Как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером, днем?” (Ответы детей: доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! )

Молодцы, ребята, вы назвали много вежливых слов

Я буду называть поступки, а вы, молча и сидя на своих местах, будете поднимать красный или зеленый кружок. Если поступок хороший поднимаете зеленый кружок, а если плохой – красный.

Забирать игрушки у друзей.

Помогать взрослым.

Кричи, громко разговаривай.

Не ссорься с друзьями, старайтесь играть дружно.

Здороваться при встрече.

Садиться за стол грязным, неумытым.

Следить за своим внешним видом.

Итог:

Ребята, о чем мы с Вами сегодня разговаривали.

Дети: О правилах поведения, об этикете.

Воспитатель: Правильно.

А как, вы, думаете, все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Я хочу сказать, что мы с Вами будем еще многому учиться и работать, чтобы о всех вас сказали: «Это воспитанные и вежливые дети».

Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации (подготовительная группа)

«Путешествие в волшебную страну» Цель: Углублять и расширять знания детей о сказках , развитие творческого воображения посредством работы над сказками.

Ой ,ребята ,а что происходит у нас с вами в группе? (слайд со сказками)

У нас собрались сказки в группе ,как –то загадочно?

Появляется  на слайде Фея доброты и фея Мудрости с приглашением!

В нашей стране случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех наших бабочек-помощниц. Чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания злого волшебника. Вы поможете нам, ребята?

Ну , что принимаем приглашение? Я предлагаю совершить путешествие в удивительную страну ,где царствует добро и красота! Даже неприятности отступают ,если на помощь приходят верные и надежные друзья!

Как вы думаете ,что нам необходимо ,чтобы попасть в волшебную страну?

Ответы детей

Давайте с вами произнесем заклинание

Что такое ,что случилось?

Вдруг вокруг все изменилось?

Где – то , что- то взорвалось (бух,бух)

Расплескалось (буль ,буль)

Растряслось? (ттт)

Заскулило , загудело (ууу)

Закричало (ааа)

А потом все замолчало..

Ведь здесь сказочки начало!

Вот ребята ,мы с вами и волшебной стране!

Слайд с феями(зачитываю)

А вот и бабочки наши, Все заколдованы они.

Воспитатель: Ребята ,поможем феям?

Игра «Волшебные слова»

Ответьте на вопросы:

- Что говорят при встрече?

Дети: Здравствуйте! Привет!

- Что говорят, когда прощаются?

Дети: До свидания! Пока! До скорой встречи!

- Что говорят, когда благодарят?

Дети: Спасибо! Благодарю!

- Что говорят, когда кто-то чихнул?

Дети: Будь здоров!

- А если нечаянно на ножку наступил?

Дети: Извините! Простите, пожалуйста!

Посмотрите, ребята, что произошло с бабочкой? Какая она стала?

Дети: она стала красивая, она ожила,  мы её спасли, расколдовали (варианты ответов детей). 

Игра в рифмы.

Ребята, а вы много знаете добрых слов?

– Я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого … (спасибо)

Зеленеет старый пень,
Когда услышит …. (добрый день)

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (простите, пожалуйста)

Молодцы, ребята! Ещё одну бабочку расколдовали.

Работа в центрах (Аппликация/Рисование)

Воспитатель: Чтобы расколдовать еще одну бабочку, нужно выполнить задания на столах. Приглашаю пройти за столы.

(перед началом работы в центрах  проводится пальчиковая гимнастика «Доброта»)

1 стол: Центр аппликации.

Задание «Найди доброго персонажа»

Ребята, вам нужно найти только добрых персонажей сказок и мультфильмов и выполнить коллаж.

2 стол: Центр рисования.

Задание «Дорисуй солнышко»

Ребята, а вам нужно дорисовать доброе, радостное  солнышко.

Молодцы, ребята! Ещё одну бабочку расколдовали.

Физминутка.

Упражнение «Внутренняя бесконечность» (Добрые животные).

При выполнении заданий участники занятия имитируют различные внешние реакции, чем вызывают у себя внутренние изменения. Таким образом дети приобретают опыт переживания различных эмоциональных переживаний. На выполнение каждого задания – не менее 1 минуты.

  1. Сядьте, пожалуйста, на стулья так, как сидит котёнок, который греется на солнышке.
  2. Полетайте, как летает бабочка вокруг очень красивого цветка.
  3. Давайте походим, как злой тигр, запертый в клетке.
  4. Сядем, как сидит курица под дождём.
  5. Сядем, как котёнок, который только что попил молока.

Молодцы ребята .А давайте вспомним с вами пословицы о доброте.

Проговариваем пословицы:
1.Не одежда красит человека, а его добрые дела.
2.Добро сделанное в тайне – отплатится явно.
3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4.При солнышке тепло – при матушке добро.

Слайд с феями (зачитываю) Замечательно наши маленькие друзья. Мы очень рады, что вы знаете много добрых пословиц и вежливых слов. Как вы думаете, какие жители живут в стране добра?

Ответы детей: По желанию

Танец под песню группы Барбарики «Что такое доброта…»

Воспитатель: Ребята, у нас осталась последняя бабочка.

Давайте мы ей тоже поможем.

А чтоб её расколдовать,

Нужно дружно всем сплясать!

(звучит песня, дети танцуют)

(Слайд) Ребята, вы спасли всех наших бабочек. Спасибо вам!

Воспитатель: Нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Греет сердце доброта

Словно солнце светит

Будьте добрыми всегда

Взрослые и дети.

Примите от нас подарки (слайд ,сундучок).

Вам понравилось наше путешествие?

Кому вы сегодня помогали?

Что понравилось делать больше всего?

Вы все молодцы!

Вы сделали доброе дело.

Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации (Старшая группа)

«Путешествие в Подводное Царство» Цель: Уточнить знания детей о рыбах , об их внешнем виде , защитной окраске , повадках и местах обитания ,способствовать закрепление полученных знаний о рыбах.

Пусть утро для вас будет добрым, день спокойным , вечер светлым!

Кто из вас любит приключения? Мы отправляемся в увлекательное путешествие, а на чём, вы узнаете, отгадав загадку:

По морю большой плывёт,

Капитан его ведёт. Это…(корабль)

Правильно, ребята.

Давайте присядем на наши стульчики ,представим ,что это наш корабль ,давайте закроем глаза и повторять за мной: раз, два, три, мы все замрем, в мир подводный попадем…

Открываем все глаза, начинаются…чудеса!

(Просмотр видеоролика ,подводный мир)

А вот и наша первая остановка ,ребята

«Встреча с умным крабом».

Крабик нам расскажет всё, что знает о своих соседях — рыбах.

У рыб — гладкое, обтекаемое тело. Есть голова, туловище, гибкий хвост и плавники.

https://kladraz.ru/images/270(1).jpg

Задумывались ли вы над тем, как рыбы передвигаются в воде?

Большинство рыб двигается вперед, волнообразно изгибая тело. Помогают рыбам управлять движением плавники — хвостовой и боковые.

Те животные, которые живут в лесах, полях, на лугах, словом, на суше, дышат кислородом воздуха, а рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. В воде его раз в двадцать меньше, чем в воздухе. Особенно мало кислорода в замутненной воде или в воде с буйной подводной растительностью. А вот в прозрачных студеных ручьях и реках кислорода больше.

У рыб есть специальное приспособление для дыхания — жабры. Вода проходит через них и обогащает кровь рыб кислородом.

Порой случается так, что рыбам не хватает кислорода, и они могут погибнуть. Так бывает жарким засушливым летом, когда мелеют реки и пересыхают ручьи. И зимой, когда мороз мастерит на реках, прудах, озерах ледяные крыши. Чтобы спасти жителей подводного царства от гибели, рыбаки пробивают во льду лунки, прорубают проруби. Через эти оконца рыбы дышат. Так что любители зимней рыбалки не только возвращаются домой с уловом, но и помогают рыбам пережить трудное зимнее время. А рыбки, будто тихонько перешептываются, говоря рыбакам «спасибо».

Скажем спасибо умному крабу, он нам столько всего рассказал! И мы подплываем к следующей остановке.

2 остановка «Встреча с акулой- каракулой ».

Акула -каракула приготовила для вас задания

Её задание: отгадать сложные — сложные загадки.
1. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом).
2. У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех глотала, всех пугала,
А теперь в уху попала.
(Щука).
3. Колючий, да не ёж,
Кто же это? … 
(Ёрш).
4. В пруду или озере, больше нигде.
В тихой, спокойной стоячей воде,
Где буйная зелень на дне разрослась, 
Вот именно там обитает …
(Карась).

А сейчас давайте вместе с вами проведем пальчиковую гиманстиску

Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг.

(Дети катают Су-Джок между ладонями)

Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда,

Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(Поочередно одевает колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки).

Какие вы молодцы!

Следующая остановка «Необыкновенная рыбка. Посмотрите, ребята, приплыли рыбы, какие-то они особенные. Соберите таких же рыб и объясните, что в них странного.

Дети за столами собирают рыб. Объясняют, что они из частей разных рыб. Например: «Хвост у этой рыбы налимий, плавники – акульи, туловище – окунёвое, а голова - сомья».

Д\и «Собери картинку»

Это морской конек.
Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность

 Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)

Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.

Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.

Ну вот и подошло наше путешествие к концу ,пора возвращаться в детский сад!

- Дети, вам понравилось путешествие?

- Каких морских обитателей встретили?



Предварительный просмотр:

 «Риторика для дошкольников»

Комплекс коммуникативно-лингвистических игр

Название игры / возрастная группа

Задачи

Краткое описание

Примечание

1. «Ну и шепоток – во весь роток»

старшая группа

-Сформировать у детей знание о громкости речи, умение изменять громкость в зависимости от ситуации или от содержания высказывания

Детям предлагают послушать отрывок из текста:

Кто сказал, что я горланю? 

Кто сказал, что я кричу? 

Я свою подружку Таню 

Новой песенке учу!

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

- Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?

2. «Петь хорошо вместе, а говорить порознь»

старшая группа

- Ввести в словарь детей словосочетания : громкая речь, тихая речь, говорить громко, слишком громко, достаточно громко; говорить тихо, слишком тихо, шепотом, недостаточно громко;

- Развивать умение изменять громкость в зависимости от ситуации или от содержания высказывания;

- Воспитывать уважение к собеседнику (внимательно выслушивать, не перебивая, вежливо отвечать на вопросы).

Чтение отрывка из песенки «Пожалуйста, тише»:

В музее, кинотеатре и трамвае 

О том, о сем друг другу говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что как в лесу дремучем мы кричим. 

О том, что мы вчера ходили в гости, 

Что папа подарил велосипед, 

У дедушки к дождю разнылись кости,

А  между прочим , дождика все нет.

<…>

В какое бы общественное место 

Судьба сегодня вас не привела, -

Учтите, никому не интересно 

Все знать про ваши личные дела. 

ВЫВОД:

- нельзя громко говорить о своих личных делах, потому что нескромно и незнакомым людям не интересно. Если ты кричишь в музее, окружающим это неприятно, плохо слышно экскурсовода. Если ты говоришь громко в кино, то мешаешь людям смотреть фильм;

- необходимо уметь регулировать громкость своей речи и знать, где можно, а где нельзя говорить громко.

3.  «За твоим языком не поспеть босиком»

старшая группа

- Сформировать у детей представление о такой особенности устной речи, как скорость (темп), упражнять в умении изменять темп речи в зависимости от ситуации общения или от содержания высказывания;

- активизировать детский словарь: темп речи, медленный, быстрый, нормальный.

Чтение стихотворения

с изменением громкости и скорости голоса 

Была тишина, тишина, тишина… / Тихо, медленно.

Вдруг грохотом грома сменилась она!  / Громко, быстро.

И вот уже дождик тихонько  - ты слышишь? / Тихо.

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…  / Быстрее.

Наверно сейчас барабанить он станет… / Тихо: прислушиваемся.

Уже барабанит! Уже барабанит! / Громко, весело.

Сначала педагог читает детям стихотворение, а дети по ходу текста изображают характер «дождика» постукиванием кончиков пальцев о крышку стола.

Повторное чтение стихотворения взрослым совместно с детьми.

4. «Что за прелесть – это яркое, звонкое слово!» старшая группа

- Продолжаем развивать гибкость дыхания, учим регулировать громкость произношения слова;

- Упражнять в четком произношении слов со звуком «щ», медленно проговаривая скороговорку;

- Учить правильно формулировать вопросы;

- Воспитывать интерес и уважение к родному русскому языку.

Ласковое слово – что вешний день.

Яркое слово смущает сердце.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

(Народные поговорки)

5.  «Коробка добрых поступков» старшая группа

-Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу

-Создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе

-Воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки

совершенные ,другими людьми.

Педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. 

Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.

6.«Я хороший» старшая группа

Развивать у детей чувство собственного достоинства, научить видеть в себе положительные стороны.

Игра проводится в небольшой группе детей, примерно 6–8 человек. Игра заключается в том, что каждый ребенок должен определить одно из своих положительных качеств, а другие дети – догадаться, о каком именно качестве идет речь. Ребенок подходит к педагогу и называет ему одно из своих достоинств. Затем, обращаясь к остальным детям, сообщает: «Я хороший, потому что...» Остальные дети по очереди называют положительные качества этого ребенка до тех пор, пока кто-нибудь из детей не угадает, что именно было загадано. Затем игра продолжается с ребенком, который правильно назвал загаданное качество. В игре должны принять участие все присутствующие дети.

Игра поможет детям увидеть реальную картину отношения к себе, сравнить самооценку ребенка с оценкой его окружающими. Возможно, он узнает много нового о себе и увидит, что некоторые черты характера, которые он не считал достоинствами, выглядят таковыми в глазах других людей.

7.«Небоскреб» старшая группа

Развитие умения договариваться, работать в команде

Дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.

8.«Волшебный стул» старшая группа

Развитие умения проявлять внимание к сверстникам и к самому себе.

Дети сидят на стульях. Ведущий предлагает превратиться всем в добрых волшебников. Волшебник может все: отправить в необыкновенное путешествие, подарить сказочный подарок и т. п.

Ведущий задает вопросы:

•Если бы вы были волшебниками, что вы подарили бы другу?

•Что вы подарили бы самому себе?

•Куда отправились бы путешествовать?

Важно, чтобы дети высказывались по очереди, не перебивая друг друга.

9.«Руки звери» старшая группа

 Развитие умения с помощью тактильных прикосновений устанавливать позитивный контакт с товарищами.

Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Правая рука каждого лежит на спине у соседа справа. Ведущий говорит: «Ручка наша веселись и в лягушку превратись!»

Дети рукой на спине соседа изображают лягушачьи прыжки. Затем ручки превращаются в лисичку, зайчика, волка, воробышка и т. п.

Важно следить, чтобы дети не делали друг другу больно. Упражнение можно вы-полнять и левой рукой либо двумя руками одновременно.

10. «Праздник вежливости» старшая группа

Обучение навыку проявлять внимание к окружающим, использовать в речи вежливые слова.

Ведущий объявляет о начале праздника вежливости и спрашивает детей, знают ли они, что вежливые люди — это люди, которые никогда не забывают благодарить окружающих.

Дети передвигаются по комнате, подходят к любому из участников и благодарят его. Например: «Спасибо тебе за то, что ты дал поиграть мне со своей машинкой...»

Необходимо обратить внимание детей на то, что подойти следует как можно к большему числу играющих.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Название игры / возрастная группа

Задачи

Краткое описание

Примечание

1. «Где я был, кого я видел» /

старшая группа

- учить детей загадывать загадки об объектах живой природы, не называя их;

- продолжать учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

Перед детьми - сюжетная картина с изображением моря и морских обитателей.

Педагог объясняет детям, что на картине изображено море, в глубинах моря живут морские обитатели, просит назвать морских обитателей, которых они видят. Дети перечисляют всех обитателей моря, которых видят на картине.

Педагог предлагает детям составить загадки о морских обитателях по следующей схеме: сначала нужно выбрать на картине обитателя моря, внимательно посмотреть на него, отметить его характерные признаки, выделить, что у него есть, чего нет у других; перечислить эти признаки, не называя самого обитателя моря.

Главное в этой игре – умение выделять и описывать словами характерные признаки объекта, например: живёт в воде, дышит жабрами, имеет чешую, хвост, плавники.

В игре можно использовать разные виды живых существ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....

«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....

Консультация «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и соде...

Консультация для педагогов "Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в...

Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционны...