Консультация
консультация (младшая группа)

Влияние сказки на формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние сказки на формирование математических представлений у дошкольников.

Мир детства невозможно представить без сказки, которая является универсальным средством в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Увлекательные фантастические истории и необычные персонажи помогают детям не только окунутся в мир волшебства, но и способствуют развитию у них творческого воображения, изобретательной смекалки,  диалектического мышления, влияют на формирование нравственных качеств  личности ребенка.  

Как же сказка может влиять на формирование элементарных математических представлений и что особенно важно, способствовать развитию  у дошкольников интереса к математическим знаниям?  Дело в том, что в сказке много привлекательного: сюжет,  герои  и обязательный счастливый конец, которому так радуются дети.

 Знакомя детей с элементарными математическими представлениями, я часто использую литературные  произведения,  либо  историю отдельного героя, наполняя его математическим содержанием. Стараюсь, чтобы занимательный  материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.

Например, путешествуя по сказке «Цветик-Семицветик», дети помогают девочке собрать лепестки цветка, которые унёс ветер. Одной ей, конечно, не справиться и ребята помогают Жене склеить вазу, составить игрушки на полку и т.д. Казалось, ничего  общего с математикой, но на протяжении определённого времени дети, помогая сказочному персонажу, считают, сравнивают, моделируют, группируют.

В сюжете русской народной или авторской сказки герои сами находят выход из сложной ситуации, а использование приема эмпатии помогает ребенку представить себя на месте сказочного персонажа и выбрать собственное оригинальное решение. Но больше всего дети  любят помогать  героям, которые обратились к ним за помощью, так как не могут справиться с проблемами самостоятельно. В этом случае дети чувствуют свою значимость и выступают в роли волшебников, от которых зависит благополучный исход сказки.    

Слушая сказку, дети хотят помочь героям предолеть препятствия, с которыми они сталкиваются, невольно становясь соучастниками в происходящем и вовлекаясь в решение задач на логическое мышление и смекалку, где без математических знаний не обойтись. Умело подбирая сказки с занимательными историями можно наблюдать, как ребенок реализует свой умственный и творческий потенциал. Важно использовать несложные по восприятию, хорошо знакомые детям сказки, учитывая их возрастные особенности.

С помощью сказок дети легче  усваивают временные отношения. Так, очутившись в сказке «Три медведя», определяют пространственное расположение предметов (справа, слева, впереди, сзади), а также сравнивают предметы мебели  по высоте и длине.

Закрепить представление о геометрических фигурах используя сюжет  сказки  «Три поросёнка», помогут  задания: «В каком по форме домике будет комфортно жить поросятам?», «Постройте  при помощи геометрических фигур домик поросятам».

         По сказке «Цветик-Семицветик», при закреплении знания порядкового и количественного счёта,  а также  уравнивания количества предметов можно дать задание детям посчитать «Сколько игрушек у  девочки  Жени?», «На каком по счёту месте определённая игрушка». Затем, уже размещённые игрушки на полках, сравнить по количеству и определённым способом  уравнять их.

В сказке «Гуси – лебеди», по сюжету дети прячут героев под яблонькой, предварительно выполнив задание: «Составьте и решите задачу, про яблоки, которые висят на ветке и которые лежат на земле».

Регулярное использование в непосредственно образовательной деятельности  системы специально подобранных народных и авторских произведений, направленных на развитие познавательских способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, позволяет им уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и использовать математические знания в повседневной жизни.

Обучение математике не должно быть скучным для детей, ребёнок запоминает только то, что ему интересно. Дошкольник познаёт мир, на примерах взрослых и сказочных персонажей, т.е. через сказку. Помогая герою, ребёнок становиться настойчивым, трудолюбивым, жаждущим знаний. Любая детская сказка может превратиться в занимательное математическое приключение и запомниться надолго.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....