Презентация "Мнемотехника как способ развития связной речи у детей"
презентация

Ковалева Марина Алексеевна

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность.

При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей Подготовила: воспитатель Ковалева М.А.

Слайд 2

. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К . Д. Ушинский Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для развития речевой активности ребенка, когда собственная речь, свободная и уверенная, необходима ребенку для познания окружающего мира и самопознания . Проблемы речи детей дошкольного возраста: ⁕ Односложная , состоящая лишь из простых предложений речь. ⁕ Неспособность грамматически правильно построить предложение. ⁕ Бедность речи. Недостаточный словарный запас. ⁕ Употребление нелитературных слов и выражений. ⁕ Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. ⁕ Неспособность построить монолог. ⁕ Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. ⁕ Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ⁕ Плохая дикция.

Слайд 3

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. В переводе с греческого - «искусство запоминания». Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Слайд 4

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 5

Мнемотаблицы используются для решения следующих задач: Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией . Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать). Развитие образного мышления ( кодирование любой информации). Развитие всех видов памяти Развитие смекалки, тренировка внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах. Развитие графо-моторных навыков. Развитие связной речи: обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов

Слайд 6

Алгоритм работы с моделью: 1 этап . Введение элементов схем, символов . Например, обозначения: цвета, формы, величины, действия. 2 этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой- то одной области, потому что символ универсален. 3 этап. Введение отрицаний. Например, не большой, не съедобный . 4 этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов . 5 этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор . 6 этап . Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 7 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы .. 8 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

Слайд 7

Структура мнемотехники: М немоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблицы

Слайд 8

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук , одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

Слайд 9

Работа с мнемотаблицами : пересказ Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок») и далее переходим к художественным произведениям . Мнемотаблица помогает детям запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий . Пересказу – принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц , когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Особенности работы: 1. Проводим предварительную работу по развитию и обогащению речи. 2. Начинаем с мнемоквадратов , далее - мнемодорожки , позже – мнемотаблицы. 3. Используем цветные мнемотаблицы. 4. Мнемотаблицы даются в готовом варианте. 5. Образы должны быть доступны и понятны детям. 6. Объем информации не должен быть более 9 мнемоквадратов . 7. Участие в создании мнемотаблиц .

Слайд 10

Сказка «Колобок»

Слайд 11

Сказка «Рукавичка»

Слайд 12

Работа с мнемотаблицами : заучивание стихотворения Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Алгоритм: 1. Выразительное чтение стихотворения взрослым. 2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть. 3. Вопросы по содержанию стихотворения. 4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме . 5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу . 6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу .

Слайд 13

Работа с мнемотаблицами : Составление описательного рассказа Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Цвет . (Какого цвета игрушка?) Форма . (Какой она формы?) Мячи . (Какого размера игрушка?) Детали машины. (Назови ее детали.) Контур с вопросом. ( Из какого материала сделана игрушка?) \ Рука . (Как с этой игрушкой можно играть?) Составление рассказов-описаний по теме « Игрушки» Кукла . «Это —кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно ». Машина. « Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она ярко-красного цвета, прямо­угольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металли­ческая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается»

Слайд 14

Составление описательных рассказов по графической схеме «Одежда» Платье. « У меня есть любимое платье. Оно голубого цвета с мелкими белыми цветочками. У платья есть кокетка, юбка, рукава, манжеты, воротник, застежка-молния, карманы и поясок с пряжкой. Платье сшито из тонкого шелка, оно шелковое. Это нарядное летнее детское платье. Платье можно постирать, погладить, его можно носить, а если оно порвется, то я его зашью. Рубашка . «Рубашка - это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая .» Цвет . (Какого цвета одежда?) Детали . (Из каких деталей одежда?) Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сшита?) Погода . (Для какого времени года эта одежда?) Мужчина , женщина, ребенок. (Это одежда мужская, женская или детская?) Рука . (Что можно сделать с одеждой?)

Слайд 15

Отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц : Загадка, соединенная с мнемотаблицей , способствует развитию наглядно-образного мышления; лучше осмысливается содержание; поминание лучше происходит в перекодированном виде. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле. Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект

Слайд 16

Использование метода мнемотехники Результаты: У детей: Расширяется круг знаний об окружающем мире; Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; п оявляется интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок, загадок; Активизируется интерес к заучиванию стихов Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам; Словарный запас детей от пассивного (в основном) переходит в активный и обогащается до уровня, необходимого ребенку в школе; Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее . Приемы мнемотехники способствуют развитию связной речи у детей дошкольного возраста, что является важным показателем их умственных способностей и готовности к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей дошкольного возраста

В  развитии речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений выразительно воспроизводить стихи и п...

Консультация для педагогов “Мнемотехника как способ развития связной речи у детей”

Консультация для педагогов“Мнемотехника как способ развития связной речи у детей”  «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестнымему пяти словам – он будет долго и  ...

Самообразование. Тема "Дидактические игры как способ развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач дошкольного учреждения, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых....

Консультация для педагогов:Мнемотехника как способ развития связной речи у детей

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей...

" Мнемотехника как способ развития связной речи у детей "

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26696592","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Мнемотаблицы используются для решения следующих задач:1. Развитие связной речи:- обогащения...

ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИОбщее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формиро...