Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мария Андреевна Малыгина

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Задачи:

закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;

познакомить детей с последовательным звуковым анализом слова «дом»;

    упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему;

    закреплять представление о предложении;

    развивать мелкую моторику.

Пособия: картина с изображением детей; картина-схема слова «дом», карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками; тетради, простые карандаши; бумажные заготовки (методом обрывания) геометрических фигур.

 

Ход занятия

 

  1. Дидактическая игра «Как их зовут?».

Перед детьми представлена картина с изображением детей. Педагог предлагает детям угадать, как зовут детей, изображенных на картине.

Суть игры: необходимо составить имена, ориентируясь на первые звуки в словах.

Опорные слова:

  1. шар, утка, рыба, апельсин - Шура;
  2. мышь, автобус, шишка, антенна - Маша;
  3. рука, осы, мак, автобус - Рома.

 

  1. Звуковой анализ слова «дом».

Педагог напоминает детям, что на прошлом занятии они учились находить все звуки в слове

«мак»; учились так произносить слово, чтобы каждый звук в нем хорошо был слышен. Предлагается вспомнить, какие звуки есть в слове «мак» (звуковой анализ слова «мак» на повторение).

На доске появляется карточка с изображением дома.

Звуковой анализ слова «дом» по схеме:

  1. Определить сколько звуков всего, опираясь на схему под картинкой.

 

 


 

 

 

 

 

  1. Выделить голосом первый звук в слове и отметить на карточке. ДОМ

 

 

 

 

 

 


  1. Какой второй звук?

 

 

 


 

 

 

Отметить характерные особенности этого звука (тянется, поется, громко произносится, при его произнесении нам нечего не мешает (ни губы, ни язык, ни зубы).

 

  1. Какой третий звук?

 

 

 


 

 

 

 

 

 

  1. Упражнение в произнесении слова «дом» в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова:

 

 

 


 

 

 

 

 

 

  1. Задание детям:
  • в словах мак и дом найти одинаковые звуки ([м]) и определить, где находится этот звук в слове мак, а где в слове дом;
  • найти в словах мак и дом звуки, при произнесении которых нам ничего не мешает, они тянутся, поются, громко и тихо произносятся: [а] и [о].                                                                                                       

 

  1. Задание детям:
  • придумать со словом мак предложение из двух слов;
  • придумать со словом дом предложение из трех слов;
  • «записать» графически (короткими черточками) эти предложения в тетрадях.
  •  
  1. Игровое упражнение «Маленький архитектор».

Выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру.

 

  1. Итог занятия

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch_gramote_starsh_gruppa.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Занятие № 17

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ

Задачи:

закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;

познакомить детей с последовательным звуковым анализом слова «дом»;

    упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему;

    закреплять представление о предложении;

    развивать мелкую моторику.

Пособия: картина с изображением детей; картина-схема слова «дом», карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками; тетради, простые карандаши; бумажные заготовки (методом обрывания) геометрических фигур.

Ход занятия

  1. Дидактическая игра «Как их зовут?».

Перед детьми представлена картина с изображением детей. Педагог предлагает детям угадать, как зовут детей, изображенных на картине.

Суть игры: необходимо составить имена, ориентируясь на первые звуки в словах.

Опорные слова:

  1. шар, утка, рыба, апельсин - Шура;
  2. мышь, автобус, шишка, антенна - Маша;
  3. рука, осы, мак, автобус - Рома.

  1. Звуковой анализ слова «дом».

Педагог напоминает детям, что на прошлом занятии они учились находить все звуки в слове

«мак»; учились так произносить слово, чтобы каждый звук в нем хорошо был слышен. Предлагается вспомнить, какие звуки есть в слове «мак» (звуковой анализ слова «мак» на повторение).

На доске появляется карточка с изображением дома.

Звуковой анализ слова «дом» по схеме:

  1. Определить сколько звуков всего, опираясь на схему под картинкой.

  1. Выделить голосом первый звук в слове и отметить на карточке. ДОМ

  1. Какой второй звук?

Отметить характерные особенности этого звука (тянется, поется, громко произносится, при его произнесении нам нечего не мешает (ни губы, ни язык, ни зубы).

  1. Какой третий звук?

  1. Упражнение в произнесении слова «дом» в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова:

  1. Задание детям:
  • в словах мак и дом найти одинаковые звуки ([м]) и определить, где находится этот звук в слове мак, а где в слове дом;
  • найти в словах мак и дом звуки, при произнесении которых нам ничего не мешает, они тянутся, поются, громко и тихо произносятся: [а] и [о].        

  1. Задание детям:
  • придумать со словом мак предложение из двух слов;
  • придумать со словом дом предложение из трех слов;
  • «записать» графически (короткими черточками) эти предложения в тетрадях.
  1. Игровое упражнение «Маленький архитектор».

Выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру.

  1. Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Звуковой анализ слова»

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки;Задачи:1.Образовательные: продолжать учить детей называть с...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определенияпоследовательности звуков в слове: выделять данную последовательностьнужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационнымвыд...