Народные игры в жизни детей дошкольного возраста
консультация

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_igry_v_zhizni_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Народные игры в жизни детей дошкольного возраста

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Народные игры всегда использовались с целью воспитания и развития подрастающего поколения. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей.  Их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с  духовным обогащением детей.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно по этому, игра признана ведущей деятельностью ребенка.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси - лебеди», «У медведя во бору», «Коршун и наседка» и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, что требует от ребенка активной умственной деятельности.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения.  Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, взаимопомощи.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, потешками. Так, например, зачины, которые, по определению русского фольклориста Г. А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность считалок, предшествующих игре: «Катился горох по блюду, ты води, а я не буду».

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды: «Конь вороной остался под горой. Выбираешь какого коня: Сивого или Златогривого?»

Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды, и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более короткие загадки: «Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т.п.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. Объясняя новую игру, в которой есть зачин (считалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально, выразительно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей.

Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по-разному. Например, предварительно рассказывают о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется («Гуси - лебеди», «Редьки», «Ястреб и утки» и т. д.), и перейти к распределению ролей. Взрослому следует помнить, что главная задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Взрослым надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественной и творческой деятельности.

Русские народные игры

«У медведя во бору»

Медведь живет в лесу. Дети идут за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во, бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь начинает ворочаться и выходит из берлоги. Но вот медведь бежит из берлоги и старается кого- то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры 

Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина.

«Обыкновенные жмурки»

Одному из играющих  - жмурке - завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

-Кот, кот, на чем стоишь?

-На квашне.

-Что в квашне?

-Квас.

-Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, становится жмуркой.

Правила игры 

Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!» Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

«Краски»

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит:

Тук, тук!

-Кто там?

-Покупатель.

-Зачем пришел?

-За краской.

-За какой?

-За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: « Иди по дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Выигрывает покупатель,   который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать более сложное задание, например: « Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Правила игры 

Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное искусство в жизни детей дошкольного возраста

Статья посвещена русскому народному творчеству, тому какое место оно может занимать в жизни дошкольника, различным способам преобщения к нему детей (в том числе и на основе игровой деятельности)....

игра в жизни детей дошкольного возраста

игра в жизни дошкольников...

Дидактические игры в жизни детей дошкольного возраста

Дидактические  игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста»

Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми...

Роль игры в жизни детей дошкольного возраста

        Известный детский психолог Д. Б. Эльконин называет игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека», дающей детям возможность такой ориентации...

Семинар-практикум на тему: "Народные игры в развитии детей дошкольного возраста"

Значение игры в развитии детей, уровни развития игровой деятельности по возрастам, классификация народных игр...

Статья. «Значение игры в жизни детей дошкольного возраста»

Игра является жизненной потребностью и средством всестороннего развития ребёнка. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать самостоятельно, они знакомятся с ок...