Конспект интегрированного занятия «Перелетные и зимующие птицы»
план-конспект занятия (старшая группа)

Демешкевич Наталья Николаевна

Цель НОД: развитие всех компонентов в устной речи детей, обобщение знаний детей о перелетных и зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

«Перелетные и зимующие птицы»

Возраст обучающихся: для детей старшего дошкольного возраста с 5-6 лет.

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».

Тип НОД: интегрированное

Форма организации обучения: групповая

Цель НОД: развитие всех компонентов в устной речи детей, обобщение знаний детей о перелетных и зимующих птицах.

Программное содержание: закрепить представление о перелетных и зимующих птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на перелетных и зимующих, развивать логику, воображение и творческую активность детей.

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки. Беседы с детьми о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Разгадывание загадок о птицах, заучивание стихотворений, чтение сказок. Д/игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?», 

настольно-печатная игра «Наши соседи».

Чтение произведений: «Ворона и сорока»  К. Ушинского;  «Птицы»,  «Синичкина кладовая» Н. Сладкова;  «Гаечки»  М. Пришвина;  рассказы из книги «Птицы. Какие они?»  Т. Шорыгиной.

Планируемый результат: Расширение знаний воспитанников о перелетных и зимующих птицах.

Оборудование: Презентация «Перелетные и зимующие птицы», пластин, салфетки.

Словарная работа: перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница, клин

Ход НОД:

1 часть – Мотивационный этап

Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко.

(Дети садятся на стульчики)

2 часть – Содержательный этап

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение А. Плещеева:

«Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца,

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.»

В: А какое у нас сейчас время года? А какой месяц?

Дети: ноябрь.

Презентация

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?

Д: Желтеет листва, идут моросящие дожди.

1 слайд три картинки осени: сентябрь, октябрь, ноябрь.

В: Молодцы, ребята.

А. Плещеев «Перелетная птичка»

… Собирается птичка в отлет;

Вот в лесу она кличет, зовет:

«Эй, скорей, перелетные, в круг!

Порешим, как уйти нам на юг

От осенних туманов и тьмы,

От холодной, голодной зимы,

Кто нам будет вожатым в пути,

Где ночлег нам в дороге найти?

Здесь все вянет! Живые в поход!..

Вы, бывалые птицы, вперед!»

В: ребята, а что происходит с птицами?

Д: Они улетают в тёплые края.

2 слайд: птицы улетают в теплые края

Воспитатель: как можно назвать таких птиц?

Дети: это птицы перелетные. Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Воспитатель: Почему птицы улетают в тёплые края? (Эти птицы питаются насекомыми, а зимой их нет) .

Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок, утки, гуси, лебеди.

3 слайд: перелетные птицы.

В: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают. 

Д: Да.

4 слайд: построение птиц в полете.

В: Журавли клином, впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей

В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

- Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие,  которые хорошо питались)

Физминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.

В: Ребята, все птицы улетят в теплые края. Мы останемся совсем без птиц?

Д: Нет, у нас останутся зимующие птицы.

В: Назовите зимующих птиц.

Д: Воробей, ворона, синица, сорока, голубь.

5 слайд: зимующие птицы.

В: Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.

Д/и «Четвертый лишний» (слайды)

6 слайд Ласточка – снегирь – скворец – аист

7 слайд Воробей – грач – журавль – цапля

8 слайд Сорока – соловей – кукушка – ласточка

9 слайд Цапля – голубь – аист – грач

10 слайд Ворона – кукушка – журавль – соловей.

В: Чем страшна птицам зима?

Д: Голодом.

Те птицы, которые остаются с нами зимовать могут сами найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. Ребята, скажите, как мы можем помочь птицам зимой?

Д: Не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их, делать кормушки и кормить птиц.

11 слайд: кормушки.

В: Какие вы молодцы, ребята. Настало время поиграть и порезвиться.

П/игра "Зимующие и перелетные птицы".

Детям раздаются картинки с изображением птиц: перелетных и зимующих. В группе на разных столах расположены изображения солнышка и снежинки. Дети, в роли птиц ходят под музыку, со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички.

(После этих слов,  музыка заканчивается и "перелетные птицы" должны собираться у солнышка, а "зимующие" - у снежинки. Игра  повторяется два раза.)

В: Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними?

Д: Лебеди, гуси, утки.

В: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена.

В: Каким цветом бывают лебеди?

Д: Белые и черные.

12 слайд: лебеди

В: Какие они?

Д: Красивые, величественные, гордые.

Продуктивная деятельность. Лепка.

В: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина и природного материала (шишек) сделать лебедей.

Но сначала разомнем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика.

Птицы перелетные Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

В стаи собираются, Сжимают пальцы рук в кулаки.

В края теплые летят, Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

До весны прощаются. Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Стаи журавлиные, Перечисляя птичьи стаи,

Стаи лебединые, дети загибают по очереди

Стаи соловьиные, пальцы на руке

Гусиные, утиные –

К югу все они летят, Здесь замерзнуть не хотят.  (Показ воспитателя.)

В: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют поделки на столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.)

3 часть – Рефлексивный эта

В: Ребята, какие новые слова запомнили? (перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница, клин)

Ребята, что сегодня на занятии понравилось?

Что запомнили?

Спасибо, с вами было приятно заниматься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему "Зимующая птица сорока-белобока"

Конспект занятия для подготовительной группы. Занятие проводится в виде викторины. Цель занятия: обобщить и систематизировать знания детей о России, воспитывать любовь к Родине....

Конспект интегрированного занятия «Перелетные птицы»

Образовательные области:-«Коммуникация», «Познание»...

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимующие птицы» для детей с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)

Цель: закрепление представлений о зимующих птицах.Задачи: ·        Развитие речевого слуха, образного мышления.·        Развитие у...

Конспект занятия "Перелетные и зимующие птицы"

Задачи:- закреплять знания детей о признаках осени;- закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах;- познакомить детей со стихотворением Е.А.Благининой «Улетают, улетели…»;- развивать внимани...

Конспект интегрированного занятия "Перелетные птицы"

Конспект интегрированного занятия в логопедической группе."Перелетные птицы"...