занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе МДОУ д/с №18 на тему: «Права и обязанности»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

1. Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Международном документе по защите прав ребенка. Акцентировать внимание детей на том факте, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, но и определенные обязанности.

2. Формировать личное отношение каждого ребенка к ситуации нарушения прав и адекватные способы поведения в них.

3. Развивать умение детей рассуждать, делать умозаключения и выводы.

4. Воспитывать уважительное отношение к правам взрослых и детей, стремление выполнять свои обязанности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_prava_i_obyazannosti.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе МДОУ д/с №18

на тему: «Права и обязанности»

Воспитатель: Савельева Т.В.

Программные задачи:

1. Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Международном документе по защите прав ребенка. Акцентировать внимание детей на том факте, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, но и определенные обязанности.

2. Формировать личное отношение каждого ребенка к ситуации нарушения прав и адекватные способы поведения в них.

3. Развивать умение детей рассуждать, делать умозаключения и выводы.

4. Воспитывать уважительное отношение к правам взрослых и детей, стремление выполнять свои обязанности.

Предварительная работа.

ООД «Каждый имеет право»

ООД «Ребенку о его правах»

Оформление Конвенции о правах ребенка для группы

Анализ конфликтных ситуаций в группе

Игра «Помоги Золушке»

Материалы и оборудование

Плакаты из альбома «Ребенок имеет право»

Раздаточные картинки из серии «Каждый имеет право»

Фломастеры и лист бумаги (10х15см) на каждого ребенка.

Иллюстрация картины В. Г. Перова «Тройка».

Макет книги для составления документа о правах для жителей

Солнечного города.

Магнитофон, аудиокассета с записью

2 книги - самоделки.

Ход ООД

Воспитатель:

Есть в стране у нас, ребята,

Очень важный документ.

Он готов помочь любому

В трудный жизненный момент.

Он права детей и взрослых

Охраняет круглый год.

Что же это за защитник

Кто его мне назовет?

Воспитатель выставляет на мольберт книги – самоделки «Всеобщую декларацию прав человека» и «Конвенцию о правах ребенка»

- Что это за книги? О чем в них рассказывается? Что это такое, права человека? Как вы понимаете? Для чего люди написали эти книги? Что было бы, если бы у людей этих книг не было?

Воспитатель и дети рассуждают и делают выводы.

У воспитателя звонит телефон.

- Извините, дети. Можно я отвечу на телефонный звонок?

Кто бы это мог быть?

Воспитатель отходит в центр комнаты на ковер, открывает телефон, удивляется.

- Дети, а этот звонок и не мне вовсе, а вам. Это Незнайка из Солнечного города (воспитатель показывает детям телефон).

- Что ты хочешь сказать, Незнайка?

В телефоне раздается голос Незнайки.

Ребята, у меня проблема. Я наконец-то захотел учиться и пошел в школу. А Знайка, он теперь директор школы в нашем городе, не разрешил мне в школу ходить. Говорит, у нас школа особенная, в ней только отличники учатся, а ты ничего не знаешь, плохо учиться будешь и другим мешать. Что же мне теперь делать? Помогите!

- Да, это действительно проблема. Давайте сядем здесь на коврике, все обсудим и решим, будем помогать Незнайке? Можем мы ему помочь? Каким образом? Что нужно в этой ситуации делать? Что можно сделать?

Дети и воспитатель усаживаются на ковре, высказывают свои предложения. Педагог обобщает и уточняет ответы детей. Если среди предложений детей прозвучит идея создать книгу или документ по правам детей для жителей Солнечного города, то педагог, акцентирует на этом предложении внимание всех детей. Если такое предложение не прозвучало, то педагог вносит его сам.

- Дети, все ваши предложения очень интересные, но давайте подумаем над предложением Насти. Настя что предложила? Сделать для жителей Солнечного города книгу о правах. Как вы считаете, это нам по силам? Как мы ее сделаем? Напишем, напечатаем, нарисуем? На мой взгляд идея замечательная. (Или, например, «Дети, у меня тоже есть предложение. Я предлагаю составить для жителей Солнечного города документ о правах детей, и оформим его книгой. Как вы считаете, это им поможет?»)

- Но, мы с вами знаем, что прежде чем какое-либо дело делать, надо хорошо подготовиться.В народе говорят:

«Делано наспех - и сделано на смех» или

«Делавши, смеялись, а сделавши, плачем.» или

«Дело гладко, так и глядеть сладко»

- Давайте проверим, готовы мы к созданию такой книги. Знаем мы какую информацию туда надо поместить?

Воспитатель выслушивает детей.

- Давайте поступим следующим образом. В разных местах нашей группы размещены плакаты, на которых рисунками обозначены права детей. Сейчас мы их рассмотрим, и они напомнят нам о наших правах. Но когда мы говорим о правах, о чем еще должны всегда помнить?

- Да, каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед родными и обществом. Что такое обязанность? Как вы понимаете?

Воспитатель выслушивает детей.

Дети расходятся по групповой комнате. Воспитатель поочередно подходит к детям, рассматривающим плакаты. 1 -право иметь семью, родителей

- Какое право проиллюстрировано на этой картине? В жизни мы пользуемся этим правом? Как мы его используем? Мы можем сказать, что это наше право кем-то нарушается? Почему?

- А какие обязанности в данном случае мы должны исполнять?

- Дети, вчера в газете я прочитала о таком случае. Во дворе одного дома играли дети. Из подъезда вышел мужчина, на поводке у него была собака. Когда мужчина остановился поговорить со знакомым, собака вырвалась и бросилась на детей, одному мальчику она лапкой ободрала щеку и укусила за плечо.

- Как вы думаете, какие права мальчика в этом случае были нарушены? Что нужно сделать чтобы это право больше не нарушалось? Кто это должен делать? Что бы для этого сделали вы? А какие обязанности вы порекомендовали бы соблюдать детям, когда они выходят играть во двор?

- Дети, а еще меня заинтересовала эта иллюстрация (на ней проиллюстрировано право ребенка на медицинский уход). Как вы думаете, какое право здесь изображено? Как мы можем воспользоваться этим правом? Какие обязанности мы должны выполнять в этом случае?

Дети и воспитатель рассуждают.

Правильно, ребята, мы сами должны заботиться о своем здоровье. Сейчас я предлагаю вам позаботиться о нашем зрении. Мы выполним упражнения на офтальмотренажере.

Воспитатель с детьми выполняют упражнения.

- Молодцы, наши глазки отдохнули и мы можем посмотреть на эту картину (В. С. Перов «Тройка») Что здесь изображено? Какое право нарушено в данном случае? А в этой ситуации мы можем говорить о каких-либо обязанностях? Трудовые обязанности, они должны быть у детей?

- Вот мы обсудили с вами наши права и обязанности. Как вы считаете, готовы ли мы создать книгу о правах и обязанностях для жителей Солнечного города? (ДА) Я тоже так думаю.

- Давайте пройдем за парты, возьмите конверт, выберете одну картинку которую вы считаете необходимо поместить в эту книгу в первую очередь и мы разместим её на розовой странице нашей книги.

- А карточек об обязанностях у нас нет, значит мы их сейчас нарисуем и тогда заполним вторую страницу книги. Когда книга будет готова, позвоним Незнайке.

Дети рисуют, размещают рисунки на голубой странице книги и звонят Незнайке, или решают послать по почте.