Проект «Шахматный дворик»
проект (подготовительная группа)

Создание условий для развития шахматного образования детей дошкольного возраста;  

Используя потенциал шахмат содействовать полноценному интеллектуальному развитию и социализации детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shahmaty.docx48.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1общеразвивающего вида» г. Сосногорска

Проект «Шахматный дворик»

Авторы проекта:

Кожура Полина Егоровна

Занимаемая должность: воспитатель

Квалификационная категория: высшая

Никулина Наталья Васильевна

Занимаемая должность: старший воспитатель

Квалификационная категория: первая квалификационная категория

2018г

Паспорт проекта «Шахматный дворик»

Цель проекта

Создание условий для развития шахматного образования детей дошкольного возраста;  

Используя потенциал шахмат содействовать полноценному интеллектуальному развитию и социализации детей дошкольного возраста.

Назначение проекта

Познавательно- развивающий проект

Сроки реализации проекта

Долгосрочный: средняя группа (с октября 2017г. по апрель 2018г.); старшая группа (с октября 2018г. по апрель 2019г.); подготовительная (с октября 2019г. по апрель 2020г.)

Источники финансирования проекта

Участники проекта:

ФИО

Должность

Образование (какое учебное заведение окончил, срок окончания обучения, специальность по диплому),

Квалификационная категория

Перечень статей, публикаций

Никулина Наталья Васильевна

Старший воспитатель

Высшее, Столичный Гуманитарный  Институт г. Москва, 2003г. психолог

Первая квалификационная категория

Опубликована научно – исследовательская работа в Всероссийском заочном фестивале научно – методических разработок проектов «Образовательная среда»

Кожура Полина Егоровна

Воспитатель

Высшей квалификационной категории

Образование средне-специальное, окончила Сыктывкарское педучилище №2 в 1978году

Педагогический стаж – 40 лет

Принимала участие:

Опубликована статья в сборнике материалов Всероссийской заочной научно – практической конференции «Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации дошкольного образования» статья «Реализация  регионального  компонента в образовательном процессе ДОУ» (март 2014г.)

Результаты реализации проекта

Овладение детьми  игрой в шахматы, а так же целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Содержание проекта

Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте (А.Карпов-в 4 года, Г.Каспаров, Р.Фишер, Ю.Балашов-в 6 лет, А.Алёхин, М.Таль-7 лет).

В наше время  родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере. Шахматные стратегии во многом совпадают со спортивными.

Благодаря шахматам особенно хорошо развиваются навыки управления временем. Игрок, имеющий ограниченный запас во времени на завершение игры, должен правильно распределять его. Так и в жизни, и во время учёбы – школьникам необходимо эффективно использовать своё время.

Шахматная задача помимо прочего заставляет взглянуть на ситуацию с двух сторон. Для большинства детей, которые в основном сконцентрированы на самом себе, это умение – большое достижение. Ребёнок узнаёт, что ходы и фигуры противника так же важны, как и его собственные. Благодаря шахматам развивается навык дискуссии, в  ходе которой участник должен учитывать аргументы обеих сторон. И умение распределять время, и умение оценивать проблему с разных позиций ,крайне необходимы для будущих  представителей  многих профессий.

Если говорить о расчётах, применяемых в игре, то очевидно, что шахматы помогают развивать логическое и критическое мышление, столь необходимое в проектировании.

Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой. Ведь математические понятия можно весело и интересно объяснить в контексте игры.

Б.Франклин писал в 1779 году, что шахматы – «это больше, чем праздное развлечение, ведь жизнь есть подобие шахматной игры». Он полагал, что игра в шахматы  развивает дальновидность, осмотрительность, самообладание и спортивный дух.

Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.

Работая над данным проектом основной акцент, мы делали на развитии интеллектуальных способностей детей. Проводимая работа стала эффективной при активном взаимодействии с родителями. С их помощью были куплены методические пособия, и наборы шахмат. Работа началась с теоретической подготовки.  Была подобрана разного рода информация из энциклопедий: история появления шахмат, сведения о знаменитых шахматистах, интересные истории из шахматных турниров и др. Дети с огромным интересом слушали сказку Н. Ярошенко «Шахматное королевство».  Знакомство с шахматами началось с привлечения детей к продуктивной деятельности: аппликации, лепке и рисованию шахматных фигур. Все это способствовало закреплению знаний детьми названий фигур.

Актуальность проекта

 Шахматы –  это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики,  мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Мы предполагаем, что организация занятий шахматами в детском саду позволит решить  комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.

Проблемы, которые решает проект

Все увеличивающиеся информационные потоки – знамение нашего времени. Новая информация, которая крайне тяжело усваивается взрослыми людьми, легко и непринужденно входит в непосредственную жизнь ребенка. Современный ребенок имеет более высокий уровень интеллектуального развития, логического мышления, развития познавательных функций.

Но, в настоящее время прослеживается тенденция уменьшения дополнительного образования для способных и одаренных детей, тем самым невостребованными остаются быстро приобретаемые в процессе современной жизни способности малышей.

Проект по раннему обучению дошкольников 4-7 лет азам шахматной игры «Шахматный дворик» - решает проблему не востребованности возросших умственных способностей малышей и дает возможность получения элитного, т.е. максимально качественного образования на дошкольной ступени.

Функции проекта 

Познавательно-развивающая функция проекта

Круг активных и пассивных участников проекта 

В создании данного проекта принимали участия: воспитатель -  Кожура П. Е.,старший воспитатель – Никулина Н. В., родители воспитанников, и сами воспитанники.

Цели и задачи:

   1. Развитие и тренировка психических процессов:

 -  Обучение  навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть

     результаты своей деятельности;  развитие логического мышления,    

    ориентировки на плоскости, внимания, памяти;

  - Развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений,  

   умозаключений.

 2. Развитие познавательных интересов

  - изучение основ шахматной игры,

  - расширение кругозора;

 3. Развитие творческих способностей:

 - развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.

 4. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:

- активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость,    

  спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю;

-  уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход

   событий.  

- воспитание умения вести себя в группе во время движения,  

  формирование чувства такта,  культурных привычек в процессе

  группового общения с детьми и взрослыми. 

 5. Подготовка ребёнка  к школе.     Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки  и  быстрее делают домашнее задание.

Ожидаемые результаты проекта

Детям:

улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья;

расширить кругозор,  путём введения определённых слов спортивной лексики в практику общения;

приблизиться к историческому наследию достижений спортсменов своей Родины;

повысить интерес к игре в шахматы, которая  помогает стать  более  уверенными в себе, целеустремленными;

развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание;

Родителям:

улучшить психологический климат в семье, на основе формирования единства интересов, всех ее членов;

повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики;

приобщать своих детей к занятиям спортом.

Педагогам:

создать условия для комфортного пребывания детей и их родителей в дошкольном учреждении;

принять активное участие в  проектной деятельности;

повысить  компетентность сотрудников образовательного учреждения в вопросах игры в шахматы.

Критерии, показатели, индикаторы позволяющие оценить результаты проекта

Высокий уровень – устойчивый интерес  к игре, умение решать шахматные этюды, владеют основными правилами игры в шахматы, играют самостоятельно, принимают участие в турнирах.

Средний уровень –  устойчивый интерес к игре, знают основные правила игры в шахматы, могут применять их при игре, пользуются  частично помощью взрослого (педагога).

Низкий уровень – знают основные понятия игры в шахматы,  но интереса к игре не проявляют, игра носит эпизодический характер.

Работая над проектом, мы опираемся  на такие принципы: принцип мобильности т. е. можно играть в шахматы где угодно - на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и так далее;  принцип доступности - игра доступна и по цене, и по организации; принцип преемственности - нужна тесно взаимодействовать с родителями; принцип учета возрастных особенностей- важно уметь играть и понимать суть игры, нотации не пишутся, не наблюдается время. Работа по проекту разделила условно на три этапа.

Этапы реализации проекта и содержание деятельности.

Этапы проекта

Цель

І этап-Подготовительный

  1. Составление перспективного плана, направленного на освоение шахматного образования;
  2. Разработка проекта «Шахматный дворик» в системе шахматного образования;
  3. Разработка системы оценки качества образовательной деятельности по интеллектуальному развитию дошкольников средствами шахматной деятельности.

ІІ этап-

Основной (практический)

  1. Совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта.
  2. Информационно-консультативное и научно-методическое сопровождение родителей по освоению современных технологий по шахматному образованию.
  3.  Реализация мероприятий событийного характера, способствующих интеллектуальному развитию, популяризации шахматной деятельности;
  4. Организация досуговой деятельности «В шахматном королевстве».
  5. Разработка критериев и эффективности проекта.

ІІІ этап-заключительный

  1. Мониторинг эффективности реализации основных направлений инновационного проекта; соотношение результатов с поставленными задачами.
  2. Обобщение опыта по созданию педагогических условий для интеллектуального развития дошкольников средствами шахматной деятельности.

Перечень мероприятий

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат

Условия реализации проекта

1.

1.1.

Подготовительный этап

-Выявление представлений воспитанников о шахматах.

-Анкетирование родителей (законных представителей) по теме «Что вы знаете о шахматах?».

- Определение целей и задач проекта.

-Составление тематического плана по реализации проекта.

-Привлечение родителей (законных представителей) к совместной деятельности по реализации проекта.    Обновление содержания предметно-развивающей среды.

01.10.2018-

30.10.2018

Воспитатель

Ст. воспитатель

Проведение анкетирования с педагогами по изучению профессиональной компетентности по формированию основ игры в шахматы детей среднего  дошкольного возраста

Разработан перспективный план работы по знакомству детей шахматами.

1.2.

Информированность родителей о предстоящей деятельности  по работе над проектом «Шахматный дворик»

17.10.18-

26.10.18

Воспитатель, ст. воспитатель

Родители информированы; предложения родителей о содействии в проведении предстоящих мероприятий, пополнение атрибутами

1.3.

Организация дидактического оснащения реализации проекта:

- Организация шахматного уголка в группе;

- Альбом «Шахматное королевство»;

- Книга «Первые шаги маленького шахматиста», «Шахматные сказки», «Королевство в картинках»;

- Организация выставочной экспозиции «Королевство шахматных фигур»;

- Выставка детских творческих  работ «Мы рисуем»;

- Макеты: фрагменты шахматной доски, шахматных фигур;

- Дидактические игрушки: собери шахматную доску, разрезные шахматные картинки, темные и светлые кубики и др.

Совместные мероприятия с родителями:

-Консультация для родителей « Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников», «Загадки - как форма обучения в шахматы»

- энциклопедия для родителей «Малыш и шахматы»;

- семейный конкурс творческих работ «Волшебные фигуры»

Методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности:

- разработка комплексно-тематического планирования и приложений к проекту;

- ММП «Шахматные фигуры», «Простейшие комбинации» и др;

- пополнение библиотечки проектной деятельности в ДОУ.

01.10.18-

10.02.19

Воспитатель, ст. воспитатель

Пополнен уголок шахматными атрибутами на группе

Консультации проведены в рамках родительского собрания

1.4.

 Картотека загадок, пословиц и поговорок о шахматах

01.10.18

10.02.19

Воспитатель

Картотека составлена

2.

2.1.

Практический этап (основной)

                                           Анкетирование родителей Вовлечение родителей в создание в группе уголка шахмат.

Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории шахмат

Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению макетов, панно по шахматам.

Организация группового родительского собрания «Обучение к игре в шахматы»

01.10.18-

10.02.19

Воспитатель

Родители

Воспитатель, ст. воспитатель

Познавательный интерес; активное участие родителей в проекте

Проведено анкетирование родителей с целью изучения роли семьи в обучении к игре шахматам

Атрибуты  подготовлены к использованию.

2.2

Чтение художественной литературы.

 Чтение сказок: «Удивительные приключения шахматной доски», «Шахматная беседка», «Загадки из волшебного сундучка».  Дидактические игры: «Шахматный кубик» «Большая и маленькая», «Убери такую же», « Куча мала», «Чудесный мешочек», «Запретная фигура», «Школа» и другие.  

Разучивание стихов и загадок.  

Проведение бесед: «Где, кроме шахматной доски, есть клетки, расположенные в шахматном порядке», «Шахматные фигуры», «Шахматы дома», «Правила игры».

Воспитатель

Чувство радости от творческой деятельности.

2.3.

Художественно - эстетическое развитие:  Рисование «Жители Шахматного королевства»

- лепка из пластилина шахматной фигуры «ладья», ручной труд вырезание шахматных фигур.  

 Инсценировка сказок на новый лад:  «Шахматный колобок», « Шахматная репка», «Шахматный теремок».

01.10.18-

10.03.19

Воспитатель

Чувство радости от творческой деятельности.

Конспекты НОД с детьми составлены   в соответствии с поставленными целями

2.4.

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

Дидактические игры и задания:

 «Горизонталь» - двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками.
«Вертикаль» - то же самое, но заполняется одна из вертикальных линий. 

 «Диагональ» - то же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

01.10.18-

10.03.19

Воспитатели, родители, ст. воспитатель

Дать детям представление о шахматной доске, как   игровом поле для шахмат.

Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей.

Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями

2.5

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Цель:   Познакомить детей с шахматными фигурами.  Дидактические игры и задания:

«Волшебный мешочек» - в непрозрачном мешочке все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. 
«Угадай-ка» - педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети угадывают. 
«Секретная фигура» - все фигуры стоят на столе воспитателя  в один ряд. Дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай» - педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» - педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (цветом, формой.)
«Большая и маленькая»  - на столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Воспитатель

2.6.

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания: 

«Мешочек» - дети  по одной вынимают шахматные фигуры и расставляют начальную позицию.
«Да и нет» - педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч» - педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из детей. Если ответ верный, то мяч следует поймать.

01.10.18-

10.02.19

Воспитатель

Чувство радости от творческой деятельности, развитие познавательного интереса

3.

3.1

Заключительный этап

Итоговый проектный день:

  • Творческий отчет педагогов о реализации проекта;
  • Мониторинг и анализ реализации проекта, на основе разработанных критериев;
  • Анализ сравнительной диагностики уровня развития детей, социализации; анализ влияния реализации проекта на динамику развития детей;
  • Корректировка плана проектной деятельности на основе анализа проведенной работы;

Пополнение банка данных о реализации проекта (мониторинг проведенных мероприятий, фото, видео, данные об участниках проекта)

Итоговое отчетное родительское собрание:

  • Мультимедийная презентация «ДОУ, где все дети одаренные»;

Анкетирование родителей по итогам реализации проекта (удовлетворенность проведенной работой, уровень вовлеченности родителей в реализацию проекта, перспективы дальнейшего развития)

03.04.19

Воспитатели, ст. воститатель

Радость от яркого праздника

3.2

Фотовыставка «Мой ребенок играет в шахматы»

16.04.19г

Ст. воспитатель

Чувство радости от творческой деятельности

- интерес детей и родителей

-методические разработки непосредственно – образовательной деятельности с детьми и их родителями

-новизна материалов

-доступность для детского восприятия

-активизация детей яркими увлекательными материалами

-выбор специальных педагогических воздействий

-создание развивающей среды

-использование современных средств ИКТ

Список использованной литературы:

1.В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы», М.Просвещение, 1995г.

2.И.Г.Сухин «Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», О.Провещение «Духовное возрождение», 2003г.

3.И.Г.Сухин «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2-5 лет», М.: Новая школа, 1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Речевой дворик"

До проектная деятельностьМотив:   Наблюдался недостаточный запас знаний детей о домашних животных и птицах, низкий уровень произносительной стороны речи.Модель  трех вопросов. Что ...

Педагогический проект "Чистый дворик"

Педагогический проект проводился с детьми старшего дошкольного возраста в рамках экологического и нравственно-патриотического воспитатния....

Проект «Лучший дворик»

Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида дома, благоустройства двора. Не случайно говорят, что встречают по одежке. Территория нашего детск...

Проект "Наш дворик"

Данный проект направлен на озеленение и благоустройство территории детского сада, а также на формирование экологического образования у воспитанников....

Экологический проект "Птичий дворик"

Экологический проект "Птичий дворик"...

Проект "Птичий дворик"

Птицы – едва ли не самые интересные объекты для наблюдения в природе. Звери редко попадаются на глаза, а птицы то и дело оказываются у нас на виду.  Мы так привыкли к ним, что зачастую не замечае...

проект "Деревенский дворик"

Проект «Деревенский дворик» направлен на расширение знаний детей об особенностях домашних животных, их роли в жизни человека....