Влияние поэзии на речевое развитие ребёнка
консультация (старшая группа)

Батулина Лариса Николаевна

В наше время проблемы с речевым развитием у детей дошкольного возраста возросли. Есть много приемов, методов и форм работы с детьми по данному направлению. Но детская художественная литература, несомненно, играет большую роль. Несомненно, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, потому что поэзия первоначально воспринимается сердцем, а потом уже передается в голове. В дошкольном возрасте важно научить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема доклада : «Влияние поэзии на речевое развитие ребёнка»

Читайте детям стихи.

Пусть ухо их приучается

к  гармонии русского слова,

а сердце преисполняется

чувством изящного.

Пусть поэзия действует на них

как музыка.

В.Г.Белинский

               В наше время проблемы с речевым развитием у детей дошкольного возраста возросли. Есть много приемов, методов и форм работы с детьми по данному направлению. Но детская художественная литература, несомненно, играет большую роль. Несомненно, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, потому что поэзия первоначально воспринимается сердцем, а потом уже передается в голове. В дошкольном возрасте важно научить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребенка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекают мир звуков. Несомненно, очень важна поэзия в процессе воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. За основу педагогической деятельности надо взять положение В. А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несет радость и грусть.                      Именно поэтому особое место в методике развития речи занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развития умений воспринимать и воспроизводить стихи. Многие ученые, педагоги, занимающиеся проблемами методики развития речи, отмечают огромное положительное влияние поэзии на развитие речи ребенка.

           Чтение стихов детям с раннего возраста играет колоссальную роль  в развитии их интеллектуальных способностей, мышления, развитии речи и укрепления памяти.

           Поэзия эмоционально обогащает  ребенка, воспитывает духовный мир, влияет на выбор нравственных ориентиров. Стихи и песни – это уникальная возможность развить фантазию и абстрактное мышление, узнать о том, чего дети ещё никогда не видели, а порой и о том, что увидеть вообще невозможно – разве что представить себе.

           Первые стихи для самых маленьких имеют описательный характер и носят элемент игры, забавы. Главное в них – возможность улавливать эмоции и настроение благодаря ритму.

          Чувство ритма очень важно при  развитии эмоционального интеллекта.  В основе всех процессов жизнедеятельности человека и мира лежит ритм. Сердцебиение. Дыхание. Время. Минуты, часы, день, ночь. Лунные циклы. Развивая чувство ритма у ребёнка, мы помогаем развитию его осознанности, познания, самоощущения и ощущения мира.

          Даже не понимая смысла стихов, малыш осознаёт их настроение и эмоциональную окраску в зависимости от ритма. Поэтому активные и игривые дети предпочитают более ритмичные стишки, а спокойные и застенчивые – более мелодичные.

           Процесс распознавания ритмов начинается с рождения, а порой и раньше. Зная, какие стихи ребёнок слушает с удовольствием, можно даже корректировать его поведение и сглаживать капризы. Достаточно спокойно начать читать знакомые стихи, и малыш вернётся в то состояние, какое обычно бывает у него при прослушивании.

          Точнее всего передать чувства способны только стихи: остро ощущается сила эмоций, которые испытывает поэт. Поэзия создаётся личными переживаниями и отражает лучшее, что есть в человеке.

          Поэзия учит любить и помогает увидеть прекрасное и необычное в простой жизни, посмотреть другими глазами на то, что нас окружает.

Многие поэты посвящали свои творения родине, матери, любимой женщине. Они помогают нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.

               

«Стихи-воспитатели»

           Почти у каждого детского поэта есть несколько «стихов-воспитателей», на героев которых детям хочется равняться или, наоборот, не хочется походить вовсе. А почти у каждого музыкального руководителя есть любимая группа, которая вдохновляет его на сотворение стихов, музыки или театральных постановок.

            Так и у меня есть любимая группа – средняя, которая вдохновила меня на написание нескольких стихотворений. Некоторые из них можно назвать   « стихи воспитатели», а некоторые просто поучительные. После прослушивания стихов ребятам было предложено нарисовать героев стихотворений, которые им больше всего понравились, и у нас получился вот такой альбом.

АНДРЮШКА

По дороге в детский сад

Наш Андрюшка всему рад.

Бабочка с цветка вспорхнула,

Птичка мимо промелькнула,

На заборе рыжий кот

Лапкой моет нос и рот.

В луже шустрый воробей

Пропищал: « Привет, Андрей!»

Пес соседский звонко лает,

Будто в гости приглашает,

Держит маму он за руку,

Ему нынче не до скуки,

Много разных дел в саду,

Я быстрей туда пойду.

Нужно с Владиком подраться,

Машинкой с Колей поменяться,

А когда пойдем гулять,

Всех жуков пересчитать.

День промчался незаметно

За делами, кутерьмой,

 И в веселом настроенье

Наш Андрей идет домой.

МИЛАНА

Как царевна Несмеяна        

Плачет целый день Милана.

В каше сахара ей мало,        

Слезло на пол одеяло,

На нее не так взглянули,

Торт сулили – обманули,

Таня с ней дружить не хочет,

Мальчики ее щекочут,

На занятиях ей грустно,

За обедом ей не вкусно,

И вот так вот целый день!

Только плакать ей не лень.

ТАНЮША

Перед зеркалом не лень

Мне крутиться целый день!

То одену платье с бантом,

 То прикину юбку с кантом,

Так и эдак покручусь,

 И в детсад скорей помчусь.

Скажут в садике: «Танюша,

Ты скорее нас послушай,

Модный на тебе наряд,

Радуешь собой ты взгляд.

Туфли, платье – просто класс!

Потанцуй, порадуй нас.»

И спляшу я танец модный,

Не гавот, не хороводный,

Брейк станцую, как всегда,

Потому что я звезда!

АЛЕШКА

Самый вредный из детей

Это мальчик Алексей!        

Он игрушки разбросал,

Стены краской расписал,

Дернул Катю за косу,

И пролил на скатерть суп.

Говорят все: «Алексей!

Ты скорее повзрослей!

Хватит всех расстраивать,

Пора уже мужчиной стать!»

ВЕСЕЛАЯ ЗАДАЧКА.

Раз, осеннею порой

В ясный теплый выходной

Отложив свои труды

В лес собрались по грибы:

Мама с папой,  бабка, дед,

Прихватив с собой обед,

Сын Сережка, дочь Наташка,

Пес веселый Промокашка.

А в лесу грибов – не счесть,

Только можно ли их есть ?

Папа всем сказал: «Ребята!

Будем собирать опята!

Этот гриб – он вкусный самый,

И пошел в кусты за мамой.

Ну, а бабушка и дед

Разложив в траве обед,

Рассуждая о погоде

Уплетали бутерброды.

Лишь Сережка и Наташка

С псом веселым Промокашкой

 По полянке друг за другом

Дружно бегали по кругу.

Солнце начало садиться,

К вечеру стал день клониться,

И уставшая семья

Разложилась у ручья.

Дед сказал: « Я предлагаю

Сдать грибы, я посчитаю»

В папиной корзинке вряд

Разместилось шесть опят,

Ну, а в мамином лукошке

Пять маслят сидят на ножке,

Дед натужился слегка,

И достал боровика.

У бабули хохотушки

Насчитали три волнушки.

Лишь Сережка и Наташка

С псом веселым Промокашкой

Целый день, резвясь, играли,

И нисколько не набрали.

Вопрос ребята к вам таков:

Сколько же всего грибов,

Отдохнувши у ручья

Принесет домой семья ?

ОСЕННЯЯ ЗАДАЧКА

Осень на дворе стоит,

Клен под окнами шумит,

Загрустили две осины,

Слушая крик журавлиный.

Три березки, три подружки,

Шепчут ясеню на ушко:

« Осень, осень, листопад,

Поменяй скорей наряд!»

Только сосны не грустят,

Выстроились десять в ряд,

Подпирая свод макушкой

Стоят  гордо на опушке.

Так ответьте мне ребятки:

Сколько же в моей загадке

Деревьев с желтою листвой

Радуют нас красотой.

МУЗЫКАЛЬНАЯ  ЗАДАЧА

 Мы с ребятами решили,

Чтобы время не терять        

И для мамочек любимых

Стали песню сочинять.

Разложили все тетрадки

Нотки пишем по-порядку

До, ре, ми, фа, соль, ля,си!

Что за песенка, спроси!

В этой песне солнца лучик,

Месяц вышел из-за тучек,

Детский смех, цветы, улыбки,

Море, золотые рыбки.

Дружно песенку мы спели

В такт нам ручейки звенели,

Ну, ответьте - ка все вместе,

Сколько ноток в этой песне?

ДОКЛАД

«ВЛИЯНИЕ ПОЭЗИИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА»

                                                Подготовила:

                                                                            Музыкальный руководитель

                                                         МБДОУДКВ № 33

                                                                              Батулина Лариса Николаевна

2019

г.Ейск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Влияние литературы на речевое развитие ребёнка"

В консультации для родителей раскрыты речевые проблемы детей младшего дошкольного возраста, значение малых фольклорных жанров и рекомендации по подбору книг....

Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников

Влияние поэзии на речевое развитие дошкольниковЧитайте детям стихи. Пусть ухо ихприучается к гармонии русского слова, а сердце преисполнится чувством изящного.пусть поэзия действует на них как му...

Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников

Влияние поэзии на речевое развитие дошкольниковЧитайте детям стихи. Пусть ухо ихприучается к гармонии русского слова, а сердце преисполнится чувством изящного.пусть поэзия действует на них как му...

Консультация "Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников"

Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы....

Рекомендация для родителей "Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников"

Читайте детям стихи. Пусть ухо ихприучается к гармонии русского слова, а сердце преисполнится чувством изящного.пусть поэзия действует на них как музыка.В. Г. Белинский...