Обновление содержания книжных уголков в ДОО
статья

Можаева Ирина Владимировна

Важность и ценность чтения  признается всеми, ознакомление с литературой влияет на все стороны личности ребенка. К. Д. Ушинский утверждал, что ребенок развивается в процессе приобщения к лучшим формам родного языка, которые содержатся в произведениях фольклора и литературы. Е. И. Тихеева разделяла  его взгляды и считала родной язык наставником и великим педагогом.

Однако, современная социокультурная ситуа­ция затрудняет процесс литературного развития детей. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». И задача  педагогов дошкольного  образования сегодня   – не научить ребенка читать, а  вырастить  читателя, зажечь в ребенке желание читать. Как же увлечь ребенка книгой?

         Важнейшей задачей педагога здесь  является организация книжного уголка, который при правильном подходе может стать  местом притяжения для дошкольников – где дети смогут найти смыслы детской деятельности, ответы на свои вопросы, эмоционально прожить историю и поделиться своими чувствами. Как же организовать такой уголок?  Книжный уголок – это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obnovleni_e_soderzhaniya_knizhnyh_ugolkov_v_doo.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Можаева Ирина Владимировна

Воспитатель ГБДОУ №8 Выборгского района

Города Санкт – Петербурга

Чтение — это главное умение человека в жизни, без которого ему сложно познать окружающий мир. Важность и значимость работы по формированию читательского интереса очевидна. Еще Е. И. Тихеева разделяла считала родной язык наставником и великим педагогом. Современная ситуация развития общества затрудняет процесс литературного развития детей, книгам уделяется недостаточное внимание, теряется ее образовательный потенциал. А ведь чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.

Задача педагогов дошкольного образования – вырастить читателя, зажечь у ребенка желание читать. В детских садах это возможно реализовать через правильную организацию книжного уголка и создание территории, где ребенок самостоятельно может пообщаться с книгой. Таким образом педагогу необходимо не только создать этот уголок, но и содержательно его наполнить, чтобы у ребенка возникала дальнейшая деятельность – продуктивная, познавательная, игровая.

К требованиям по организации книжного уголка можно отнести следующие:

  • удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума; 
  • хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света;
  • книги должны располагаться на полках или витринах для хорошего обзора;
  • периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. 

Обратимся ко второй, не менее важной составляющей организации книжного уголка – это отбор и обновление содержания литературного материала.

Н.А. Короткова в своем подходе отмечает, что необходимо подбирать для чтения разные, но хорошие книги, организовывать чтение как добровольное занятие, проводить книгу через весь образовательный процесс. При правильном подборе, художественные тексты, охватывают большую часть образовательных содержаний, и задают смысловой фон и стимул для развертывания других культурных практик.

Л. М. Гурович в своем подходе обращает внимание на необходимость выбора литературных текстов в соответствии с художественными и педагогическими принципами.  Где главное - отбирать книги основываясь на их художественную ценность (содержательную, смысловую, оформительскую) и обеспечивать многообразие литературных жанров и форм. А также подбирать книги сообразно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников конкретной группы, в зависимости от текущей темы образовательной деятельности и интересов детей.

Подход к отбору детской книги О.В. Солнцевой и С.А.Езоповой   основан на использовании потенциала художественных текстов для дополнения и обогащения  игровой, продуктивной деятельности дошкольников.  При выборе детской книги, важно понимать, что она способна обогатить как практику чтения, так и поддержку игровой деятельности. Поэтому при отборе произведений необходимо отдавать предпочтение тем, которые обладают динамичным развитием действий, выраженным контекстом социальных отношений, эмоциональным подтекстом. А также обращать внимание на связь текста и иллюстраций, которые станут будущим прообразом самостоятельной, познавательной и игровой деятельности.

Будем основываться на подходе О.В. Солнцевой и С.А.Езоповой и приведем пример организации и обновления содержания книжного уголка в старшей группе.

Месяц: апрель

  1. В соответствии с временем года и тематическими неделями данного календарного периода в книжном уголке должны появится:
  •  книги и энциклопедии, альбомы - иллюстрации, отражающее время года - весну, животный мир и жизнь людей. (“Весенние сказки” Марина Аромштам, “Весенние сказки тётушки Ивы” Наталья Карпова
  1. В соответствии с тематическими неделями:

Тема: «Юмор в нашей жизни» - книги, журналы, комиксы, рисунки, рассказы, страничка о писателях-юмористах. (Н.Носов “Живая шляпа”,Олег Кургузов “Смешные рассказы маленького мальчика”)

Возможная деятельность с детьми: Рассматривание иллюстраций к детским книгам. Выявление смешного в литературных произведениях, установление ассоциаций с веселыми событиями, происходящими в группе. Подведение к пониманию того, над чем можно смеяться, а над чем — нет.

  • Тема: «Первые полеты человека в космос» - портреты космонавтов, книги, журналы о космосе и Вселенной, солнечной системе, космическом транспорте, фантастические книги и сказки .(Иванова, Шипошина: “Космические сказки”)

Возможная деятельность с детьми: Знакомство с именами людей, которые первыми полетели в космос, моральными и физическими качествами космонавтов, подготовкой людей к космическим путешествиям (тренировки, обучение). Мастерская по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Знакомство с названиями планет, ролью солнца в жизни Земли и других планет, местом Земли среди планет Солнечной системы. Сюжетно-ролевые игры «Школа космонавтов», «На ракете — в космос». Коллаж «Если очень захотеть, можно в космос полететь» (как стать космонавтом). Изготовление макета «Солнечная система»

  • Тема “Книжкина неделя” - портреты разных писателей, самостоятельно изготовленные книжки - малютки, книжки самоделки. (В мире сказок А.С. Пушкина .”Сказка о царе Салтане”, Джулия Дональдсон “Груффало”)

Возможная деятельность с детьми: организация выставки “Наши любимые книги”, знакомство с деятельностью библиотекаря и назначением библиотеки в жизни людей. Организация сюжетно - ролевой игры “В библиотеку мы пойдем, книжки разные найдем”. Организация “книжной мастерской”.

  • Тема: «Весна идет, весне дорогу»

Возможная деятельность с детьми: Выявление детьми качеств и свойств воды, песка, почвы, камней. Определение зависимости их состояния от воздействия температуры, влажности, сезона. Создание и презентация картотеки наблюдений, опытов, экспериментов. Подготовка к организации сюжетно - ролевых игр “Мы - исследователи”.(Джулия Роулинсон “Лисенок Лютер и весенний сад” ,Юнна Мориц “Домик с трубой”, Елена Ракитина  ,, Серёжик", Алёна Вересова  ,, Как поросенок и цыплёнок дружбу искали",  Стив Смолман  ,, Волки в гостях у овечки")


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление и содержание книжного уголка в подготовительной группе

Оформление и содержание книжного уголка в детском саду.Сюжетно ролевая игра "библиотека"...

Содержание книжного уголка в ДОУ. Основные требования к оформлению книжных уголков. (консультация для воспитателей)

Что такое книжный уголок? Это особое, специально выделенное место в групповой комнате. Он играет особую роль при формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Книжный уголо...

Консультация для педагогов ДОУ "Основные требования к оформлению книжных уголков. Содержание книжных уголков в ДОУ".

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей...

Основные требования к оформлению книжных уголков. Содержание книжного уголка в ДОУ

Как рационально организовать уголок (по возрасту детей), как часто пополнять и чем......

Содержание книжного уголка в ДОУ. Основные требования к оформлению книжных уголков.

        Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате. Уголок книги должен быть во всех группах детского сада, это необхо...

Методическая разработка. Содержание книжного уголка и уголка для театрализованных (драматических) игр

Содержание книжного уголка и уголка для театрализованных (драматических) игр...