Детский сад и дети с ОВЗ: проблемы и перспективы развития
статья

В последнее время увеличивается число детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов.

Еще в недавнем прошлом большинство из них вынуждены были сидеть дома.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДОУ предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Сегодня в нашем детском саду создаются условия для воспитания и развития детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми. Ведь, чем раньше будет вовлечен такой ребенок в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.

Опыт показывает, что совместное воспитание и обучение помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании.

Итогом работы по воспитанию детей с ОВЗ мы планируем следующий результат:

 

- успешная социализация детей с ОВЗ в детском саду, группе сверстников;

 

- самостоятельность;

 

- коммуникабельность;

 

- инициативность;

 

- уменьшение «изоляции» детей;

 

- самоконтроль;

 

-повышение самооценки;

 

- активизация речи, когнитивных процессов.

 

Для достижения планируемого результата в нашем ДОУ созданы следующие условия:

 

- создание соответствующего образовательного пространства;

 

- создание программно-методического обеспечения;

 

- создание предметно-пространственной развивающей среды;

 

Обязательная зона коррекции

 

Уголки уединения

 

Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»

 

- создание дидактического обеспечения;

 

- работает комиссия ПМПК, которая оказывает консультационное, диагностическое и методическое обеспечение;

 

- налажено сетевое взаимодействие с социальными партнерами: ЦДО, СЮТ, Детская художественная школа, Детско-юношеская спортивная школа: организация участия воспитанников в городских конкурсах детского творчества, спортивных мероприятий, посещение выставок, концертов;

 

- реализуются индивидуальные АОП;

 

- функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя-логопеда, физкультурный зал, кабинет педагога-психолога);

 

- система сетевого взаимодействия на договорной основе с другими организациями, где имеются специалисты, которых нет в нашем штате (например, дефектолог, психиатр);

 

- индивидуальное сопровождение разными специалистами детей, которые требуют «особого внимания».

 

Также в своей работе, все специалисты ДОУ руководствуются следующими принципами:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

 

Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.

 

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий.

 

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

 

Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

 

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

 

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.29 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад и дети с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы развития

В последнее время увеличивается число детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов.

Еще в недавнем прошлом большинство из них вынуждены были сидеть дома.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДОУ предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Сегодня в нашем детском саду создаются условия для воспитания и развития детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми. Ведь, чем раньше будет вовлечен такой ребенок в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.

Опыт показывает, что совместное воспитание и обучение помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании.

Итогом работы по воспитанию детей с ОВЗ мы планируем следующий результат:

- успешная социализация детей с ОВЗ в детском саду, группе сверстников;

- самостоятельность;

- коммуникабельность;

- инициативность;

- уменьшение «изоляции» детей;

- самоконтроль;

-повышение самооценки;

- активизация речи, когнитивных процессов.

Для достижения планируемого результата в нашем ДОУ созданы следующие условия:

- создание соответствующего образовательного пространства;

- создание программно-методического обеспечения;

- создание предметно-пространственной развивающей среды;

Обязательная зона коррекции

Уголки уединения

Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»

- создание дидактического обеспечения;

- работает комиссия ПМПК, которая оказывает консультационное, диагностическое и методическое обеспечение;

- налажено сетевое взаимодействие с социальными партнерами: ЦДО, СЮТ, Детская художественная школа, Детско-юношеская спортивная школа: организация участия воспитанников в городских конкурсах детского творчества, спортивных мероприятий, посещение выставок, концертов;

- реализуются индивидуальные АОП;

- функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя-логопеда, физкультурный зал, кабинет педагога-психолога);

- система сетевого взаимодействия на договорной основе с другими организациями, где имеются специалисты, которых нет в нашем штате (например, дефектолог, психиатр);

- индивидуальное сопровождение разными специалистами детей, которые требуют «особого внимания».

Также в своей работе, все специалисты ДОУ руководствуются следующими принципами:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.

Принцип активного включения в образовательный процесс

всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

 Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольное образование:проблемы и перспективы развития

В настоящее время проблема дошкольного образования стоит очень остро и этому вопросу всё больше уделяют внимания!...

Швецова А.Д., Пак Сун Хи Кинетическая сказка в коррекционной работе с детской тревожностью //Современная психология образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции

Стаья посвящена описанию одного из возможных вариантов коррекционной работы со старшими дошкольниками с повышенной тревожностью посредством сказкотерапии, построенной в системе занятий на основе приме...

Наука,образование,общество: проблемы и перспективы развития. Тема.

Тема. развития творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19235364","attributes":{"al...

Наука,образования,Общество: проблемы и перспективы развития

Развитие творческих способностей детей дошкольного возрастачерез нетрадиционные формы изобразительной деятельности....