Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
методическая разработка (младшая группа)

Сорокина, Ольга, Борисовна

Самостоятельная работа "Картотека игр".  

Игры первого класса.

Инициативные игры для детей.

 

Игры второго класса.

Инициативные игры для взрослых (дидактические игры).

 

Игры третьего класса.

Традиционно-народные игры.

Русские народные игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_pervogo_klassa.docx645.98 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа "Картотека игр".

Исполнитель Сорокина Ольга Борисовна

Игры первого класса.

Инициативные игры для детей.

«Дочки – матери» (семья)

Цели:

- развивает коммуникативный навыки детей.

- учит играть дружно, делится игрушками, вежливо обращаться друг к другу, называя ласковыми словами.

- Учит внимательно слушать говорящего, употреблять вежливые слова и выражения.

- Развитие воображения детей.

Ход игры:

Как правило девочки бывают инициаторами игры, но, очень быстро к ним присоединяются и мальчики. Дети распределяют между собой роли (мамы, папы, бабушки). Накрывают на стол, ставят чашки, блюдце, чайник. Наливают чай, угощают какой-либо выпечкой. Часто у них возникает желание сварить суп. В этом возрасте нет четкого гендерного деления игр. Иногда мальчики хотят играть роль мамы, но соглашаются и на роль папы. Дети обыгрывают жизненные семейные ситуации, повторяя в игре действия, происходящие в их семьях. Готовят обед, моют посуду, укладывают кукол спать

«Дочки – матери» самая распространенная сюжетно-ролевая игра. Она помогает детям приобретать жизненный опыт, воспитывает внимание к окружающим, учит проявлять заботу и внимание к близким.

«Больница»

Цели:

- Развивает игровые умения детей

- Учит вести игровой диалог сообразно роли, взаимодействовать в игре в соответствии с сюжетом

- Договариваться следовать игровым правилам

- Осуществлять социальное развитие в игре

-Доставить радость от совместных с ровестниками игр.

- Расширяет словарный запас.

-Учит внимательно относится к труду взрослых.

Ход игры:

Дети самостоятельно распределяют роли (кто-то будет доктором, а кто-то мамой, посещающий клинику со своим ребенком-куклой)

Мамы приносят в клинику своих детей (кукол), рассказывают доктору на что жалуется их «малыш». Доктор измеряет температуру смотрит состояние горла (обязательно просит куклу открыть рот), прослушивает грудную клетку при помощи стетоскопа. Обязательно делает укол. Те дети, которые играют стоматолога, непременно «запломбируют» больному зубы.

Дети очень любят игру в больницу (поликлинику). Она очень полезна для развития ребенка. При помощи взрослого, малыши узнают много новых слов: градусник, фондоскоп, стетоскоп, прививка, укол и т.д.

Игра помогает приучить ребенка не боятся врачей, учит быть внимательными и заботливыми, расширяет их жизненный опыт.

«Путешествие на автобусе»

Цели:

- Формирует начальные навыки ролевого поведения. Развивает умения играть совместно со сверстниками.

- Содействует желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры.

- Формирует опыт доброжелательного общения и добрых поступков.

- Учит делать друг другу приятное, отдавать другу то, что нравится самому. Развивает связную речь.

- Осуществляет социальное развитие в игре.

Ход игры:

Дети самостоятельно выстраивают стульчики в ряд (это автобус, трамвай или поезд).

Распределяют роли шофер, (машинист, водитель), кондуктор, пассажиры.

Водитель объявляет по радио: «Внимание автобус отправляется. Просьба пассажирам занять свои места». После чего, шофер садится в кабину, а пассажиры занимают свои места в салоне. Кондуктор раздает воображаемые билеты. Транспорт отправляется в путь. Водитель сообщает об предстоящих остановках.

Как правило, дети используют название известных им станций метро. Игра продолжается по желанию детей.  

Игры второго класса.

Инициативные игры для взрослых (дидактические игры).

Дидактическая игра «Хоровод» (Игра на фланелеграфе для детей двух – трех лет).

Цели:

- Учить детей проговаривать знакомые потешки.

- Закреплять знания о цвете и оттенках.

- Привлекать малышей к игровым действиям.

Материал: деревянная матрешка с вкладышами, вырезанные из картона матрешки, картонные цветы, деревца, грибочки, тканевые маленькие платочки.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям настольную деревянную матрешку (деревянная игрушка вкладыш) и читает стихотворение З. Медведевой «Матрешка»:

У меня матрешка есть,

Новая игрушка.

В желтом сарафанчике,

Славная толстушка.

А ее откроешь –

В ней сидит вторая,

Вся в зеленом, как весной

Травка молодая…

А вторую отвернешь –

Там еще матрешка.

Та матрешка – вовсе крошка.

То – любимая матрешка.

Вся она, как маков цвет.

Сарафан на ней одет,

Алый как цветочек,

И под ней платочек.

Пуще всех ее храню,

Больше всех ее люблю,

Маленькую крошку – красную матрешку.

Воспитатель открывает игрушку

Воспитатель снимает следующую верхушку

 

- Вот какие красивые матрешки пришли к нам в гости, а вот еще матрешки в цветных сарафанах с яркими платочками (Показывает картонных матрешек). Оправились матрешки на лесную полянку повеселиться да хоровод поводить. Вот пришли они, солнышко светит (педагог читает потешку, привлекает к проговариванию детей).

Солнышко – ведрышко

Взойди поскорей

Освети, обогрей

Телят, да ягнят

Еще маленьких ребят.

- Цветов на полянке много: здесь и ромашки, и колокольчики (воспитатель предлагает детям разложить цветы на фланелеграфе). По краям елочки стоят, а под ними грибочки растут. (Дети под руководством воспитателя раскладывают элементы пейзажа на панно).

- А вот и наши матрешки! Это матрешка в каком сарафанчике? Нади ей, Таня, такой же платочек. (С подобными вопросами воспитатель обращается к каждому ребенку)

- Поставим наших красавиц матрёшек в хоровод! (Дети расставляют матрешек на панно)

- Но вдруг налетела тучка, подул ветер, сорвал с головы матрешек платочки, вот-вот дождик пойдет.

Дождик – дождик, полно лить,

Малых детушек мочить!

Радуга – дуга не давай дождя,

Давай солнышка, колоколнышка!

 

(Взрослый привлекает детей к проговариванию потешек).

- Улетела тучка, выглянуло солнышко. Помогите дети, матрешкам найти свои платочки. (Дети подбирают матрешкам платочки соответствующего цвета)

- А теперь, давайте вместе с матрешками потанцуем.

Звучит плясовая…

Мы возьмём за уголочки

Наши яркие платочки

И поднимем высоко,

И покружимся легко.

Как похожи на цветочки

Наши яркие платочки!

И ребятки наши тоже

На цветочки все похожи!

                                                        А. Ануфриева

«Самые маленькие в детском саду». (Из опыта работы московских педагогов). Автор – составитель В. Сотникова М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005 Приложение к журналу «Обруч» (Т.Н. Вострухина стр. 8-9)

Дидактическая игра «Моряки и летчики»

Цели:

- Воспитывать чувства сопричастности с общим праздничным настроением

- Знакомить с явлением общественной жизни (праздник, салют) и военными профессиями (летчик, моряк)

- Развивать игровое умение детей

- Формировать опыт доброжелательного общения

Оборудование: картинки из журналов и книг, на которых изображены летчики, моряки.

Ход игры:

Воспитатель собирает малышей вокруг стола, на котором расположены картинки с изображением морячков, летчиков, отражающие простые сюжеты из их военной службы.

Воспитатель: А это моряки, видите, они на корабле, который плывет по морю. А это летчики. Они летают в самолете по небу. У моряков бескозырки с ленточками, а у летчиков шлемы (воспитатель вводит новые слова: самолет, корабль, летчик, моряк).

Воспитатель читает детям стихотворение и предлагает детям разыграть его.

Матросская шапка

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

Прокати капитан!

                                 А. Барто

- Мальчики у нас будут матросами на корабле (корабль строится из стульев с элементами соответствующей атрибутики), они носят такие шапочки – бескозырки (используются бумажные обручи с ленточками. Воспитатель надевает мальчикам шапочки бескозырки)

А девочки будут лягушками (надевает девочкам бумажные зеленые обручи с «выпученными глазами»). Лягушки будут прыгать и просить наших моряков прокатить их на корабле. Вот так: «Ква – ква, прокатите нас!»

Далее читается стихотворение Агнии Барто «Самолет»

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

 А потом, вернемся к маме

Дети обыгрывают его, становятся летчиками, «летают» (расставив руки) по всей комнате.

Позднее дети могут использовать эту игру в качестве сюжетно ролевой.

Павлова Л.Н. Познания окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2013. Стр. 68-69.

Настольно печатная игра «Семья»

                                                           Игра для детей трех – пяти лет.

Цели:

- Игра ассоциация знакомит детей с домашними и дикими животными.

- Учит находить различия между животными и их детенышами.

 - Развивает мышление, внимание, совершенствуя мелкую моторику рук.

Методические рекомендации:

- Игру проводит взрослый ведущий с одним – тремя детьми.

- Не забывайте хвалить малыша, если он справился с заданием. Помогите, если возникли затруднения.

- Продолжительность игры зависит от усидчивости и заинтересованности ребенка (5-15 минут)

Ход игры:

Разложите карточки в произвольном порядке. Возьмите одну карточку, например, с теленком. Спросите, как называется это животное, как зовут его папу и маму? Найдите вместе с малышом соответствующие карточки.

Предложите ребенку собрать вместе все карточки, относящиеся к одной семье, поместив картинку с детенышем посередине, папы слева, а мамы справа. Если все сделано правильно, «замки» на карточках легко соединятся.

Задайте ребенку дополнительные вопросы. Например, кто где живет (в коровнике, в курятнике, в будке), чем отличаются родители и детеныши и т.д.

«Семья» Игра для детей 3 – 5 лет. Изготовитель ООО «Дрофа-Медиа»

Дидактическая игра «Кого не стало?»

Цели:

- Закреплять названия домашних животных

- Развивать внимание детей

- Расширение словарного запаса

Ход игры:

На столе игрушки: кошка, собака, лошадь, коза, свинья, корова, овца. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну игрушку (например, кошку). На слова «раз – два – три – смотри», дети открывают глаза и смотрят какой игрушки не стало.

- Кого не стало? (Не стало козы) и т.д.

В конце игры воспитатель еще раз уточняет обобщающее понятие «домашние животные»

Петрова Т.И. Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (Программа «Я – человек») – М.: Школьная Пресса 2010 (Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников» Выпуск 43» стр. 29

Театрализованная игра «Веселые превращения»

Цели:

- Закреплять знания о домашних животных («Кто как кричит»)

Воспитатель предлагает детям выбрать шапочки, маски домашних животных (можно использовать резиновые игрушки).

Воспитатель:

Ой, ой, ой, ой, ой, ой,

К нам пришел волшебник злой!

Он руками замахал,

Всех ребят заколдовал.

- Эй, ребята, вы котята? (Да!) Как мяукуют котята? (Дети под музыкальное сопровождение имитируют движения котят и мяукуют меняя силу голоса – «мяу, мяу..»)

- Эй, ребята, вы щенята? (Да!) Как лают маленькие щенята? (Дети двигаются по группе изображая щенят и лают меняя силу голоса – «гав – гав…»)

- Эй, ребята, вы телята? Как мычат телята? (Дети изображают телят, мычат – «муу – муу…»)

Затем называются козлята, жеребята и т.д.

В конце игры воспитатель читает:

К нам пришли друзья – зверушки,

Собрались все на опушке,

В миг злодея вон прогнали,

И детей расколдовали! Ура!

Петрова Т.И. Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (Программа «Я – человек») – М.: Школьная Пресса 2010 (Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников» Выпуск 43» стр. 28

Игры третьего класса.

Традиционно-народные игры.

Русские народные игры.

Игра «У медведя во бору»

Цель:

- Учить двигаться по сигналу, бегать не наталкиваясь друг на друга.

- Развивать внимание

- Развивать воображение

- Вызывать эмоциональное настроение

Ход игры:

Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. (Можно предварительно начертить круг или полосу за которой живет медведь)

Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

А медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произносят последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры:

Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети, в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Игра «Волк»

Цели:

- Учить двигаться по сигналу.

- Бегать в разные стороны, не сталкиваясь друг с другом.

- Создавать веселое настроение.

Ход игры:

 При помощи считалочки выбирают волка, все остальные игроки – овцы. Овцы просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!»  Волк отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только траву не щиплите, а то, мне спать будет не на чем».

Овцы сначала гуляют только по лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:

Щиплем, щиплем травку

Зеленую муравку,

Бабушке на рукавички,

Дедушке на кафтанчик,

Серому волку

Грязи на лопату!

 

Волк бежит по полянке и ловит овец. Пойманный становится волком. Игра возобновляется.

Правила игры:

Гуляя по лесу, овцы должны расходиться по всей площадке.

Татарская народная игра. «Продаем горшки» (Старшая группа)

Цели:

- Учить бегать строго по кругу, не пересекая его

- Учить бегать не задевая других игроков

- Учить бегать вправо и влево по кругу

- Развивать внимание

- Создавать хорошее настроение

Ход игры:

Играющее делятся на две группы. Дети – горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

- Эй, дружок, продай горшок!

- Покупай!

- Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай!

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры:

Бегать только строго по кругу, не пересекая его. Бегущие не должны задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, то за запятнанный должен бежать вправо.

Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя детского сада/составитель А.В. Кенеман: под редакцией Т.И. Осокиной – М.: Просвещение 1988

Дополнительный материал по инициативным играм детей:

C:\Users\blame7\Desktop\Новая папка\IMG-20210712-WA0000.jpgC:\Users\blame7\Desktop\Новая папка\IMG-20210712-WA0010.jpgC:\Users\blame7\Desktop\Новая папка\IMG-20210712-WA0005.jpgC:\Users\blame7\Desktop\Новая папка\IMG-20210712-WA0016.jpgC:\Users\blame7\Desktop\Новая папка\IMG-20210712-WA0014.jpgC:\Users\blame7\Desktop\Новая папка\IMG-20210712-WA0020.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дидактические игры используются в процессе обучения детей с задержкой психического развития сюжетно-ролевой игре, умению брать на себя определённую ответственность в качестве ролевой модели....

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)

Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...

Дети не играют? Виноваты взрослые!

Статья-рекомендация для родителей о том, почему не умеют играть дети....

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

«Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры. Дидактическое пособие «Волшебный сундучок»»

В своей работе с детьми, я уделяю большое внимание дидактическим играм, так как это хороший способ научить детей адекватно воспринимать вещи (развить сенсорные способности). Дидактические игры вызываю...