Применение малых форм устного народного творчества
статья (младшая группа)

Салми Оксана Михайловна

Применение малых форм устного народного творчества подключая сознание детей к мощному роднику народной мудрости, любви и теплоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malye_folklornye_formy.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Малые фольклорные формы, как средство овладения элементарными нормами и правилами здорового образа жизни детьми раннего возраста

Актуальность:

   Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения. Используя для этого собственные наблюдения. Эмпирические выводы и умозаключения, подражания взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе.  По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Поэтому ранний возраст является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

    Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях, воспитания у ребенка полезных для здоровья навыков, закрепляет их, чтобы они стали привычками. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней. С помощью фольклора педагог формирует культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста. И насколько работа изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.

Цель: Совершенствовать у детей элементарные нормы и правила здорового образа жизни через малые  фольклорные формы.

Задачи:

Воспитывать культурно-гигиенические навыки у младших воспитанников.

Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, приёму пищи и т. д. используя фольклор

Повышать интерес к здоровому образу жизни через малые жанры фольклора

 Приобщать родителей к процессу формирования представлений о здоровом образе жизни средствами устного народного творчества.

Я работаю на группе раннего возраста. При первом знакомстве с ребенком я использую малые фольклорные формы:

Пестушки-песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки-игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички-обращения к явлениям природы ( к солнцу, ветру, дождю,снегу, радуге, деревьям).

Приговорки- бращения к насекомым птицам, животным.

Прибаутки, шутки – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Колыбельные – сопровождают жизнь малыша, с первых дней появления на свет. Развивают речь и образное восприятие.                  

Приучая детей мыть руки, лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю такими  потешками как:

Водичка, водичка,

Умой мое личико …

Щечки мыли? ДА!

Глазки мыли? ДА!

Ручки мыли? ДА!

И теперь мы чистые –

Зайчики пушистые!

 

Кормление - очень важный момент в жизни каждого  малыша. Использование потешек поможет   сделать процесс  еды  веселым и непринужденным, детки с  большим  аппетитом  кушают.

Умница Сашенька,

Ешь кашу сладеньку,

 Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую

А у нас есть ложки

 Волшебные немножко.

 Вот — тарелка, вот — еда.

 Не осталось и следа.

Не все дети любят молоко или молочные продукты, вот и приходится их убеждать, как это вкусно и полезно, и нужно обязательно попить, а то… «коза-рогатая, коза-бодатая забодает тех, кто кашу не ест, молока не пьет».

Или дети очень любят песенку «далеко- далеко, на лугу пасуться ко… , козы».

А нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:

Расти, коса, до пояса.

Не вырони ни волоса.

                                        Дружат волосы с расческой,

                                             Хороша моя прическа                                                                                                            

Обуваясь на прогулку, дети любят приговаривать:

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот – с правой ножки,

Если дождик пройдет,

Не намокнут ножки!

Эти потешки учат детей ориентироваться в собственном теле.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

                                   Раз, два, три, четыре, пять

                                  Собираемся гулять…

   Укладывая детей спать в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Напевая колыбельные песенки, глажу по головке, по спинке, кого по ручке, даю этим понять, почувствовать каждому, что пою именно для него. Спокойный, размеренный темп речи, как бы покачивающийся рисунок мелодии, успокаивает малышей, снимает напряжение.

 Люли- люли, люленьки

 Прилетели гуленьки…

                                              Тишина у пруда,

                                              Не качается вода.

                                              Не шумят камыши,

                                               Засыпают малыши

Баю-баю-баю-бай

Ты, собачка, не лай…

Баю-баю, баиньки,

В огороде заиньки.

Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

Вот проснулся петушок, встала курочка.                                                                            

Подымайся,мой дружок, встань, мой Юрочка

 

   Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети любят играть в такие игры, так как они в  них самореализовываются, показываются, формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.  Малыши с удовольствием выполняют движения: «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Зайка беленький сидит».

Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием выполняли содержание колыбельных песенок. Во время кормления куклы приговаривали «Каша вкусненька, дымится, Катя кашу есть садится», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму». Во время игры в парикмахерскую можно было услышать: «Тебе не больно? Я волосы в ряд причешу, коса вырастет до пояса».

Для достижения наилучших результатов веду работу с родителями по данному направлению.

- Провела анкетирование «Использование фольклора в семейном воспитании».

- Родительское собрание «Формирование представлений у детей о здоровом образе жизни через малые жанры фольклора», « Режим дня, его значение в здоровье ребенка» - круглый стол.  

- Выпуск буклета для родителей «Потешки – в воспитании культурно- гигиенических навыков у дошкольников»

- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе

- Оформила папки-передвижки: «Потешки для плачущего ребёнка», «Потешки при одевании и раздевании», «Потешки при умывании», «Как использовать русское народное творчество дома»

  - Оформила консультации для родителей «Здоровье всему голова», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Баю-баюшки-баю», « Одежда и обувь для группы», «Когда я ем, я глух и нем», «Игры с детьми на отдыхе в летний период»

- Провожу совместные развлечения родителей с детьми

- Индивидуальные беседы с родителями: «Питание ребенка летом», «Режим дня и последствия его нарушения», «Формирование навыков кормления и одевания», «От чего болят зубы», « Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

- Семинар-практикум «Чистота и здоровье. Когда надо мыть руки?», «Как мы моем ладошки и отжимаем руки»

Результаты работы:

 1.  У детей сформированы представления о здоровом образе жизни через малые жанры фольклора.

2.  Дети  положительно относятся к режимным моментам

3. Сформирован интерес к устному народному творчеству.

4. Воспитанники успешно овладели первоначальными навыками самообслуживания.

5. Развилось осознанное отношение к правилам гигиены.

6. У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора, повысился общий культурный уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в первой младшей группе №12 «Капитошки» Воспитатель Мухина Е.В. Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

·         Дать понятие об устном народном творчестве.·         Познакомить детей с потешкой, как жанром устного народног...

Тема самообразования "Загадка как малая форма устного народного творчества"

С помощью загадок мы раскрываем особенности родного языка и его образов, приучаем детей  к острой и живой мысли....

"Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста"

Систематизация и использование в педагогическом процессе всего многообразия малых фольклорных форм устного народного творчества для формирования познавательной деятельности детей...

Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста.

Русский фольклор – уникальная самобытная культура наших предков –осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколен...

Доклад по теме: Развитие звуковой культуры речи средствами малых форм устного народного творчества

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».

Конспект образовательного мероприятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».Цель:­­­­­­­­­­­­­­- Дать понятие об устн...

Влияние малых форм устного народного творчества на развитие активной речи детей-сирот раннего возраста.

Данный  материал был подготовлен для выступления на педагогическом совете, для ознакомления педагогов цент ра с формами развития речи детей раннего возраста....