Великая ступа Джарун Хашор
проект (старшая, подготовительная группа)

Мархасаева Нина Владимировна

Кижинга – один из живописнейших уголков Бурятии, край, воспетый в песнях и стихах. Две широкие долины, по которым протекают реки Кодун и Кижинга, окаймленные невысокими горами, воссоздают прекрасную картину природы в любое время года. Территория района занимает 7871 кв.км. Кижингинский район имеет замечательную историю, начало которой официально положено в конце 40 года прошлого века. 

Ветра тысячелетий промчались над просторами долины Кижинги. На нашей земле нашли свое отражение различные периоды истории человечества. Многие события, происходившие здесь, имели серьезное значение для нашего народа.

      Джарун Хашор - напоминанье,

Что бренно, преходяще всё

  Что исполняют тем желанья,
                 Кто с чистым сердцем к ней пришёл,
      И пусть в потоке мирозданья,
      Ты будешь чист своей душой,
       Ты приходи к ней с покаяньем,
    Всё будет в жизни хорошо...

                                                                                                                                                                              Дарима Ухинова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Великая ступа Джарун Хашор34.45 КБ

Предварительный просмотр:

+Комитет по социальной политике администрация МО «Кижингинский район»

Кижингинский районный отдел образования

МАДОУ Детский сад «Жаргал»

с.Кижинга                                                                                               тел/факс: 32-2-51https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/02/17/dvenadsat_chudes_buryatiy.doc_image1.jpg

ул. Ленина,                                                                                E-mail  sadZhargal@mail.ru

 

 

ПРОЕКТ

Великая ступа Джарун Хашор

   

                                                                                                               

                                                                                                               Составила воспитатель    

  Мархасаева Н.В.

                                                                 Кижинга

                                                                   2020

                                          

 Оглавление.

             Введение

  1. Теоретическая часть
  2. Практическая часть
  3. Легенда  ««Джарун Хашор»
  4. Механизмы реализации  проекта
  5. Ожидаемый результат

     Заключение

     Список литературы

Введение.

Кижинга – один из живописнейших уголков Бурятии, край, воспетый в песнях и стихах. Две широкие долины, по которым протекают реки Кодун и Кижинга, окаймленные невысокими горами, воссоздают прекрасную картину природы в любое время года. Территория района занимает 7871 кв.км. Кижингинский район имеет замечательную историю, начало которой официально положено в конце 40 года прошлого века. 

Ветра тысячелетий промчались над просторами долины Кижинги. На нашей земле нашли свое отражение различные периоды истории человечества. Многие события, происходившие здесь, имели серьезное значение для нашего народа.

      Джарун Хашор - напоминанье,

Что бренно, преходяще всё

  Что исполняют тем желанья,
                 Кто с чистым сердцем к ней пришёл,
      И пусть в потоке мирозданья,
      Ты будешь чист своей душой,
       Ты приходи к ней с покаяньем,
    Всё будет в жизни хорошо...

                                                                 Дарима Ухинова

Не стоит забывать, что образование у нас носит светский характер, поэтому религиозный аспект необходимо затрагивать очень тонко, не навязывая, а воспитание духовно – нравственных начал у детей в образовательных учреждениях необходимо проводить на основе знакомства с историей, традициями, культурой русского и других народов, проживающих на территории России.

Важно чтобы это не стало делом формальным. Духовно – нравственное преобразование должно проходить на всех уровнях: государственном, общественном, личностном. Большую роль в нравственном становлении личности  играют тенденций происходящие в обществе: если мы говорим о духовно – нравственном преобразованиях, то должны пройти преобразования собственного духовного мира, т. к самое лучшее воспитание возможно только на личном примере. Здесь возникает вопрос: а мы сами являемся духовно – нравственными личностями, способны ли мы стать духовным наставником личности ребёнка, способного к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности? Важно, чтобы система воспитания стала ориентирована не на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а  на становление и развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания.

Дошкольный возраст - это важнейший период в жизни ребенка, когда формируются первоначальные нравственные ценности, идёт духовное становление, ребёнок получает основные представления о семье, о Родине, об их ценности. Воспитание духовно-нравственных чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается хорошим или плохим, злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от того кто его воспитывает, как его воспитывают и что вкладывают в воспитание, какими впечатлениями обогатят.

   

 Актуальность проекта - потребность нашего общества в духовно-нравственном воспитании,  как необходимом элементе сохранения культуры, традиций и обычаев нашего народа.

       

  Цель:

  • возрождение народных традиций и обычаев;

создание условий для духовно-ценностной и практической  ориентации ребенка в окружающем мире.

     

Задачи:

  • Формирование уважительного отношения к традициям, духовным устоям общества;
  • Повышение уровня культуры общения дошкольника;
  • Воспитывать духовно- нравственное самосознание через ознакомление с историей Великой Ступы Джарун Хашор.

     

Теоретическая часть

Кижингинская Ступа Джарун Хашор является аналогом ступы Боднатх в окрестностях КатмандуНепал. Основание сооружения представляет квадрат, олицетворяющий мандалу  Вселенной.  Выше — купол. Над ним сравнительно небольшой ярус, увенчанный шпилем-ганжиром. На «теле» субургана 13 ступеней, опоясывающих его кругом, что символизирует путь, по которому можно достичь Нирваны — освобождения человека от земных страданий и дальнейших перерождений.

Размеры субургана — 44 × 44 м, высота — до 33 м, включая ганжир-шпиль. В центре ступы находится храм Учителей с 64 окошками и портретами. Размер храма — 22 × 22 м, высота — 16 м.  С южной стороны у парадного входа справа — малый храм бодхисаттвы  Авалокитешвары, слева храм — 21-й Тары. На западной, красной стороне — храм дакинь. Глаза на ступе символизируют всевидящее око Будды, который готов прийти на помощь в любой момент. Шпиль (Жойнхор Жусэм) 3-метровой высоты, выполнен из толстого медного листа и обрамлен сусальным золотом. Во внутренне пространство Ступы заложено полное собрание сочинений буддийского канона «Ганжур» и «Данжур» — личный вклад Далай-ламы XIV, и огромное количество священных текстов и мантр, а также семь буддийских драгоценностей — подарок Богдо-гэгэна.  Строительство великой ступы стало подлинно всенародной стройкой. Святая ступа «Джарун Хашор» возведенная по методу «народной стройки»- великолепный архитектурный памятник и местная достопримечательность.

«Джарун Хашор» величественно смотрится на фоне голубого неба и желтых холмов. На самом верху развевается победоносный хоругвь. Чуть ниже на четыре стороны света смотрят всевидящие глаза Будды, взгляд спокойный и проницательный. Еще ниже ободок из 63 ниш, в каждой из которых сидит бурхан (божество).

   Эта Великая Ступа подобна драгоценности. Она исполняет все желания, оказывает помощь каждому, кто с чистым сердцем падает ниц перед ней, совершает обход вокруг нее и относится с благоговением.

   Великая Ступа возведена для того, чтобы нести людям радость и счастье. У ступ есть еще одно предназначение - нейтрализовать действие негативной энергии.

   Во внутреннее пространство «Джарун Хашор» (это около 10 кубометров) заложены бесценные сокровища: подарок Далай  ламы, полное собрание сочинений буддийского канона» Ганжур» и «Данжур», подарок Богдо Гэгена, огромное количество мантр (буддийских молитв), статуи божеств, украшения.

   По правилам  заложено и семь драгоценностей: золото, серебро, жемчуг, медь, коралл и т. д. Слева и справа от главной ступы находятся еще два небольших субаргана. Рядом со ступой аккуратно сколочены доски, похожие на обычные лежанки. Это специальное ложе для ритуальных поклонов, на которое паломник сначала опускается на колени, затем ложится, вытягивая вперед руки.

   Тибетские ученые ламы утверждают, что субарга и пирамида воспринимает облагораживающие лучи космоса. Идет особая, космическая энергия, несущая таинственные знаки. По этому знаку рождаются таланты и гении, излечиваются люди от разных недугов, оказывается положительное воздействие, в частности, на человека в отдельности и, в целом на окружающую среду.

Легенда о Великой Ступе «Джарун Хашор».

Буддийская легенда, связанная со ступой Джарун Хашор гласит: В прошлые века господь Авалокитешвара дал обет у ног своего Гуру Будды Амитабхи освободить все живые существа от страдания этого мира. Освободив бесчисленные существа от страданий, он взобрался на вершину дворца Потала. И взглянув на шесть миров, он увидел, что ещё много существ мучаются в нижних мирах подобно мухам на груде отбросов. Здесь он понял, что невозможно освободить все существа от страданий. Господь заплакал, снял указательным пальцем две слезинки с глаз. И взмолился, чтобы эти две слезинки помогли будущим существам одолеть страдание. Для исполнения молитвы эти две слезинки были превращены в двух дочерей царя Индры. Дочери были названы богиней Пурной (Завершённой) и Апурной (Незавершённой). Однажды Апурна украла несколько цветков и в наказание за нарушение закона богов переродилась в мире людей в Непале в районе Магута в семье птичника Ансу и его жены Пурны. Её назвали птичницей Шамвара. У неё родились четыре сына. Она скопила достаточно денег, чтобы поставить на ноги сыновей. Некоторое время спустя Шамвара накопила ещё денег и подумала: «Моих сбережений хватило, чтобы поставить на ноги сыновей Теперь я ещё накопила денег и все люди смогут получить пользу, если я построю Великую Ступу, вместилище Ума все Будд, воплощение моего божества. Ей будут поклоняться бесчисленные существа, она будет гробницей неразрушимых останков Татхагат. Прежде всего я должна попросить разрешения Махароаджи». Он дал ей разрешение построить Ступу. Дал разрешение (Хашор) начать работу (Джарун). Так Великая Ступа стала известной под названием Джарун Хашор, что значит, если дано разрешение на постройку, то можно преодолеть любое препятствие. Вскоре женщина, четыре её сына и слон начали постройку Великой Ступы. К месту стройки натаскали земли, камня, заложили фундамент и возвели стены до третьего яруса. Работали четыре года, пока не добрались до горловины Ступы. В то время птичница заболела. Перед смертью наказала своим четырём сыновьям завершить постройку Великой Ступы. Они, как и прежде, грузили камни на слона и осла, продолжали работу. Сыновья закончили Ступу через три года. Всего на постройку ушло семь лет. "В Непале ступу Боднатх построила одинокая женщина, жившая во времена ещё до Шакьямуни. У неё не было детей и она дала клятву построить ступу, если дети у неё будут. Родила она троих мальчиков. Всю жизнь мать работала на царя бесплатно. Когда же пришло время царю платить, она решила все деньги потратить на постройку ступы, которой молились бы все живые существа. В постройке приняли участие три её сына, 8 Белый слон и Черный ворон, руководил постройкой сам Ваджрасаттва (неразрушимое существо, принцип не уничтожаемости сознания). Женщина не дожила до окончания строительства и умерла, став дакиней (женским существом, персонифицирующим знание и магические силы). Когда ступа была закончена, Ваджрасаттва и божества сделали «согшод» — ритуал жертвоприношения Учителю. Все вместе, боги и люди, сидели за одним столом и могли видеть друг друга и беседовать. Ваджрасаттва во время «согшода» дал обет исполнить желания трёх братьев и всех участников строительства, сказав при этом: «Джарун Хашор», что на непальском языке означает — «назад пути нет», имея в виду, что не возьмёт сказанное обратно. На тибетском языке название означает «ступа, исполняющая желания».

   

Когда было исполнено желание матери, устроено богатое подношение и повсюду разбросаны жертвенные цветы, зазвучали гонги, в воздухе стали носиться насекомые, распространяя благоухание, боги ниспослали дождь цветов. Земля вздрогнула три раза. Безграничный свет божественной мудрости, исходящий от тел собравшихся Татхагат, затмил солнце и озарял в течение пяти дней подряд.          

 

Практическая часть.

   Изучение родного языка и развитие национальной культуры, создание условий для приобщения дошкольников к духовной культуре народа,        

 формирование у подрастающего поколения человеческого и национального достоинства- все это может обеспечить только принципиально новый подход, новая система образования.

   В нашем детском саду создана программа воспитания «Бурятские традиции и обычаи», где рассматриваются традиционные формы национального бытия бурятского народа: культ природы, идеалы современного человека; традиционные виды деятельности, культ предков, буддийские традиции. Большое место в системе воспитания отводится тому, чтобы привить ребенку чувство почтения к окружающей природе, чтобы он научился поклоняться к духам природы, нужно просить их покровительства не только для себя, но и молиться за благополучие всех живых существ.

   Соблюдая, изучая традиции своего народа, мы, воспитатели, стараемся через различные формы работы приучать детей к национальному образу, стилю жизни. Много вечеров, встреч было проведено вместе с родителями, приглашенными гостями. В своей работе используем различные формы и методы организации деятельности дошкольников, такие как:

  • Совместное планирование новых проектов
  • Встречи- беседы
  • Творческие отчеты
  • Краеведческие экспедиции.

                       Механизм реализации.

   В старшем дошкольном возрасте дети получают понятие о национальной культуре, изучают жанры малого фольклора (мини театры, пословицы, поговорки, благопожелания, национальные игры, элементы  движений ёхора и песни, посещение в святые места), знакомятся с легендами и преданиями.

   Воспитание должно вестись на гуманистической основе, учитывая многовековую народно-педагогическую мудрость, воздействия на тот или иной интеллект дифференцированно. Самая суть методики - воспитание любви и уважения к окружающему миру, к своим истокам, обеспечить осознание детьми морально необходимой обязанности, переход ее в стойкие личные убеждения и идеалы.

Ожидаемые результаты.

  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
  • Потребность и готовность проявлять сострадание и милосердие.

Результат- усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятие зла.

Заключение.

  Духовное возрождение общества возможно только на основе общечеловеческих ценностей, нашедших свое воплощение народной культуре. В традициях и обычаях каждого народа зафиксировано то ,что когда- то было достигнуто его предками, в понимании своего места в мире и привил в нем то, что мы называем экологичностью мышления людей древности, обладавших мифологическим, космическим сознанием.

   Прошлое окружает нас в большом и в малом. Память и знание прошлого делает мир человека интересным, заряжают душу и тело сакральной энергией. И поэтому мы обязаны не только знать свое прошлое, но и хранить, используя его во благо сегодняшнего дня.

   Пусть этот проект поможет воспитателям в воспитании, формировании личности, норм поведения, духовных ценностей подрастающего поколения, обрести счастье и умиротворение ума, в это тяжелое, противоречивое нестабильное время. И мы искренне верим в то, что наступит время духовной мудрости и социальной стабильности нашего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Баба Яга в ступе (из природного материала)»

Изготовление Бабы Яги из шишки....

«Куда не ступала нога человека»

КОНСПЕКТсовместной деятельности педагога и детейпо теме  «Куда не ступала нога человека» Возрастная группа: старшаяВиды деятельности детей:·...

Джарун Хашорой Субарга

                               Темэ: Джарун Хашорой Субарга Зорилго: Ухибуудтэ Хэжэнгэ нютагай Субарга тухай...

Окружной конкурс «Театральная весна» в рамках фестиваля искусств «Ступе-ни», муниципальный уровень,2022

Пре6дставлен диплом лауреата 3 степени театральной студии "Веселая карусель" под руководством музыкального руководителя Гончаровой Т.Н....

Осень ступила на двор

Празхдник осени для подготовительно к школе группы...