Общеразвивающая программа «Поделки из соленого теста»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Светлана Анатольевна Сафонова

Лепка - это увлекательное занятие, которое нравится маленьким творцам. Дети готовы часами заниматься рукоделием, создавая самые разные затейливые фигурки. Материал для развития детского воображения несложно создавать из привычных ингредиентов. Как сделать соленое тесто, читайте в программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podelki_iz_solenogo_testa.doc551 КБ
Файл solenoe_testo.pptx752.13 КБ

Предварительный просмотр:

  

Департамент образования администрации Города Томска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 21  г. Томска

 

Принята на заседании                    Утверждаю:

методического (педагогического) совета                Заведующий _______Н.Н. Митрофанова

Протокол № __________________                          Приказ №____от  «___» ________ 2020 г.

         

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Поделки из соленого теста»

 

Возраст обучающихся: 3-6 лет

Срок реализации: 3 учебных года

 

 

         

Автор-составитель:  

Сафонова Светлана Анатольевна

Воспитатель

первой  квалификационной  категории

                                                               

 

 

 

 

г. Томск 2020

Содержание программы

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………….................3

1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………………………

1.3. Содержание программы……………………………………………........................................6

  1. 1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана. Первый год обучения (3-4 лет)
  2. 1.3.2. Учебный план. Содержание учебного плана. Второй год обучения (4-5 лет)
  3. 1.3.3. Учебный план. Содержание учебного плана. Третий год обучения (5 -6 лет)
  1. Планируемые результаты…………………………………………

1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (3-4 лет)

1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (4-5 лет)

1.4.3. Планируемые результаты. Третий год обучения (5-6 лет)

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 3-4 лет

2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 4-5 лет

2.1.3. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет

2.2. Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы

 2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы…………………………………………

2.6. Список литературы

Приложение

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Программа «Поделки из соленого теста» является модифицированной художественно-эстетической направленности дополнительного образования предназначена для работы с детьми с 3 до 6 лет и рассчитана на 3 года.

Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования многие выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:

  • с п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей";
  • п.2.6. "Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности";

Дополнительная общеразвивающая программа «Поделки из соленого теста» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОО В процессе освоения программы воспитанники приобщаются к познанию окружающего мира, формируется художественный вкус, чувство прекрасного, поскольку один из самых необычных способов творческой деятельности, дети создают из соленого теста неповторимые шедевры своими руками..

Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Поделки из соленого теста», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов.

Программа «Поделки из соленого теста» разработана с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [14];
  • Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [16];
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [13];
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [17];
  • Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [18];
  • Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [19];
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13) [20];

Отличительная особенность программы «Поделки из соленого теста» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку художественно-творческого и эмоционального развития детей в изобразительной деятельности.  Программа построена по тематическому принципу, включает в себя репродуктивные виды изобразительного творчества и художественную деятельность творческого характера.

Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции:

  • Возрастные особенности: данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя разные элементы. В своей работе я использую три вида лепки: предметную, сюжетную и декоративную лепку. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.
  • Программа позволяет развивать индивидуальность ребенка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность.
  • Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки.
  • Структура программы учитывает потребности дошкольников в применении результатов своего труда в обычной жизни, дает возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.
  • Программа занятий лепкой вооружает детей одним из умений, которое пригодится в жизни.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на три учебных года обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 96 часов (32 часа на каждый учебный год).

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе.

Режим занятий – Программа создана для детей с 3-6 лет и рассчитана на 3 года.

Организованная образовательная деятельность проводить с детьми 2 раза в неделю.

Максимальная численность групп не более 10 детей. Занятия проводиться в виде игры. Продолжительность одного занятия 30 минут.

  1. Цель и задачи программы.

Цель: Создание условий для успешного осуществления творческой деятельности, развитие креативности – особого творческого мышления посредством тестопластики.

Задачи:

  1. Образовательная:

-обучать основным элементам формообразования на примере изготовления различных поделок из соленого теста;

-cформировать представление о роли цвета в мелкой пластике;

-сформировать представление об основных композиции;

         -сформировать основные знания по предметной и сюжетной лепке

2. Воспитательная:

       -воспитание ценностного отношения к культуре и искусству своего народа, к        семейным ценностям;

       -воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность в работе,

       -способствовать преодолению воспитанниками «комплекса неумения» средствами     декоративно-прикладного искусства, развитие уверенности в себе и своих возможностях.

3. Развивающая:

- развивать мелкую моторику рук;

- активизировать воображение, фантазию;

- развитие мотивации к творческому поиску;

-развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

1.3. Содержание программы.

  1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения (возраст 3-4 лет)

Название раздела

Формы проверки реализации программы

Темы занятий по разделам

Количество часов

Практика

1.

Знакомство с тестом.

  1. «Тили –тили, тесто…»
  2. «Что можно слепить?» Диагностика.

2

2.

Знакомство со свойствами теста.

  1. «Картинки на тесте»
  2. «Отпечаток ладошки»

2

3.

Ощипывание и надавливание

  1. «Витамины в баночке»
  2. «Тучка и дождик»
  3. «Падают, падают листья…»
  4. «Рябинка»
  5. «Зима. Снег идет.»
  6. «Барашек»
  7. «Цветы»
  8. «Ракета»

8

4.

Круглая форма.

  1. «Колобок»
  2. «Угощение для ёжика –яблочки»
  3. «Угости мишку чаем с конфетами»
  4. «Игрушки на ёлочку»
  5. «Снеговик»
  6. «Вот какая у нас неваляшка!»
  7. «Гусеничка»
  8. «Цыпленок»
  9. «Для любимой мамочке сделаю подарок – бусы»
  10. «Миска кошечки»

20

5.

Цилиндрическая форма.

  1. «Сосиски для Котофея»
  2. «Заборчик для петушка» (палочки)
  3. «Червячок»

3

6.

Соединение нескольких частей поделки.

  1. «Грибочек для белочки»
  2. «Улитка»
  3. «Погремушка для куклы»
  4. «Снежинки»
  5. «Божьих коровок скорее слепите»
  6. «Масленичные солнышки»
  7. «Баю-бай, засыпай»
  8. «Виноград»
  9. «Слепи, что хочешь»
  10. «Бублики, баранки»
  11. «Самолеты стоят на аэродроме

20

7.

Силуэтные изображения из теста (выдавливание формочками)

  1. «Вкусное печенье»
  2. «Фруктовый сад»
  3. «Печенье «Рыбка»
  4. «Птичка невеличка прилетела к нам…»
  5. «Медальон»
  6. «Я люблю свою лошадку…»
  7. «Собачка»

4

8.

Расплющивание

  1. «Ладушки, ладушки, испечем оладушки»
  2. «Вкусное угощение»
  3. «Подарок маме»

3

9.

Конусообразная форма

  1. «Сосульки»
  2. «Угости зайку морковкой»

3

10.

Вдавливание

  1. «Одуванчик»
  2. «Тортики для мамы»
  3. «Волшебные лепешки»
  4. «Вот ежик –ни головы, ни ножек»
  5. «Подослнухи»

7

ИТОГО

72

  1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год обучения (возраст 4-5 лет)

Название раздела

Формы проверки реализации программы

Темы занятий по разделам

Количество часов

Практика

1.

Округлая форма

  1. «Цветик – семицветик»
  2. «Колобок в окошке»
  3.         «Гусеничка»
  4. «Ягода малина»
  5. «Разноцветные бусины»
  6. «Снеговик»

12

2.

Цилиндрическая форма

  1. «Улитка – длинные рожки»
  2. «Плюшки – завитушки»
  3. «Пчёлка»
  4. «Рыбка»
  5. «Снежинка»
  6. «Кактус в горшочке»

12

3.

Конусообразная форма.

  1. «Мышка-норушка»
  2. «Сырная елочка для мышки»

4

4.

Диагностика

Творческие работы по своему замыслу.

4

5.

Силуэтные изображения из теста (выдавливание формочками)

  1. «Новогодние игрушки»
  2. «Новогодняя елочка»
  3. «Кулоны»
  4. «Я пеку, пеку, пеку…»

12

6.

Сюжетные коллективные работы

  1. «Зимний лес» (коллективная работа)
  2. «Мимоза» (коллективная работа)

4

7.

Работа с бросовым материалом.

  1. «Снежный домик»
  2. «Снежная крепость»
  3. «Лямба»

6

8.

Расплющивание

  1. «Черепаха»
  2. «Овечка»
  3. «Сказочное деревце»

6

9.

Работа с ножницами

  1. «Ёжик»

2

10.

Сюжетная лепка

  1. «Половодное царство»
  2. «Лепим сказку»
  3. «Полет в космос»

10

ИТОГО

72

  1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана.  Третий год обучения (возраст 5-6 лет)

Название раздела

Формы проверки реализации программы

Темы занятий по разделам

Количество часов

Практика

1.

Предметная лепка

  1. «Ушастые пирамидки»
  2. «Петушок»
  3. «Мышь и воробей»
  4. «Снегурочка танцует»
  5. Подсвечник «Лягушка»
  6. «Брошки с застежкой»
  7. Медальон «Ангел»
  8. «Пасхальный кулич»

18

2.

Сюжетная лепка

  1. «Улитка и мухомор» по мотивам одноименного стихотворения.
  2. Сюжетная лепка по мотивам сказка «Пых»
  3. «Дед Мороз принес подарки»
  4. «О чем мечтает сибирский кот»
  5. «Снежная баба»
  6. «Два жадных медвежонка»
  7. «Сова и синица»
  8. Рельефная лепка «Звезды и кометы»
  9. «По реке плывет кораблик»
  10. «Колокольчики»
  11. «Зайка серый, куда бегал»
  12. «Пасхальное лукошка с яйцами»

24

3.

Декоративная лепка

  1. «Сонюшки-пеленашки»
  2. «Цветы-сердечки»

6

4.

Диагностика

  1. «Угощение для гостей»
  2. Творческие работы по своему замыслу

4

5.

Коллективная компазиция

  1. «Полетим на небо»
  2. «Прилетайте в гости»
  3. «Муха-цокотуха»

8

6.

Создание игрового макета

  1. «Колобок в окошке»
  2. «Птичий двор»
  3. «Наш аквариум»

12

ИТОГО

72

Календарно-тематический план. Вторая младшая группа.

Сентябрь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1

«Тили – тили, тесто…»

Продолжать знакомить с тестом, как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе.

2

«Что можно слепить?»

Развивать у детей интерес к процессу и результату лепки. Познакомить со свойствами соленного теста. Вызывать желание что-то слепить. Развивать мелкую моторику кистей рук.

Соленое тесто, влажные салфетки, кукла Катя, клеенка на столе.

3

«Сосиски для Котофея»

(раскатывание) Продолжать обучать умению раскатывать прямыми движениями ладоней тесто «колбаской»

Соленое тесто, влажные салфетки, мягкая игрушка кот,  клеенка на столе.

4

«Заборчик для петушка» (палочки)

(раскатывание) Продолжать учить отщипывать небольшие комочки теста, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Расширять представления о домашних животных; обогащать опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе.

5

«Картинки на тесте»

Продолжать развивать у детей интерес к процессу и результату лепки. Продолжать знакомить со свойствами соленого теста. Создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе.

6

«Вкусное печенье»

Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений. Продолжать знакомить детей с продуктами питания; развивать воображение, фантазию.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе.

8

«Колобок»

(скатывание) Научить скатывать шарики круговыми движениями, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику; вызвать желание участвовать в инсценировки сказки «Колобок».

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе.

9

«Отпечаток ладошки»

Продолжать развивать у детей интерес к процессу и результату лепки. Продолжать знакомить со свойствами соленого теста. Создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек разных предметов, рисование пальчиком.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе.

ИТОГО

Октябрь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1

«Угости зайку морковкой»

Развивать у детей интерес к процессу и результату лепки. Учить передавать форму моркови. Познакомить с формообразующим движением – раскатывать цилиндр. Учить видоизменять форму цилиндра. Развивать мелкую моторику кистей рук.

Соленое тесто, влажные салфетки, игрушка зайчика, клеенка на столе.

2

«Фруктовый сад»

Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм яблочками (колобками). Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики кистей рук. Учить доводить начатую работу до конца.

Соленое тесто, влажные салфетки, формочка (дерево), клеенка на столе, яблоко

3

«Витамины в баночке»

(надавливание) Учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе (баночке из картона) располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.

Соленое тесто, влажные салфетки,  клеенка на столе.

4

«Тучка и дождик»

(ощипывание и надавливание) Продолжать учить отщипывать и надавливать на кусочки теста, закрепляя на основе из картона.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, заготовка тучки.

5

«Грибочек для белочки»

Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей (палочки из теста и скорлупа от грецкого ореха), соединяя их.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе.

6

«Солнышко»

(размазывание) Учить детей размазывать тесто на картоне.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе.

8

«Падают, падают листья…»

(ощипывание и надавливание) Продолжать учить отщипывать и надавливать на кусочки теста, закрепляя на основе из картона.

Соленое тесто, формочка – листик, влажные салфетки, силуэт дерева.

9

Панно «Рябинка»

(скатывание и надавливание) Научить скатывать шарики круговыми движениями, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе.

ИТОГО

Ноябрь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1

«Вот ежик – ни головы, ни ножек»

Учить лепить пряник путем видоизменения формы шара (сплющивать шар ладонями). Продолжать учить наносить узор стекой на поверхность поделки. Развивать мелкую моторику кистей рук. Моделирование образа ежика: дополнение «туловища» - формы, вылепленной воспитателем, иголками – макаронами. Развитие чувства формы, мелкой моторики кистей рук.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, макароны, персонаж театра БИБАБО – ежик.

2

«Угощение для ежика – яблочки»

Формировать интерес к лепке. Учить лепить округлую форму – яблоко, дополнять поделку веточками дерева, соцветиями гвоздики. Развитие чувства формы, мелкой моторики кистей рук.

Соленое тесто, влажные салфетки, веточки дерева, соцветия гвоздики. Клеенка на столе, персонаж театра БИБАБО – ежик.

3

Печенье «Рыбка»

Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки силуэтов рыбок. Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики кистей рук. Учить доводить начатую работу до конца.

Соленое тесто, формочка (рыбка), влажные салфетки, клеенка на столе.

4

«Угости мишку чаем с конфетами»

 Воспитывать у детей положительное, заботливое отношение к окружающим. Закрепить лепку округлой формы. Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики кистей рук. Учить доводить начатую работу до конца.

Соленое тесто, игрушка – мишка, влажные салфетки, клеенка на столе.

5

«Ладушки, ладушки, испечем оладушки»

(скатывание) Продолжить учить скатывать шар между ладоней, сплющивать его ладонями.

6

«Вкусное угощение»

Лепка угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладонями для получения шарообразной формы и легкое сплющивание.

8

«Бублики, баранки»

Раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Обыгрывание лепных изделий-нанизывание на связку-веревку.

9

«Погремушка для куклы»

(скатывание) Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки, соединять части, плотно прижимая их друг к другу.

ИТОГО

Декабрь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1

«Зима. Снег идет.»

(скатывание, надавливание) Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе – тонированный в синий цвет лист ½ ватмана с изображением домов. (аппликация)

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, синий цвет лист ½ ватмана с изображением домов.

2

«Снежинки»

(раскатывание, соединение деталей) Продолжать изготовлять поделки на основе картона. Закрепить навыки раскатывания колбаски, учить составлять целое и частей.

Соленое тесто, влажные салфетки, синие картонки, клеенка на столе.

3-4

«Ёлочка»

Создание образа ёлочки из брусков теста. Упражнять в раскатывании теста прямыми движениями ладони. Развивать мелкую моторику кистей рук. Учить соединять отдельные части, прижимая и примазывая, их друг к другу. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, влажные салфетки, игрушка –Дед Мороз, клеенка на столе.

5-6

«Игрушки на ёлочку»

Закрепить лепку округлой формы. Учить лепить маленькие и большие шары. Продолжать учить раскатывать тесто круговыми движениями ладоней. Развивать мелкую моторику кистей рук. Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа).

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, игрушка – Снегурочка.

7-8

«Снеговик»

(скатывание) Учить лепить предметы, состоящие из двух шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала (пластиковая крышка от бутылки, перец горошком, сухая палочка, веточка). Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, Дощечки, из соленого теста изготовленные снеговики, игрушки Снегурочки и Деда Мороза.

ИТОГО

Январь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

«Гусеничка»

Учить лепить округлую форму путем раскатывания теста круговыми движениями между ладонями. Учить соединять детали приемом придавливания друг к другу. Развитие чувства формы, мелкой моторики кистей рук. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, персонаж театра БИБАБО – зайчик.

3-4

«Улитка»

Учить лепить несложные предметы, состоящие из несколько частей. Сочетать в работе соленое тесто и ракушки. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений. Развивать у детей эстетическое восприятие, учить доводить работу до конца. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, ракушки.

ИТОГО

Февраль

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

«Птичка невеличка прилетела к нам…»

Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки (птичка). Формировать интерес к лепке. Дополнять поделку горошинами – глаза птички. Развитие чувства формы, мелкой моторики кистей рук. Учить доводить начатую работу до конца. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, игрушка птичка.

3-4

«Вот какая у нас неваляшка!»

Учить лепить фигурку неваляшки, состоящую из двух частей одинаковой формы, но разного размера. Развитие чувства формы и пропорции. Развивать мелкую моторику кистей рук. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, игрушка неваляшка.

5-6

«Цыплёнок»

Вызвать у детей желание лепить, учить раскатывать комок круговыми движениями, соединять колесики вместе, помочь в прощипывании клюва. Создавая цыплёнка, находить сходство с ним. Развитие чувства формы и пропорции. Развивать мелкую моторику кистей рук. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, персонаж театра БИБАБО – курица.

7-8

«Масленичные солнышки»

 Учить лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей. Сочетать в работе соленое тесто и цветную бумагу. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений. Развивать у детей эстетическое восприятие, учить доводить работу до конца. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, цветная бумага желтого цвета.

ИТОГО

Март

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

«Для любимой мамочке сделаю подарок - бусы »

Учить лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей. Закрепить лепку округлой формы. Продолжать учить раскатывать тесто круговыми движениями ладоней. Развивать мелкую моторику кистей рук.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе.

3-4

«Подарок маме»

(скатывание, сплющивание) Познакомить детей с изготовлением медальона. Показать несколько приемов украшения изделия – оттиском, крупами, макаронными изделиями, лентами, коктейльными трубочками.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, крупы, ленточки, трубочки, формочки для теста.

5-6

«Сосульки»

Освоить способ лепки предметов в форме конуса. Моделировать сосульки разной длины и толщины. Помочь найти приемы для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, нелепы. Оформлять на картонной крышке.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, картонные крышки.

7-8

«Баю-бай, засыпай»

 (скатывание) Моделировать образы спящих существ. Лепить игрушки или в стилистике пеленашек: туловище – овоид (яйцо), голова – шар. Оформить композицию в маленьких коробочках.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, спичечные коробки.

ИТОГО

Апрель

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

«Я люблю свою лошадку… »

Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки (лошадка). Формировать интерес к лепке, дополнять поделку горошинами – глаза лошадки. Учить добавлять в поделку пропущенное через чесноковыжималку тесто – грива лошадки. Развитие чувства формы, мелкой моторики кистей рук. Учить доводить начатую работу до конца.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, горошины, чесноковыжималка, игрушка лошадки.  

3

«Миска кошечки»

(скатывание) Продолжить учить скатывать шарик. Между ладоней и делать пальцем углубление в середине комочка.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе.

4-5

«Собачка»

Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки (собачка). Формировать интерес к лепке, дополнять поделку горошинами – глаза собачки. Учить наносить легкие штрихи стекой на силуэте собачки – шерсть. Развитие чувства формы, мелкой моторики кистей рук. Учить доводить начатую работу до конца.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, горошины, стека, игрушка собачка.

6

«Барашек»

(ощипывание, скатывание, промазывание) Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки от большого куска скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластине (тесто) на картоне (барашек), оформлять перцем горошкам.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе.

7-8

«Медальон»

Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки круга. Формировать интерес к лепке, дополнять поделку, соцветиями гвоздики. Развитие чувства формы, мелкой моторики кистей рук. Учить доводить начатую работу до конца.

Соленое тесто, клеенка на столе, влажные салфетки, игрушка – кукла Катя.

ИТОГО

Май

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

«Виноград»

Учить отщипывать куски от большого куска теста, скатывать их в колбочки из отдельных деталей создавать одно – целое. Развитие чувства формы и пропорции. Развивать мелкую моторику кистей рук.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе.  

3-4

«Слепи, что хочешь»

Вызвать у детей эмоциональный отклик, радостные чувства. Развитие чувства формы и пропорции. Развивать мелкую моторику кистей рук. Провести диагностику

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, персонаж театра БИБАБО – лиса.

ИТОГО

Июнь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

«Божьих коровок скорее слепите»

Вызвать интерес к лепке из солёного теста. Воспитывать любовь к природе. Развивать эстетическое восприятие; вызвать чувство радости. Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) листьев формочками для выпечки. Учить лепить округлую формы (божьих коровок). Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики кистей рук. Учить доводить начатую работу до конца. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе.

3-4

«Червячок»

(раскатывание) Закрепить прием лепки колбаска. Продолжить учить лепить тонкую колбаску, раскатывая ее между ладонями. Придавать нужную форму.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе.

5-6

«Цветы»

(ощипывание, скатывание, надавливание) Закрепить ощипывание мельницких кусочков от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик. Прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца (тесто) на картоне.

Тесто основных цветов, цветной картон формата А4 (по количеству детей).

7

«Одуванчик»

 (вдавливание) Закрепить прием лепки вдавливание детали в тесто, создавая объемную поделку.

Соленое тесто, влажные салфетки, клеенка на столе, ушные палочки. Шарики из теста желтого цвета, короткие палочки, ушные палочки без ваты или отрезки трубочек от коктейлей, одуванчик (настоящий или картинка).

8

«Самолеты стоят на аэродроме»

Закрепить раскатывание, соединение деталей. Закреплять умение делить комок теста на глаз на две равных части, раскатывать их продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями для получения нужной формы.

Соленое тесто, клеенка на столе, влажные салфетки.

ИТОГО


Календарно – тематический план средняя группа.

Сентябрь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности на начальном этапе.

 

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон.

3-4

«Улитка – длинные рожки»

 Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память. Мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, игрушка – улитка.

5-6

«Плюшки – завитушки»

Познакомить со свойствами соленого теста, способами работы с ним. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрывать творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, краски, кисти.

7-8

«Цветик – семицветик»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, краски, кисти.

ИТОГО

Октябрь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

«Колобок в окошке»

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять грецкий орех . делать ему глазки и рот из крупы. Создавая образ колобка. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Соленое тесто, окрашенное в желтый цвет, крупа, грецкие орехи, доски для лепки, магнитофон.

3-4

«Мышка – норушка»

Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечки, для хвостика – шерстяные нитки, для глаз – бусинки). Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, окрашенное в серый, розовый, коричневый цвета; шерстяные нитки; семечки; доски для лепки; персонажи кукольного театра.

5-6

«Гусеничка»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, краски, кисти.

7-8

«Ягода малина»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, краски, кисти.

ИТОГО

Ноябрь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

«Разноцветные бусины»

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать из на толстую проволоку – для получения отверстия.   Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Соленое тесто, толстая проволока, доски для лепки, бусины их соленого теста, гуашь разноцветная, кисти, подставки, стаканчики с водой, подкладные листы.

3-4

«Пчелка»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, краски, кисти.

5-6

«Рыбка»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, краски, кисти.

7-8

«Снеговик»

Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знаковых произведений и репродукций знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения перенести знакомые способы и приемы для работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, краски, кисти.

ИТОГО

Декабрь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

Сырная елочка для мышки

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в «сыре». Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, окрашенное в желтый цвет, колпачки от фломастеров, доски для лепки.

3-6

«Новогодние игрушки»

Учить детей моделировать разные елочные игрушки их соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Развивать чувство формы, пропорций. Глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Вызвать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, макароны, бусины, горох, бисер, крупа, блести, доски для лепки тесьма для петелек, формочки для выпечки.

7-8

«Новогодняя елочка»

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону. Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку.

Соленое тесто, макароны, бусины, горох, бисер, крупа, блести, доски для лепки.

ИТОГО

Январь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

«Подсвечник»

Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по декабрь.

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в «сыре». Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь.

3-4

«Зимний лес» (коллективная работа)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста, к природе и отображению ярких представлений в лепке, вызвать желание сделать коллективную работ, лепить всем вместе.

Лист ватмана синего цвета с аппликацией – кроны деревьев, соленое тесто, доски для лепки.

ИТОГО

Февраль

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

«Снежный домик»

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица». Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Соленое тесто, стаканчик из-под йогурта, фасоль.

3-4

«Полет в космос»

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить с помощью воды соединять детали из теста. Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Соленое тесто, стаканчики с водой, кисточки для рисования, доски для лепки.

5-6

«Снежинка»

Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукции картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, краски, кисти.

7-8

«Черепаха»

Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полу объеме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, краски, кисти.

ИТОГО

Март

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

Мимоза (коллективная работа)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке, вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.  

Лист форматом А3, соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвет, доски для лепки.

3-4

«Лямба» (по мотивам сказки-крошки

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать интерес к лепке фантазийного существа по мотивам литературного образа.

Соленое тесто, макароны, бусины, горох, фасоль, крупа, пуговицы, доски для лепки.

5-6

«Ежик»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно, передать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепи, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, краски, кисти.

7-8

«Кулоны»

Учить детей моделировать вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки. Макароны, горох, крупа). Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, краски, кисти.

ИТОГО

Апрель

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

«Я пеку, пеку, пеку…»

Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овод), вареник (круг или диск, сложенный пополам), бублик (тор, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прощипывание, защипывайте края, вдавливание, нанесение отпечатков). Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику. Внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Соленое тесто, противни из картона, окрашенного в черный цвет, колпачки от фломастеров, палочки, доски для лепки, поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем.

3-4

«Подводное царство» (1-е задание)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картону, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

 

Соленое тесто, макароны, бусины, горох, фасоль, крупа, пуговицы, доски для лепки, блестки, магнитофон.

5-6

«Подводное царство»

(2-е задание)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавая подводное царство. Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

Коробки из-под конфет с высокими стенками, жидкое тесто голубого цвета, рыбки, сделанные на предыдущем занятиями, материал для украшения, магнитофон.

7-8

«Овечка»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, краски, кисти.

ИТОГО

Май

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

«Сказочное деревце»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, краски, кисти.

3-4

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по май.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, краски, кисти.

ИТОГО

Июнь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

«Лепим сказку»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, кисти, краски.

3-4

«Кактус»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, кисти, краски.

5-6

«Приведение»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, раскрывать творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Тесто для лепки, стеки, краски, стаканчики с водой, кисти, подставки, салфетки, фартуки, картонные тарелки.

ИТОГО


Календарно-тематический план старшая группа.

Сентябрь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

«Угощение для гостей»

Диагностика развития основных формообразующих движений, сформированной ЗУН соединения деталей из соленого теста.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон.

3-4

Коллективная композиция

«Полетим на небо»

Учить детей лепить жуков конструктивным способом, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек); продолжать учить лепить полусферу, частично сплющивая шар; развивать чувство композиции.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, стеки, зубочистки.  

5-6

«Ушастые пирамидки»

Учить детей лепить трехцветные пирамидки из дисков разной величины с верхушкой в виде головы животного.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, краски, кисти.

7-8

Поделка с элементами конструирования из макарон «Петушок»

Закрепить скульптурный способ лепки основной заготовки; учить создавать образ петушка, используя макароны разной формы; развивать образное мышление, творческое воображение.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон.

ИТОГО

Октябрь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-4

Создание игрового макета «Птичий двор»

Закрепить способ лепки основной заготовки, закрепить умение использовать макароны и семена для оформления слепленных фигурок курочек, цыплят; развивать чувство эмпатии, эмоционально-волевую сферу детей, творческое воображение.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, стеки, зубочистки, макароны, семена.

4-8

Создание игрового макета для сказки «Колобок»

Учить использовать основную заготовку для создания образов героев сказки «Колобок». Развивать мелкую моторику, творческое воображение, диалоговую речь.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, стеки, зубочистки.  

ИТОГО

Ноябрь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

 «Улитка и мухомор» по мотивам одноименного стихотворения

Учить лепить мухомор конструктивным способом из 4-х частей. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в тесто пластике. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, стеки, зубочистки, гуашь, кисточки.

3-4

Сюжетная лепка по мотивам сказки «Пых»

Учить лепить морковку и капусту, передавая форму и характерные особенности овощей; уточнить представление о хорошо знакомых природных объектах. Развивать творческое мышление и воображение. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, стеки, зубочистки, гуашь, кисточки.

4-8

Лепка по мотивам литературного произведения «Мышь и воробей»

Закрепить знакомые способы лепки при создании образов мышки и воробья; развивать речь детей при проигрывании сюжета. Воспитывать самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, стеки, зубочистки, гуашь, кисточки.

ИТОГО

Декабрь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

 «Снегурочка танцует»

Учить детей лепить Снегурочку рациональным способом – из конуса. Показывать возможности передачи движения путем изменения положения рук. Развивать чувство формы, пропорций. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, стеки, зубочистки, гуашь, кисточки.

3-4

 «Дед Мороз принес подарки»

Продолжать учить детей лепить фигуру человека на основе конуса. Учить самостоятельно определять приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза. Развивать чувство формы, пропорций. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, стеки, зубочистки, гуашь, кисточки.

5-6

Сюжетная лепка по содержанию стихотворения

«О чем мечтает сибирский кот»

Учить детей создавать пластическую композицию: лепить спящего кота конструктивным способом и размещать его на «батарее» - бруске пластилина. Развивать способности к формообразованию. Воспитывать интерес к лепке выразительных образов по мотивам литературных произведений.

Соленое тесто, клеенка на столе, влажные салфетки, стеки, гуашь, кисточки.

7-8

«Снежная баба»

Закрепить умение лепить конструктивным способом. Учить планировать свою работы: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины. Лепить последоватьно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленных фигурок дополнительными материалами. Развивать глазомер.

Соленое тесто, клеенка на столе, влажные салфетки, стеки, гуашь, кисточки.

ИТОГО

Январь

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

 Лепка рельефная в спичечном коробке «Сонюшки-пеленашки»

Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках – лепить пеленашек в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы – пеленашкой, пояснить значение нового слова и показать обобщенный смысл. Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, стеки, зубочистки, гуашь, кисточки.

3-4

Сюжетная лепка по мотивам венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»

Учить детей лепить медвежат конструктивным способом в парах и разыгрывать сюжет сказки. Синхронизировать движение обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, стеки, зубочистки, гуашь, кисточки.

ИТОГО

Февраль

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

Коллективная работа «Прилетайте в гости»

Познакомить детей с комбинированным способом лепки птиц: туловище и голова – пластическим способом, хвост и крылья – конструктивным. Направить детей на самостоятельный поиск способов передачи движения. Воспитывать желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

Соленое тесто, клеенка на столе, влажные салфетки, игрушечные птицы.

3-4

 «Сова и синица»

 по мотивам одноименного стихотворения

Учить детей создавать композицию из выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз. Продолжать освоение рельефной лепки. Создать условия для самостоятельного выбора материалов, приемов работы и средств художественной выразительности. Воспитывать интерес к познанию природы.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, стеки, зубочистки, гуашь, кисточки.

4-8

Декоративная рельефна лепка «Цветы-сердечки»

Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким – мамам, бабушкам. Познакомить с разными способами лепки сердечек. Воспитывать эстетический вкус.

Соленое тесто, доски для лепки, магнитофон, стеки, зубочистки, гуашь, кисточки.

ИТОГО

Март

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

Подсвечник  «Лягушка»

Показать взаимосвязь способов лепки и конструирования из деталей. Обеспечить условия для свободного выбора материалов и приемов техники лепки

Соленое тесто, клеенка на столе, влажные салфетки, стеки, гуашь, кисточки.

3-4

Рельефная лепка «звезды и кометы»

 

Продолжать освоение рельефной лепки из цветного теста. Познакомить с разными способами и приемами изображения. Развивать чувство композиции.

Соленое тесто, клеенка на столе, влажные салфетки, стеки, гуашь, кисточки.

5-6

С элементами конструирования  

«По реке плывет кораблик»

Показать взаимосвязь способов лепки и конструирования из деталей. Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и приемов техники лепки.

Соленое тесто, клеенка на столе, влажные салфетки, стеки, гуашь, кисточки.

7-8

«Брошки с застежкой»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Соленое тесто, клеенка на столе, влажные салфетки, стеки, гуашь, кисточки.

ИТОГО

Апрель

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-4

«Пасхальное лукошко с яйцами »

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, раскрывать творческую фантазию детей в процессе лепки. Развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Соленое тесто, клеенка на столе, влажные салфетки, стеки, гуашь, кисточки.

5-6

 «Пасхальный кулич»

 

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы). Развивать чувство композиции, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Кисти, акварельные краски, клей ПВА, кисть для клея, разноцветный бисер, кондитерская посыпка, соленое тесто, иллюстрация пасхальных атрибутов.

7-8

«Солнышко лучистое…»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, раскрывать творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Соленое тесто, клеенка на столе, влажные салфетки, стеки, гуашь, кисточки.

ИТОГО

Май

Название раздела  

Формы проверки реализации программы

Цель

Оборудование

Количество часов

Практика

1-2

Медальон «Ангел»

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы). Закрепить вырезание стеками по картонному шаблону. Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь

Соленое тесто, клеенка на столе, влажные салфетки, стеки, гуашь, кисточки, крупа, бисер, блестки.

1.4. Планируемые результаты.

1.4.1. Первый год обучения (3-4лет)

         Входе реализации программы создаются условия для развития познавательного интереса. Реализуются потребности ребенка в творчестве. Осуществляется последовательное развитие самых разных умений, навыков и качеств ребенка, необходимых для проявления творчества.

Формируются первоначальные исполнительские навыки в области изобразительного искусства:

  1. Планируемые результаты. Второй год обучения (4-5 лет)

Развиваются навыки предметной, сюжетной, декоративной лепки. Дети знакомы с базовыми понятиями цветоведения (основные виды цвета, дополнительные);

Дети осваивают основные приемы лепки: скатывание прямыми движениями, скатывание круговыми движениями, расплющивание, соединение в виде кольца, защипывание края формы; лепка из нескольких частей, соблюдение пропорций, прижимание, примазывание, оттягивание частей от основной формы. Приобретаются первоначальные навыки работы гуашью;

Приобретаются навыки в работе над пространственной композицией, ведение работы от частного к общему, от общего к частному.

  1. Планируемые результаты. Третий год обучения (5-6 лет)

Формируется самостоятельность мышления: умение находить решение самостоятельно (используя анализ, или собственную идею), доводить работу до конца, продумывая план работы. Дети внимательно рассматривают предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации, различает и выделяет несколько из них. Дети приобщаются к литературе, как виду искусства и средству познания мира. Дети участвуют в выставках различного уровня, повышается престиж детского сада.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 3-4 лет на 2020-2021 учебный год.

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 1.

Сентябрь

6.09

 15.00

 НОД

    30мин

Тили – тили, тесто….

группа

 

2.

Сентябрь

13.09

15.00

НОД

30мин

Что можно слепить?

группа

3.

Сентябрь

20.09

15.00

НОД

30мин

Сосиски для Котофея

группа

4.

Сентябрь

27.09

15.00

НОД

30мин

Заборчик для петушка

группа

5.

Октябрь

4.10

15.00

НОД

30мин

Картинки на тесте

группа

6.

Октябрь

11.10

15.00

НОД

30мин

Вкусное печенье

группа

7.

Октябрь

18.10

15.00

НОД

30мин

Колобок

группа

8.

Октябрь

25.10

15.00

НОД

30мин

Падают, падают листья

группа

9.

Ноябрь

1.11

15.00

НОД

30мин

Угости зайку морковкой

группа

10.

Ноябрь

8.11

15.00

НОД

30мин

Фруктовый сад

группа

11.

Ноябрь

15.11

15.00

НОД

30мин

Витамины в баночке

группа

12.

Ноябрь

22.11

15.00

НОД

30мин

Тучка и дождик

группа

13.

Декабрь

6.12

15.00

НОД

30мин

Грибочек для белочки

14.

Декабрь

13.12

15.00

НОД

30мин

 Солнышко

группа

15.

Декабрь

20.12

15.00

НОД

30мин

Отпечаток ладошки

группа

16.

Декабрь

27.12

15.00

НОД

30мин

Панно Рябинка

группа

Онлайн фотовыставка

на сайте ДОО

17.

Январь

18.

Январь

19.

Январь

17.01

15.00

НОД

30мин

Вот ежин – ни головы, ни ножек

группа

20.

Январь

24.01

15.00

НОД

30мин

Изображение по замыслу

группа

21.

Февраль

7.02

15.00

НОД

30мин

Домашние животные

 

группа

22.

Февраль

14.02

15.00

НОД

30мин

Дикие животные

группа

23.

Февраль

21.02

15.00

НОД

30мин

Подарок для папы

группа

Тематическая онлайн фотовыставка «Подарок для папы» на сайте ДОО

24.

Февраль

28.02

15.00

НОД

30мин

Изображение по замыслу

группа

25.

Март

7.03

15.00

НОД

30мин

Здравствуй, весна!

группа

26.

Март

14.03

15.00

НОД

30мин

Птицы прилетели домой

группа

27.

Март

21.03

15.00

НОД

30мин

Мамин день

группа

Тематическая онлайн фотовыставка «Подарок для мамы» на сайте ДОО

28.

Март

28.03

15.00

НОД

30мин

Изображение по замыслу

группа

29.

Апрель

4.04

15.00

НОД

30мин

Мои любимые животные из сказок

группа

30.

Апрель

11.04

15.00

НОД

30мин

Божьи коровки на лужайке

группа

31.

Апрель

18.04

15.00

НОД

30мин

Жили у бабуси два веселых гуся

группа

32.

Апрель

25.04

15.00

НОД

30мин

Изображение по замыслу

группа

33.

Май

16.05

15.00

НОД

30мин

День Победы!

группа

34.

Май

23.05

15.00

НОД

30мин

Изображение по замыслу

группа

Фотовыставка детских работ

Количество учебных недель

32

Количество учебных дней

32

Продолжительность каникул

31.12.2020-13.01.21 г. (зимние)

31.05.2021- 31.08.2021 г. (летние)

Дата начала и окончания учебных периодов

3.09.2020-31.05.2021

2.2. Условия реализации программы

2.2.1. Материально-техническое обеспечение Условия реализации программы

Для успешной реализации образовательной программы есть все необходимые условия:

Материально-технические условия:

Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно, форточка для проветривания;

Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и полки для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов, ТСО: компьютер;

Инструменты и приспособления: ножницы, кисти, стеки, канцелярский нож, баночки под воду, линейка, наждачная бумага, циркуль, скалка, чеснокодавка, формочки, перчатки резиновые, губка и т.д.

Материалы: мука, соль, миска, гуашь, акварель, клей ПВА, тесьма, лак, ткань(разная), шпагат, обои, зубочистки, фольга, бисер, стразы, готовые   рамки, плотный картон, цветная бумага.

2.2.2. Информационное обеспечение:

  • Фотоаппаратура.
  • Компьютер с выходом в интернет (в методическом кабинете).
  • ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

2.2.3. Кадровое обеспечение

В реализации программы принимает участие педагог Сафонова Светлана Анатольевна , первая квалификационная категория.

2.3. Формы аттестации

2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

анализ продуктов творчества детей, заполнение листов наблюдений, онлайн фотовыставка на сайте ДОО, журнал посещаемости, грамоты (при наличии конкурсов в образовательной среде).

2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: онлайн фотовыставка на сайте ДОО, тематическое открытое занятие – ежегодно 1 раз в год (апрель), конкурсы (при наличии в образовательной среде).

2.4. Оценочные материалы

Наблюдение, критерии освоения программы

2.5. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса – очно.

Методы и приемы обучения:

Наглядные: показ иллюстраций, фотографий, графических изображений, рисунков; метод демонстрации (наблюдение за процессом ), просмотр презентаций.

Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор, беседа, рассказ;

Практические: игровые, упражнения, соавторство, экспонирование (фото и видео выставки работ), элементы театрализации; пальчиковая гимнастика.

Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 10, воспитанники в возрасте 3-6 лет.

Формы организации НОД: групповая форма.

Формы организации учебного занятия: НОД, онлайн фотовыставка.

Структура НОД

. Структура проведения занятий

1.Дружественное приветствие.

2.Гимнастика для пальцев и кистей рук.

3.Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность).

4.Планирование работы (поиск решения, гипотезы).

5.Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).

6.Практическая работа (реализация решений).

7. Анализ работы (продукта труда и деятельности).

8.Уборка рабочего места.

Приложение.

Правила работы с соленым тестом.

  1. перед работой с соленым тестом внимательно осмотри свои руки (соль, которая находится в тесте, при попадании в свежую ранку, может вызвать жжение);
  2. соблюдай чистоту и порядок на рабочем месте;
  3. ни в коем случае не бери тесто в рот;
  4. соленое тесто есть нельзя;
  5. не облизывай пальцы;
  6. не три грязными руками глаза;
  7. аккуратно используй при работе специальные инструменты и подручные приспособления;
  8. после работы, обязательно помой руки с мылом и наведи порядок на рабочем месте.

Рецепты соленого теста.

  • 2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г
  • 2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 1 стакан клейстера
  • 2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 100 г клея ПВА, 80 г воды
  • 1 ½ стакана пшеничной муки, ½ стакана крахмала, 1 стакан соли, 180 г воды
  • 3 стакана пшеничной муки, 1 стакан ржаной муки, 2 стакан соли, 1,5 стакана воды
  • 3 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 2 ст. ложки крахмала, 2 ч. ложки растительного масла, 1 стакан воды

Рекомендации.

  • При замешивании теста лучше взять глубокую миску. Смешать все компоненты, воду вливать по немного. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, необходимо добавить немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки.
  • Чтобы тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его хорошо вымешивают и разминают пока, оно не станет однородным и эластичным.
  • Воду для замешивания теста лучше брать теплую, но не кипяток, так как мука при замесе заваривается, масса становится резиновой и для лепки уже не пригодной.
  • Если с тестом будут работать дети, массу замешивают покруче, потому что в теплых детских ручках тесто размягчается.
  • Избыток соли ведет к уменьшению эластичности и в конечном итоге прочности изделия. Соль лучше брать мелкую, хотя можно использовать и каменную, крупные кристаллы придают изделию особый вид, что может быть интересно для некоторых работ.
  • Пластичность теста можно повысить, если перед тем как его замесить компоненты – муку и соль просеять или можно добавить в тесто картофельный крахмал.
  • Для соединения деталей используют или воду или жидкое тесто, то есть соленое тесто, растворенное в воде.
  • Для удобства склеивания мелких деталей используют кисточку и зубочистку.
  • Для увеличения прочности и срока службы готовых изделий можно добавлять в тесто при замешивании обойный клей или клей ПВА, но если с тестом будут работать дети, лучше избегать таких добавок.
  • Готовое тесто можно хранить в полиэтиленовом пакете 5 – 7 дней, но необходимо помнить, что при длительном хранении тесто отсыревает, становится липким. Данный дефект можно исправить, добавив в готовое тесто муки или картофельного крахмала и замесить тесто повторно. Не рекомендуется хранить тесто в холодильнике, так как пониженная температура и увеличение влажности приводят к тому, что тесто отсыревает быстрее, сереет, приобретает не приятный запах и повторный замес не меняет ситуации.


Правила при работе с кистью.

  • Во время рисования кисточку держат тремя пальцами чуть выше металлической оправы;
  • Набирай на кисть нужное количество краски, если тебе нужно получить эффект прозрачности набирай краски поменьше, а если достаточно плотный насыщенный цвет – побольше;
  • Хорошенько мой кисть перед тем, как макать ее в другую краску, а то новая краска смешается с прежней и потеряет свою яркость;
  • Не используй кисточку для других целей: если это кисть для краски, то не применяй ее для клея;
  • Не оставляй кисточку в воде;
  • После окончания работы нужно хорошо вымыть кисточку и промокнуть чистой тряпочкой, чтобы ворсинки сложились острием;
  • Хранить кисточки лучше в банке ворсом вверх.

  1. Список литературы и интернет-источников

Литература

  1.  Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000 лучших поделок. Ростов-на –Дону, ИД «Владис», 2010.
  2. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
  3. Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.
  4. Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество»  М. Просвещение, 2011 г.
  5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», , М. Просвещение, 2010 г.
  6. Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) Издательство «Учитель» 2010 г.
  1. Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  1. Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский  Дом МСП. 2006. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поделки из Соленого теста

Слайд 2

Для работы понадобится : 1. мука пшеничная 2. вода 3. соль

Слайд 3

Рождественские ангелочки

Слайд 4

Снеговик

Слайд 5

Звездное небо

Слайд 6

Церковь

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, по лепке из соленого теста Тема: «Подкова из соленого теста»

Конспект проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, по лепке из соленого тестаТема: «Подкова из соленого теста»...

Мастер-класс из соленого теста. Конспект НОД по лепке из соленого теста по теме: «Снеговик» в средней группе.

Формировать умение участвовать в коллективных играх и мероприятиях, устанавливая положительные взаимоотношения на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать друг другу, при необ...

Мастер-класс из соленого теста. Конспект НОД по лепке из соленого теста по теме: «Снеговик» в средней группе.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям,происходящим в жизни детей в определённое время года....

Презентация к ООД по художественно-эстетическому развитию «Лепка из соленого теста по мотивам дымковской игрушки в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет»

Презентация к  ООД  по художественно-эстетическому развитию «Лепка из соленого теста  по мотивам дымковской игрушки в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по лепке из соленого теста "Мукосолька"

Художественно-прикладное творчество стимулирует у детей развитие внимания, восприятия, воображения, мелкой моторики, воспитывает аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус, обес...