Картотека игр для детей 2-3 лет
картотека (младшая группа)

Данный материал поможет организовать работу с детьми 2-3 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_detey_2-3_let.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для детей 2-3 лет

Игры по познавательному развитию

1. Игра «По домам». Цель: закрепить полученные ранее знания основных цветов Игровой материал: Три ящика или коробки, обклеенные цветной бумагой желтого, синего и красного цветов, фигурки животных, птиц, человечков, вырезанные из бумаги желтого, синего и красного цветов. Ход игры: Перед малышом выставляют цветные коробочки. Фигурки из цветной бумаги перемешивают, выкладывают перед ребенком, просят его определить фигурку в ее «домик» такого же цвета, как она сама. Просят ребенка озвучить название цвета. Позже можно добавлять в игру новые цвета.

 2. Игра «Чудесный мешочек». Цель: развивать образное мышление, память. Игровой материал: игрушечные лошадка, мишка, кот, зайка, мешок, картинки с изображением животных. Ход игры: взрослый кладет игрушечных зверей в мешок. Ребенок вынимает игрушку и читает стихотворение об этом животном: если он затрудняется в выполнении задания, то стихотворение читает другой ребенок. И т. д.

3. Игра «Игрушки разбежались». Цель: развивать память, внимание. Игровой материал: игрушки. Ход игры: подобрать несколько предметов для игры, например: машину, несколько кубиков, кукольную мебель. Рассмотреть их вместе с ребенком, определить, как хотите с ними поиграть. Объяснить, что нужно построить дом для куклы Кати и поставить там мебель. Предложить ребенку выйти в другую комнату. Разложить все выбранные предметы в разные места. Позвать ребенка и сообщить ему, что все игрушки разбежались и вы не можете их найти. Пусть ребенок вспомнит, во что собирались играть, и найдет ваши игрушки:

 4. Игра «Экскурсия по дому». Цель: развивать речь, память, внимание. Ход игры: взрослый показывает куклу, рассказывает, что кукле Любе надоело жить в своем кукольном домике, она хочет отправиться в «путешествие» по всей комнате. Предложить ребенку показать Любе все, что есть в групповой комнате, назвать каждую вещь и рассказать, для чего она нужна. Кукла Люба - любопытная девочка и любит задавать вопросы. Играть можно несколько дней.

 5. Игра «Исправь ошибку» Цель: развивать внимание, память, логическое мышление. Ход игры: нарисовать ребенку картинку с заведомо неверной деталью в сюжете, например: дерево с зелеными листьями, цветы, радугу и снеговика. Предложить ребенку найти и показать ошибку, обосновать свое мнение.

 6. Игра «То ли тонет, то ли нет». Цели: развивать наблюдательность; познакомить со свойствами предметов. Игровой материал: бумага разных видов: тетрадный лист, альбомный лист, бумажная салфетка, картон, лист из глянцевого журнала, газетный лист, емкость с водой. Ход игры: поставить перед ребенком емкость с водой. Предложить посмотреть, как ведет себя в воде бумага. Поочередно опускать в воду приготовленные образцы, комментируя происходящее. Показать ребенку, как из мокрой бумаги можно «лепить» фигурки.

7. Игра «Кто быстрее». Цель: закреплять понятия «длинное - короткое». Ход игры: привязать к двум машинкам веревочки - короткую и длинную. Отдать ребенку машинку с короткой веревочкой и предложить посмотреть, чья машина доберется до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш. Поменяться веревочками и повторить игру. Положив веревочки рядом, наглядно показать, что такое «длинное» и что такое «короткое».

 8. Игра «Подумай и положи». Цель: развивать представления о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа). Ход игры: предложить ребенку положить какой-либо предмет в определенное место, например: «Положи этот листок бумаги под большую книгу. Книга лежит на столе», «Положи тетрадь между книжкой-раскраской и альбомом» и т. п.

 9. Игра «Рядом, перед, около». Цель: развивать представления о местоположении предметов в пространстве, речь, воображение. Игровой материал: несколько игрушек. Ход игры: предложить ребенку проехать в «автобусе». Пусть он выберет себе удобное место. Вокруг ребенка разместить игрушки. Вместе с ребенком придумать названия остановкам или вспомнить знакомые ему: «Тот, кто сидит сзади тебя, интересуется, какая сейчас будет остановка? Посмотри, кто это спрашивает?»; «Тот, кто сидит рядом с тобой, хочет знать, куда едет этот автобус? А кто сидит рядом с тобой?» И т. д.

10. Игра «Один - туда, другой - сюда». Цель: развивать навык сопоставления, умение систематизировать предметы по признаку. Игровой материал: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробки для больших и маленьких кругов. Ход игры: придумать сюжет игры, например: бабушка пекла блины - большие (вырезанные из бумаги круги диаметром 6 см) и маленькие (вырезанные из бумаги круги диаметром 3 см). Большие - маме с папой, а маленькие - деткам. Но все блины перепутались. Надо помочь бабушке разложить их по тарелкам: распределить большие круги в большую коробку, маленькие - в маленькую.

Игры по развитию речи 

1. 2. Повторяй за мной Цели: формировать навыки правильного произношения, развитие артикуляционного аппарата Ход игры: Взрослый читает ребенку короткие рифмовки и просит повторять за ним последний слог: Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей. Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад. Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

 3. Проводи мишку Цели: способствовать развитию речи, умения ориентироваться в пространстве Игровой материал: мягкая игрушка (например, мишка). Ход игры: Возьмите в руки мишку и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить мишку и показать ему все самое интересное. Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны. Затем сходите с мишкой в другие комнаты.

4. Голоса животных Цели: способствовать развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомить с животным миром Игровой материал: карточки с изображениями животных или игрушкиживотные. Ход игры: Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает. ♦ воробей — чирикает (чирик-чирик) ♦ ворона — каркает (кар-кар) ♦ гусь — гогочет (га-га-га) ♦ индюк — кулдыкает (кулды-кулды) ♦ кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю) ♦ коза — блеет (ме-е-е) ♦ корова — мычит (му-у-у) ♦ кошка — мяукает (мяу-мяу) ♦ лошадь — ржет (и-го-го) ♦ лягушка — квакает (ква-ква) ♦ мышка — пищит (пи-пи-пи) ♦ осел — ревет (иа-иа) ♦ петух — поет, кукарекает (кукареку) ♦ пчела — жужжит (ж-ж-ж) ♦ слон — трубит (ту-у-у) ♦ собака — лает (гав-гав) ♦ тигр, лев — рычит (р-р-р) ♦ утка — крякает (кря-кря) ♦ филин — ухает (уху-уху)

 5. У меня зазвонил телефон Цели: способствовать развитию речи, пополнению словарного запаса Игровой материал: в качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора. Ход игры: По очереди изображайте звонок телефона. Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы. Меняйтесь ролями. Разговаривайте от имени игрушек, животных.

 6. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Игровой материал: кукла, кукольная одежда, кукольная посуда, кроватка с постелью, коляска, предметы – заместители. Роли: мама, папа, ребенок. Сюжет: мама качает, кормит и укладывает спать ребенка, готовит еду, накрывает на стол. Папа приходит домой с работы, кушает, играет с ребенком.. Семья отправляется на прогулку.

 7. Сюжетно-ролевая игра «Прививка». Игровой материал: куклы, набор доктора и/или предметы-заместители Роли: Врач, ребенок и его мама. Сюжет: Мама приводит ребенка-куклу на прием к врачу. Доктор осматривает малыша, используя различные медицинские инструменты (слушает дыхание, проверяет глазки и ушки, меряет температуру), а после делает ему прививку.

 8. Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин». Игровой материал: куклы, касса, игрушечные продукты, кукольная одежда, мелкие игрушки, игрушечные деньги, предметы-заместители. Роли: Мама, малыш, продавец. Сюжет: Мама с малышом отправляются за покупками. Заранее стоит оговорить, что именно им нужно купить. Они выбирают в магазине все, что им необходимо, спрашивают у продавца цену, рассчитываются за покупки.

Игры по физическому развитию 

1. «Кошечка» Цель : развивать артистизм ,ловкость. Ход игры: Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову(кошечка пьет молоко) . Можно усложнить игру: кошечка проползает между ног взрослого , под стулом ,взбирается на диван, ложится, мурлычет.

 2. Игры с маленьким мячом «Скати с горочки» Цель игры: учить ребенка действовать с мелкими предметами: переносить их, складывать, прокатывать, ловить. Игровой материал: любые предметы шарообразной формы (диаметром 3-8 см), которые вы найдете у себя в квартире: различные мячи – для большого тенниса, резиновые, пластмассовые; шарики для настольного тенниса, шарики от сломанных погремушек, шарики из скомканной бумаги и т.п.; гладильная доска, закрепив один конец которой на стуле, вы создадите дома прекрасные условия для скатывания и ловли. Ход игры: В игре одновременно участвуют либо мама с ребенком, либо возможно объединение двух детей. Первый ребенок встает у приподнятого над полом конца горки. Рядом с ним в коробочке 3–4 шарика или небольших мячика. Второй ребенок стоит в 2–3 шагах от опущенного на пол конца горки. У него в руках пустая коробочка. Первый ребенок берет по одному шарику из коробочки и одной рукой скатывает их с горки. А второй ребенок в это время ловит скатывающиеся шарики и складывает их в пустую коробочку. Собрав шарики, он вместе с этой коробочкой идет на место первого ребенка скатывать шарики, а первый ребенок – на его место, т.е. дети меняются местами. Советы маме.: При объяснении игры попросите папу или другого члена семьи помочь вам. Например, мама будет скатывать шарики, а папа их ловить и складывать в коробочку. Все действия мама сопровождает стихотворением: Шарик с горки покатился (Мама достает шарик из своей коробочки и скатывает его с горки одной рукой) И в коробке очутился. (Папа ловит скатившийся шарик и кладет его в свою коробочку.) Мы с тобой его возьмем И на горку принесем. (Коробочка с пойманными шариками приносится к началу горки.) Постарайтесь объяснить малышу, что если мячик или шарик просто класть на доску или отталкивать тихонько, то он упадет на пол, не докатившись до ее конца. При ловле скатывающихся шариков ребенок сначала, будет ловить их двумя руками – так ему на первых порах удобнее. Но напоминайте малышу, чтобы он старался ловить шарики одной рукой (правой и левой).

 3. Слепим снежные комочки Цель игры: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы пальцев, учить бросать малый мяч в даль. Эту игру лучше проводить в зимнее время, т.к. желательно, чтобы ребенок смог предварительно потренироваться в лепке снежков на улице. Для этой игры вам придется сделать несколько мягких поролоновых мячей (например, из поролоновых губок для мытья тела – такие мячи не только легкие, но и яркие). Ход игры: Дома покажите малышу мячики и предложите слепить из них "снежки": "Ванюшка, давай мы с тобой сейчас слепим снежные комочки". Мама, сжимая мячик между ладонями, показывает, как лепить "снежок": "Смотри, Ванюшка, комочек мягкий, я могу его сжимать ладошками: вот так – вот так!" Ребенок повторяет за мамой движения. "Ну, покажи, какой "снежок" у тебя получился. Какой хороший у тебя "снежок"! Молодец! Давай еще слепим" – мама дает возможность малышу слепить еще 3 комочка. "А теперь бросай "снежки" мне, я буду их ловить!" Ребенок бросает мячи-комочки одной рукой маме. Мама делает вид, что ловит "снежки", но поймать или удержать их не может: "Как много "снежков". Я их и поймать не смогла! Давай соберем "снежки" и снова поиграем". Мама с малышом собирают мячи и игра повторяется. Советы маме. В игре ребенок лепит всего 4 снежных комочка: 2 – для бросания правой рукой, 2 – для бросания левой рукой. Напоминайте малышу, чтобы он с усилием нажимал на мяч во время лепки "снежка" и чтобы у него сверху оказывалась по очереди то правая, то левая ладошки. Предложите просто помять мяч пальцами рук. При бросании "снежков" малыш будет стремиться подойти к вам поближе, поэтому старайтесь держаться от него на два– три шага.

 4. Мячи в корзине Цель игры: развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель. Игровой материал: любые маленькие мячи (от большого тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов) или бумажные шары из скомканной бумаги. В качестве горизонтальной цели лучше использовать корзину большого диаметра (высокий таз или обклеенную цветной бумагой большую коробку), чтобы бросаемые мячи могли в них задерживаться. Поставьте корзину (таз, коробку) на пол и на расстоянии 60–150 см от нее по кругу разложите 4–5 цветных кружочков или выложите круг из длинного шнура. Встав у обозначенного места (цветной кружок, шнур), мама показывает малышу, как можно забросить мячи в корзину: "Посмотри, как я умею! Хочешь тоже поиграть?" Ребенок становится на круг или в любом месте около шнура. Мама кладет перед ним на пол коробочку с 4–6 мячами и встает напротив ребенка с другой стороны корзины, чтобы малыш видел ее движения, которые она сопровождает словами: Мяч одной рукой возьмем Наклоняются и берут по одному мячу. И к плечу поднимем. Поднимают руку с мячом вверх к плечу. На корзину поглядим. Смотрят на корзину. Мяч в корзину кинем. Бросают мяч в корзину одной рукой. Сначала ребенок бросает мячи правой, а потом левой рукой (по 2–3 шт. каждой). Затем мама с малышом собирают брошенные мячи в свои коробочки, и игра повторяется. Советы маме. Чтобы мячик не выскакивал из корзины (тазика, коробки), положите на его дно сложенное детское одеяло, толстую фланелевую пеленку или небольшую подушку. На начальном этапе обучения бросанию предмета в корзину расстояние до цели не должно превышать 60 см, так как дети в этом возрасте не бросают, а кладут предметы в цель. С течением времени расстояние до цели увеличивается. Сначала малыш будет спешить побыстрее забросить все мячи в корзину ведущей рукой. Объясните ему, что торопиться не надо. Пусть он выполняет каждый бросок под слова стихотворения. Напоминайте ему, что бросать мячи в корзину надо сначала правой, потом левой рукой. При метании в цель большинство детей этого возраста бросают предметы одной рукой от плеча, как рассмотрено выше. Покажите малышу и способ метания одной рукой снизу, так как, используя этот способ, ему будет легче попасть точно в цель. Для сохранения интереса малыша вы можете менять высоту "цели", ставя тазик на предметы разной высоты. А летом в хорошую солнечную погоду бросайте мячи в тазик с водой. Варианты игры. Чтобы сохранить интерес ребенка к игре используйте для метания: кубики, маленькие мягкие игрушки, которые так же забрасываются в корзину, таз или коробку; разноцветные мешочки, наполненные любой крупой (гречкой, рисом и т.п.) весом 70– 100 граммов. Такие мешочки можно бросать в большой обруч или в круг, выложенный из шнура.

 5. Брось в речку Цель игры: учить ребенка метанию вдаль разными руками. Игровой материал: на одной стороне комнаты мама кладет на пол цветные кружочки (шнур, приклеивает полоску пластыря) – это "берег". В 2–3 метрах от берега расстилает простынь (большую пеленку, покрывало или какую-нибудь ткань), желательно голубоватого оттенка – это "речка". Для метания лучше использовать бумажные шары из скомканной бумаги (они меньше отскакивают от пола, чем упругие мячи) – это "камушки". Ход игры: Мама кладет в коробочку 4–6 бумажных шаров, ставит их у обозначенного места (кружок, шнур, полоска пластыря) и предлагает малышу, стоя на "берегу", бросать "камушки" в "речку". Показ упражнения и выполнение его вместе с ребенком мама сопровождает словами: К бережку мы подойдем Подходят к "берегу". В руки камушки возьмем, Наклоняются и берут каждой рукой по шарику. Руку правую поднимем, Поднимают правую руку вверх. Камушек мы в речку кинем. Бросают шарик в "речку" правой рукой. Ручку левую поднимем, Поднимают левую руку вверх. Тоже камушек мы кинем. Бросают шарик в "речку" левой рукой. В зависимости от того, сколько бумажных шариков вы положили в коробочку, наклоняться за ними вам придется 2 или 3 раза. Затем мама предлагает достать "камушки" из "речки". Пусть ребенок залезет в "речку" и побарахтается в ней: лежа на животе или на спине подрыгает руками и ногами, изображая купание, перекатывается с боку на бок и т.п. Собрав "камушки" и вернувшись на "берег", вы сможете повторить игру. Советы маме. Напоминайте малышу, чтобы он бросал камушки по очереди правой и левой рукой, не торопился (слова стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания вдаль расстояние от ребенка до речки увеличивается. Для разнообразия вы также можете использовать мешочки, наполненные крупой (см. "Мячи в корзине").

 6. «Ручеек» Цель: обеспечить двигательную активность Игровой материал: две скакалки или веревки, бумажные кружки. Ход игры: На полу из двух скакалок или веревок делаем ручеек шириной полтора-два метра. Посередине раскладываем бумажные кружки — это камушки. Ребенку нужно перебраться с одного бережка на другой, наступая на островки и перепрыгивая камушки. Если оступился, берет паузу, чтобы «высушить» ножки на берегу. Нехитрое занятие тем не менее формирует у ребенка ловкость, равновесие и не даст заскучать во время карантина. А заодно малыш вдоволь напрыгается.

Игры по художественно-эстетическому развитию 

1. «Палитра» Цель: Развивать чувство цвета у детей, продолжать знакомить с основными цветами и их оттенками, учить получать новые цвета и их оттенки путем смешивания красок на палитре. Материал: Гуашь четырех цветов (белого, желтого, красного и синего). Палитры. Ход игры: Взрослый предлагает детям поиграть с красками и из предложенных создать новые цвета. В процессе свободного экспериментирования ребенок смешивает краски на палитре и получает новые цвета и их оттенки. Завершить игру можно рисованием на свободную тему, используя только что полученные цвета.

2. «Соедини точки». Цели: развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета. Игровой материал: краски, кисточка. Ход игры: нарисовать красками две большие яркие точки. Рисуя, рассказать ребенку, краски какого цвета использованы, что нарисовано. Предложить ребенку соединить точки, поинтересоваться, каким цветом он хочет рисовать. Если ребенок покажет на краску и скажет: «Вот эту», - назвать цвет краски, похвалить выбор ребенка. Усложняя задание, увеличивать количество точек, расположить их достаточно далеко друг от друга. Придумать, на что похож получившийся рисунок.

3. Игра «Чудесное превращение». Цель: помочь изучить цвета. Игровой материал: несколько баночек с прозрачной водой, краски. Ход игры: с помощью кисточки и красок окрасить воду в баночках - каждую в свой цвет. Во время игры назвать ребенку, какой цвет использован. Показать, как при добавлении в баночку с водой одного цвета другой краски вода меняет свой цвет (красная и желтая - оранжевый цвет, желтая и синяя - зеленый, красная и синяя - фиолетовый и т. д.). Разрешить ребенку самому поэкспериментировать с красками.

 4. Игра «Рисуем пальцами». Цели: развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета. Игровой материал: краски акварельные, краски для рисования пальцами. Ход игры: нарисовав дерево, предложить ребенку пальчиками «прикрепить» к нему зеленые листочки, нарисовать полоски у тигра, звездочки на темном небе и т. д.

 5. Игра «Лепка». Цели: развивать мелкую моторику; помочь освоить понятия «целое», «разделенное». Игровой материал: пластилин. Ход игры: предложить ребенку разделить брусок пластилина на несколько мелких частей. Затем вновь соединить их друг с другом. Показать ребенку получившийся шар однородной структуры. Предложить ребенку сделать то же самое.

 6. Игра «Улитка». Цель: развивать мелкую моторику, творческие способности. Ход игры: предложить ребенку раскатать разноцветные «колбаски» из пластилина. Показать, как закрученная «колбаска» превращается в «улитку». Из толстой «колбаски» получится большая «улитка», из тонкой - маленькая.

7. Игра «Самодельная мозаика». Цель: развивать воображение, мелкую моторику, внимание. Игровой материал: геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона. Ход игры: вырезать из картона множество мелких и крупных геометрических фигур, создав подобие мозаики для ребенка. Показать ребенку, как из фигурок можно делать картинки: если положить на одну сторону прямоугольника треугольник, то получится домик; три зеленых треугольника образуют елку; крут и два овала наверху - голову зайца и т. д. Нарисовать на бумаге схемы предметов, показать, как, опираясь на них, можно выложить ту или иную картинку.

8.Игра «Спички детям - игрушка?». Цель: развивать творческие способности, мелкую моторику, внимание. Игровой материал: спички. Ход игры: показать ребенку, как из спичек можно выкладывать различные изображения: геометрические фигуры, домик, буквы. На листе бумаги сделать образцы предметов. Предложить ребенку выложить их спичками поверх рисунка. После того, как ребенок освоит это упражнение, попробовать создать рисунки из спичек по памяти или придумать свой рисунок, проявить фантазию. Вместо спичек можно использовать счетные палочки.

9. Игра «Спички с пластилином». Цель: развивать творческое мышление, мелкую моторику. Игровой материал: спички, пластилин. Ход игры: показать ребенку, как, скрепляя спички пластилином, можно создавать объемные и плоские конструкции. Сделать плоский домик, затем объемный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека игр для детей по тее "домашние птицы" для детей 3-4 лет

Подборка игря для детей с нарушением зрения 3-4 лет по теме "Домашние птицы"...