ТЕОРИТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МБДОУ «Системообразующий подход к решению задач внедрения ФГОС ДО: современные технологии позитивной социализации дошкольников».
консультация

Новикова Наталья Васильевна

ТЕОРИТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МБДОУ

«Системообразующий подход к решению задач внедрения ФГОС ДО: современные технологии позитивной социализации дошкольников».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 2 «Золотой ключик» п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области.

ТЕОРИТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МБДОУ

«Системообразующий подход к решению задач внедрения ФГОС ДО: современные технологии позитивной социализации дошкольников».

Составитель : старший воспитатель

        Новикова Н.В.

2021г.

Цель: Изучить теоретические подходы к пониманию эффективной социализации дошкольников.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию.

Слайд 2.ФГОС дошкольного образования в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет её, как программу психолого педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Социализацию не следует понимать как освоение социальных норм, правил и ролей. И дальше не двигаемся. Т.е. в результате может создаться ложное впечатление, что Стандарт предполагает формирование послушного и удобного ребёнка, который оправдает ожидания учителей начальной школы.

В первую очередь, социализация предполагает развитие в дошкольном возрасте мотивационно - ценностной сферы. И это   потребность в любознательности, познании мира, универсальные подходы к осознанию  мира , часто в виде вопросов «когда?», «почему?», «где?», с желанием и потребностью в творчестве, которые воплощаются в игровой, изобразительной деятельности

Мы знаем, что у ребёнка в дошкольном возрасте присутствует гордость за свои достижения. Но, к сожалению, к младшему школьному возрасту она часто растворяется в нотациях и поучениях взрослого, который старается оценить ребёнка с точки зрения «правильности - неправильности».

Ещё один важнейший момент, связанный с социализацией,- это развитие у ребёнка способности сотрудничать, общаться не только со сверстниками  и взрослыми, но уметь строить сотрудничество, направленное на освоение системы базовых ценностей культуры и освоение морально -  этических норм.  Хорошо известно, что освоение этих норм осуществляется не в процессе нравоучений, моралей, нотаций, которые читает взрослый, а в процессе реальной совместной деятельности, в которой дети прислушиваются друг к другу, помогают, делятся друг с другом и тем самым осваивают базовые человеческие отношения.

Слайд 3 ФГОС  дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников.

К числу этих требований относятся:

- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, оказывать  детям  квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Поэтому столь важна организация педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, передает свое видение мира, входит в социальные отношения, осознавая свою ценность и неповторимость.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия и готовность к внедрению современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Изучая  ваши анкеты, я пришла к выводу, что вопросы социально – личностного развития детей дошкольного возраста вызывают затруднения как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с педагогическим стажем. Так же хочется вас познакомить с анализом анкетирования родителей касающихся данной темы.

В анкетировании приняло участие 38 родителей.

В анкетировании приняли участие  родители  воспитанников старшей (15), подготовительной(15) и младшей группы(8) , всего 38 человек.

100 % родителей считают   социально-личностное развитие важнейшим компонентом в воспитании детей. Так же все родители согласны ли с тем, что в дошкольном возрасте  закладываются социальные навыки, адаптация в социальном мире. Все родители единогласно считают  необходимыми   ежедневные занятия в детском саду по развитию у детей навыков общения, доброжелательного отношения к себе и окружающим, чувств индивидуальности, социально-эмоционального развития. На вопрос  «Хочется ли Вам, чтобы к вашему ребенку окружающие (дети и взрослые) относились с симпатией?». Положительно ответило 37 человек. Только 1 родителю это безразлично26 % родителей считают что им не хватает опыта и знаний об особенностях социального, эмоционального, нравственного развития ребенка.

В анкете родителям был задан вопрос: Как вы считаете, в чем проявляется инициатива и самостоятельность ребенка. Здесь мнение родителей разделилось:

28 человек считают, что  самостоятельность ребенка проявляется в  выборе  игр и занятий дома, 18 человек в выборе продуктов и игрушек.

2человека отметили, что самостоятельность ребенка проявляется в прогулках без сопровождения взрослого и  самостоятельное посещение друзей (без сопровождения взрослого)

 И только 9 человек указали, что  самостоятельность ребенка проявляется в самостоятельном решении конфликтных ситуаций со сверстниками (без помощи взрослого). Так же родителям было предложено дополнить свое мнение по данному вопросу. Только 3 человека дали свои ответы. 1 родитель считает – самостоятельные походы в магазин ребенком характеризует данный показатель, 1 родитель в старшей группе – умение элементарно обслуживать себя : убирать игрушки, складывать вещи на место. И 1 родитель(в подготовительной группе ответил  : Умение ставить перед собой задачи, самостоятельно решать их. Умение управлять своим временем, своими чувствами.  Хочется отметить, что ведь это и есть важные показатели успешной социализации ребенка именно эти  задачи необходимо решать в ходе социально – личностного развития детей дошкольного возраста.

Именно этому и посвящен наш сегодняшний семинар.

Характер семинара - теоритический. Его цель-  Изучить теоретические подходы к пониманию эффективной социализации дошкольников;

Слайд 4 Автор Современных технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации Наталья Петровна Гришаева. Руководитель инновационной площадки по социализации дошкольников ДОО Академии образования.

Слайд 5Наталья Петровна  объясняет причины социальной беспомощности у современных детей (по слайду)

Слайд 6 Гришаева предлагает следующие технологии на решение проблем социализации (по слайду)

И сегодня мы остановимся на некоторых из них.

Слайд 7 Педагогическая технология социализации дошкольника. Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут

в        течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Рассмотрим цели данной технологии (по слайду). 

Основная цель технологии – сформировать у дошкольников умение планировать свои действия и оценивать их результаты

Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители заранее предупреждаются о том, что в детском саду будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей, и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т.п. 

Слайд 8Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:

_ Свободный клубный час это когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;

- Тематический клубный час это тема включена в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Весна», это конкурс рисунка  на весеннюю тему, построение плота, чтение литературы по теме или заучивание стихотворения, выставка картин  и т.д; Воспитатели предварительно обсуждают и определяют тематику «Клубных часов», готовят  коллективные тематические планы, связанных с темой месяца. 

- Деятельностный клубный час это, когда в его основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе экспериментируют, в другой рисуют или клеят и т.д.

Клубный час  как правило, проходят 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю впоследствии. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» – его длительность, а именно не менее 1 часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт;

3. Организационные моменты «Клубного часа». Мероприятие проходит так

Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Закрываются входные двери в сад, на двери помещений, в которые вход воспрещен, вывешиваются красные круги. У входа в группу (клуб) вывешиваем большой смайл, в кармане которого кладут  маленькие смайлики. Сколько маленьких смайликов в кармашке, столько свободных мест в клубе. Задействованы все сотрудники - завхоз, кастелянша, мед. сестра они  находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей, общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.). На лестничных пролетах, в коридорах детского сада за дисциплиной и безопасным поведением детей следят младшие помощники воспитателя (не делая детям никаких замечаний, занимаются уборкой, но следят за поведением) Педагоги (организаторы клуба) в это время организуют клубы  на территории детского сада: в группах,  в музыкальном зале, в кабинете специалистов (ст. воспитатель, муз. руководитель ) .

Ребенок, выходя из группы, заранее знает, чем и в каких местах можно будет заняться, поскольку накануне, организаторы клуба делают краткую презентацию деятельности своего клуба. В течение часа дошкольник может посетить несколько площадок, а может побывать только в одном месте – это право выбора каждого ребенка.

Таким образом, один раз в неделю воспитанники старшей и подготовительной групп имеют возможность выйти за пределы своей группы, чтобы заняться в течение часа, тем видом деятельности, который выберут сами.

По окончании «Клубного часа» ответственный проходит во всем этажам (группам), например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;

Слайд 9 Участвовать в "Клубном часе" могут те дети, которые согласны соблюдать определенные правила: передвигаться по клубам спокойным шагом, при входе на клуб приветствовать педагога и находящихся там детей, а при выходе прощаться, соблюдать внутренние правила каждого клуба, и так далее на слайде.

С детьми старшей и подготовительной группы также проводится предварительная работа:

1)        организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать во время этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти;

2)        обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся;

3)        объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;

4)        выдается план (карта), что и где происходит, в зависимости от того, какой вид «Клубного часа» планируется, - тематический, деятельностный или творческий;

5)        устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил. Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают все

правила. Ведётся план-карта, каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти. Даётся инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь

в        группу».

6)        после завершения «Клубного часа», все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Включается медитативная музыка, начинается обсуждение – рефлексивный круг. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить. Обсуждаются такие вопросы:

-Где ребёнок был?;

-Что тебе запомнилось?;

-Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?;

- Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет, то почему?

-Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

При реализации данной технологии используется система «Красных кружков». Каждому ребёнку, на время «Клубного часа», выдаётся по три красных кружка, которые он кладёт в специальную сумочку. Кружки может забрать любой взрослый, если ребёнок не соблюдает правила поведения во время «Клубного часа». На рефлексии по окончании мероприятия ребёнок выкладывает кружки перед собой, при нехватке у него одного или двух кружков, он должен будет рассказать, кто и за что их у него забрал. Если у ребёнка забирают один кружок, он сразу идет в свою группу, но не пропускает следующий «Клубный час». Если же забирают два или три кружка, то следующий «Клубный час» ребенок пропускает. Таким образом, это дисциплинирует  дошкольника, формируя у него такие качества, как самоконтроль, ответственность, самостоятельность.

Рассмотрим на примере, как проводится деятельностный клубный час

Слайд 10 По своему усмотрению дети посещают любую группу или кабинеты ДОУ, где им предоставляется возможность выбрать себе деятельность по интересу. Клубный час проводится впервые, то  для детей педагогами-участниками были заранее запланированы следующие виды деятельности:

Слайд 11 по Слайд 17

Если взять определенную тематику, например «птицы», могут быть следующие клубы

Экспериментальный клуб - «Почему птицы летают?» - возможность провести опыты с пухом, пером, водой и воздухом.

Мастерская карандаша – «Вот, какой воробей» - Рисование •        

Клуб Изопластика – «Ласточка» создание картину, используя пластилин.

Театральный клуб – драматизация стихов про птицы и так далее

Клуб Спортландия – «Перелетные птиц» игры, на подражание повадкам птиц.

Музыкальный салон – «Кошка и птицы»

Игра – импровизация «Кошка и птицы».

Клуб Тестопластика – «Совушка – сова» поделки из соленого теста.

Клуб Оригами – «Филин» создание поделок из бумаги.

Проведение «Клубного часа» позволяет  наблюдать следующие изменения у детей:

•        дети узнают большинство детей детского сада и относятся к ним более дружелюбно;

•        дети более подробно и открыто сообщают о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада;

•        у многих детей снижается уровень агрессивности и конфликтности, особенно во время проведения «Клубного часа»;

•        дети переносят правила поведения клуба на повседневную жизнь в группе и социуме.

Проблемная педагогическая ситуация.

В обычном детском саду и планировка здания, и внутренний интерьер, и все устройство, начиная с огороженной территории и заканчивая диетическим питанием, предназначены для удобства, комфорта и безопасности детей. Но комфорт и безопасность должны быть разумны: не следует мешать малышам самостоятельно принимать решения, находить выход из экстремальных ситуаций и психологических конфликтов. Поссорятся две девочки - воспитательница помирит. Затеют мальчишки драку - воспитательница разнимет, разведёт по углам, переключит внимание на другое, более интересное занятие. Она все знает, все умеет, всегда рядом. И постепенно для детей воспитатель превращается в какое-то подобие робота, выполняющего определённые функции. Да и сам педагог не ощущает себя целостной личностью, лишь ответственным лицом, которое не вправе пожаловаться на плохое настроение или внезапное недомогание.

Слайд 18Цель проведения каждой ППС – самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Зачем обучать всему этому дошкольников?

Для того чтобы ППС прошла эффективно, необходимо соблюдение специальной технологии.

Первый этап подготовительный. Первая его часть - воспитатели планируют, какую ситуацию они возьмут и какие цели реализуют. Вторая часть - разработка сценария. В это же время проводится диагностика детей. (Опрос малышей и родителей: как они видят заданную проблему, как ее решают). Важно выяснить, на какой степени развития относительно поставленной цели находится группа. Второй этап - создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни

ППС может проводиться как в начале, середине, так и в конце работы по проблеме. Каждая ППС может быть организована в различные дни месяца - это зависит от педагогических целей. Целесообразная периодичность - два раза в месяц. Ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённой возрастной группы. У детей до пяти лет в ППС главный герой не реальный персонаж, а кукла. Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении всех детей, затем анализирует для самоконтроля степень совпадения.

Ситуация проводится без присутствия взрослых. Воспитатель наблюдает из укромного места за детьми и фиксирует их поведение по специальной схеме. Желательна видеозапись ППС с дальнейшим просмотром и обсуждением с педагогами.

Человека, проводящего ППС, должен быть незнаком детям (особенно это относится к старшим дошкольникам).

Рассмотрим на примере ППС «Старушка». Несколько дней детям читали стихи и рассказы, все вместе разучивали песенки, в которых говорится об уважении

к        старикам и другим беспомощным людям (инвалидам, маленьким детям). Дети бодро рапортовали, как они будут помогать старикам.

Наконец день прихода старушки наступил. Её роль сыграла пожилая женщина, бывший дошкольный работник. Дети не знали её и никогда не видели, что очень важно. Ведь как бы вы ни загримировались и ни переоделись, малыши вас узнают, тогда ситуация из реальной тут же превратится в игровую. Такого допускать нельзя. Наступил решающий день. Полдник, ребята едят булочки. На столах несколько лишних чашек и булочек. Воспитателей нет: они наблюдают из укромных мест.

Итак, все готово. Входит старушка с палочкой и большой сумкой в руках. Спрашивает:

– Ребята, не в вашей ли группе мой внук - Вася Иванов?

Несколько человек отвечают:

– Нет.

– Ох, как же я устала, - продолжает старушка, - у меня так болят ноги, я хочу

пить.

И        что же наши подготовленные дети, которые на занятии бодро рапортовали о помощи старикам и старушкам? Многие отвернулись, делая вид, что ничего не происходит. Один мальчик даже заткнул уши. Посыпались замечания:

– Может, бомж какой?

– Может, она больная и заразная?

– Хоть бы она поскорее ушла, эта противная старуха!

(Из нескольких групп нашлось лишь два-три малыша, которые предложили бабушке стул и угощение.)

– Как же мне найти внука? – вздыхает огорченно бабушка.

– Спросите у воспитательницы.

– Но её же нет!

– Тогда никак.

(Лишь одна девочка предлагает пойти к заведующей и справиться у неё. Из этой группы старушка уходит ни с чем.)

Наступает завершающая часть работы рефлексия, третья часть проблемной ситуации, осмысление реально прожитого опыта. Входит воспитатель, рассаживает детей в круг, включает медитативную музыку. Затем следуют вопросы:

1)        Что сейчас произошло?;

2)        Что ты делал, что чувствовал?;

3)        Что ты будешь делать в следующий раз, если придёт бабуля?

Вначале все по очереди отвечают на первый вопрос, потом на второй и т. д. Выслушивая правдивые или не очень ответы, воспитатель не даёт никаких оценок. Можно лишь слегка, вопросом выделить понравившуюся реакцию: «Оля, тебе действительно было жалко бабушку?».

Чтобы все дети усвоили урок, «ситуацию» повторяют 3-4 раза. Но сюжет необходимо всё время моделировать. Пусть через несколько дней на прогулке к ребятам подойдёт мама с коляской и попросит помощи или за помощью обратится кто-то из детей ясельной группы с бабушкой.

После каждого мероприятия воспитатель вывешивает в групповой раздевалке табличку: «Ситуация». Это сигнал для пап и мам. Они должны обязательно расспросить ребенка о происшедшем, вместе сделать соответствующие выводы, возможно, зафиксировать их письменно.

Проведение ППС «Карлсон» Воспитатель, сославшись на вызов в кабинет заведующей вышел из группы.Через2-3 минуты появился Карлсон. Он спросил детей, догадались ли они, кто он, и сообщил, что любит шалить. Карлсон пригласил детей пошалить и начал разбрасывать постройки детей. Затем предложил залезть в сумку к воспитателю, взять кошелёк и пойти купить для

всех мороженое, сделать записи в журнале воспитателя, сорвать листья комнатных

растений, чтобы сделать гербарий. Затем он позвал детей погулять с ним. Ссылаясь на то, что долго ждать, пока дети оденутся, Карлсон попрощался и покинул группу. Дети остались одни.Через 2-3 минуты вошёл воспитатель и поинтересовался, что произошло… 

Проведение технологии «Карлсон» дало следующие результаты. В

подготовительных к школе группах дети не давали Карлсону разбрасывать конструктор, объясняли, почему нельзя нарушать правила. Некоторые дети физически блокировали действия Карлсона, не давали дотронуться до цветов, поделок, рисунков и сумки воспитателя. Никто из детей не пошёл за Карлсоном, просто проводили до прихожей сказочного героя. 

Дети старшей группы не так активно, как в подготовительных к школе группах, блокировали Карлсона. На предложение погулять некоторые дети откликнулись. Один ребёнок даже лично хотел проводить Карлсона, чтобы он не заблудился в здании, остальные несколько человек начали собираться на улицу. После ухода Карлсона дети эмоционально обсуждали случившееся и выглядывали в окно, чтобы посмотреть, не летит ли он. На заключительном рефлексивном кругу обсуждался вопрос «Чем баловство отличается от хулиганства?». Уже после третьего прихода Карлсона 80 % детей смогли самостоятельно ответить на этот вопрос.

Таким образом, ребенок ставится в ситуацию морального выбора: поступить в соответствии с собственным желанием или установленными в группе правилами.

Использование ситуаций морального выбора ставит детей перед выбором - откликнуться на проблемы другого или предпочесть личные интересы, проявить равнодушие.

Дети-волонтёры

Слайд 19 Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры» следующие:

1) развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

2. развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении

младших детей;

3) создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой

деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Для организации и реализации данной технологии необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Например, дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, показать спектакль, рассказать сказку, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.

Для реализации данной технологии необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами. Организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам: «Научим малышей играть», «Научим разрешать конфликты», «Научим одеваться», «Знаем, как помочь в проведении занятий»

Ежедневный рефлексивный круг

Слайд  20 Круг способствует совершенствованию речи как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

Задачи педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг» следующие:

– сплочение детского коллектива;

– формирование умения слушать и понимать друг друга;

– формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

– обсуждение планов на день, неделю, месяц;

– развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;

- привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

«Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 мин и менее, а в подготовительной к школе – 10–20 минут. Если того требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после происшествия. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени),. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

Вопросы, задаваемые во время «ежедневного рефлексивного круга», можно поделить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?», «Что делать, если хочется подраться?» и т.д.

Цель  проведения кругов, которые условно названы «Что такое правила?» и «Правила в нашей группе», сформировать у воспитанников представление о том, что каждый ребенок – член единого коллектива, в котором учитывается мнение каждого.

Гришаева приводит пример рефлексовного круга «Что такое правила» и «Правила нашей группы

Педагог попросил детей по кругу высказать своё ощущение, поделиться со всеми своим настроением. Затем задал ребятам вопрос: «Как вы думаете, что такое правила?». Дети не давали определения этому слову, а начали называть, какие правила знают: «Нельзя переходить дорогу на красный свет», «Нельзя обижать маленьких» и т.д. Педагог попросил припомнить: «А есть ли в вашей семье какие-то правила?». Некоторые дети желали высказаться и называли те правила, которые установлены в их семьях, например: «Нельзя проходить в обуви в комнаты». Затем педагог задал ещё вопрос: «Для чего вообще правила нужны? Что будет, если их не соблюдать?». Дети сделали вывод, что жизнь протекает по правилам. Есть правила в семье, в магазине, в стране, в мире. Дети вместе с педагогом проговорили: «Если правила нарушить, то всё смешается и встанет с ног на голову. Поэтому соблюдать правила необходимо».

 «Правила в нашей группе». Педагог попросил детей припомнить, о чём они говорили на прошлом круге. Дети по очереди называли то, что запомнили. Затем педагог задал вопрос: «Как вы думаете, а в нашей группе есть правила?». Дети называли те правила, которые они соблюдают в группе: «Мыть руки перед едой», «Здороваться друг с другом, когда приходим в детский сад». Затем педагог попросил выбрать 5-7 правил, которые никогда нельзя будет нарушать. Каждый из детей высказал своё мнение о том, какое правило самое важное, начиная это предложение со слов: «По моему мнению...». В конце «круга» педагог предложил поразмышлять о том, как можно оформить правила так, чтобы они были напоминанием для всех.

Ежедневно в течение первых двух недель проводились рефлексивные круги, на которых воспитатели беседовали с детьми о правилах поведения в группе, давали задания родителям через детей. Например, предлагалось написать на отдельном листе бумаги, какие правила поведения есть в семье, как распределяются обязанности в семье у детей и взрослых.

В        результате проделанной работы к концу второй недели дети совместно с педагогом вывели пять основных правил: то, что можно делать с разрешения взрослого в свободной деятельности ребенка, и то, чего делать ни в коем случае нельзя. Эти правила в виде небольших карточек были наклеены  каждой группе Дети проговорили с воспитателем о том, что можно и нельзя и почему.

В        группе появился стул для размышлений с песочными часами на две минуты для тех воспитанников, кто нарушил правила поведения. Совместно с родителями был изготовлен коврик примирения, на котором детей учили решать конфликты и мириться вначале при помощи взрослого, а затем самостоятельно

Итоги семинара.

1. Разработать «Положение о рабочей группе с указанием графика заседания и руководителем»

2.Организовать «Школу волонтеров»,

3.Разработать программу обучения, план еженедельный план посещения старшими детьми младших

4.Разработать план проведения «Клубного часа»

5. Провести диагностику уровня самореализации поведения и самостоятельности детей в средней, старшей и подготовительной группах (без присутствия воспитателя «своей» группы).

Воспитателям :

  1. Просмотреть запись Вебинара  Н.П.Гришаевой «Современная технология эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе».
  2. Прочитать книгу А. Фабер и Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали

и как слушать, чтобы дети говорил»

  1. Обновить  подходы к планированию воспитательно – образовательной деятельности с целью создания условий для позитивной социализации воспитанников.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________

1.Как Вы понимаете понятие «социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. С какими технологиями по социально-личностному развитию детей вы знакомы?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие технологии и методические пособия Вы внедряете в педагогическую деятельность?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие формы и методы работы Вы применяете в работе с детьми по развитию социально-личностных качеств?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Через какие виды деятельности Вы проводите работу с детьми по социально-личностному развитию?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие методические разработки, пособия, игры, оборудование и прочее Вы изготовили к 2017 – 2018  учебному  году для развития социально-личностных качеств у детей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Есть ли у Вас затруднения в педагогической деятельности по социально-личностному развитию:

– планирование работы,

– организация деятельности,

– организация и составление занятий,

– диагностика,

– организация работы с родителями.

Другое______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какая методическая помощь Вам необходима в работе по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какой информацией Вы можете поделиться с педагогическим коллективом по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей

«Показатели социально-личностной зрелости детей»

Уважаемые родители, ответьте пожалуйста на вопросы анкеты, подчеркнув необходимое.

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________________

Возраст, группа_____________________________________________________________________

Дата заполнения_____________________________________________________________________

1. Считаете ли Вы социально-личностное развитие важнейшим компонентом в воспитании детей?

– да,

– не ставлю на первое место,

– нет.

2. Согласны ли Вы с тем, что в дошкольном возрасте  закладываются социальные навыки, адаптация в социальном мире.

– да,

– не совсем так,

– нет.

3. Считаете ли Вы, что вам не хватает опыта и знаний об особенностях социального, эмоционального, нравственного развития ребенка?

– да,

– частично,

– нет.

4. Считаете ли необходимыми   ежедневные занятия в детском саду по развитию у детей навыков общения, доброжелательного отношения к себе и окружающим, чувств индивидуальности, социально-эмоционального развития.

– да,

– иногда,

– нет.

5. Испытываете ли Вы желание услышать о своем ребенке: «добрый, общительный, легко идет на контакт, эмоциональный»?

– да,

– нет.

6. Хочется ли Вам, чтобы к вашему ребенку окружающие (дети и взрослые) относились с симпатией?

– да,

– мне безразлично.

7. Связываете ли Вы социальные качества и манеры поведения ребенка с отношением к нему сверстников?

– да,

– не всегда,

– нет.

8. Проводите ли Вы дома работу по формированию у детей доброжелательного отношения к себе и окружающим, чувств индивидуальности, умения общаться, адаптации в социальном мире?

– да,

– не всегда,

– нет.

9.Как вы считаете, в чем проявляется инициатива и самостоятельность ребенка

- выбор  игрушек, продуктов

- выбор  игр и занятий дома

-  прогулки без сопровождения взрослого

- самостоятельное посещение друзей (без сопровождения взрослого)

- самостоятельное решение конфликтных ситуаций со сверстниками (без помощи взрослого)

другое_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ!

Анализ анкетирования родителей по теме

«Социально – личностное развитие детей дошкольного возраста»

Метод исследования – социологический опрос (анкетирование).

В анкетировании приняли участие  родители  воспитанников старшей, подготовительной и младшей группы , всего 38 человек.

100 % родителей считают   социально-личностное развитие важнейшим компонентом в воспитании детей. Так же все родители согласны ли с тем, что в дошкольном возрасте  закладываются социальные навыки, адаптация в социальном мире. Все родители единогласно считают  необходимыми   ежедневные занятия в детском саду по развитию у детей навыков общения, доброжелательного отношения к себе и окружающим, чувств индивидуальности, социально-эмоционального развития. На вопрос  «Хочется ли Вам, чтобы к вашему ребенку окружающие (дети и взрослые) относились с симпатией?». Положительно ответило 37 человек. Только 1 родителю это безразлично.( Васюкова Алиса мл. гр.). 26 % родителей считают что им не хватает опыта и знаний об особенностях социального, эмоционального, нравственного развития ребенка.

В анкете родителям был задан вопрос: Как вы считаете, в чем проявляется инициатива и самостоятельность ребенка. Здесь мнение родителей разделилось:

28 человек считают, что  самостоятельность ребенка проявляется в  выборе  игр и занятий дома, 18 человек в выборе продуктов и игрушек.

2человека отметили, что самостоятельность ребенка проявляется в прогулках без сопровождения взрослого и  самостоятельное посещение друзей (без сопровождения взрослого)

 И только 9 человек указали, что  самостоятельность ребенка проявляется в самостоятельном решении конфликтных ситуаций со сверстниками (без помощи взрослого). Так же родителям было предложено дополнить свое мнение по данному вопросу. Только 2 человека дали свои ответы. 1 родитель в старшей группе – умение элементарно обслуживать себя : убирать игрушки, складывать вещи на место. И 1 родитель в подготовительной группе ответил : Умение ставить перед собой задачи, самостоятельно решать их. Учение управлять своим временем, своими чувствами.  Это и есть важные показатели успешной социализации ребенка именно эти  задачи необходимо решать в ходе социально – личностного развития детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная технология эффективной социализации дошкольника в образовательном комплексе,Клубный час в МБДОУ д/с №21

Введение детей в ситуацию «Клубный час». Помощь детям в приобретении жизненного опыта (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции....

Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики.Для решения этой проблемы мы решил...

«Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников»

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.Потребност...

консультация для воспитателей «Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников»

консультация для воспитателей «Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников»...

Презентация к "Семинар - практикуму по теме: "Современные технологии эффективной социализации дошкольников"

Презентация к "Семинар - практикуму по теме: "Современные технологии эффективной социализации дошкольников"...

«Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников»

Муниципальный уровень. Окружное методическое объединение «» МБДОУ № 70 «Золотая рыбка», 12.10.2022...

Консультация для педагогов на тему: «Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников»

Консультация для педагогов  на тему: «Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников»...