Юные патриоты
рабочая программа (средняя группа)

Седирова Любовь Владимировна

Рабочая программа

дополнительного образования

по патриотическому воспитанию

детей среднего дошкольного возраста

 

 

Кружок

«Юные патриоты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunye_patrioty.docx89.09 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное

образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад «Медвежонок»

Рабочая программа

дополнительного образования

по патриотическому воспитанию

детей среднего дошкольного возраста

 группы «Пчелка»

Кружок 

«Юные патриоты»

Воспитатель: Седирова Л.В.

        

с. Чеускино

2021 – 2022 г.

        

Содержание

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка…………………………………………..……………………3
  2.  Цель и задачи………………………………………………..……………………..….4
  3. Принципы создания программы………………………………………………….…...5
  4. Периодичность проведения  занятий…………………………………..……………...5
  5. Формы проведения кружковой работы…..…………………………….………….....5
  6. Ожидаемые результаты ……………………………………………………………….6

  1. Содержательный раздел

  1. Система работы по патриотическому воспитанию в средней группе………….....7
  2. Перспективно-тематическое планирование………………………………………10
  3. Организация работы с родителями ………………………………………………...12

  1. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое сопровождение программы ………………………………...14

3.2. Использованная литература ………………………………………………………………15

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в Программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.

 Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества.

Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, краю, в котором живешь - все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего города, родного края и России в целом.

Знакомство с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительных результатов можно достичь только систематической работой, и эта работа должна проходить в основном вне занятий.

Программа кружка «Юный патриот»  - один из путей совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиление ее нравственно - патриотической направленности с учетом возможности всестороннего развития детей.

Программа кружка нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой Родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

       Программа рассчитана на один год обучения детей среднего дошкольного возраста. Настоящая программа учитывает возрастные и психологические особенности детей среднего дошкольного возраста, построена на материале близком и знакомом детям, затрагивает актуальные проблемы современности. Она направлена на формирование знаний о родном крае и поселке, природе и экологии Югорского края и предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы

 Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, поселку, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи программы

  • Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным поселком.
  • Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  • Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  • Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  • Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  • Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  • Воспитание здорового образа жизни.
  • Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
  1. Принципы создания программы

При разработке программы кружка «Юный патриот» приоритетными являлись следующие принципы:

  • Приоритетности воспитания в педагогической деятельности.
  • Учета психологических и индивидуальных особенностей ребёнка среднего дошкольного возраста.
  • Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.
  • Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности

  1.  Периодичность проведения  занятий

1 НОД в неделю (среда, вторая половина дня)

Продолжительность НОД –  20 минут

В середине и конце года итоговые, закрепляющие мероприятия.

Мониторинг образовательной деятельности:   2 раза в год (вводный – в сентябре,  итоговый – в мае)

  1. Формы проведения кружковой работы
  • Тематические, комплексные и интегрированные занятия
  • Беседы
  • Рассказы педагога
  • Чтение художественной литературы
  • Просмотр презентаций
  • Целевые экскурсии
  • Участие в развлечениях
  • Инсценировка  сюжетов
  • Выставка детских работ
  • Прослушивание литературно-музыкальных композиций

        

  1. Ожидаемые результаты

      Наличие у детей знаний об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, символике родного края; возникновение  интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

К концу реализации программы дети должны знать:

  • Знать имя, отчество родителей.
  • Знать название своего поселка; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
  • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
  • Уметь рассказывать о своем родном поселке.
  • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, полицейским и т.д.).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

        

  1. Содержательный раздел
  1. Система работы по патриотическому воспитанию в средней группе

Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, большое внимание уделяется комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена  тематическими блоками:

  • «Вместе дружная семья»  
  • «Детский сад»,
  • «Труд взрослых»,
  •  «Родной поселок»,
  •       «Родная страна».

 

 «Вместе дружная семья»  

       В средней группе продолжается работа по воспитанию любви к маме, начатая в младшей группе. Особое внимание необходимо обратить на то, как ребенок может позаботиться о маме и о других членах семьи. В беседах воспитатель подводит детей к пониманию того, что семья – это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие пытаются помогать старшим.

Детям даются первоначальные знания о родственных отношениях в семье — каждый из них одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра). Мама и папа — тоже дочь и сын бабушки и дедушки.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности. Необходимо вызвать у ребенка стремление быть полноправным членом семьи, иметь свои обязанности— накрывать на стол, убирать со стола посуду после еды, вытирать пыль, поддерживать порядок в своей комнате и т.д.

«Детский сад»

Дети проводят в детском саду больше времени, чем в семье, поэтому, работая по данной теме, необходимо показать детям, прежде всего, что детский сад похож на семью: как и в семье, в детском саду есть взрослые, которые заботятся о детях; есть дети и взрослые.

Воспитатель знакомит детей с трудом сотрудников детского сада: поваром, работниками прачечной, напоминает, что с каждой группой работают воспитатели, помощники воспитателей, объясняет, что делает медсестра.

Дети посещают помещения других групп. Воспитатель привлекает детей к заботе о самых маленьких: помочь собрать игрушки и др. Организовываются целевые экскурсии по участку детского сада. Воспитатель учит детей ориентироваться на территории детского сада, обращает внимание на все новое, что появляется на участке: посадили новые кусты, заасфальтировали дорожки и т.д. Подводит детей к пониманию того, что все вокруг сделано руками людей, причем люди старались сделать свою работу хорошо, чтобы детям в детском саду было интересно. Поэтому ко всему нужно относиться бережно.

 

«Труд взрослых»

Дети средней группы продолжают знакомиться с трудом взрослых, прежде всего сотрудников детского сада. Воспитатель должен подчеркнуть, что сотрудники детского сада заботятся о детях. Он напоминает, что в младшей группе дети узнали о работе воспитателя, помощника воспитателя, медсестры. Детей знакомят с трудом повара, работников прачечной.

Кроме этого, необходимо познакомить детей с теми видами трудовой деятельности за пределами детского сада, результаты которой им знакомы и понятны, например почтальон, продавец, библиотекарь.

Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение. Поэтому в средней группе проводятся целевые прогулки, целевые посещения и экскурсии.

Рассказывая о труде людей, воспитатель стремится вызвать в детях желание помогать взрослым в повседневной жизни: хорошо вытирать ноги при входе в помещение, тогда помощнику воспитателя будет легче мыть полы; чисто мыто руки, тогда работникам прачечной будет легче отстирать полотенца и т.д.

Воспитатель организует сюжетно-ролевые игры, в которых закрепляются знания о труде взрослых. Необходимо обратить внимание детей на то, что от того, как человек будет выполнять свою работу, зависит качество предметов, которые нас окружают. Поэтому любую работу нужно выполнять хорошо. Чтобы сделать какой-либо предмет, человек затрачивает много времени и сил, следовательно, ко всему, что нас окружает, надо относиться бережно. 

 

«Родной поселок»

Проводя целевые прогулки, воспитатель знакомит детей с близлежащими улицамиОн обращает внимание на то, что каждая улица имеет свое название, у каждого дома есть номер. Постепенно дети подводятся к необходимости знать свой домашний адрес. Во время таких прогулок рекомендуется обращать внимание детей на все положительное, что происходит вокруг — построили новый дом, посадили деревья и т.д. Особое внимание необходимо обратить на труд людей по благоустройству поселка это работа дворников, мусороуборочных машин, уборка снега, посадка зеленых насаждений и т.д. Постепенно дети начинают понимать, что они тоже жители поселка и могут что-то сделать, чтобы их родной поселок был красивым и чистым — не сорить, посадить семена цветов на участке в детском саду и во дворе дома.

В средней группе уже можно провести несколько бесед по знакомству с достопримечательностями родного поселка. Начать следует с самой главной достопримечательности. Основная задача этих бесед — показать красоту родного поселка и вызвать восхищение детей. Иллюстраций, которые воспитатель показывает в ходе таких бесед, помещаются в патриотическом  уголке, и воспитатель систематически к ним возвращается.

 

«Наша Родина»

Основная задача в работе по знакомству детей средней группы с родной страной — вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.

Прежде всего, воспитатель знакомит детей с природой России. Он показывает детям иллюстрации с изображениями лесов, полей, рек, морей, гор, подчеркивая, что Росси — страна красивая и большая. Он беседует с детьми о том, где они пропели лето, и обращает их внимание на то, что все дети были в разных городах, селах и видели, какая красивая наша страна.

Желательно показать детям и красоту, созданную руками русских мастеров, — это храмы, архитектурные памятники разных городов России и т.д. Воспитатель подчеркивает, что все это создано руками талантливых русских мастеров.  

Необходимо обратить внимание детей на то, что и природу, и то, что создано руками людей, нужно беречь, сохранять, чтобы через много лет другие тоже могли этим любоваться.

В средней группе знакомят детей с русским национальным костюмом. Для этого в группу приносят кукол (мальчика и девочку), одетых в эти костюмы. Воспитатель рассматривает с детьми костюмы, обращая внимание на некоторые новые названия — косоворотка, кокошник и т.д. В дальнейшем, рассматривая иллюстрации к русским народным сказкам, воспитатель привлекает внимание детей к тому, как одеты герои сказок. Особенно хороши иллюстрации к русским народным сказкам художника Е.Рачева.

Приобщая детей к русской культуре, воспитатель рассказывает им русские народные сказки, предлагает послушать в грамзаписи русские народные песни, заучивает русские народные потекши, знакомит с предметами народно-прикладного искусства — дымковской игрушкой, матрешками, хохломскими изделиями. Таким образом, к концу года у детей складывается представление о России как о стране большой и красивой, о талантливом русском народе. Это вызывает чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

  1. Перспективно-тематическое планирование 

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Мониторинг уровня знаний и навыков детей по теме.

Определить  первичный  уровень  знаний детей, путем бесед и наблюдений.

Беседа «Что такое детский сад?»

Развивать коммуникативные способности, воспитывать дружелюбие, понимание.

Д/игра «Что есть в нашей группе?»

Учить ориентироваться в помещении группы.

Экскурсия по детскому саду «Труд взрослых в детском саду».

Закреплять знания названий профессий сотрудников детского сада, воспитывать уважение.

Октябрь

Целевая прогулка «Осень на нашем участке»

Продолжать развивать интерес и любовь к родной природе, наблюдательность.

Выставка поделок «Осенние фантазии».

Развивать у детей интереса к родной природе, её красоте, пробуждать эстетические чувства.

Рассматривание репродукций картин русских художников «Осень в русском лесу».

Формировать знаний о красоте и богатстве русского леса, его жителях.

Беседа «Как животные наших лесов готовятся к зиме?», творческая мастерская по лепке животных

Знакомить с животными родного края. Развивать диалогическую речь, творческие способности.  Воспитывать любовь к обитателям леса

Ноябрь

Беседа, разучивание пословиц на тему «Моя семья».

Продолжать воспитывать в детях духовно-нравственные ценности.

Беседа «Где мы живём?» (ОБЖ)

Выяснить помнят ли дети свой домашний адрес, обсудить в какой ситуации это может им пригодиться.

Творческая мастерская по рисованию на тему «Мой дом»

Закреплять понимание ценности домашнего очага для ребенка.

Викторина «Все профессии нужны, все профессии   важны»

Расширять представления о профессиях своих родителей.

Декабрь

Беседа с просматриванием фотографий «Зима в родном поселке»

Закреплять  умение наблюдать явления природы. Воспитывать любовь к природе родного края.

Спортивные игры на улице  

Развивать интерес к русским народным играм.

Беседа, рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы нашего края»

Расширение знаний о зимующих птицах, воспитывать гуманные чувства к зимующим птицам.

Творческая мастерская по изготовлению подарков родным к новогоднему празднику.

Способствовать воспитанию  желания дарить подарки своим родным, радоваться празднику.

Январь

Акция «Покормим птиц зимой».

Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Рассматривание репродукций картин русских художников на тему «Зима», Творческая мастерская по рисованию «Деревья в инее». Выставка работ.

Формировать у детей умение создавать картины зимней природы.

Просмотр презентации «Югра - наш край родной»

Способствовать воспитанию патриотических чувств.

Февраль

Экскурсия по центральной улице поселка

Расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с родным поселком, познакомить с главной улицей поселка.

Беседа «Моя Родина - Россия». Рассматривание иллюстраций.

Формирование у детей представлений о России как о родной стране.

Государственные символы России.

Уточнить знания о государственных символах страны.  Продолжать формировать уважительное  отношения к символам России.

Спортивное развлечение «А ну-ка, мальчики!»

Привлекать детей и родителей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, пропагандировать здоровый образ жизни.

Март

Развлечение «Широкая масленица»

Знакомить детей с праздниками и традициями русского народа.

Рассматривание русского народного костюма. Творческая мастерская по изготовлению стенгазеты.

Познакомить детей с русским народным костюмом.

Творческая мастерская для детей и родителей «Куклы-скрутки»

Познакомить участников творческой мастерской традиционной русской куклой, научить делать куклы-скрутки. Способствовать воспитанию любви и уважения к культуре и традициям русского народа.

Беседа «Русские народные праздники»

Формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, истории и жизни русского народа.

Апрель

Просмотр презентации «Русские народные игрушки»

Расширять знания детей о народных игрушках

Знакомство с матрёшкой

Учить детей расписывать матрёшку.

Разучивание русских народных потешек.

Познакомить детей с русской народной потешкой, учить запоминать ее, проговаривать отдельные слова, понимать их значение.

Развлечение «День Земли»

Формировать у детей общее представление о планете Земля.

Май

Целевая прогулка «Весна пришла в родной поселок»

Развивать интерес и любовь к родной природе. Закрепление признаков  весны родного края.

Беседа «Великий праздник День Победы», экскурсия к обелиску.

Познакомить детей с памятником, погибшим героям в ВОВ; воспитывать патриотические чувства.

Спортивный семейный праздник «Дружная семья»

Привлекать детей и родителей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, пропагандировать здоровый образ жизни.

Мониторинг уровня знаний и навыков детей по теме.

Определить  конечный   уровень  знаний детей, путем бесед и наблюдений.

  1. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

         Решение задач воспитания у дошкольников любви  к своей Родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.

Цель работы с родителями:

 Организация работы с родителями, стимулирующая повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, к поселку.

Задачи:

  • Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям Югорского края.
  • Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.
  • Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада и поселка.
  • Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.

 Формы работы с родителями        

Информационно-аналитические

  • Проведение анкет;

Познавательные

  •  Проведение собраний, консультаций;
  • Мини-собрания;
  • Устные педагогические журналы;
  • Педагогическая библиотека для родителей.

Досуговые

  • Совместные досуги, праздники;
  • Выставки работ родителей и детей.

Наглядно-информационные

  • Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей;

           

Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В ней начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

Блок «Вместе дружная семья» призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки родителей. Они могут оформить альбомы «Моя семья»,  составить генеалогическое древо и т.д.

Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, а это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. На конкретных фактах из жизни дедушек и бабушек необходимо привить детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «трудовой подвиг», «любовь к Отечеству».

При знакомстве с родным краем задача взрослых — собрать как можно больше интересной информации о том месте, где они живут.  

Во время поездок в другие города родителям предлагается обращать внимание на гербы, их своеобразие. Взрослые рассказывают, что в себя включает герб.

Без внимания не остаются тема «Защитники Отечества», беседы о героическом прошлом нашей Родины, подвигах ее героев. В семье рассказываются истории о дедах и прадедах, родственниках, защищавших Родину от врагов. Многие семьи имеют реликвии, о которых необходимо рассказывать с восхищением, трепетом, чтобы дети понимали значимость слов «они защищали Родину».

 Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

      Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и воспитателей, т.е. взрослых, находящихся рядом с ним. Особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий региона,  от которых зависит его быт, характер труда и т.д. К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат талантливыми людьми.

В настоящее время такая работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

  1. Организационный раздел
  1. Материально-техническое сопровождение программы
  • Дидактические и наглядные пособия
  • Современные средства ТСО (компьютер)
  • Методическая, краеведческая, художественная литература
  • Репродукции и иллюстрации картин
  •  Художественная литература о родном крае, о ВОВ, о Родине
  • Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием
  • Грамзаписи и аудиозаписи
  • Глобус
  • Символика России, Югры
  • Неофициальная символика России (матрёшки, берёза и т.д.)
  • Буклеты, наборы открыток достопримечательностей  края
  • Диагностический материал
  1. Используемая литература

Программа разработана с использованием следующих источников:

  • Государственная  программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493, Москва.
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
  • Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  • Алёшина Н. В.  Патриотическое воспитание дошкольников,  издательство УЦ «Перспектива», Москва, 2008
  • Баранникова О.Н.  Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие, - М. АРКТИ, 2007
  •  Зацепина М.Б Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  • Патриотическое воспитание детей 4 – 7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности, авт.-сост. Н.М. Сертакова, Н.В. Кулдашова - Волгоград: Учитель, 2016
  • Писарева А.Е., Уткина  В.В.  Живём в «Ладу»: патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – (Растим патриотов России)
  •  Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013.  (Детям о самом важном)
  • С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л.А. Кондрыкинской. –М.: ТЦ Сфера, 2005. (Серия «Вместе с детьми»)
  • Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ, авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева и др. - 3-е изд., перераб. и дополн.. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001