Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
картотека

Иванова Надежда Алексеевна

Картотека содержит познавательные игры по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр 

по патриотическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста.

                                                                                           Автор-составитель:

воспитатель Иванова Н.А.

Рязань, 2021 г. 

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатели на прогулке, во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.

Список игр:

  1. «Мой адрес…»
  2. «Наш детский сад»
  3. «Наша страна»
  4. «Малая Родина»
  5. «Флаг России» (города Рязани)
  6.  «Расскажи о своей  семье»
  7. «Найди флаг России, города Рязани»
  8. «Путешествие по городу Рязань»
  9. «Где находится памятник?»
  10.  «Назови кто»
  11. «Наш микрорайон»
  12. «Моих родителей зовут…»
  13. «Узнай по описанию, кто это?»
  14. «У кого какой домик?»
  15. «С какого дерева листок?»
  16. «Зеленая аптека»
  17. «Малая красная книга»
  18. «Как найти дорожку в детский сад?»
  19. «Узнай, о ком я говорю»
  20.  «Народные промыслы»
  21.  «Мир предметов»
  22. «Собери узор»
  23. «Я имею право...»
  24. «Какие праздники ты знаешь?»
  25. «Жилище  человека».

  1. «Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой  домашний адрес,  улицу города Рязань, номер дома, квартиры, телефона, этаж; закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч.

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: «Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.  

  1. «Наш детский сад»

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках сада, какие обязанности они выполняют, где находятся группа, столовая, и т.д. ; закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал: фотографии и иллюстрации  детского сада, работников сада. План детского сада: 1, 2 этажа, группы. 

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.

  1.  «Наша страна»

Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: иллюстрации, фотографии.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают. 

  1. «Малая Родина»

Цель: выявить знания детей о своей малой  Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Рязани.

Материал:  иллюстрации, фотографии города Рязань и Рязанской области.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и фото, задает вопросы. Дети отвечают. 

  1. «Флаг России» (города Рязани)

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города), закрепить основные цвета флагов, их значение.

Материал: полосы красного, синего и белого цвета.

Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

  1. «Расскажи о своей  семье»

Цель: Сформировать представление о себе, как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал:  фотоальбом, составленный совместно с родителями с  семейными фотографиями  с генеалогическим древом семьи.

  1. «Найди флаг России, города Рязани»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны  (города), закрепить умение находить нужный флаг.

Материал: картинки с изображением разных флагов.

Ход игры:  среди 4-6  предложенных флагов найти нужный.

  1. «Путешествие по городу Рязань»

Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями  города, с памятниками культуры.

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города Рязань.

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

  1. «Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.

Материал: изображения памятников.

 Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

  1.  «Назови кто»

Цель: знакомить детей с  главными людьми   РФ, Рязанской области (Путин, Шойгу, Любимов).

Материал: портреты известных соотечественников.

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете, и рассказать, чем он знаменит.

  1. «Наш микрорайон»

Цель:  закрепить знания детей о своем микрорайоне, о зданиях,  построенных  в ближайшем окружении детского сада.

Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона.  

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают  о своем микрорайоне, о  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении детского сада.

  1.  «Моих родителей зовут…»

Цель:  закрепить знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек.

Материал:  семейные фотоальбомы.

Ход игры: Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы и т.д.

  1.  «Узнай по описанию, кто это?»

Цель: закрепить, знания детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине.

Материал: Картинки и иллюстрации  с изображением животного мира.

 Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают.

  1. «У кого какой домик?»

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных .

 Ход игры: Медведю – берлога,  Белке – дупло.

  1. «С какого дерева листок?»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение   образовывать относительные  прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников  и листьев.

 Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

  1. «Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.

  1. «Малая красная книга»

Цель: закрепить знания детей о редких  растениях и животных, птиц нашего края  занесенных  в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности. 

Материал: «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.  

 Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о  них.

  1. «Как найти дорожку в детский сад?»

  Цель: закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение  определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности (микрорайона), макет местности - микрорайона.

Ход игры: Дети ориентируются по плану и на макете.

  1.  «Узнай, о ком я говорю»

Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: Ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают.    

  1.  «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с  изображением предметов  народных промыслов. Дети называют.

  1.  «Мир предметов»

 Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать  слова прилагательные.

Материал: картинки и изображения предметов обихода.

Ход игры:  чугун - чугунный, дерево- деревянный…

  1. «Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов.

 Ход игры: Дети собирают картинки из разрезных  фрагментов.

  1.  «Я имею право...»

Цель. Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).  

Ход игры: Дети поочередно выбирают  картинку и  объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

  1. «Какие праздники ты знаешь?»

  Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные).  

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры:  Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

  1. «Жилище  человека»

  Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего оно сделано, прививать любовь к родному  дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека.

Ход игры:  Воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек,  что жилище бывает  разное: яранга, хата, изба…. 

Список литературы:

1. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия К., 1998.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. -  М. Просвещение, 1991.

3. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С.  Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. -  Детство-Пресс, 2013.

4. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развивающих игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003.

5. Сорокина А.И.  Дидактические игры в детском саду. - М. Просвещение.1982.

6. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения. -  М.: Айрис-пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Предлагаю картотеку дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники"....

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста»

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста»...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...