Статья "Культурно - гигиенические навыки у дошкольников"
статья (младшая группа)

Кижаева Ольга Александровна

Привитие культурно - гигиенических навыков дошкольникам - одна из важнейших воспитательных задач. Культура речи, культура поведения за столом, на занятиях, в общении определяет место человека в социуме. Гигиена необходима ребёнку для его комфортного нахождения в обществе и окружающих его людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturno_-_gigien_navyki.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Культурно – гигиенические навыки у дошкольников.

В настоящее время очень важным аспектом воспитания культуры поведения в ДОО является привитие ребенку культурно – гигиенических навыков. Оно направлено на укрепление физического и психологического  здоровья ребёнка, его быстрейшую адаптацию среди сверстников, в коллективе, обществе. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Как отмечала в своих работах педагог - исследователь Н.К.Крупская: «Одна из важнейших задач детского сада - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее». 

Действительно, в самом начале детей приучают к выполнению  элементарных гигиенических правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки, пользоваться салфетками, есть спокойно, не торопясь, правильно держать ложку, стакан, не пачкать скатерть и одежду во время еды, аккуратно складывать платье, кофточку на стульчик. Ребенку старше двух лет, прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста, аккумулируя предыдущий опыт, более осознано относятся к выполнению правил личной гигиены. Это, например, тщательное  мытьё рук с мылом, намыливание их до образования пены, вытирание их насухо, при расчесывании волос пользоваться только личной расческой, следить, чтобы все личные вещи содержались в чистоте, были опрятны, аккуратно висели, лежали в шкафчике.

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков  в детском саду можно отнести: рационально организованную обстановку, четкий режим дня и руководство взрослых.

Сегодня для успешного формирования культурно – гигиенических навыков в дошкольных учреждениях создаются все необходимые условия. Это и организация привлекательной и удобной обстановки в детском саду (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования); и разделение осваиваемых ребенком действий, следующих в строго установленном порядке; и многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения;  и индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками; и организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий; и безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований. Особенно, соблюдение данных условий важно на начальном этапе обучения, когда ребенок делает первые шаги, первые попытки освоения чего - то нового, неизведанного. Задача воспитателя поддержать его, терпеливо объясняя, показывая то или иное действие. При этом педагог при обучении, должен учитывать опыт детей. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился, правильно есть ложкой. Также, при этом важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований воспитателя, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать культурно – гигиенические навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей жизни. 

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач,  и для их решения используется ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с  выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования навыков гигиены у детей необходимо сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания необходимы и на занятиях по физической культуре, ознакомлению с окружающим миром, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и другие. На их основе разыгрываются маленькие сценки, распределяются роли между детьми.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет внешний вид окружающих и взрослых. Нужно  постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культурно гигиенических навыков у дошкольников.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт н...

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах....

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах....

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах....

Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Данный материал будет полезен родителям дошкольников, а также воспитателям, которые смогут разместить его в информационном родительском уголке...

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников (по возрастам).

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результа...