Консультация "Культурно-гигиенические навыки у детей"
консультация (средняя группа)

Шорыгина Александра Александровна

   Консультация для родителей 

       «Культурно-гигиенические навыки»

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет усвоение правил и норм поведения, вхождение малыша в мир взрослых.

Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - самообслуживание.

Здесь важна постепенность: по мере овладения простыми вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения.

По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия с взрослым, а потом самостоятельно.

Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия малыша.

Например:

при умывании: Зайка начал умываться.

Видно в гости он собрался.

Вымыл ротик, вымыл носик,

Вымыл ухо, вот и сухо!

при расчёсывании: Петушок-петушок,

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки, расчешу.

при кормлении: Каша вкусная дымится,

Лёша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу не спеша.

Ложка, за ложкой,

Ели понемножку.

при засыпании: Вот лежат в кроватке розовые пятки.

Чьи это пятки- мягки, да сладки?

Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай, одеяльцем накрывай!

при одевании: Даша варежку надела. "Ой куда я пальчик дела?"

Даша варежку сняла, посмотрите-ка, нашла.

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.

Следующее условие - единство требований со стороны взрослых.

Прием пищи - сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. К трем годам навык пользования ложкой закрепляется, можно считать, что обучение действиям приема пищи состоялась. Далее умение будет оттачиваться.

Важно обеспечить правильную посадку ребенка за столом.

Желательно,чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб самостоятельно, бумажные салфетки в салфетницах (ребенок будет сам вытирать лицо, красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.

 

Критерии опрятной еды:

- Правильно держать ложку (правая или левая рука)

- Не крошить хлеб.

- Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.

- Не разговаривать с полным ртом.

- Тихо выходить по окончании еды из-за стола.

- Пользоваться салфеткой.

- Благодарить.

- Пользоваться только своим прибором.

Малыш умывается.

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры - потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены (полотенце, расческа, носовые платки).

При умывании необходимо учитывать следующие умения и навыки:

- Учить детей с помощью взрослого мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.

Перед гигиеническими процедурами нужно:

- Завернуть рукава одежды ребенка

- Проверить температуру воды

- Ребенок подносит руки под струю воды, берет мыло, намыливает ладони, трет ими друг о друга

- Смывает мыло под струёй воды

- Малыш самостоятельно снимает полотенце и насухо вытирает лицо и руки.

Все действия сопровождаются разговором.

В процессе одевания и раздевания детей необходимо научить самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок одевания, раздевания и аккуратно складывать снятую одежду. Учим оказывать помощь друг другу.

Учим пользоваться расчёской.

- Знать свою расчёску и место, где она лежит

- Показать назначение расчёски и формировать навык её использования

-Учить спокойно относиться к процедуре причёсывания

- Знать, что такое зеркало и его назначение.

- Учить спокойно рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками

Учим пользоваться носовым платком

- Знать назначение носового платка

- Самостоятельно брать платок и побуждать к его использованию (по необходимости обращаться за помощью)

- Постепенно формировать умение разворачивать платок.

Успехов вам в воспитании!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgn.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

            Консультация для родителей 

       «Культурно-гигиенические навыки»

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет усвоение правил и норм поведения, вхождение малыша в мир взрослых.

Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - самообслуживание.

Здесь важна постепенность: по мере овладения простыми вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения.

По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия с взрослым, а потом самостоятельно.

Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия малыша.

Например:

при умывании: Зайка начал умываться.

Видно в гости он собрался.

Вымыл ротик, вымыл носик,

Вымыл ухо, вот и сухо!

при расчёсывании: Петушок-петушок,

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки, расчешу.

при кормлении: Каша вкусная дымится,

Лёша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу не спеша.

Ложка, за ложкой,

Ели понемножку.

при засыпании: Вот лежат в кроватке розовые пятки.

Чьи это пятки- мягки, да сладки?

Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай, одеяльцем накрывай!

при одевании: Даша варежку надела. "Ой куда я пальчик дела?"

Даша варежку сняла, посмотрите-ка, нашла.

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.

Следующее условие - единство требований со стороны взрослых.

Прием пищи - сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. К трем годам навык пользования ложкой закрепляется, можно считать, что обучение действиям приема пищи состоялась. Далее умение будет оттачиваться.

Важно обеспечить правильную посадку ребенка за столом.

Желательно,чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб самостоятельно, бумажные салфетки в салфетницах (ребенок будет сам вытирать лицо, красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.

Критерии опрятной еды:

- Правильно держать ложку (правая или левая рука)

- Не крошить хлеб.

- Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.

- Не разговаривать с полным ртом.

- Тихо выходить по окончании еды из-за стола.

- Пользоваться салфеткой.

- Благодарить.

- Пользоваться только своим прибором.

Малыш умывается.

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры - потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены (полотенце, расческа, носовые платки).

При умывании необходимо учитывать следующие умения и навыки:

- Учить детей с помощью взрослого мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.

Перед гигиеническими процедурами нужно:

- Завернуть рукава одежды ребенка

- Проверить температуру воды

- Ребенок подносит руки под струю воды, берет мыло, намыливает ладони, трет ими друг о друга

- Смывает мыло под струёй воды

- Малыш самостоятельно снимает полотенце и насухо вытирает лицо и руки.

Все действия сопровождаются разговором.

В процессе одевания и раздевания детей необходимо научить самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок одевания, раздевания и аккуратно складывать снятую одежду. Учим оказывать помощь друг другу.

Учим пользоваться расчёской.

- Знать свою расчёску и место, где она лежит

- Показать назначение расчёски и формировать навык её использования

-Учить спокойно относиться к процедуре причёсывания

- Знать, что такое зеркало и его назначение.

- Учить спокойно рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками

Учим пользоваться носовым платком

- Знать назначение носового платка

- Самостоятельно брать платок и побуждать к его использованию (по необходимости обращаться за помощью)

- Постепенно формировать умение разворачивать платок.

Успехов вам в воспитании!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и воспитателям в кратчайшие сроки подготовить малышей к освоению культурно гигиенических навыков....

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (2-3 ГОДА)

для чего необходимо развитие культурно-ггигиенических навыков и навыков самообслуживания....

мастер - класс «Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста »

Мастер - класс "Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно - гигиенических навыков  у детей раннего возраста"...