Доклад на тему: «Создание условий для развития речи у дошкольников»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Комарова Светлана Николаевна

«Родное  слово есть  основа всякого  умственного развития  и  сокровищница

всех  знаний: с  него начинается  всякое понимание, через  него проходит

и  к   нему возвращается».

                                                                  К.Д.Ушинский 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_razvitiyu_rechi.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 г.Павлово

Доклад на тему:

«Создание условий для развития речи у дошкольников»

                                                             

                                                     

Подготовила воспитатель младшей группы

Комарова Светлана Николаевна      

г.Павлово 2018г.

Создание условий для развития речи у дошкольников.

Слайд №1

«Родное  слово есть  основа

всякого  умственного

развития  и  сокровищница

всех  знаний: с  него начинается  всякое

понимание, через  него проходит

и  к   нему возвращается».

                                                                  К.Д.Ушинский

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Организация   «Предметно–развивающей  среды» в детском саду несет  эффективность  воспитательного воздействия, направленного  на формирование у детей  активного познавательного  отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Слайд №2

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста

на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

В рамках  ФГОС ДО одной из первоочередных  стоит задача развития ребенка. Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста как средства общения и культуры.

Слайд №3

Целю работы по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО является:

  •   формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа;
  •  создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.

Слайд №4

Основные задачи  данного вопроса это:

  • изучить новые подходы и принципы в организации развивающей предметно – пространственной среды ДОО;
  • организовать развивающие центры деятельности, способствующие речевому развитию детей;
  • создать условия для развития речи воспитанников через внедрение инновационных компонентов  РППС;
  • содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания  комфортной  развивающей предметно-пространственной среды.

Речевая развивающая среда: это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. 

Слайд №5

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому выдвигаются следующие

Требования ФГОС к предметно- развивающей среде .

  • Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  • Доступность среды, что предполагает: доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
  • Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
  • Насыщенность среды соответствовать возрастным особенностям;
  • Трансформируемость пространства;
  • Полифункциональность материалов;
  • Вариативность среды;
  • Безопасность.

Так же предметно пространственная  среда для речевого развития включает следующие компоненты:

  • речь педагога;
  • методы и приемы, направленные на развитие речи;
  • специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Слайд №6

Речевая Развивающая Среда  2ой младшей группы представляет следующее компоненты:

  •  Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
  • Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
  • Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы) ;
  • Организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем) .

Слайд №7 

Речевая Развивающая Среда  средней группы:

  • удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета;
  • выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – акцент на стимулирование познавательного интереса;
  • речевой уголок (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи) .

Слайд №8

Речевая Развивающая Среда  старшей и подготовительной групп:

  • знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения;
  • поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения;
  • пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением;
  • создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.

Слайд №9

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий на каждом возрастном этапе. В современных исследованиях линия речевого развития определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.

Методы работы по развитию речи дошкольников:

Метод обучения по образцу (имитационный):

  • обучение произношению, интонациям
  • составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть
  • составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение)

- пересказ литературных произведений.

Метод проблемный:

  • вопросы, творческие задания;
  • упражнения, дидактические игры и др.

Метод коммуникативный:

  • беседы (например: как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть)
  • создание речевых ситуаций (например: заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой)
  • ролевые игры, экскурсии
  • совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться.

Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

Слайд №10

Приемы, развивающие речевую активность:

  • Наглядные (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучению правильного произношения);
  • Словесные (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка речи, вопрос);
  • Игровые (игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно-практические ситуации, ролевые обучающие игры, дидактические игры)

Формы речи:  диалог – монолог.  

На развитие речи дошкольников влияет естественная речевая среда, к которой относятся речь педагога и людей, окружающих ребёнка.

Слайд №11

Речь педагога должна отвечать следующим качествам:

1). ПРАВИЛЬНОСТЬ – т.е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2). ТОЧНОСТЬ – т.е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3). ЛОГИЧНОСТЬ – т.е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4). ЧИСТОТА – т.е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5). ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6). БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т.д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7). УМЕСТНОСТЬ – т.е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Слайд №12

Грамотное оборудование и наполнение речевого центра способствует  отражению всех направлений работы по развитию речи в соответствии с возрастом воспитанников и требованиями ФГОС.

Слайд №13  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...

Статья на тему: Создание условий для развития речи детей в 1 младшей группе

Создание условий для развития речи детей в 1 младшей группе...

Статья на тему: Создание условий для развития речи детей в первой младшей группе

Статья на тему: Создание условий для развития речи детей в первой младшей группеПодготовила воспитатель: Александрова Т.Ю Главным на данном возрастном этапе является следующее:- развитие реч...

Создание условий для развития речи младших дошкольников.

В 2021-2022 учебном году мы с коллегой Захария Т.А.. начали работу с детьми 3-4 лет. В нашей группе мы сделали упор развитие речи детей, т.к. не все дети были говорящими. В работе ...

Доклад по теме: «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

           «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.        Быть готовым к школе – зна...

Доклад по теме: «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

           «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.        Быть готовым к школе – зна...

Доклад на тему: «Создание условий для формирования естественнонаучных представлений у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Стремление ребенка исследовать окружающий мир является его врожденной потребностью. В разных видах деятельности он наблюдает, сравнивает и, таким образом, приобретает собственные представления и опыт,...