Отчет по самообразованию на тему: «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год.
учебно-методический материал (старшая группа)

Калягина Алёна Юрьевна

Отчет по самообразованию на тему:

«Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Радуга» р. п. Базарный Карабулак Саратовской области»                                                                                

Отчет по самообразованию на тему:

«Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год

Подготовила: Калягина

Алёна Юрьевна

2021г.

В 2020-2021 уч.году я выбрала тему для самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Актуальность выбранной темы вижу в следующем:

Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий яркое выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий. Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.

В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Опыт работы ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

Ребёнок сотрудничает с взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Перед собой я поставила следующие цели и задачи:

Цель:

•        Создать полноценную мотивационную основу для формирования педагогического мастерства.

•        Повысить собственный уровень знаний.

•        Подобрать средства, необходимую литературу.

•        Опираться на определённую научную концепцию в достижении образовательных целей.

•        Эффективно применять полученные знания в образовательном процессе.

Задачи:

 •        Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературой.

•        Разработать перспективный план работы с детьми.

•        Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

•        Изучить роль игр в социально – коммуникативном развитии детей дошкольного возраста;

•        Повысить уровень коммуникативных умений, развитие воображения

         воспитанников;

•        Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей дошкольного возраста.

Были проведены беседы, занятия, дидактические игры, настольные игры, рассматривание наглядного материала, чтение художественной и познавательной литературы и т.д. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых побуждала детей к самостоятельной деятельности.

Также полученные детьми впечатления закреплялись через различные виды игровой деятельности.

Широко применялись дидактические игры: «Собери фигуру», «Определи настроение», «Правильно— неправильно», «Модный салон» и т.д.

Нравятся детям различные пальчиковые игры, гимнастики, которые дети знают в большом количестве. Приветствуется показ гимнастики одним ребенком перед другими. Дети с удовольствием повторяют за ним предложенную игру. Это дает детям возможность не бояться выступать перед большим количеством людей.

Использовали игровые тренинги на развитие коммуникативных навыков. «Найди себе пару», «Дар убеждения» и др. Цель этих упражнений: - развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков убеждения.

С детьми разбирали различные игры-ситуации: «Будем вежливыми», «Да-нет», «Правильно - не правильно», «Что скажет мама», «Хорошие и вредные поступки» и т. д. С опорой на наглядный демонстрационный материал (карточки с изображением ситуации, книги, пособие с заданиями «Будем вежливыми» и др.

Также использовались ИКТ — просмотр видео, мультфильмы, детские передачи, презентации.

То есть, моя деятельность предполагала ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в педагогический процесс в виде различных форм, таких как: игры-разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, игры-хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

В самостоятельной деятельности обеспечиваю возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

В течение года была проделана огромная работа с родителями воспитанников: Созданы консультации для родителей, папки передвижки «Социально- коммуникативное развитие детей»,«Какие игрушки нужны детям», «Пальчиковые игры и их значение в формировании речевого развития», «Играйте вместе с детьми» «Игры на свежем воздухе». Родители принимали активное участие в создании пособий для дидактических игр, наглядного материала, изготовлении карточек «Игровые ситуации», «Игрушка своими руками».

Таким образом, именно через игровую деятельность дети учились общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

‒ активно вступать в диалог,

‒ задавать вопросы,

‒ слушать и понимать речь,

‒ строить общение с учетом ситуации,

‒ легко входить в контакт,

‒ ясно и последовательно выражать свои мысли,

‒пользоваться формами речевого этикета

‒регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Работа по развитию социально-коммуникативных способностей детей должна осуществляться систематически и последовательно.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Социально-коммуникативное развитие детей через игровую деятельность»;

2. Продолжить работу по пополнению картотеки дидактических игр, игр коммуникативного содержания, эмоциональных игр и упражнений, игр- ситуаций.

3. Продолжить изучение новинок методической литературы.

4. Консультации для родителей для повышения уровня знаний по социально- коммуникативному развитию и воспитанию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Методический семинар на тему:«Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»...

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год

На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...

конспект семинара-практикума по теме: "Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум можно использовать как в работе с педагогами,так и родителями воспитанников...

Методический семинар «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Методический семинар на тему :«Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Одним из приоритетных направлений развития детей в ра...

План работы по самообразованию. Тема: Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Актуальность темы  Проблема речевого развития очень актуальна в наше время. Это связанно с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужен объем общения родителей и детей; излишнее использован...

План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».

Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться ...

Перспективный план развития теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда "Юные пожарные"

Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда пожарных...