Праздник ПАСХА весело встречай!
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Колесникова Людмила Владиславовна

Познакомить детей с событиями православной жизни, расширять представление детей о православном  празднике Пасха;  знакомить с народными традициями и обычаями, пасхальными играми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_pasha_veselo_vstrechay.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                 «Центр развития ребенка – детский сад №50»

                      Левобережного района города Воронеж

« Праздник Пасха весело встречай!»

Конспект

образовательной деятельности

для детей подготовительной  группы

                                                  Разработала:

                                                               воспитатель Колесникова Л.В.

                                               

Цель: формирование  у детей интереса к народной культуре, творчеству,  к праздникам на Руси.

Задачи:

-  Познакомить детей с событиями православной жизни, расширять представление детей о православном  празднике Пасха;  знакомить с народными традициями и обычаями, пасхальными играми;

-  Обогащать словарь детей эстетическими и искусствоведческими терминами; развивать связную монологическую речь;

-  Воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к книге, к искусству и культуре русского народа;

-  Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце -  славянскими писанками, дать представление об истории возникновения этого искусства, о специфике композиции и орнаментального строя;

-  Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства, художественный вкус, мелкую моторику рук;

- Совершенствовать умение работать кистью и красками; уметь выполнять традиционные элемента и орнаменты в объёмной форме.

Материалы:

Детская Библия; открытки с Христианской символикой; веночки из искусственных цветов; Иллюстрации пасхальных атрибутов; Презентация "Праздник Пасха"; фонограмма колокольного звона; крашеные яйца;  яйца-писанки; элементы и орнаменты, характерные для писанки; краски-гуашь, кисти, салфетки, подставки под яйца; яйца заранее загрунтованные; трубочки для коктейля, карандаши.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций  и чтение Детской Библии; чтение стихотворений о празднике Пасха; разучивание хороводов, народных игр; подборка стихотворений о празднике Пасха; рассматривание писанок.

Ход занятия

1.  Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей)

- Весна - самый радостный период года. Природа  пробуждается от зимнего сна. Всё вокруг расцветает и ликует. И не случайно на это время выпадает больше всего праздников. У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха.

2.  Воспитатель:  - Что вы видите на этой полочке? (открытки, картинки)

- А для чего нужны картинки, открытки? (ответы детей).

- Мне очень понравились открытки, картинки, ведь их можно отправить по почте другу, они доставляю много приятных минут, напоминают о далеком друге, о близком любящем сердце.

- Посмотрите, с каким праздником поздравляют эти открытки? (рассуждения)

- Накануне праздника Пасхи  тысячи поздравительных открыток разлетаются по свету со словами "Христос Воскрес", а в ответ им слышится "Воистину Воскрес".

- Ребята, в что люди пишут в открытках? (передают привет, желают здоровья и т.д.)

3.   Беседа о празднике Святой Пасхи сопровождается показом презентации.

Воспитатель: - А скажите мне пожалуйста, может быть кому то из вас знакомо имя Иисус Христос? Кто это? (рассуждения детей).

- А людей, которые ему верят, называют христианами. А для верующих людей, христиан, Иисус Христос - это Бог. Он помогает людям в трудную минуту. Праздник Пасха - это праздник прославления Иисуса Христа. Когда Иисус жил на Земле, он делал много хорошего для людей: исцелял больных, помогал бедным. Народ любил Иисуса и был ему благодарен за всё. Но гордые, завистливые люди, которые обманывали народ, возненавидели его, и решили Иисуса погубить. Они схватили Иисуса, приковали гвоздями к Кресту и распяли его. Но прошло три дня и он воскрес. Это было настоящее чудо И радость людей была безмерной, ведь к ним вернулся Бог. Поэтому Пасха -  это праздник в честь воскрешения Иисуса Христа, праздник в честь возвращения его к людям. Праздник Воскресения Христово празднуется каждый год. Пасха (т.е. перерождение) - главный христианский праздник, который знаменует победу добра над злом. Верующие люди идут в церковь, чтобы встретить праздник Воскресения Христова. Церковное торжество имеет поистине грандиозный характер и длится всю ночь. В этот день в церквях звонили колокола, звонили по особому, торжественно. (воспитатель включает аудиозапись звона колокола).

4.  Ребенок читает стихотворение С.Есенина "Пасхальный благовест":

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.

Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.

Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.

5.  Воспитатель: - Встреча Светлого Христова Воскресения включала не только торжественное богослужение в храме, но и народные гулянья. Со дня святой Пасхи начинались весенние игры, праздники, хороводы: (дети становятся в круг и водят хоровод, подпевая):

Весенняя песня-хоровод

Стало ясно солнышко припекать, припекать,

Землю, словно золотом, заливать, заливать.

Громче стали голуби ворковать, ворковать,

Журавли вернулись к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели,

Много цвету вешнего у земли, у земли.

6.  Воспитатель: - Люди заранее готовились к празднику: чистили и убирали свои жилища, придавали им нарядный вид. Покончив с убранством избы, женщины приступают обыкновенно к стряпне. В домах жарят и варят живность, пекут куличи, убирая их мармеладом, монпасье и другими цветными конфетами. На Пасху готовят специальную обрядовую еду.

- Как вы думаете какую? (ответы)

Главный символ праздника - красное яйцо. А почему именно красное?

- По преданию Мария Магдалена после воскрешения Иисуса отправилась в Рим и поднесла императору Тиберию простое яйцо, сказав "Христос Воскрес!". Император не поверил, заявив, что белое яйцо не может стать красным. Пока он это говорил, на глазах у изумленных людей белое яйцо стало ярко красным. Красный цвет всегда считался символом радости и возрождения, а яйцо считалось знаком жизни. С тех пор и пошел обычай красить на Пасху яйца. Каждая хозяйка стремилась наварить и окрасить побольше яиц.

- А скажите, что делают с окрашенными яйцами на Пасху? (обмениваются).

- Зачем это нужно делать? (чтобы добро и свет приставали к нашим душам, чтобы всё плохое в этот день ушло).

7.  Воспитатель: - А еще с яйцами можно поиграть.

Игра "Прокати яйцо" (Дети садятся на ковре друг против друга - парами. Катают яйца  друг другу. Яйца сталкиваются. Чье яйцо разобьется, выходят из игры).

Игра "Чьё яйцо дольше кружится" (По команде дети раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель)

8. Воспитатель: - Да, много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых радостных дел - расписывать яйца. Сначала их красили только в красный цвет, их называли крашенки. Потом их стали расписывать - назывались эти яйца - писанки.

- Предлагаю вам  отправиться в уникальный мини-музей "Писанки", где вы не только ознакомитесь с историей и особенностями древнего искусства, но и сами можете заняться творчеством по его мотивам.

9.  Воспитатель ведет детей в музей, организованный в группе и рассказывает о писанках:

Писанки - это одна из ярких страниц декоративного искусства.  Это мастерство миниатюрной росписи на поверхности яйца - настоящего или деревянного, или металлического. Вот оно, такое хрупкое, маленькое, и при этом объемное.

- Ребята, писанки не рисовали, а писали на сыром курином яйце. Поэтому в руках его нужно держать очень осторожно, поворачивая, чтобы видеть со всех сторон узор во всей его красе. Такие расписные яйца - писанки в нашем музее. (Дети рассматривают яйца - писанки объёмной формы, и обращают внимание на доску, где размещены чудо-писанки высоко художественного изображения).

- А вот вы видите элементы, которые чаще всего встречаются на писанках - это особый язык декоративного искусства, который говорит о мире не словами, а символами. Вот почему самые распространенные узоры, орнаменты на писанках - это солнечные знаки, растительные мотивы. По орнаменту можно многое прочитать в изображении.

- Посмотрите на писанки, найдите ветку сосны - символ здоровья, а вот солнце с завитушками (рожками). А еще в орнаменте можно увидеть цветы, веточки, бараньи рожки, снежинки. Всякая линия на писанке -дуга, дуги образуют круги, овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля (орнаментная сетка).

10.  Воспитатель: - Мы сегодня постараемся расписать яйца сетками. Каждую писанку разделим на части условными линиями. Орнамент писанки имеет такое строение, что узор должен быть виден со всех сторон. Элементы разместим внутри участков, так и  на пересечении линии. (Дети рассматривают орнаментальные сетки и варианты композиций).

- А сейчас присядем за столы и сделаем пальчиковую гимнастику:

«Весна пришла»

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
А из под старой травки
Уже глядит цветок…

Ладони сомкнуты “ковшом”, поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены

Движения повторяются

Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз

Ладони сомкнуты “ковшом”

Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

11. По предложению воспитателя дети берут по одному яйцу с держателем (трубочкой для коктейля) и приступают к работе. Звучит спокойная музыка. Готовое изделие оставляют на трубочках до полного высыхания.

12. Воспитатель: - Ребята, вам понравилось расписывать яйца?

-  Как называются ваши работы?

-  О чем мы сегодня с вами беседовали? (ответы детей)

Дети читают стихотворения:

Словно яркая раскраска,

К нам домой, явилась Пасха.

Принесла в своём лукошке,

 Яйца, булочки, лепёшки,

Пироги, блины и чай.

Пасху весело встречай!  (Автор: И. Евдокимова)

Пасха. Празднично кругом.

Чистотой сверкает дом.

Вербы на столе и пасха…

Так светло и так прекрасно!

Яйца крашеные всюду,

И кулич стоит на блюде…

Мама в фартуке из ситца

Приглашает всех садиться

И отведать угощение

В честь Христова воскресения. (Автор:  Г. Антипина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник Пасхи "Веселится народ- нынче Пасха у ворот!"

Сценарий к проведению Праздника Пасхи....

Сценарий праздника "Пасху радостно встречаем"

Педагогом представлен сценарий празника, посвященный Пасхе, для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий праздника «Пасху весело встречаем!»

Цель: познакомить дошкольников с традицией празднования Пасхи; расширить представление о народной культуре; привлечь внимание детей к истории и культуре русского народа; воспитывать любовь к наро...

Мероприятие для старшей группы :«Пасху весело встречаем»

Задачи: - Познакомить детей с народным обрядовым праздником Пасха, и ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением; - Создать праздничное настроение через предварительную работу по ...

Проект Пасху весело встречаем

Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи её обычаями и традициями. Углублять интерес детей к русским обычаям и традициям. Развивать интерес к культуре предков Воспитывать патриотиче...

Сценарий праздника «Пасху весело встречаем!» для старших дошкольников

Знакомство  детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», развитие интереса  к культуре предков, воспитание патриотических чувств к православным традициям русск...